Hi-Tech

Предприниматель из Новосибирска привлёк $1 млн, выращивая овощи с помощью нейросетей

История производителя вертикальных ферм и теплиц iFarm: о бизнес-модели, инвестициях и выходе на европейский рынок.

В закладки

Их выращивают в специальных вертикальных изолированных фермах — в настоящем грунте и без добавления химикатов. Даже в рекордные –51°С в Новосибирске можно попробовать только что сорванные огурцы и помидоры от iFarm Project.

Фермеры самостоятельно создают идеальные условия для растений — по климату, питанию и свету. В вертикальных фермах iFarm рост овощей, ягод и зелени не зависит от условий внешней среды — солнца, температуры за окном и так далее. И этим занимается нейронная сеть — она регулирует полив, время посадки семян, яркость ламп, температуру и качество воздуха.

Чтобы это стало возможным, предприниматели больше года экспериментировали с параметрами: создавали разные условия в вертикальных фермах, выращивали растения, а затем анализировали результаты с помощью хроматографа — системы для анализа смеси веществ.

Также зарабатывает на франшизе — за всё время работы, с осени 2017 года, компания получила более 500 заявок из разных стран. Сейчас компания конкурирует с импортными производителями овощей и зелени и продаёт свою продукцию новосибирским ресторанам.

В середине февраля предприниматели привлекли $1 млн от венчурного фонда Gagarin Capital и партнёров, среди которых гендиректор «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков, бывший глава «Инвитро» Сергей Амбросов, сооснователь клиники «Атлас» Артём Руди и другие.

Найти свежие овощи в России

Александр Лысковский много лет занимался разработкой компьютерных игр — основал компанию Alawar Entertainment и Welltory, а позже инвестировал в ИТ-стартапы (Vedapulse, разработавший комплекс пульсовой диагностики для специалистов по традиционной медицине, анимационную студию Toonbox и другие).

Пока супруга была занята на съёмках, предприниматель записался на кулинарные курсы для иностранцев, чтобы не скучать. В марте 2017 года Лысковский вместе с женой-фотографом отправился на два месяца в Париж.

Лысковского поразило, какие вкусные овощи можно было купить на парижских рынках весной. Несколько занятий студентов водили по французским рынкам — объясняли, как выбирать и покупать продукты.

Однако он заметил, что даже летом на российских рынках не было столько вкусных овощей. Научившись готовить несколько блюд, предприниматель рассчитывал, что сможет использовать для них продукты из Москвы или Новосибирска.

Так я начал исследовать московские рынки, заходил в «Лавку-Лавку», заказывал овощи у фермеров. Я подумал, что люди вроде меня готовы платить за овощи больше, если они определённого вкуса. Но всё было не то.

Александр Лысковский

Лысковский увидел свободную нишу и захотел её занять — привезти европейские или американские технологии и с их помощью выращивать и продавать овощи ценителям вкусных и свежих продуктов. Он выяснил, что в России никто не продаёт ультрасвежие овощи.

Больше всего поразила история моей знакомой со средним достатком. «Я понял, что это не только моя проблема. Она рассказала, что раз в неделю их семья закупает овощи на Даниловском рынке, а всё остальное время они едят консервированные помидоры, потому что, по её мнению, зимой в России не бывает вкусных свежих продуктов», — вспоминает Лысковский.

Особенно остро не хватает продуктов зимой — овощи и салат закупают заграницей за большие деньги, а также везут много контрабандных продуктов, например итальянскую руколу, переупакованную в Сербии. Предприниматель обратился к местным рестораторам и выяснил, что свежих овощей не хватает не только отдельным людям, но и ресторанам.

Отечественная «умная» ферма

Тогда он обратился к знакомому к знакомому строителю Константину Ульянову, который занимался теплоэффективными зданиями. Готовых технологических решений Лысковский не нашёл даже на зарубежных рынках.

Партнёры договорились и начали проектировать первую «умную» ферму iFarm. Лысковский попросил его построить дешёвую и быстровозводимую коробку, которая сможет нагреваться зимой и охлаждаться летом.

Это оказалось непростой задачей — по словам Лысковского, эта профессия стала непопулярной в России, а агрономов закрытого грунта практически нигде не готовят. Параллельно он искал агронома для проекта. Подобных специалистов обычно ищут за границей.

На душу населения в России в семь раз меньше теплиц, чем в Польше. Предприниматель говорит, что молодёжь перестала поступать в аграрные вузы, но даже для выпускников подобных заведений нет работы — в стране мало агрокомплексов.

Собрали увлечённых людей с опытом устройства бизнеса, которые хотели, чтобы их дети ели свежие продукты без пестицидов. Мы нашли агронома среди любителей.

Партнёрами Лысковского стали трое: директор компании «Экоклимат-НСК» Константин Ульянов, агроном-предприниматель Александр Кузнецов и ИТ-специалист Максим Чижов.

В ноябре теплица уже стояла, а в декабре предприниматели закончили работы по первичной автоматизации микроклимата. В сентябре 2017 года он зарегистрировал ООО «Городские теплицы» и вместе с партнёрами начал строить «умную» ферму площадью 42 м² в новосибирском Академгородке.

Деньги пошли на закупку стройматериалов и грунта, оборудования (LED-фитоламп, кондиционеров, воздухоочистителя и так далее), а также на оплату труда строителей, инженеров и программистов. В запуск первой теплицы iFarm Project Лысковский вложил $100 тысяч личных средств.

Сейчас у iFarm два вида теплиц — три светопроницаемые и четыре вертикальные фермы.

Так уменьшаются затраты на освещение, однако в весенне-летний период, когда солнце перегревает теплицы, приходится использовать «сложные технологии». Светопроницаемые теплицы возводят на открытой местности и с прозрачным потолком. По словам Лысковского, это дорого и неэффективно, поэтому сейчас команда iFarm сосредоточена на вертикальных фермах.

Внутри подобной фермы всё автоматизировано — температура и качество воздуха, подача света, воды и так далее. Вертикальная ферма — это многоярусная изолированная конструкция, на которую не влияют условия окружающей среды.

Кроме того, мы используем биометод защиты — у изолированных растений более мощный иммунитет, поскольку в помещение фермы не проникает внешний воздух, а для роста растений созданы стерильные условия. За счёт такого контроля мы можем добиться максимального вкуса овощей и урожая.

Александр Лысковский

Сейчас iFarm строит ферму на 16 ярусов. Ещё одно отличие вертикальных ферм от светопроницаемых теплиц — в первых можно выращивать овощи в несколько ярусов.

Команда и разработка

Детали для фермы основатели разрабатывали самостоятельно и заказывали на российских и зарубежных производствах.

Далее, когда готовые детали приходят в Новосибирск, инженеры iFarm собирают ферму, подключают к сети и запускают. По словам Лысковского, каждый модуль вертикальной фермы состоит из 104 деталей, 90 из которых можно купить в любом городе мира, а оставшиеся 15 нужно изготовить на заказ.

Но сложнее изготовления фермы или обучения нейронной сети предпринимателям было собирать команду специалистов.

Нужны люди — профессионалы в своей области, которые могут создавать что-то новое, а не работать по шаблону. Мы делаем то, что не делает практически никто в мире, поэтому нам сложно найти подходящих сотрудников.

Поэтому каждый раз, когда мы находим подходящих нам людей, радуемся, потому что это двигает нас вперёд.

Александр Лысковский

Сейчас команда iFarm состоит из 30 сотрудников: инженеров, агрономов, агрохимиков, программистов, а также главного редактора сайта и специалиста по световым лампам.

— У нас за спиной опыт управления ИТ-компаниями. «Самое сложное — это агрохимия и инженерия, — говорит Лысковский. А вот с агрохимией не сталкивались. Мы знаем, где искать программистов и как ставить им задания. Я теперь знаю, что такое нематоды и корневой чехлик».

Уже в начале февраля собрали первый урожай — 20–30 кг ягод. В январе 2018 года в первых светопроницаемых теплицах высадили клубнику — 42 куста разных сортов.

Первое время, пока урожай в теплицах был небольшим — около килограмма клубники в день, — iFarm не продавали свои ягоды и зелень, а приглашали на дегустацию шеф-поваров ресторанов, потенциальных инвесторов и друзей.

На основании отзывов шеф-поваров меняли настройки на фермах, чтобы получить наиболее вкусные овощи. Руководители проекта советовались с людьми с чувствительными вкусовыми рецепторами — поварами и другими сотрудниками, — предлагали им три разных помидора черри и спрашивали, какой лучше.

Так мы, например, перестали выращивать длинные ровные огурцы — они были вкусными, но все опрошенные нами шеф-повара попросили вырастить маленькие пупырчатые огурчики. Я благодарен этим людям, они честно говорили: «Вот такие овощи мы не будем брать». Хотя подобные огурцы менее урожайные.

Александр Лысковский

Стать известным без рекламы

Он попробовал овощи из теплиц и рассказал о проекте на своей странице в Instagram. В апреле 2018 года теплицы iFarm навестил создатель «Додо Пиццы» Фёдор Овчинников. Так у iFarm Project появились первые 100 заявок на покупку франшизы.

Полноценно продавать овощи команда стала только осенью 2018 года — 1000 горшков базилика, рукколы и салата романов с первой промышленной фермы iFarm уезжают в ближайшие магазины и рестораны Новосибирска.

Но пока лишь в качестве эксперимента, ягоды из автоматизированных теплиц ещё нельзя купить или встретить в ресторанах. Кроме зелени и овощей партнёры выращивают ягоды — клубнику и землянику.

Например, магазин покупает один килограмм рукколы по 600–1200 рублей. Овощи компания продаёт по стандартной оптовой цене. Цена держится на конкурентоспособном уровне, потому что при использовании вертикальных ферм нет затрат на логистику — продукция производится локально и не нуждается в обработке специальной химией для длительного хранения. При этом себестоимость рукколы iFarm — 432 рублей за кг.

Поставщики — у локальных фермеров. «Раньше ресторан покупал всё на оптовом рынке, рынок брал растения с перевалочной базы, а те — у локальных поставщиков. Кроме этого, чтобы овощи доехали, нужно их сильно обработать», — говорит Лысковский. Вся эта цепочка приводила к тому, что цена на овощ увеличивалась в два раза.

Главные конкуренты iFarm — импортные производители клубники или рукколы. Предприниматель упоминает, что у компании нет цели конкурировать с локальными производителями овощей и ягод.

Франшиза и планы на будущее

По словам предпринимателя, проектом интересуются те, кто задумывается о здоровом питании или хочет уменьшить цепочку поставщиков для своего бизнеса. Сейчас iFarm ведёт переговоры и подписывает контакты более чем со 140 потенциальными франчайзи. Отправить заявку на покупку франшизы можно на сайте компании.

Им всё это интересно, но они не готовы разбираться в агрохимии — просто хотят нажать кнопку, чтобы всё работало. К нам приходят ресторанные сети, продавцы. Поэтому у нас много заявок

Александр Лысковский

Также предприниматель упоминает, что вскоре компания начнёт сотрудничать с крупными агрохолдингами, названия которых он пока не может разглашать.

За эту сумму можно получить полностью оборудованную многоярусную вертикальную ферму площадью 200 м². Стоимость франшизы — 10 млн рублей. По словам предпринимателя, такая ферма окупится за три года.

«Ведь когда ешь зелень в ресторане, на ней не стоит никакого товарного знака», — говорит Лысковский. От стандартной франшизы модель iFarm отличается тем, что компания не настаивает на использовании их товарного знака.

В скором времени фермы появятся в Казани и Европе — для этого компания привлекла первый $1 млн инвестиций. Пока iFarm продаёт франшизу в тех городах, где может лично поддерживать технологию — рядом с Новосибирском и Москве.

Десять программистов стоят дешевле, чем один движущийся по теплице робот», — упоминает Лысковский. «Задача привлекать деньги связана не с тем, что мы сами не можем оплачивать расходы, а с тем, что сейчас нам нужно много тратить на развитие проекта, особенно на робототехнику.

Первые привлечённые инвестиций пойдут на открытие объектов на одном из европейских рынков. В будущем iFarm планирует открыть представительства на рынках со слабо развитым локальным производством, например, в Испании и на Ближнем Востоке. Партнёры ещё не определились с городом — выбирают между Хельсинки, Барселоной или Ригой.

Предприниматель говорит, что спрос на их технологии также есть и в Канаде — возможно, вскоре они объединят несколько заинтересованных бизнесменов и откроют представительство и там.

В основном на научно-исследовательские и конструкторские эксперименты: например, на вертикальных фермах используется 16 версия LED-ламп, разработанных инженерами iFarm. По словам Лысковского, период инвестиций у компании продлится ещё около двух лет: в это время нет смысла говорить о прибыли, так как все деньги уйдут на развитие проекта.

В среднем компания получает $1,5 за каждый квадратный метр посевной площади. На окупаемость iFarm выйдет, когда построит не менее 30 ферм.

#ifarm #фермы #фермерство #теплицы #gagarincapital

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть