Hi-Tech

Построить музей вокруг одного леденца

Предприниматель из Рязани нашёл рецепт сладости 1837 года, открыл музей и выручает 1 млн рублей в месяц.

В закладки

Поделиться

В 2017 году он случайно обнаружил в библиотеке рецепт леденца 1837 года и выяснил, что по преданию рецепт придумали к приезду будущего императора цесаревича Александра. Житель Рязани Игорь Евсюхин с 1990-х годов занимался доставкой кондитерских изделий в магазины, а затем увлёкся производством собственных шоколадных изделий.

Предприниматель рассказал, как открыть частный музей и не прогореть, какую выручку может приносить подобный проект и как увеличить количество источников дохода. Тогда Евсюхин решил создать свой музей рязанского леденца.

Легенда о рецепте

В ней лежал лист с рецептом, датированный 1837 годом. Зимой 2016 года предприниматель Игорь Евсюхин обнаружил книгу «Комитет сахароваров», изданную в 1845 году.

У предпринимателя получился леденец. Евсюхин перевёл вес ингредиентов в граммы (до 1917 года в России вес ингредиентов в рецептах указывали в фунтах и унциях) и попытался приготовить блюдо в своей мастерской.

Игорь Евсюхин

Из книг по истории он узнал, что в тот год в город приезжал цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II. Предприниматель заинтересовался, чем 1837 год был примечателен для Рязани. К его приезду жители устроили выставку достижений Рязанской губернии.

Вместе с экспертами они предположили, что леденец по уникальному рецепту был создан специально к выставке. Евсюхин привлёк исторического консультанта из рязанского педагогического университета. Тогда предприниматель решил открыть свой музей и рассказать в нём историю появления леденца.

Сладость по рецепту 1837 года

Он создал компанию «Юнион» и развивает её до сих пор — сейчас она приносит наибольший доход, но предприниматель считает, что из-за развития торговых сетей этот бизнес скоро придёт в упадок. В 1993 году Игорь Евсюхин закончил рязанский мединститут и работал врачом, но затем начал заниматься реализацией и дистрибуцией кондитерских изделий.

Сладкая тема увлекла Евсюхина, и в 2012 году он открыл мастерскую по производству шоколадных изделий «Шокоруа».

Евсюхин рассказал о своём проекте и получил поддержку — власти города помогли найти подходящее для музея помещение. После того, как предприниматель нашёл листок с рецептом и решил открыть музей рязанского леденца, он обратился в администрацию города.

Это подвальное помещение, но с хорошей локацией — около рязанского кремля, туристическое. Мы нашли дом, который находится в муниципальной собственности и был в плохом состоянии. Расположение для нас большой плюс — если бы такой объект находился на отшибе, дело бы не пошло.

Егорь Евсюхин

По данным Restate.ru, аренда торгового помещения с аналогичной площадью в центре города будет стоить от 95 тысяч рублей. Евсюхин арендовал помещение в 250 м² на десять лет за 15 тысяч рублей в месяц.

Договор об аренде помещения с администрацией города он подписал в феврале 2017 года, а уже в сентябре того же года музей принял первых туристов. Здание было ветхим — в его ремонт и обустройство музея предприниматель вложил 9,5 млн рублей из своих личных сбережений.

Можно поучаствовать в каких-то грантах, но мы работаем всего год и пока не пробовали. Музей — частный, поэтому никаких дотаций государство не выделит, как бы мы ни просили. С бюджетом приходится рассчитывать только на свои силы, но в этом есть и плюс — всегда приходится двигаться и думать, как заработать.

Игорь Евсюхин

Иногда на нашей территории проводят административные мероприятия, но мы получаем за это деньги». По словам предпринимателя, у музея партнёрские отношения с городским управлением: «На уровне муниципальных властей мы быстро получаем информацию о разных выставках.

Дизайнером музея стал его школьный товарищ художник Алексей Рычков. Евсюхин вспоминает, что друзья и знакомые с интересом восприняли его идею. Он нарисовал для музея шесть картин и принял участие в отделке помещения.

Построить музей вокруг одного леденца

В нём можно узнать, как готовили леденцы два века назад и самому попробовать приготовить сладость по старинному рецепту. В сентябре 2018 года музею истории рязанского леденца исполнился год.

В рейтинге развлечений на TripAdvisor он стал седьмым из 159 в Рязани. За год музей посетило 18 тысяч человек.

Именно на ней, по версии Евсюхина, и был впервые представлен леденец. Всего в музее три зала: первый посвящен биографии Александа II и его приезду в Рязань на выставку достижений губернии.

В музее также восстановлен кабинет Шишкова и его химическая лаборатория. Во втором зале туристам рассказывают о появлении сахара в России и Николае Петровиче Шишкове — первом председателе сахароварного комитета российской империи, который жил в Рязани. В третьем зале можно узнать, как производили сахар в 19 веке.

Стоимость посещения мастер-класса — 150 рублей. В музее также есть и развлечения: сахаровар проводит мастер-класс и учит готовить леденцы по старинному рецепту.

Уникальность в том, что используется именно цветочный мёд рязанских лугов, которым славится наш регион. Рецепт леденцов мы не держим в секрете, а наоборот, охотно рассказываем — в нём много мёда.

Игорь Евсюхин

В музее есть развлечения для детей — например, «шкаф превращений», откуда в неожиданный момент появляется сахарная голова или «колесо фортуны» — где можно предсказать своё будущее.

Для других музей — это фонды, научные работы. Я не могу назвать свой проект музеем в общепринятом смысле этого слова. У нас же больше современный исторический семейный досуговый центр.

Игорь Евсюхин

Посетить музей без экскурсии можно за 150 рублей (взрослый билет) и за 100 рублей (детский). Стоимость входного билета вместе с экскурсией составляет 500 рублей за взрослого и 450 рублей за ребёнка.

Как заработать на частном музее

Он вложил больше 7 млн рублей в ремонт здания, и по его расчётам, эта сумма должна была окупиться не меньше, чем через шесть-семь лет. Евсюхин как опытный предприниматель понимал, что частный музей — низкомаржинальный бизнес.

Кроме того, по данным туристического портала «Турстат», Рязань не входит в 20 самых популярных туристических городов России — приток туристов в город ниже, чем, например, в Ярославле, Владимире или Нижнем Новгороде, что также влияет на доходы музея.

Вместе с командой бизнесмен решил открыть на территории музея кафе «Чайная» и оформить заведение в стиле 19 века. Евсюхин разработал стратегию развития и начал искать дополнительные источники дохода. В кафе готовят традиционное рязанское блюдо — блинчики-каравайцы.

Их вручную варит сахаровар — в месяц в музее продают около 200 кг леденцов. Кроме кафе, доход музею приносит и продажа леденцов. Один леденец можно купить в музее за 20 рублей. Чтобы сварить сладость, специальное оборудование не требуется — сахаровар использует только котелок и газовую плиту.

Лучше иметь в одном портфеле два-три дополнительных плеча. Музейный бизнес хрупкий — даже эпидемии, которые случаются у школьников и туристов, сильно на него влияют. Я считаю это одним из правильных подходов к бизнес-процессам. Поэтому мы сделали «Чайную» и работаем с собственным производством сладостей.

Игорь Евсюхин

По словам предпринимателя, кадровый вопрос — один из самых больных. Евсюхин нанял 12 сотрудников: директора заведения, сахаровара и по паре администраторов, барменов, работников кухни и уборщиков.

Из-за нехватки кадров владелец музея старается подбирать персонал так, чтобы в случае чрезвычайных происшествий один сотрудник мог заменить другого. За год существования кафе «Чайная» в нём сменилось 10 поваров, трое из которых были уволены за пьянство.

Понятно, что у всех свои закрепленные должности, но мы стараемся быть гибкими, чтобы клиент не замечал каких-то наших трудностей. Администраторы у нас так подобраны, что при чрезвычайной ситуации могут заменить повара на простых блюдах. Иначе это не бизнес. Я считаю, что проблемы бизнеса клиентов не касаются. Некачественные услуги сейчас не жизнеспособны на рынке.

Игорь Евсюхин

По словам предпринимателя, 50% выручки составляют продажи билетов, 30% выручки приносит кафе «Чайная» и ещё 20% — продажа леденцов ручной работы. Средняя выручка в музее в месяц — 1 млн рублей.

Реклама и продвижение

Он не мог изменить фасад или даже повесить вывески или рекламу. Трудностью для Евсюхина стало то, что здание музея — это объект культурного наследия муниципального значения.

Тогда он договорился с городскими властями и установил на улице кованые кресла с петухом, использовав их как рекламу музея.

Иногда в музей и чайную приглашают блогеров, кроме того, информация о заведениях есть на TripAdvisor и других рекомендательных сервисах. Основные каналы продвижения бизнеса — социальные сети и работа с туристическими агентствами.

Рекламное агентство музей не нанимал — по словам Евсюхина, на это не хватает бюджета. Продвижением музея команда занимается самостоятельно с помощью менеджера по связям с общественностью.

Например, я уверен что реклама на телевидении и радио для нас не сработает — эти каналы сейчас годятся скорее для пропагандистских целей. Я в бизнесе не первый год, поэтому многое понимаю.

Игорь Евсюхин

Предприниматель закладывает на окупаемость не менее шести лет и рассчитывает, что остальные четыре года музей будет приносить прибыль. По словам Евсюхина, через полгода после открытия проект вышел на безубыточность, но всё ещё не окупил себя. Евсюхин считает, что подобный проект имеет синергический эффект — помогает в развитии бренда рязанского леденца.

Пока леденцы производят только в музее. Основатель музея планирует развить производство собственных сладостей (в том числе и леденца) и поставлять их по всей России.

#леденцы #регионы #рязань

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть