Хабрахабр

Представлена программа очистки мировых рек от мусора


На реке Кланг, в Малайзии

Фонд Ocean Cleanup был основан молодым голландским пареньком, и, собрав несколько миллионов пожертвований, запустил несколько гигантских автономных понтонов на солнечных батареях, собирающих пластик, плавающий около поверхности воды. Год назад мы рассказывали о глобальном проекте очистки мировых океанов. Особенно если каждый год в него прибывает несколько новых миллионов тонн мусора. У проекта нашлось немало критиков, в основном говорящих, что даже такой системой океан не очистить.

Ocean Cleanup объединяется с государственными организациями, некоммерческими фондами и мэрами городов, чтобы очищать самые загрязненные реки в метрополиях. Теперь Боян Слат, молодой изобретатель и руководитель фонда, займется устранением еще и этой проблемы. Для этого на днях в Нидерландах был представлен их новый автономный агрегат – The Interceptor.

Тогда на конференции TEDx он впервые предложил построить ряд автономных сооружений, которые позволили бы океанам постепенно, год за годом, чистить себя. Путь «всемирного чистильщика» у Бояна Слата начался в 2012 году. После этого выступления Слат бросил учебу и основал Ocean Cleanup. А человеку оставалось бы только периодически подъезжать и забирать собранный мусор на переработку. В 2013 году, в 18 лет, Слат начал готовиться к реализации своей идеи. Первые $90 тысяч на старт проекта он собрал через краудфандинг, еще $100 тысяч принёс грант от основателя PayPal Питера Тиля.

Ocean Cleanup начала вторую по счёту кампанию по сбору средств, которая собрала $2,2 млн. Спустя 2 года команда волонтёров, в том числе около сотни инженеров и океанографов, подготовила для фонда доклад о пластике в океане. От первоначального дизайна в виде огромного ската, представленного на TEDx в 2012-м, почти ничего не осталось. В итоге Боян Слат с тысячей волонтёров построили плавучую систему на $25 млн. Под понтонами – длинная «юбка», собирающая пластик, под которой могут свободно перемещаться рыбы и другие морские существа. Система стала гораздо проще – солнечные батареи, сенсоры и GPS на понтонах, собранных в виде большой дуги.

С тех пор ей пришлось столкнуться с рядом неприятностей. System 001 с кодовым названием «Вилсон» была пущена на океан в конце 2018-го, в районе Большого тихоокеанского мусорного пятна. Теперь на воде работает проапгрейженая System 001/B, которая вот уже несколько месяцев активно собирает пластик, вплоть до частиц размером в 1 миллиметр. В неё попадали брошенные рыбацкие сети, некоторый мусор возвращался обратно в океан, а в январе-2019 был обнаружен прорыв, и её пришлось отбуксировать на Гавайи для ремонта. Этот пластик отправляется на станции переработки или сжигается для выработки электричества.

В куда большем объеме, чем Ocean Cleanup пока может убрать. Но главная проблема оставалась – новый мусор постоянно поступает из рек. Всё, начиная от зоопланктона и дальше по цепочке до рыб и людей, постепенно, год за годом, отравляется частицами микропластика. Пока её не решить, о том, чтобы сделать океаны чище и дать нашей гидросфере свободно дышать, даже мечтать не приходится.


Филиппины, Манилла (да, это река)

Почти все они расположены в Юго-Восточной Азии. Ocean Cleanup вместе с океанологами изучили более 40 000 рек и обнаружили, что большую часть пластиковых отходов в океан приносят всего 20 рек. Если убрать мусор, поступающий из этих рек, очистка океана становится вполне реалистичной задачей. Также они узнали, что на тысячу самых грязных рек мира (меньше 1% от общего числа) приходится около 80% мусора.


Так сейчас очищают реку Кланг в Малайзии. Это стоит правительству $1,4 млн в год

Большинство – небольшие и довольно узкие водные пути, проходящие через городские районы. Вот их интерактивная карта самых грязных рек мира. Идеально подходящие для того, чтобы улавливать в них мусор (не говоря уже о том, что доставлять его на переработку потом намного ближе, чем из Тихого океана, где до ближайшего завода тысячи километров).

Именно в этих реках планируют запустить новый агрегат – The Interceptor.

Interceptor («Перехватчик») – огромный катамаран длиной 24 метра и шириной 8 метров, в котором конвейерная лента фильтрует воду, вылавливая мусор и распределяя его в плавучие контейнеры. 25-летний голландец представил свое изобретение на форуме в Роттердаме. Система способна собирать 50-110 тонн мусора в день. После их заполнения оператор на земле получает сигнал, отправляет лодку, и пластик забирают на переработку.

Во время ловли мусора система перекрывает только половину реки (и только верхний слой), а значит, не становится препятствием для других судов и обитателей дикой природы. Устройство работает от солнечной батареи и имеет встроенные литий-ионные аккумуляторы, благодаря чему может работать днем и ночью без шума и выхлопных газов. Он также не боится тяжелых больших объектов (у устройства есть «нос», который отталкивает их с пути). Аппарат рассчитан на 20 лет службы, создано так, чтобы не переворачиваться даже в случае резкого наводнения или больших волн.

Также несколько тысяч евро каждый месяц требуется на обслуживание. Стоимость постройки одного «Перехватчика» составляет 700 тысяч евро. Одна тонна ПЭТ стоит до 500 евро (в странах третьего мира, где сейчас будет происходить большая часть сбора – около 200 евро). Но часть затрат покрывается за счет продажи собранного пластика. Хотя Ocean Cleanup – фонд некоммерческий, и о прибыли он пока не задумывается. Если запустить массовое производство таких «перехватчиков», и заключить хорошие контракты на переработку отходов, со временем это может даже превратиться в прибыльный бизнес.

Боян Слат рассказывает в интервью New Atlas:

Теперь существуют решения для обеих частей уравнения.
Чтобы по-настоящему избавить океаны от пластика, нам нужно и очистить текущее «мусорное наследие», и перестать мусорить.

Но у него есть возможность адаптироваться под ситуации. Interceptor разработан так, чтобы его можно было ставить почти на любой речке. Там конвейерная лента просто сидит и принимает мусор, который плывет в направлении судна. Например, многие реки, о которых Слат говорит в презентации, имеют «узкое место», куда прибивается весь мусор, несясь сплошным потоком. А иногда, если течение слабое, Interceptor отправляется плавать, собирая весь мусор, который найдет по пути. На других реках используется тонкое плавучее заграждение, закрывающее отходам дорогу по поверхности воды и направляющее их к приемному отверстию в катамаране.

Второй, уже полномасштабный, – работает на реке Кланг, в Малайзии, одной из самых грязных на планете. Первый, тестовый «Перехватчик» установлен в Джакарте, Индонезия. Третий скоро появится в дельте реки Меконг во Вьетнаме. Видео его сборки и начала работы можно посмотреть тут. А четвертый (который стоял на сцене в Роттердаме со Слатом) – поедет в Доминиканскую Республику, в Санто-Доминго.

Также ведутся переговоры о том, чтобы установить «Перехватчик» в Лос-Анджелесе. Таиланд уже подписал соглашение о размещении очистительного судна вблизи Бангкока.

Боян Слат намерен работать совместно с правительственными лидерами, фондами и частными организациями для установки очистительных сооружений на тысяче самых загрязненных рек мира в течение ближайших пяти лет.

S. Доставлять любые покупки из магазинов США умеет Pochtoy.com. P. В ваш город теперь приезжает за 4-8 дней (мы ускорились!). Стоимость доставки 0,5 кг – $12. Просто дайте нашим операторам ссылку и пополните счет, всё остальное сделаем мы. Для читателей нашего блога – бесплатный выкуп из американских магазинов после регистрации по коду HABR.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть