Хабрахабр

Приятное и полезное в преподавании

Год назад я написал статью про то, как я организовывал университетский курс по обработке сигналов. Всем привет! И я давно хотел разбить её на более маленькие и написать их понятнее. Судя по отзывам, в статье много интересных идей, но она большая и тяжелочитаемая.

Вдобавок, в этом году дали о себе знать существенные проблемы в организации этого курса. Но писать одно и то же два раза как-то не получается. Поэтому я решил написать несколько статей про каждую из идей в отдельности, порассуждать о плюсах и минусах.

В ней — про мотивацию преподавателя. Эта нулевая статья — исключение. Про то, почему хорошо преподавать — это полезно и приятно как для себя, так для мира.

Что стимулирует меня

Попробую сформулировать, чем именно. Прежде всего, мне это интересно и приятно!

Нравится усовершенствовать готовые правила, уже существующие или построенные мной. Мне нравится придумывать какие-то правила, по которым другим придется жить хотя бы семестр. Чтобы они становились лучше, решали какие-то проблемы, которые у меня или у студентов возникают.

Проектирование такого курса — не только очень интересная, но и практически полезная задача. Для хорошего курса нужно много: подобрать материал, разумно расположить его по семестру, научиться понятно и интересно объяснять, продумать адекватную и стимулирующую студентов систему отчетности. Можно наблюдать промежуточные улучшения на практике — в научно-исследовательских задачах с такими наблюдаемыми на практике улучшениями обычно плохо, преподавание может это скомпенсировать. Ее можно решать без конца.

Нахожусь как-бы во главе аудитории. Еще мне, конечно, нравится делиться своими знаниями — кажется, что я от этого выгляжу умнее и привлекательнее. Делает то, что я считаю правильным. Нравится, что хоть кто-то меня выслушивает, причем внимательно. Плюс, статус преподавателя сам по себе создает приятный ореол.

Преподавание делает меня лучше: более знающим, более способным. Но интересно и приятно — это не все.

Я же не хочу, чтобы студенты на меня осуждающе смотрели и думали: "вот ещё одному нечем заняться кроме как читать нам какую-то чепуху, в которой он сам не считает нужным разобраться". Я вынужден существенно глубже погружаться в материал.

Бывает, что вопросы оказываются умными и приближают к неизведанному. Когда студенты примерно понимают материал, они начинают задавать вопросы. Или как-то неправильно учитывалась. Бывает, что уже в самом вопросе содержится мысль, которая раньше не приходила в голову.

Например, студенты делая практические задания или улучшая материалы курса, предлагают новые для меня алгоритмы, формулы оценок качества. Случается, что новые знания появляются из результатов студенческого труда. А тут приходят и говорят: "Почему бы это не добавить в курс? Может быть, я даже слышал раньше про эти идеи, но все никак не мог заставить себя разобраться. Это лучше чем то, что есть, потому-то ..." — и приходится разбираться, не убежишь.

Я отвечаю на их вопросы, стараясь быть понятным и не уходить в дебри. Кроме этого, преподавание — активная практика общения со студентами.

Спойлер:

Это у меня получается плохо=(

Потом автоматически происходит сверка этих оценок с тем, что реально сделал студент. В ходе общения я невольно оцениваю способности и трудолюбие студентов. Само по себе выходит, что я учусь оценивать потенциал других людей.

Например, в этом году мне довелось прочувствовать, насколько сильно могут отличаться потоки студентов с разницей всего в один год. Случается узнавать интересные факты о устройстве мира.

Как ещё преподавание может помочь тому, кто преподает?

Есть несколько идей.

  • Можно использовать студентов для проверки исследовательских гипотез. Да, я не считаю, что использовать труд студентов по теме предмета в своих целях — это не этично и плохо. Наоборот, студенты ощущают, что то, что они делают — действительно нужно. Это приятное ощущение, оно стимулирует к более качественному выполнению заданий.
  • Можно понимать, как разные люди будут реагировать на ваши слова. Учиться общаться более эффективно.
  • Можно проводить эксперименты по организации командной работы.
  • Можно познакомиться с будущими специалистами в своей области. Возможно, с некоторыми из них потом придется сотрудничать. А возможно, кто-то из студентов понравится, и ты потом пригласишь его к себе на работу. Наблюдая за человеком в течение семестра его можно узнать намного лучше, чем за несколько собеседований.

Они не потерялись=) Ну и в грустные минуты можно вспоминать о том, что ты много кому передал частичку своих знаний и опыта.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть