Hi-Tech

Попутного ветра: бывший разработчик «Яндекса» создал погодное приложение для спортсменов и собрал 5 млн загрузок

С помощью Windy App виндсёрферы, рыбаки и гольфисты могут узнать почасовой прогноз погоды по всему миру.

В закладки

Он решил создать своё приложение для спортсменов — Windy App. Программист из Москвы Игорь Каменев увлёкся кайтсёрфингом — катанием на волнах при помощи сёрфа и воздушного змея. Каменев уволился с работы, получил 300 тысяч рублей для проекта и в одиночку запустил приложение в App Store.

В приложении можно узнать прогноз по разным характеристикам: скорости и направлению ветра, его порывам, высоте волн, приливам, отливам, осадкам, давлению, облачности и так далее. Windy App предоставляет почасовой прогноз погоды в любой точке мира по пяти разным прогнозным моделям.

Партнёры рассказали vc.ru, как развивали проект, сформировали общество спортсменов по всему миру и смогли получить первую прибыль. За три года приложение набрало 5 млн загрузок, а Каменев нашёл партнёров — предпринимателей Антона Фролова и Михаила Аксельрода.
Сейчас он продал свою долю в проекте и занялся новым приложением для парашютистов Jumpy, но остался в Windy App в роли консультанта.

Один в поле программист

Однако всё равно стал программистом, работал на разных должностях в «Яндексе», Surfingbird (сейчас Relap) и других компаниях. Игорь Каменев: Я с детства увлекаюсь программированием, но в университет пошёл учиться на психолога.

Я думал, что это просто — берёшь доску и катаешься. В 2015 году познакомился с кайтсёрфингом. Но оказалось, что важны скорость и направление ветра — от этого зависит выбор кайтов.

Нашёл сайт windguru.cz , но ведь все уже жили в мобильных телефонах. Нужны были прогнозы погоды и ветра — я посмотрел тематические сайты в интернете. А решений для мобильных телефонов не было.

Спустя время понял, что в нём можно развить, уволился с работы и привлёк у друга 300 тысяч рублей под свой будущий проект. Тогда я начал делать своё мобильное приложение по прогнозу ветра. Этих денег мне хватило, чтобы начать развивать своё приложение, которое показывает направление ветра по часам — Windy App.

Так я превратился из разработчика в стартапера. В июне 2015 года я запустил приложение в App Store и его встретили отлично.

Но в маркетинге, продвижении и бизнес-планировании я ничего не понимал. Разрабатывал приложение я сам — разбирался в погоде, серверной части, дизайне.

Я шёл по дороге, на которой ещё никогда не был, и не знал, что кроется за поворотом. В начале всё казалось легким — я фулстек-разработчик. Например, не занимался маркетингом, боялся запускать платные опции. Анализируя свои действия, я понимаю, что на 90% делал всё неверно. Первый доход с приложения я получил только в 2017 году.

Они тоже хотели заняться стартапом. В июле 2015 года мы познакомились с будущими партнёрами Михаилом Аксельродом и Антоном Фроловым. А в ноябре, когда мы увидели стремительный рост популярности приложения — почти восемь тысяч установок меньше чем за полгода — то решили попробовать работать вместе. Сначала им показалось, что мой проект не взлетит. Антон с Мишей работали без зарплаты, а мне назначили зарплату в 100 тысяч рублей. Партнёры вложили свои деньги (сумму инвестиций не раскрываем) и мы начали работать.

Партнёрство и участие в акселераторах

Тогда все торговали по ICQ и телефону, а мы перевели более половины продаж компании в онлайн. Михаил Аксельрод: Мы с Антоном Фроловым знаем друг друга с 2001 года: работали вместе в «Ланит-дистрибуции» и запускали одну из первых электронных площадок по сбыту товаров. Я отвечал за техническую часть, а Антон занимался развитием самого продукта.

Потом я ушёл из «Ланита» и сделал свою компанию по внедрению CRM, а Антон стал директором по информационным технологиям «Ланит-Дистрибуции».

Думали о том, как локальные коммьюнити могут помогать людям, но долго не могли придумать идею. В 2015 году мы захотели развивать собственный проект — объединить людей в коммьюнити по каким-либо интересам. Затем Антон пришёл с идеей проекта к Игорю, но он нас отговаривал и предлагал партнёрство в Windy App.

Тогда мы с Антоном решили вложить свои средства в приложение. Через какое-то время мы увидели, что у Игоря получилось удачно запустить минимальный жизнеспособный продукт Windy App. Игорь в основном занимался всей технической частью проекта, Антон — продвижением и продуктом, я — стратегией, общением с инвесторами. Сумму инвестиций мы не раскрываем.

Многие помогали нам просто так. Нас на тот момент было трое. Клевая штука». Говорили: «О, это те ребята, которые что-то пилят для кайтинга. Основным каналом продвижения приложения на тот момент было сарафанное радио.

Забавно, что у Windy App нет CRM-системы и есть проблема с прямыми продажами. У меня есть параллельный бизнес, которым я занимаюсь уже 13 лет — компания по внедрению CRM-систем в банках и телекоммуникационных компаниях. Нормального учёта у нас тоже нет. Кстати, Антон —специалист по управленческому учету.

Но нас не брали. Мы понимали, что денег надолго не хватит, и подавались в разные акселераторы. Но нас не взяли: сказали, что проект вряд ли когда-нибудь принесёт деньги. Весной мы попали в финал отбора в финский акселератор Startup Sauna.

Особой пользы он нам не принёс, но там посоветовали собрать деньги на краудфандинговой платформе. Летом 2016 года нас всё же позвали в португальский акселератор Fabrique de Startups.

У нас уже было около 500 тысяч пользователей. Осенью 2016 года мы запустили кампанию на Indiegogo — это как Kiсkstarter, но для сбора денег на этой платформе не нужно привлекать людей с американским гражданством. Так собрали около $30 тысяч. Мы продавали будущие Pro-аккаунты по $2,5 за штуку и футболки по $100 вместе с пожизненной подпиской на Pro-версию Windy App.

У нас был самый короткий питч: за полгода мы выросли в восемь раз по скачиваниям и собрали $12 тысяч (к тому моменту кампания была в процессе) на Indiegogo. Через полгода мы вернулись на отбор в Startup Sauna. Обе программы (в Португалии и в Финляндии) мы прошли без финансирования проекта — эти акселераторы были equity free, нам даже дали гранты на проживание в размере 1000 евро. Тогда нас взяли в программу.

Серьёзная плотнейшая программа, крутые менторы и работа нонстоп. Финский акселератор Startup Sauna вывел нас на другой уровень. Мы поняли, что нужно делать не хороший продукт, а тот, который принесёт деньги.

Как работает Windy App

Спортсменам нельзя просто посмотреть погоду на «Яндексе», потому что за час она может сильно измениться. Игорь: Windy App — это приложение, которое собирает почасовой прогноз ветра по всему миру.

Windy App предоставляет прогноз по многим характеристикам: скорость и направление ветра, его порывы, приливы, отливы, волны, осадки, давление, облачность и так далее.

Изначально мы разрабатывали сервис для кайтеров и виндсёрферов, но оказалось, что рынок гораздо больше.

По результатам опроса оказалось, что среди наших клиентов много рыбаков, велосипедистов, теннисистов, гольфистов. Через два месяца после запуска я устроил опрос внутри приложения— мне хотелось узнать, каким видом спорта занимаются наши пользователи.

У рыбаков от ветра зависит клёв, а велосипедисты в зависимости от ветра строят маршрут для тренировок. Мы узнали, что ветер нужен не только виндсёрферам. Кроме того, есть спортсмены, которые, наоборот, отслеживают через Windy App отсутствие ветра — пилоты квадрокоптеров и радиоуправляемых самолетиков.

Тех, на кого мы изначально целились, оказалось около 10-15% среди наших пользователей.

Мы не делаем прогнозы погоды — это очень сложно и в мире мало кто этим занимается.

Windy App берёт открытые данные прогнозов погоды из разных источников, используя в том числе и платные, и визуализирует их.

Модели отличаются друг от друга по методам прогнозирования метеорологических явлений. Сейчас пользователи могут увидеть погоду по пяти разным погодным моделям (GFS, ECMWF, ICON, NAM, Openskiron). Мы даём возможность людям сравнить данные и самостоятельно принять решение. Точность разных методов может отличаться в зависимости от географического региона, поэтому полезно смотреть на несколько разных моделей одновременно.

Монетизация и первые ошибки

Дополнительные функции платные — например, по желанию пользователя приложение может присылать уведомления, если на выходных в его городе благоприятный ветер для кайтинга, показать карту в высоком разрешении, получить данные по истории погоды за пять лет, дать доступ к дополнительным прогнозным моделям. Михаил: Скачать приложение можно бесплатно.

Сейчас мы продаём её в тестовом режиме — по $10-15 на месяц и по $30-40 на год. Чтобы использовать эти функции, нужно приобрести подписку. Подобное тестирование нужно, чтобы понять, как будет оптимальнее для нас и клиентов.

Например, в Великобритании мы ставили цену выше, чем в Италии. Раньше стоимость подписки также разнилась и в зависимости от того, в какой стране находится покупатель.

Россия на шестом месте. На первом месте по количеству пользователей находится США, а затем Европа — особенно много юзеров в Испании, Франции, Италии.

Весь 2018 год мы развивали приложение — теперь предоставляем статистику ветра не по одной погодной модели, а по нескольким.

Прогноз погоды — это здорово, но в реальности он может отличаться. Кроме того, мы сделали публичные чаты в Windy App, в которых пользователи, находящиеся недалеко друг от друга, могут общаться, рассказывать, где лучше кататься и что с реальной погодой.

Люди общались во время урагана Ирма в Майями и на Тайване — делились, где лучше спрятаться, а куда, наоборот, не стоит ходить. Эта функция очень пригождается во время природных катастроф.

Это коммьюнити мы считаем важнейшим элементом продукта, но не можем продать инвесторам идею — сложно объяснить ценность подобных чатов. Таким образом, у нас получилось сформировать целое коммьюнити объединить людей, интересующихся спортом и открытых новому.

Например, мы показываем кайт и серф школы, марины, где можно запарковать яхту, места аренды снаряжения, а в обмен просим давать скидку нашим пользователям Мы также пытаемся наладить партнёрские отношения с туристическими офлайн-бизнесами.

Они не задумываются о продажах или о мобильном продвижении — просто сидят на пляже и им так нормально. Однако идея пока неуспешная — с владельцами подобного бизнеса сложно общаться. Пока мы только ищем к ним подход.

И если ему нужна будет погода в его приложении, мы ему дадим все данные и когда мы будем делать трекинг, надеюсь, что Игорь нам поможет. Сейчас Игорь увлёкся парашютным спортом и занялся новым проектом — Jumpy, трекинговой системой для парашютистов .

Но когда проект переходит в стадию поддержки, мне становится скучно. Игорь: Я люблю создавать что-то новое с нуля. За полгода в Windy App мы построили команду, которая теперь работает автономно от меня. В 2017 году я решил отойти от дел и увлёкся другим проектом — создал приложение для парашютистов Jumpy, которое станет доступным для пользователей в марте 2019 года.

У Игоря осталась миноритарная доля и ещё есть немного у бизнес-ангела ранней стадии. Михаил: Мы с Антоном выкупили долю Игоря и теперь являемся мажоритарными акционерами.

Считаю, что пока компания не вышла на IPO, она стоит столько, сколько за неё готовы платить. Чтобы выкупить долю, мы не проводили предварительной оценки Windy App. Игорь сделал этот проект изначально и все придумал с технической стороны. Поэтому мы втроём просто пришли к оптимальной цене. А потом пошла фаза развития и медленных улучшений.

Он и сейчас это делает. Игорь не ушёл одним днём, а выходил постепенно и работал еще полгода, а потом консультировал нас. Первые полгода было тяжело — мы наняли программиста, который должен быть был стать идеологом, но потом нам пришлось попрощаться, потому что ему не хватало квалификации для работы. Роль технического директора временно взял на себя Антон.

Он оказался прав — сейчас в команде Windy App шесть сильных программистов и мы спокойно работаем. Я переживал, что мы не сможем создать сильную команду, но Антон был уверен, что всё получится. Пока мы все инвестируем в рост — хотим стать большими. А вообще в команде 25 человек — это маркетологи, поддержка, аналитики данных.

Как изменится Windy App

Изначально мы были скептически настроены в российскому проекту, но ошибались. Михаил: Сейчас мы принимаем участие в акселераторе от «Сбербанка». А главное — они видят болевые точки проектов и смотрят на бизнес свежим взглядом. Каждую неделю к нам приезжают менторы из 500 Startups и это очень интересно, у них есть необходимый нам опыт — созданий компаний с нуля, банкротств, поднятия раундов инвестиций.

У нас есть несколько вариантов развития и нужно сделать правильный выбор. В аскелераторе мы ищем точку роста.

В конце 2017 года у нас было 5 человек в команде, а сейчас 25 человек. Сейчас мы вкладываем всю прибыль в развитие проекта. Возможно, нужно сократить штат и начать зарабатывать хотя бы небольшие деньги — это тоже вариант развития. Вся прибыль уходит на маркетинг и зарплаты сотрудникам. Может быть, мы уперлись в потолок и нужно продавать проект.

Раньше люди приходили в офис туристической компании, покупали себе тур, ездили в Турцию и радовались. Рынок путешествий очень сильно меняется. Потом появился Booking.com и путешественники сами стали покупать авиабилеты и бронировать гостиницы.

Например, если я кайтер, то зимой поеду во Вьетнам, а летом в Испанию. Сейчас, мне кажется, всё опять изменилось — люди сначала выбирают активность, а потом подбирают место для путешествия, подходящее по времени и погоде. Поэтому, возможно, нам стоит предложить свою разработку Airbnb или Booking.com — тому, кто умеет хорошо продавать.

С бизнесом нужно общаться, а правильного подхода мы к ним пока не нашли. Мы научились работать на b2c-рынке, но не умеем продавать на b2b-рынке.

Мне кажется, было бы интересно и полезно, но ресурсов на это не хватает. Ещё одна боль — у нас есть хорошая аудитория, но за три года мы не сделали ни одного спецпроекта с брендами для спортсменов.

Это нас расстраивает — если мы в топ-10, значит, много денег в нише нет и нужно зарабатывать другим способом. Сейчас у нас 5 млн установок, мы входим в топ-10 монетизированных приложений в категории «Погода». Вполне возможно, что мы изменим своё направление.

Мы мечтаем построить экосистему для спорсменов по всему миру. Аппетит приходит во время еды. Это длинный путь. Чтобы каждый — рыбак, сёрфер, кайтер, велосипедист — приходил к нам и находил не только прогноз погоды, но и маршуты, контент, сопутствующий сервис проживания и перемещения. Если получится, то мы купим Booking.com, а не он нас. И аналогов нет.

И проект даже не в минусе — пока выходим в ноль. На самом деле всё хорошо — мы понимаем, что уже добежали до точки, до которой добегают не все стартапы. Это как в горах — поднялся на вершину, и тут увидел, что за ней.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть