Хабрахабр

Процесс создания схемы Минского метро

Как и обещал, в этой заметке речь пойдет о процессе создания схемы Минского метро.

Начало

Идея нарисовать схему метро Минска пришла мне в голову, когда увидел обновлённую версию от отечественных дизайнеров. Их, в тестовом режиме, повесили на некоторых станциях. Так сложилось, что мы встретились с ней лицом к лицу на платформе станции метро Уручье. Она выглядит вот так:

image
Я подумал, что можно сделать её намного проще и информативнее, выкинув лишнее и правильно расставив акценты.

Посмотрел схемы из портфолио, впечатлился. Начал собирать коллекцию хороших схем и наткнулся на клёвые советы Ильи Бирмана. Быстренько набросал первую версию на уровне достаточности и отправил письмо. После прочтения описание создания схемы метро Екатеринбурга, я понял, что могу написать Илье письмо, спросить совета. Вот так выглядела первая версия:

image

Кстати, я очень плохо знал Иллюстратор и никогда не делал схемы метро или что-то подобное. Илья согласился участвовать в роли арт-директора и началась продуктивная работа. Через неделю Илья предложил рисовать город подробно:

Если в городе всего две линии, надо рисовать остальной город тоже.

А за пределами центра оставим только оставшиеся станции. Давай какой-то кусок центра покажем прям честно, со всем фаршем, включая дворец советов, или как он там называется, подпишем проспект независимости, парк, чтобы было интересно.

Нужно было равномерно залить всю свободную область, использовать её максимально полезно. Я нарисовал сначала центральные улицы, парки, выходы из метро, реку, железную дорогу и даже трамвайные пути. Потом добавили здания.

image

Мы сразу раздели зоны ответственности и придумали как будем работать дальше. Примерно в этот момент к нам присоединился ещё один дизайнер Костя Евстратенко. Ещё мы пришли к выводу, что нужно показать национальную библиотеку, спортивные арены, новую ветку, железнодорожный и авто вокзалы. Костя на себя взял изометрические достопримечательности, а я всё остальное.

Через несколько дней Илья дал нам развернутые ответы про реки и парки. Чтобы разобраться ещё лучше в нанесении парков и рек на картах, Костя задал несколько вопросов в рубрику советов Бюро. Такая навигация поможет ориентироваться в процессе. Пошла активная совместная разработка, поэтому дальше я разделю заметку по месяцам.

Февраль

В феврале мы все силы бросили на центр города. Расширили его, добавили зелёную ветку. Составили список улиц, которые в него входят. Я начал перерисовывать линии и станции, выбрал радиус скруглений улиц и линий, предложил Илье несколько вариантов станций в центре:

image

Костя нарисовал несколько черновиков с разной детализацией, собрали всё в кучу получилось так:

image

В центре переделали станции, нарисовали заново четыре здания, добавили мост. Добавили МКАД, линии и реку за центром. Выбрали белый, с ним приятнее: Подготовил версию на белом фоне и на синем.

image

На следующий день мы получаем развёрнутый ответ. Заворачиваем и отправляем Илье. Илье не нравится общая расцветка, здания слишком блестят, тень от острова ужасная.

Люди будут запинаться! Линии стекают прикольно, но по смыслу вообще не то. Вокзал нужно подписать крупно и железную дорогу понятную сделать.

image

На переходе нужен красивый градиент.

image

Плохо. Единственная круглая линия МКАДА выбивается. Самолётик очень маленький.

image

Там очень много клёвых зданий. Цветовые схемы для зданий Илья посоветовал подсмотреть в игре «Монумент валли».

Многие удивляются, что мы делали такую работу 8 месяцев. Дальше я расскажу про процесс работы в марте и апреле. Мы с Костей уделяли схеме метро не более 7 часов в неделю. Хочу уточнить этот момент. Это не так мощно звучит, как 8 месяцев. В целом, я потратил чуть больше, чем 200 часов на эту работу.

Март

В марте мы искали визуальный язык. Изучив правки Ильи, мы переделали старую версию. Первое, спуски линий с острова. Они стали более гладкие:

image

Мы собрали папку файлов с разными картами и схемами. Далее деревья. Некоторые из них впечатлили особенно:

image

image

image

Попробовали разные цвета в зданиях и детализиpовали их. Вдохновились и собрали новую версию. Добавили градиент переходу — стало лучше:) Сгладили спуски линий и тень у центрального острова. Сделали новые деревья и реку. Использовали более родные цвета для города: За городом станции показали «пеньками».

image

Отправляем Илье, получаем ответ:

Парки, деревья, река — кайф.

Половина площади пустует. Но в целом пока всё бесформенное. На центральном острове можно явно скукожить часть пространства. Стоит сейчас бросить максимум сил именно на это. Пустые кварталы надо как-то хоть чем-то заполнить ещё. Парки подписаны очень мелко. Слишком много изломов у реки за центром.

Кажется, будто от Купаловской до Первомайской ехать неделю. Половина красного хвоста не подписана. Может, как-то без этого обойтись? Меня пока парит тень, которую остров отбрасывает на схему. Стекания линий сами по себе прикольные, но смысла в них нет, и они выглядят как изломы.

Это не значит, что детали не важны. В целом форма не кажется красивой, а целое важнее деталей. Это только значит, что если с деталями всё прекрасно, а в целом получается не очень, то это не катит 🙂

И тут у меня появилась идея, которая стала значимой. Если форма в целом кажется не красивой, то нужно использовать круг. Следовательно, нужно полностью перерисовать центр города, чтобы он вписался в фигуру. Я быстро накидал прототип и отправил Илье.

Кубами мы с Костей отметили здания, которые планируем рисовать. Илья сказал, что идея нравится и попросил постараться сделать линии симметричными. Ещё добавили зелёную линию для теста.

Вот такой черновой макет получился в итоге:

image

Ответ Ильи:

Центральный круг должен выглядеть более-менее равномерно плотным. Нужно как-нибудь сжать или заполнить пустующие кварталы.

Нужен новый шрифт, этот не катит. Кружочки зря темнее линий. Логотип метро этот не очень, действующий лучше.

Бордер у круга надо убрать, а фон за его пределами сделать темнее.

Я понял, что старый центр города не выживет, нужно перерисовывать всё с нуля. Чтобы плотно распределить вес, нарисовал схему в блокноте.

image

Так смотрится эстетичнее и рисовать стало проще. Стало видно, что улицы нужно рисовать под 45°, нарушая географию. Самые пустые края центра решили обрезать, чтобы увеличить плотность.

image

Апрель

В апреле мы пытались подружить Минск с нашим кругом в центре. За основу взяли меньшую часть центра, чтобы она стала плотнее. Все улицы под 45°. Все стало чуть крупнее. Добавил зелёную ветку. В парках начал рисовать холмы и деревья. В центре случайно получился подмигивающий смайл.

image

Илья пишет:

При этом попасть перекрёстком красной и синей линии в центр круга. Надо как-то сжать расстояние между Октябрьской и Площадью Победы.

Я бы пока вернул пеньки за пределами круга. Cтранно, что цвет остановок отличается от цвета линий.

Более того, я бы даже посмотрел, как бы всё смотрелось, если станции справа подписать слева. Надо придумать, как все станции слева подписать справа от линий. Это позволит плотнее формат залить.

Зелёную линию плохо видно над парком.

Одинаковые расстояния между центральными станциями и пересечение ровно в центре… Надо перерисовывать центр снова. Я собрался с силами, нарисовал и показал новый прототип Илье:

image

image

За центром — обычные пеньки, в центре — более детальные. Заодно я решил попробовать новые обозначения станций в центре и за ним.

image

Ответ арт-директора:

Особенно, там где зелёная линия. Парки надо сделать спокойнее. Попробуем подписать сразу всё на схеме. Давайте только без легенды обойдёмся.

Режим работы? Надо понять, что полезного у нас будет снизу. Цены проезда?

Сейчас их не видно, потерялись. Насчёт обозначений станции в центре. Давай еще поищем…

Верхние станции синей линии возле круга хочется написать справа.

Речку точно можно бледнее, она сейчас спорит с линиями.

Сейчас почти но не совсем. Контраст шрифта между центральными и нецентральными станциями надо чуть больше или, наоборот, не делать.

Продолжение про работу в мае, июне и июле читайте у меня на сайте. Там самое интересное.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть