Hi-Tech

Построить прибыльный бизнес и не забыть о сотрудниках: принципы менеджмента Гари Баррелла, основателя Garmin

Предпринимателю удалось возглавить рынок GPS-устройств после самого его зарождения, но личному богатству он предпочитал лидерское служение работникам и создание рабочих мест.

В закладки

В 60 офисах по всему миру работают более 13 тысяч сотрудников, а прибыль Garmin в 2018 году составила $3,3 млрд. Сегодня созданная Гари Барреллом компания производит продукцию для пяти отраслей: автомобильной, авиационной, спортивной, морской и активного отдыха.

Гари Баррелл

Его отец занимался производством ламп. Гари Баррелл родился 24 августа 1937 года в городе Уичита, штат Канзас. Гари получил инженерное образование и в 80-х годах начал карьеру в компаниях по морской и авиационной электронике: Lowrance Electronics (производитель первого пользовательского эхолота), King Radio Corporation (крупный поставщик авионики, в том числе для Cessna, Piper и Beechcraft) и AlliedSignal.

Он адаптировал для рынка гражданской авиации приёмопередатчик типа NAV/COMM, в котором совместил навигацию и связь. В то время правительство США активно развивало технологии GPS, и Баррелл стал одним из инноваторов отрасли. Такое устройство, как правило, стоит дешевле и занимает на борту меньше места, чем две системы по отдельности.

В 1986 году после взрыва космического корабля «Челленджер» King Radio, как и другие компании этой отрасли, на несколько лет приостановила работу над GPS-продуктами. В 1983 году, будучи уже вице-президентом King Radio по проектированию, Баррелл принял на работу инженера Мина Као.

В 1989 году за ужином в ресторане они решили основать собственную фирму — первую в мире по производству навигационных GPS-устройств для коммерческого рынка. Поскольку в те годы в Америке открывали данные GPS для гражданского использования, Баррелл и Као решили, что это время — подходящее для открытия своего дела. Их цель — «популяризация GPS и изменение мира».

Коллеги сняли все деньги со своих счетов, заняли у семьи и друзей и с $4 млн открыли компанию в городе Ленекса, штат Канзас.

Аппарат с 16 базовыми картами определял местоположение, скорость ветра, сохранял в памяти до 10 маршрутов, до 250 путевых точек и рассчитывал расстояние между ними. В 1991 году Garmin выпустила первый продукт, который быстро стал популярным: устройство GPS 100 для небольших судов и самолетов.

GPS 100

Карманный GPS-приёмник американские военные использовали во время войны в Персидском заливе, Garmin StreetPilot стал первым автомобильным навигатором для коммерческого рынка, а NavTalk — первым в мире телефоном с GPS. В 1990-е годы Garmin под руководством Баррелла разработала ещё несколько продуктов, ставших известными.

NavTalk

Организация Garmin и принципы руководства Баррелла

В отличие от конкурентов, к примеру, компании Magellan, Garmin не передавала сторонним исполнителям ни один процесс — от проектирования до маркетинга. Ключевой стратегией бизнеса Баррелла стала вертикальная интеграция, то есть полный контроль над всеми этапами разработки и производства продуктов. Благодаря этому компания смогла:

  • увеличить скорость производства и контролировать качество на всех этапах;

  • проводить собственные исследования и разработки, стать новатором отрасли;

  • выйти на международные рынки благодаря высокому качеству при доступной цене;

  • минимизировать проблемы производства, быстро устранять неполадки;

  • стимулировать спрос, не боясь анонсировать новые продукты на этапе разработки;

  • самостоятельно обслуживать клиентов, предоставляя гарантийные и технические услуги.

Редактор интернет-издания о морской электронике Panbo Бен Эллисон пишет, что навигатор Garmin GPS 45 для яхтсменов, который он купил в 1994 году, работает даже спустя 25 лет: «В начале 90-х я испытал первый портативный GPS, “белый кирпич” Magellan Nav 1000, который продавался за $3000. Основным преимуществом Garmin на рынке было качество продукции. Это замечательное устройство помогло мне оставаться в безопасности, даже в шторм и туман. В 1994 году я приобрел Garmin GPS 45 за $400. Недорогой, портативный и относительно точный Garmin GPS 45 действительно изменил правила игры».

Компания начинала с трёх рынков: авиационного, морского и активного отдыха. Стратегия вертикальной интеграции Баррелла обеспечила ещё одно преимущество: Garmin смогла своими силами расширить ассортимент при невысоких затратах. Здесь конкурентам непросто было догнать Garmin: так, Magellan ориентирован в основном на товары для автомобилистов и активного отдыха, а TomTom — на автомобильный сектор. Позже к ним добавились еще два: автомобильный и спортивный.

Гари Баррелл и Мин Као

Благодаря ему человеческие ресурсы стали одним из преимуществ компании. На первых порах Баррелл лично помогал отбирать в Garmin новых инженеров. В Garmin нанимали специалистов, которые отвечали не только за производство и дизайн, но и за инновации.

В конце 1990-х инженеры Garmin, которые занимались бегом, начали носить портативные GPS-приёмники во время тренировок, чтобы отслеживать свою эффективность. Большинство сотрудников проводит часть рабочего времени «в полях», придумывая новые способы использования GPS. А исполнительный директор Garmin по PR Тед Гартнер, охотник на птиц, помог создать устройство, которое определяет местонахождение охотничьих собак. В итоге они разработали «умные» часы, которые отслеживают местоположение, скорость, сердцебиение и другие данные.

«Умные» часы Forerunner 225

Пастор церкви, в которую ходил Гари, вспомнил, как тот однажды появился на воскресной службе в рваных шортах, запачканных ежевикой, после тестирования нового прибора. Баррелл и сам испытывал продукты для обычных людей, так как пилотировал самолёт и любил путешествовать.

Он всегда был в творческом режиме и пытался предвидеть будущее», — отмечает один из первых сотрудников Garmin и исполнительный директор компании с 2013 года Клифф Пембл. «Баррелл постоянно думал о том, каким может быть следующий продукт.

Например, в течение многих лет в морских GPS-приемниках была кнопка Man Overboard: она передаёт точное местоположение судна для организации экстренной помощи. Инновациям в Garmin способствовала и работа на разные рынки. На её основе инженеры Garmin из спортивного подразделения создали функцию Return to Start, которая помогает бегунам вернуться на место, где они начали тренировку.

Он объединил технологию GPS с традиционными авиационными системами навигации и связи и системой цветных движущихся карт. В Garmin Баррелл продолжал совершенствовать продукты для авиации. Большую роль в инновациях играла личность самого Баррелла. Результатом стало семейство приборов GNS 430/530, которые пилоты применяют до сих пор. Он действительно был более профессиональным и доброжелательным, чем представители других компаний, которые пытались установить навигационное оборудование. Бывший президент ассоциации пилотов и владельцев самолетов AOPA Фил Бойер вспоминает: «Гари Баррелл очень тесно сотрудничал со мной и AOPA. В конкурентной среде авионики Гари был не только новатором и лидером, но и действительно “хорошим парнем”, который заботился о клиентах». Гари предоставил оборудование и опыт своей компании, чтобы продемонстрировать надежность и многофункциональность спутников.

Лидерское служение

«Баррелл практиковал лидерское служение — ставил проблемы сотрудников на первое место, — рассказывает вице-президент Garmin по человеческим ресурсам Лори Минар. Ещё одной отличительной чертой Баррелла было внимание к сотрудникам. «Эти рабочие места на многие годы обеспечили стабильность для семей, в том числе моей», — подтверждает Клифф Пембл. — Он хотел создать рабочие места для людей на Среднем Западе».

Гари сам работал на производственных линиях, чинил неполадки и обучал инженеров, чтобы каждый почувствовал себя частью команды. Баррелл знал каждого лично, всегда приветствовал коллег и друзей «заразительной улыбкой», говорит Пембл.

«Он действительно заботился о людях и их семьях, — говорит Минар. Лори Минар вспоминает, как однажды Баррелл без предварительной подготовки рассказал о каждом из 50 сотрудников компании, удивив всех. — У него были невероятные отношения».

Мы встречались на обед в Perkins, потому что там можно получить бесплатный кусок пирога, если вам больше 55 лет. Друг Баррелла Джон Бенни рассказывает, что у Гари никогда не было личных самолётов или роскошных автомобилей: «Он был очень скромным и непубличным человеком. Вы бы никогда не узнали, что он был тем, кем он был, или построил то, что построил».

Выход на биржу и смена стратегии

Автопроизводители начали встраивать навигационные системы в панели управления, но они добавляли около $1500 к стоимости машины. Важным для компании стал 2000 год, когда точность определения местоположения, по инициативе властей США, сузилась со 100 до 3 метров.

В качестве более дешёвой альтернативы Garmin сосредоточилась на продаже универсальных портативных навигационных устройств, которые можно прикрепить на панель автомобиля или взять в поход. Баррелл решил изменить стратегию. В 2002 году в США было куплено около 2 миллионов портативных GPS-устройств, более половины из которых сделала Garmin. Спрос на продукцию Garmin вырос, и в 2001 году компания разработала ещё один инновационный продукт: навигатор StreetPilot III с встроенным голосовым помощником.

StreetPilot III

В 2003 году, когда продажи акций достигли $573 млн, а компания стоила $4,5 млрд, Гари впервые появился в списке Forbes с состоянием $810 млн. В 2000 году Garmin вышла на биржу, и состояние Баррелла начало расти.

Уход из Garmin и трудные времена в компании

В результате в 2004 году Garmin выпустил революционную объединенную систему управления полетом G1000. В 2002 году в 67 лет Баррелл ушёл на пенсию с поста генерального директора, но продолжал проектировать сложную систему авионики.

Новая полностью электронная система заменила их на два плоских дисплея. Раньше, чтобы управлять системами полета, вводить план GPS и общаться с диспетчерами, пилоту нужно было постоянно переключать внимание между разными датчиками и индикаторами.

А благодаря программному управлению новые функции к G1000 стало добавлять легче, чем к старым системам авионики. Кроме данных о полете, на дисплеях отображается вспомогательная информация, например, о погоде и рельефе местности. Cегодня G1000 установлена на тысячах самолётов по всему миру.

G1000 сегодня

В том же году его состояние достигло пика — $1,8 млрд. В 2004 году Баррелл окончательно отошёл от дел, оставив пост сопредседателя компании.

Баррелл активно занимался благотворительностью, вкладывая деньги в образовательные и религиозные проекты — к примеру, в строительство церкви общины Indian Creek, прихожанином которой он был. По словам друзей, богатство не изменило Гари. А однажды передал около 430 тысяч акций Garmin на сумму около $19 млн неназванному получателю.

Но в июне 2007 года Apple представила первый iPhone со встроенными картами и GPS. Акции Garmin в течение трех лет после ухода Баррелла продолжали расти. Компания потеряла около 90% своей рыночной стоимости. Продажи Garmin за три года упали почти на $1 млрд.

Возглавив компанию в 2013 году, он решил сделать ставку на специализированные устройства для разных категорий спортсменов и туристов. Garmin вывел из кризиса Клифф Пембл — один из первых инженеров компании, который учился у Баррелла. Например, Approach S5 для игроков в гольф показывает скорость удара и карту поля, а Forerunner 735XT для триатлетов измеряет количество гребков в минуту и эффективность использования кислорода.

Approach S5

В отличие от Apple и Fitbit, которым приходится подстраивать графики производства под партнёров, собственное производство, склады и колл-центры позволяют Garmin ни от кого не зависеть. Все эти устройства по-прежнему производят на одном из трех заводов Garmin на Тайване.

12 июня 2019 года он умер у себя дома, неподалёку от штаб-квартиры Garmin в Олейте. В 2007 году у Баррелла диагностировали болезнь Паркинсона, в последние годы его здоровье ухудшалось. У него остались жена, трое сыновей и восемь внуков.

#garmin #гарибаррелл

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть