Хабрахабр

Поучительные эпизоды из сериала «Кремниевая долина» (1-й сезон)

Сериал «Кремниевая долина» (Silicon Valley) является не только увлекательной комедией про стартапы и программистов. Он содержит массу полезных при развитии стартапа сведений, изложенных простым и доступным языком. Я всегда рекомендую обязательно посмотреть этот сериал всем начинающим стартаперам. Для тех, кто не считает нужным тратить время на просмотр сериалов, я подготовил небольшую выборку наиболее полезных эпизодов, которые обязательно стоит посмотреть. Возможно, прочитав эту статью, вы захотите посмотреть это шоу.
Сериал рассказывает о судьбе Ричарда Хендрикса — американского программиста, который изобрел новый, революционный алгоритм сжатия данных и вместе с друзьями решил делать стартап на основе своего изобретения. Друзья не имели никакого бизнес-опыта до этого и поэтому собирают все возможные шишки и грабли.

1 серия — 17:40 — 18:40

Гевин предлагает купить веб-сервис Ричарда вместе с правами на код и алгоритм, а Питер предлагает инвестиции в будущую компанию Ричарда. Ричард не понимает потенциал своего изобретения, зато более опытные дельцы Гевин Белсон (глава корпорации Hooli) и Питер Грегори (инвестор) отлично все поняли и предлагают Ричарду два варианта развития событий.

Один из сложных моментов при инвестировании на ранних стадиях — это оценка стартапа. Эпизод показывает один из способов определения условий инвестирования. Если есть покупатель на весь стартап, то понятно сколько будет стоит доля для инвестора. Предложение Гевина о покупке дает Питеру самый простой способ оценки. Диалог интересен также тем, что с повышением предложения Гевина, Питер снижает сумму инвестиций и свою долю, оставаясь в комфортном для инвестора коридоре по сумме инвестиций.

2 серия — 5:30 — 9:50

Первый вопрос, который интересует Питера — это состав команды проекта и у кого какие доли уже выделены. Ричард приходит на встречу с Питером Грегори чтобы обсудить проект и инвестиции. Он объясняет, что его как инвестора интересует компания, а не ее продукт. Далее Питер интересуется бизнес планом, стратегией выхода на рынок, бюджетом и прочими документами, отражающими видение будущего бизнеса. Для инвестора товар — это компания, а не ее продукция. Инвестор покупает долю в компании. Этот принцип работает и в венчурных инвестициях и при обычной покупке акций публичной компании или доли в ООО. Инвестор получает основную прибыль, когда продает свою долю в компании после того, как ее стоимость вырастет. То есть ожидается, что человек, получивший 10% должен принести пользы как минимум на 400 000$. Питер Грегори также озвучивает такую мысль — «я плачу 200 000$ за 5%, а кому-то вы подарили 10%, за что?».

2 серия — 12:30 — 16:40

Звучит мысль, что просто друзьям и прикольным чувакам не дают долю в компании. Ричард и Джаред собеседуют друзей Ричарда, чтобы выяснить их навыки и роль в будущей компании, а также и пользу, которую они могут принести. Дружба дружбой, но доли в компании должны отражать полезность основателей для развития бизнеса и их вклад в общее дело.

3 серия — 0:10 — 1:10

Параллельно Гевин запустил видео-ролики с анонсом своей программной платформы Nucleus для сжатия данных. Как оказалось в конце 2-й серии, Гевин Белсон (глава корпорации Hooli), которому Ричард отказал в сделке, собрал команду для reverse engineering — восстановления алгоритма Ричарда по имеющемуся сайту и фрагментам фронтенд-кода. Динеш — программист из команды Ричарда изрекает: «Побеждает тот, кто раньше вылезет, хоть и с худшим качеством». Друзья Ричарда обсуждает зачем он это делает, ведь у него еще ничего нет. Он и прав и не прав одновременно.

Более того, продукт даже может стать именем нарицательным — как ксерокс и полароид. Кажется, что кто первый выходит на рынок с принципиально новым продуктом, тот имеет возможность захватить его без конкурентной борьбы.

Именно в этом направлении и двинулся Гевин Белсон со своим рекламным роликом. Однако, обычно для принципиально нового продукта нет четкой, сформировавшейся потребности и приходится объяснять людям насколько хорош и удобен новый продукт, как он улучшает жизнь потребителей. Те потребители, у кого все таки есть потребность, уже как то ее удовлетворяют и привыкли к существующему порядку вещей. Кроме того, отсутствие прямых конкурентов вовсе не означает, что будет легко. Когда изобрели трактор, люди уже тысячелетиями пахали на быках и лошадях. Все равно придется им объяснять, почему ваш продукт лучше. Стартап не может себе позволить распыляться на продукты для всех. Поэтому переход к механизации сельского хозяйства занял десятилетия — была привычная альтернатива со своими достоинствами.
Выходя на рынок, в котором уже есть первопроходцы, стартап получает огромный плюс — можно изучить недостатки существующих конкурентов, потребности существующих пользователей и предложить им лучшее решение, заточенное на конкретные задачи определенного сегмента клиентов. Стартапам для запуска нужен фокус на небольшую целевую аудиторию с четко выраженной потребностью.

3 серия — 1:35 — 3:00

Это выяснилось в конце 2-й серии. Питер Грегори (инвестор) выписал чек на имя компании Pied Piper Inc, а не лично на Ричарда и чтобы зачислить средства, нужно зарегистрировать компанию. Ричард решает встретиться с владельцем Pied Piper Inc и договориться о выкупе имени, если это возможно. Теперь же Ричард столкнулась с проблемой — в Калифорнии уже есть компания с таким названием и нужно либо договориться о выкупе имени, либо сменить название и попросить Питера переписать чек (в реальной жизни вариантов больше, но это же художественное произведение). Далее следует несколько комичных ситуаций.

Данный эпизод дает нам такой урок — прежде чем привязываться к названию будущей компании или продукта, нужно проверить это название на его легальность (я расскажу в комментариях одну забавную и печальную историю из российской практики) и конфликты с существующими брендами и торговыми марками.

4 серия — 1:20 — 2:30

Ричард приходит к юристу (Рону) подписать уставные документы как руководитель новой компании Pied Piper Inc (дословно «пестрый дудочник», в озвучке сериала применяется «крысолов» или «пегий дудочник»).

Общаясь с Ричардом, Рон проговаривается, что «крысолов» — это еще один проект по сжатию данных (а всего их то ли 6 то ли 8) в портфеле инвестора Питера Грегори.

Питер хочет, чтобы его деньги добрались...». На вопрос Ричарда — зачем финансировать так много проектов, Рон отвечает: «Черепахи рожают хренову тучу детенышей, потому что большинство погибает, так и не добравшись до воды. В процессе беседы Ричарду становится ясно, что у него нет никакого видения концепции будущего продукта. И потом Рон еще добавляет: «Для успешного бизнеса нужны обе половинки мозга». Понятно, что про монетизацию вообще никто и не начинал думать. Он придумал алгоритм, дающий преимущества, который можно положить в основу технологии, но что будет продуктом компании? Эта ситуация довольно типична, потому что у стартапов часто бывает неплохо прокачана техническая часть какого-то решения, однако нет четкого представления кому это нужно, как и за сколько это продавать.

5 серия — 18:30 — 21:00

Личный pet project может быть и можно пилить без всякой методологии и таск трекинга, однако когда над проектом начинает работать команда — без эффективных инструментов командной работы успеха не добиться. Джаред (который на самом деле Дональд) предлагает начать работать по SCRUM, чтобы повысить эффективность команды. Формализация задач дала инструмент для измерения эффективности членов команды. Кратко показывается работа по SCRUM и начавшаяся конкуренция между членами команды за то, кто быстрее работает, закрывает больше задач и вообще кто круче.

6 серия — 17:30 — 21:00

Отдельные модули обработки файлов разных форматов готовы, но нет самой облачной архитектуры, так как ни у кого из команды нет нужных компетенций. Команда «крысолова» заявлена как участник битвы стартапов и не успевает доделать свою облачную платформу хранения данных. Эксперт по прозвищу «Резчик» оказался очень молодым человеком и продемонстрировал высокое мастерство в отведенном ему участке работ. Инвестор Питер Грегори предложил использовать внешнего эксперта для разработки кода недостающих элементов системы. Поскольку он успел сделать свою работу раньше оговоренного срока, Ричард согласился дать ему еще задачи из другой области, ведь это не повысит сумму оплаты услуг. Резчик работает за фиксированный гонорар за 2 дня. Ситуация комичная и, пожалуй, не очень реальная, однако из нее можно сделать такие выводы: Поскольку Резчик работал практически круглосуточно и на «веществах», то в результате в его мозгу случился сбой и он испортил многие из уже готовых модулей.

  • не стоит быть жадными и доверять временным сотрудникам более того, что было оговорено и в чем они действительно разбираются.
  • не стоит давать сотрудникам больше прав доступа и полномочий, чем требуется для выполнения их задач, тем более временным сотрудникам.

Также эпизод, как мне кажется, показывает хрупкость программных систем и предостерегает от рискованных изменений накануне важных событий. Лучше показать меньше функционала, но проверенного и протестированного, чем замахнуться на большее с высоким риском сесть в лужу и опозориться.

7 серия — 23:30 — 24:10

В этом эпизоде показан питч другого проекта — Human Heater. Команда «крысолова» едет на битву стартапов TechCrunch Disrupt, там у них случается несколько комичных ситуаций личного характера. Выступающий начинает спорить с судьями и в подтверждение своей правоты приводит довод — «Я 15 лет над этим работаю». Судьи задают вопросы и дают комментарий — «это не безопасно, это никто не купит».

Из этого эпизода можно вывести как минимум 2 рекомендации:

  • при подготовке к публичному выступлению стоит сделать тренировочные прогоны перед людьми, незнакомыми с проектом, и услышать вопросы и возражения для того, чтобы подготовиться к ним;
  • ответ на возражения должен быть убедительным, доводы должны быть фактическими, манера ответа должна быть вежливой и уважительной.

8 серия — 4:20 — 7:00

Дальнейшее его поведение комично и показывает как не нужно делать. Джаред рассказывает команде «крысолова» про pivot — изменение бизнес модели или продукта. Это первый эпизод в сериале, где кто-то из команды «крысолова» пытается пообщаться с потенциальными пользователями. По сути он пытается делать проблемные интервью, но совсем не правильно.

Я планировал осветить в этой статье только эпизоды 1 сезона, но расскажу про этот эпизод из 3 сезона, потому что по моему мнению это самый поучительный эпизод всего сериала. С следующих сезонах есть еще несколько интересных эпизодов на тему общения с клиентами и самый важный из них, как мне кажется в 3 сезоне 9 серии.

3 сезон — 9 серия — 5:30 — 14:00

Ричард признается в этом Монике — ассистенту руководителя инвест-фонда. Облачная платформа «Крысолов» запущена, есть мобильные приложения, есть более 500 000 зарегистрированных пользователей, но количество пользователей, постоянно использующих платформу не превышает 20 тысяч. Поскольку продукт как бы для всех людей и якобы не требует особых знаний, то в фокус-группы попадают люди самых разных профессий (не из IT). Моника решает разобраться в чем проблема и организует фокус-группы для изучения реакции пользователей на продукт. Ричарда приглашают понаблюдать за обсуждением продукта его компании фокус-группой потенциальных пользователей.

А по сути они просто не понимают, что происходит. Как оказалось пользователи «полностью сбиты с толку» и «офигевают», «чувствуют себя тупыми». Ричард заявляет, что группа наверно неудачно подобрана, но ему отвечают, что это уже 5-я группа и у нее наименее враждебная реакция.
Как выяснилось, ранее платформу показывали и давали на тест IT-специалистам, а в качестве целевой аудитории продукта выбраны «обычные люди», которым ранее платформу не показывали и их мнение не спрашивали.

В итоге продукт получается неплохой и отзывы о нем хорошие, но не от тех людей, которые должны его покупать. Этот эпизод показывает очень типичную ошибку стартаперов, когда обратная связь об идее, а потом и продукте собирается не с той целевой аудитории, для которой продукт предназначен. В результате — продукт есть и он хороший, его делали с учетом обратной связи пользователей, но планируемых продаж не будет, реальные метрики будут совсем другими и экономика скорее всего не сойдется.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть