Главная » Hi-Tech » Применение контрольных карт Шухарта для количественного анализа трафика (и любых данных вообще)

Применение контрольных карт Шухарта для количественного анализа трафика (и любых данных вообще)

Я работаю специалистом по контекстной рекламе в студии «АлаичЪ и Ко». Всем привет, меня зовут Юрий Болотов.

Все формулы расчетов будут актуальны и для любых других данных: Перед тем как ты, уважаемый читатель, перейдешь к основной части, я сразу хочу оговориться, что анализ трафика на примере статьи взят просто для примера.

  • средних чеков;

  • количества продаж в офлайн-магазине;

  • оповещений о падении трафика с контекста;

  • оценки эффективности изменений в рекламной компании;

  • да хоть количества ошибок в тексте вашего копирайтера или количества бракованных деталей на заводе — метод, который мы будем рассматривать, как раз чаще всего используют для реальных производств.

Также постараюсь ответить на вопрос «и чё?» (зачем это все надо).

д.) и разные специальные причины или особые случаи. В любых данных, на которые мы обычно смотрим, содержится информация о том, как реально работает наша система (привлечения трафика, система продаж, оборудование на заводе и т.

А особые случаи надо лечить особо. Так вот, системное нужно лечить системно, и для этого есть целый ряд анализов — корреляционный, факторный, кластерный и т.д.

Собственно, описанный ниже метод и позволяет узнать, где особые случаи, а где системные.

Это ГОСТ Р 50779. Метод этот — контрольные карты Шухарта. Этот метод очень точный. 42-99. 3% случаев (3 на 1000) есть риск, что график выйдет за границы, когда никаких особых причин нет. Всего в 0.

Нам для наших задач очень подходит карта скользящих размахов. Существует несколько видов контрольных карт. Для примера был взят трафик на блог нашего руководителя Александра Алаева. Именно работу с ней я и буду описывать.

Новые посетители были взяты лишь из расчета, что они еще не знают про организацию и могут быть заинтересованы в услугах в отличии от постоянно посещающих.

И так, мы взяли и записали в эксельке трафик новых посетителей в будние дни.

(Не обращайте внимания на то, что в таблице данные почти годовалой давности, эта публикация очень долго пролежала «в столе» перед тем, как мы решили ее опубликовать).

Это разница между 1 и 2 значениями, 2 и 3, 3 и 4 и т. Теперь надо нам надо посчитать скользящий размах. д.

д. Так, разница между 1 и 2 значениями у нас 581-486=95, разница между 2 и 3 — 585-581=4 и т. В результате получаем такую таблицу:

Следующим шагом нам надо посчитать средние значения посетителей (B столбец) и скользящих размахов (C столбец).

Среднее посетителей = (486+581+...+566)/21 = 564 или формулой в таблице =СУММ(B1:B21)/21.

Среднее размахов = (95+4+...+24)/20 = 40,8 (=СУММ(C2:C21)/20).

Можете поверить мне, можете проверить по таблице в ГОСТе). Теперь берем наш средний размах и умножаем на 3,267 (это постоянное число и не зависит от других параметров.

Это число называется верхней контрольной границей скользящих размахов. 40,8*3,267=133,29.

Если выходят, то сначала надо искать причину и устранять ее, прежде чем двигаться дальше. Нам надо проверить, чтобы наши размахи не выходили за пределы этой границы. В нашем случае все размахи входят в границу. Например, при анализе общего трафика на сайт такое может возникнуть, если бюджет контекстной рекламы пополняется в случайные дни, и она то работает, то нет. Значит, двигаемся дальше.

Последним шагом в расчетах мы найдем верхнюю и нижнюю контрольные границы нашей карты.

Верхняя контрольная граница (UCL) = Среднее значение (564) + Среднее значение размахов (40,8) умноженное на 2,66 (это тоже постоянное значение, взятое из таблиц в ГОСТе).

UCL=564+40,8*2,66=672.

Нижняя контрольная граница (LCL) = 564-40,8*2,66=455.

Для наглядности построим график:

После этого я стал ждать, когда график выйдет за границы, чтобы можно было показать это, найти причину выхода и закончить эту статью каким-нибудь наглядным примером. Все операции, проделанные выше, были сделаны еще в начале октября.

Долго ждать не пришлось.

«Вот оно!» — подумал я. Уже 11-го числа график вышел за верхнюю границу. Просто так этого быть почти не могло». «Значит что-то случилось.

Оказалось, что 10 числа была опубликована статья-интервью на Спарке. Когда я построил отчёт в Метрике по источникам перехода, то сразу понял, что же именно случилось.

Именно это событие и было особым случаем, который контрольные карты должны выявлять.

После того, как подобное событие найдено, необходимо либо приложить все усилия, чтобы оно стало постоянным (когда это возможно) если событие положительное; либо, если оно отрицательное, постараться сделать так, чтобы оно никогда больше не наступало.

А теперь один реальный кейс по контекстной рекламе.

Для крупных клиентов с большими бюджетами (там, где трудозатраты имеют смысл) я для себя строю карты по основным метрикам. В конце ноября 2017 года к нам на контекстную рекламу пришел крупный интернет-магазин. Обычно это общее количество визитов, визиты по основным рекламным каналам, CPL и % конверсии (по нему очень удобно определить проблемы с оформлением заказов на сайте).

В конце-концов, к февралю, все основные направления были запущены, фиды загружены, бюджеты пополнены. Весь декабрь и январь мы настраивали кампании в Google AdWords, Google Merchant, Яндекс.Директ, Яндекс.Маркет. д. Клиент все время активно дорабатывал сайт, создавал новые разделы, менял корзину и т. Одно из таких изменений и привело к тому, что я решил написать всю эту статью. О каких-то изменениях клиент нас предупреждал, а о каких-то нет.

Реклама к этому моменту работала стабильно, системы аналитики были настроены и казалось, что ничего не предвещает проблем. В феврале я решил, что пора построить карту и следить за показателями.

По итогам февраля я взял данные по визитам за месяц, посчитал аналогично скользящие размахи.

Посчитал:

  • среднее значение — 660

  • средний размах — 72

  • верхнюю границу — 852

  • нижнюю границу — 470

Построил график (хотя на практике удобней просто в таблице выделять цветом данные, выходящие за пределы)

к. После построения графика, осталось только ждать и наблюдать, а т. клиент все еще много работал над сайтом, то первая проблема не заставила себя ждать.

А т. Уже 16 марта график вышел за нижнюю границу. 17-18 были выходные, то поиск проблемы начался лишь 19-ого числа. к.

Пересмотрев отчеты в метрике и рекламных кабинетах, я обнаружил следующую картину:

Уже потом выяснилось, что в 16 числа была переделана мобильная версия сайта и туда просто забыли установить коды аналитики.

В конце хочу привести еще одну гипотетическую ситуацию, как применение контрольных карт может перевернуть взгляд на некоторые вещи с ног на голову.

Вы решаете, что надо замерять количество бракованных деталей по каждому мастеру отдельно. Представьте, что у вас есть производство каких-нибудь мелких изделий. Строите карты, высчитываете границы и начинаете следить изо дня в день.

Для вас это сигнал — надо выяснить, что же такого в этот день случилось с Петром Ивановичем, чего никогда раньше не было? Вдруг в какой-то день вы видите, что мастер Петр Иванович вышел за нижнюю границу или, говоря по-другому, сделал так мало брака, как никогда.

И в таком состоянии у него руки не трясутся, он спокойно и невозмутимо делает свою работу. Вы выходите из своего офиса, спрашиваете людей и выясняется, что мастер пришел на работу немного «под мухой».

Вместо того, чтобы оштрафовать мастера или уволить по статье, надо разрешить ему немного принимать утром на грудь! Что же это получается? 🙂

Надеюсь, пример «как можно посмотреть на ситуацию с другого ракурса» понятен. Это, конечно, юмор (с бесконечным уважением к мастерам).

Буду рад пообщаться в комментариях. Хорошего дня и спасибо, что прочитали!

#маркетинг


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Разработан анализ крови, выявляющий недосыпание у водителей

Причем, если раньше большая часть таких аварий происходила за чертой города с людьми, путешествующими на дальние расстояния, то сегодня из-за современного ритма жизни недосыпание все чаще является причиной аварий и в городской черте. Одной из самых частых причин ДТП (наряду ...

Найдена безопасная альтернатива химиотерапии

Поэтому не прекращаются поиски таких методов лечения, которые не вредили бы здоровым клеткам, уничтожая пораженные. Несмотря на наличие довольно большого количества разработок в сфере лечения онкологических заболеваний, многие из них имеют массу побочных эффектов, крайне негативно влияющих на организм в ...