Хабрахабр

После киберпанка: что нужно знать про актуальные жанры современной фантастики

С произведениями в жанре киберпанк знаком каждый — новые книги, кино и сериалы об антиутопическом мире технологий будущего появляются каждый год. Однако киберпанк — не единственный жанр современной фантастики. Расскажем о направлениях в искусстве, которые предлагают ему самые разные альтернативы и заставляют авторов-фантастов обращаться к самым неожиданным темам — от традиций народов Африки до «культуры шопинга».


Фото Quinn Buffing / Unsplash.com

Фантастические жанры дали возможность коллективно осмыслить социальные и технологические изменения, пронизывающие человечество в эпоху неостановимого прогресса. От Джонатана Свифта до (теперь уже) cестер Вачовски, спекулятивное искусство играло важную роль в современной истории. Авторы задавались вопросами, связанными с этикой в век IT, ролью человека в автоматизированном мире и цифровой подменой аналоговых продуктов. С распространением компьютеров главными из этих направлений стали киберпанк и его производные.

Многие такие работы кажутся слишком радикальными — в их фантастические предсказания тяжело верить. Но сейчас, в год 20-летия «Матрицы», актуальность киберпанка стоит под вопросом. Однако такой вариант развития событий, каким бы эффектным он ни был, не является единственно возможным. Кроме того, в основу киберпанковых вселенных зачастую заложен контраст между «высокими технологиями и низким уровнем жизни» (low life, high tech).

За последнее время спекулятивные жанры неоднократно пересекались, появлялись их новые ответвления, а нишевые направления — выходили в мейнстрим. Киберпанком фантастика не ограничивается.

Настоящее как способ изобрести будущее: мифопанк

Глобальная культура остается монополией западного мира. Но этнические меньшинства составляют все большую часть его населения. Благодаря интернету и прогрессу, у многих из них появился голос, который слышен далеко за пределами диаспоры. Более того, они играют все более значимую роль в глобальной экономике. Социологи предсказывают, что так называемая «европейская» цивилизация может со временем потерять свои лидирующие позиции. Что же придет ей на смену? Именно этим вопросом занимается мифопанк, в частности — его поджанры афрофутуризм и чаохуань. Они берут за основу мифологические и социальные системы, отличные от ныне доминантных, и воображают мир будущего, построенный по их принципам.


Фото Alexander London / Unsplash.com

А в последние десять лет это направление распространилось шире, чем когда-либо до того. Первые работы в жанре афрофутуризм появились еще в 1950-х, когда джазовый музыкант Сан Ра (Sun Ra) начал совмещать в своем творчестве мифологию древних африканских цивилизаций и эстетику эпохи покорения космоса. Помимо кино и музыки, жанр проявил себя в литературе и визуальном искусстве — заинтересованным в нем людям есть, что почитать, посмотреть и послушать. Один из ярких примеров современного «мейнстримного» афрофутуризма — голливудский блокбастер «Черная Пантера».

В последние десятилетия китайская культура тоже стала более заметна. В конце концов, только в XX веке страна пережила две революции, «экономическое чудо» и культурный сдвиг, аналогов которому нет в остальном мире. Из страны третьего мира Китай превратился в геополитическую державу — там, где еще вчера были деревянные дома, стоят небоскребы, а непрекращающийся прогресс не дает остановиться и осмыслить значимость пройденного пути.

Авторы жанра чаохуань (англ. Именно этот пробел пытаются заполнить местные писатели-фантасты. Знакомство с такой литературой можно начать с победителя премии Hugo Awards, книги «Задача трех тел» китайского писателя Лю Цысиня. chaohuan, в переводе означает «ультра-нереальность») пропускают инструментарий классической научной фантастики через призму экзистенциализма. История там разворачивается вокруг женщины-астрофизика, которая приглашает инопланетян на Землю в разгар Культурной Революции в КНР.

Это направление развивается также в визуальном и мультимедиа-искусстве. Один из примеров — видеоэссе «Синофутуризм» мультимедиа-художника Лоуренса Лека (Lawrence Lek), своеобразное собрание стереотипов о «Китае XXI века» (на видео выше).

Прошлое как способ понять настоящее: исекай и ретрофутуризм

Работы в жанре «альтернативная история» переживают бум. Вместо того, чтобы фантазировать о будущем, все больше авторов предпочитает переизобретать историю. Сюжет, время и место повествования в таких книгах разнится, но некоторые принципы остаются общими.

Эстетика таких работ зачастую берет начало в ранней научной фантастике. Ретрофутуризм воображает альтернативные цивилизации, которые не пошли по пути цифровых технологий и построили технологические империи при помощи других инструментов: от паровых технологий (всем известный стимпанк) до дизельных двигателей (дизельпанк) или даже технологий каменного века (стоунпанк). Такие книги позволяют нам переоценить роль цифровых инструментов и по-новому взглянуть на собственные представления о будущем.

«другой мир»), «portal fantasy» или, по-русски, «книги про попаданцев» задают прошлому похожие вопросы. Исекай (яп. Легко понять, почему этот жанр стал настолько популярен. Эти фантазии объединяет «вырывание» героя из современности и помещение его в альтернативный мир — волшебное королевство, компьютерную игру или, опять же, прошлое. Герои произведений про попаданцев искупают прошлое, избавляют его от амбивалентности. Не последнюю роль в этом играет эскапизм и желание вернуться в более «простые времена», где имеются четкие ориентиры добра и зла. Но, раз такое искусство популярно, то на то есть причина. Качество работ в этом жанре — будь то мультипликация или книги — часто оставляет желать лучшего. Как и произведения других фантастических жанров, эти работы многое говорят о нашем времени.

Настоящее как прошлое: вэйпорвэйв

Вэйпорвэйв — пожалуй, самый необычный из жанров. Во-первых, он невероятно молодой. Если все вышеописанные направления существовали в той или иной форме уже давно, то вэйпорвэйв — продукт XXI века. Во-вторых, как и афрофутуризм, этот жанр имеет музыкальные корни — и лишь сейчас начинает «прорываться» в другие формы искусства. В-третьих, если другие жанры открыто критикуют современное общество, то вэйпорвэйв не дает оценочных суждений.

В современном обществе принято делить культуру на «высокую» и «низкую». Тематика вэйпорвэйва — настоящее время и общество потребления. А низкая — культура «покупок, скидок и торговых центров» — этих черт лишена, что делает ее более наивной и в какой-то степени более «настоящей». «Высокой» культуре порой приписывается претенциозность и неискренность. Вэйпорвэйв обращается к этой самой «низкой» культуре — например, оборачивает в «оболочку искусства» музыку из супермаркетов и «конвейерные» поп-мелодии из 80-х.

Большая часть людей знакома с жанром благодаря творчеству музыкантов BLACK BANSHEE и Macintosh Plus. Результат получается ироничным и невероятно актуальным. Так, пару лет назад Netflix выпустил анимационный сериал в духе вэйпорвейва под названием Neo Yokio. Но и другие направления в искусстве начинают присматриваться к этой эстетике. Как подсказывает название, его действие происходит в Нео Йокио — городе из будущего, где богатые борцы с демонами красят волосы в розовый и обсуждают дизайнерскую одежду.

Однако они многое могут рассказать о наших устремлениях и планах на будущее. Конечно же, современная фантастика не ограничивается этими жанрами. И, как выясняется, далеко не все эти планы связаны с ужасами развития компьютерных технологий — нередко, даже описывая будущее, фантасты ставят целью переосмыслить или даже «исцелить» наше прошлое.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть