Хабрахабр

Помогаем выплыть: как ввести новичков в сложный проект

Меня зовут Михаил Берёзин, я — тимлид в HFLabs. Всем привет! Мы делаем очень сложный enterprise-софт для банков, сотовых операторов, страховых компаний, ритейлеров.

Раньше никогда не брали так много людей скопом, поэтому забуксовали с онбордингом новичков. Полгода назад мы совершили большую ошибку: набрали в команду сразу 8 человек, штат вырос в 2 раза. Расскажу, как справились с проблемой.

Тимлиды не успевали вводить разработчиков в команду

К моменту коллапса ключевые разработчики и тестировщики трудились вместе больше пяти лет, команда устоялась.

О взвешенном расширении команды не думали, хватало других проблем. Нагрузка росла каждый год, но мы справлялись. В результате пропустили момент, когда пора было набирать новых людей и спокойно, без аврала готовить к будущим задачам.

Вместо того чтобы заранее набирать и адаптировать специалистов, мы за полгода увеличили команду в 2 раза. Когда пришли сразу несколько новых клиентов, пришлось срочно искать людей. Советую будущему себе никогда так больше не делать.

Общая эффективность упала, потому что новички не только не помогали, но еще и отвлекали от работы старожилов. Начались проблемы. При этом продукты очень сложные, а планка уровня сотрудника очень высока. Выстроенного процесса онбординга не было, ресурсов на полноценного наставника для каждого новичка — тоже.

Ты как бы попала на космолет Звездного Флота «Энтерпрайз» безо всякой подготовки. Я работаю в HFLabs чуть больше года и прекрасно помню ощущения от первого дня. Ничего не понимаешь и не знаешь, офис — лабиринт, коллеги на одно лицо (правда, дружелюбное).

Вижу таск: «General не заказчик, удалить mmwt general, не собирать билд general». В конце концов, ты просто не понимаешь, чего от тебя хотят. WAT

Татьяна Бунто, аналитик

Поначалу ситуация выглядела как средней толщины палка в колесе: сейчас чуток поднажмем и покатим дальше. Но чем дальше, тем хуже шли дела: новички адаптировались медленно, им нельзя было поручить реальные задачи, работа стояла.

Документация и даже видео не помогли

Когда в HFLabs приходил один человек в пару месяцев, мы думали, что довольно легко адаптируем новых людей в команде. Для этого было целых три, казалось, замечательных инструмента.

Мы вкладываемся в нее, по-настоящему заморачиваемся. Документация. В нашей confluence лежит много подробной, актуальной документации.

Для того, кто видит ее в первый раз, — это полный хаос. На деле вышло, что в документации без поллитра не разберешься.

У нас их больше сорока
Столько информации в confluence об одном-единственном клиенте HFLabs.

Старожилам все понятно и элементарно, для остальных же это совершенно не так. Все из-за того, что доки писали те самые 5+ лет люди, которые прекрасно разбирается в вопросе.

Для полного погружения вот что мне нужно было прокопать:

  • 5 спэйсов в confluence с описанием продуктов;
  • 16 спэйсов с документацией заказчиков;
  • спэйс с описанием внутренних офисных процессов;
  • 6 телеграм-чатов под разные продукты и заказчиков;
  • JIRA, Mercurial, Idea, SOAP UI, cloud и бог знает что еще;
  • дев-стенд для каждого заказчика;
  • 3225 автотестов.

Голова шла кругом, хотелось свернуться калачиком в углу кабинета и плакать.

Татьяна Бунто, аналитик

Записи выступлений аксакалов. Чтобы как-то помочь людям, мы записывали выступления опытных коллег. Они рассказывали о продуктах, клиентах, процессах в компании.

Мы собрали все вместе, разбили по продуктам и выложили в раздел «Обучение» в confluence. Со временем ролики обросли текстовыми комментариями и уточнениями. Вот так выглядит раздел продукта «Единый клиент».


Мы взяли ключевые мысли из выступлений и оформили в конспект

Роликов вышло слишком много, общая продолжительность — десятки часов. Видео поживее текстовой документации, но проблемы остались. Материал усваивается слабо. Сложно понять, что и зачем смотреть, что нужно с первых дней, а что — потом.

Мы думали, что новички основную часть информации переварят сами, а в редких сложных случаях помогут опытные ребята. Личные консультации. Взаимопомощь — важное правило HFLabs, у нас не принято сидеть сычом в стороне. Не сработало.

Старожилы просто не находили времени, чтобы отвечать на всё. Сложные случаи оказались не редкими, а регулярными. Плюс вопросы повторялись, приходилось разным людям объяснять одно и тоже.

Все в команде плюс-минус универсальны, но все равно в некоторых областях лучше всех разбирается кто-то конкретный. Часто новички не знали, к кому подойти с вопросом. В итоге помогали соседи по кабинету, что не всегда оптимально. Кто — непонятно.

Пошаговый квест спас положение

Чтобы решить проблему, нужно было ускорить и автоматизировать погружение новичков в проект. Для начала мы прикинули, что́ вообще нужно новым людям. Нашли такие потребности:

  • социальная адаптация;
  • понимание внутренних коммуникаций;
  • структурированные знания о продуктах;
  • практика, много практики!

Мне пришло в голову, что все любят игры, даже взрослые (особенно взрослые!). Было бы классно сделать пошаговый квест. Он и познакомит новичков с компанией, и даст практику с теорией. Сели за сценарий.

Получился квест из шести этапов:

  1. «Первое знакомство».
  2. «Кому это вообще нужно».
  3. «We Need to Go Deeper».
  4. «Пора приносить пользу проекту!».
  5. «Для самых любознательных».
  6. «Как мы тестируем и общаемся с заказчиками».

Квест выполняют на 90% автономно, уже через одну-две недели новички получают минимум для первых задач. Дальше человек развивается на реальных тасках.

Если нужен, напишите комментарий, пришлю. Выкладывать полный текст квеста не вижу смысла: очень уж он специфичный, все замкнуто на наши внутренние процессы.

Ниже просто кратко расскажу, как у нас все устроено.

На каждом этапе участник выполняет три вида задач.

Придется читать и смотреть видео. Теоретические. Без них ничего не выйдет, как бы мы ни хотели обратного.

Например, теоретическое задание на этапе «Первое знакомство»: «Просмотри три видео из серии «Знакомство с „Единым клиентом“ и прочитай соответствующую статью».

Здесь новичок не только изучает продукт, но и с коллегами понемногу знакомится. Задание на третьем этапе: «Посмотри рассказ Егора о стандартизации данных и поиске дублей».

Естественно, я не стал перегружать раздел с теорией, потому что это самое скучное, что может быть.

Для каждого раздела я придумал задачи, похожие на настоящие. Практические. Закрепляем теорию, пока она держится в голове.

На этапе «Первое знакомство» задания такие:

  1. «Создай себе в джире задачу «Знакомство с „Единым клиентом“ в проекте CIA. В ней нужно будет фиксировать результаты и ворклоги. Закрывающим поставь Мишу.
  2. Зайди в веб-интерфейс демостенда и посмотри, сколько там контрагентов-физлиц. Подключись к БД демостенда и получи количество контрагентов-физлиц SQL-запросом. Количество совпало? Задачка непроста, нужно подумать и поисследовать таблицу, разобраться в колонках. Не бойся спрашивать.
  3. Создай нового контрагента-физика через SoapUI. Найди его в веб-интерфейсе и посмотри, что все получилось.
  4. Зафиксируй ворклоги, результат и получившиеся запросы в джире».

В четвертом этапе «Пора приносить пользу проекту!» практика интереснее и сложнее:

  1. «Возьми небольшую задачу из релиза, закрой ее по феншую (без правильного заключительного комментария задачу переоткроют).
  2. Возьми задачу на регресс. Познакомься с особенностями заказчика и проведи регресс за 1,5 часа».

Коммуникационные. Во время квеста мы знакомим новичков с командой. По крайней мере, с ключевыми людьми, с которыми предстоит плотно работать. Примеры из разных этапов:

  1. «Найди Пашу Абдюшева и задай три вопроса по теоретической части. Зафиксируй комментарием к задаче свои вопросы и ответы Паши».
  2. «Скинь задачу в чат „Тест-ревью“, попроси проверить. Допинай Лену или Олю, чтобы они проверили, все ли ты правильно сделал».
  3. «Найди Костю Степанова и задай 3 любых вопроса по материалу. Также расскажи про особенности данных, которые нашел».

Иногда задания превращаются в самый настоящий квест. Например, найти Пашу и заставить его отвечать на вопросы — задачка для сильных духом и упорных. Так новый человек прокачивает навыки коммуникации, переговоров и тайм-менеджмента.

Эффект намного превысил затраты

Первый вариант квеста мы написали с коллегой-добровольцем за день. Уже на следующий день его начал проходить новый тестировщик (протестировал, да).

Когда новичок понимает, что теории не хватает для решения задачи, он рассказывает об этом мне. Очень удобно, что не приходится следить за актуальностью теоретической части: с этим справляются участники. Дело простое, почти не отвлекает. Я смотрю, что не так: скорее всего, пора апдейтить документацию.

Теперь о результатах.

Раньше

Сейчас

Время погружения в проект

Двенадцать недель минимум

Две недели

Время, которое опытные коллеги тратят на обучение

До двадцати часов в неделю

До десяти часов в течение недели

Мы очень упростили масштабирование набора. Раньше адаптировали одного человека за три месяца, а теперь справимся и с пятью за месяц.

Вернемся к этому. В начале этой статьи я сформулировал, что нужно новым людям в компании.

По крайней мере, коллегами, которые будут нужны в работе чуть ли не ежедневно. Социальная адаптация. Пока человек выполняет квест, он знакомится с половиной команды. Новички понимают, к кому человеку с каким вопросом подойти.

Понимание внутренних коммуникаций. Создать таск в джире, написать в нужный чат, отметить время — все это задачи на закрепление внутренних процессов и регламентов, изучение сленга.

Так проще усваивать. Структурированные знания о продуктах. Здесь все понятно: мы выстроили обучение от простого к сложному, разбили на небольшие понятные кусочки.

Зубрить ничего не приходится, теорию закрепляем через задания. Практика, много практики! С первого этапа человек идет в бой, к четвертому приносит реальную пользу. Задачи похожи на настоящие, с четвертого этапа — уже реальные.

Новичкам понравилось.

Квест составлен очень хитрым образом:

  1. Нельзя просто как-то почитать, полистать и пойти дальше.
  2. Увидишь продукт и процесс с разных сторон.
  3. Узнаешь тех с кем будешь работать.
  4. Подготовишься к выполнению задач.

Анастасия Дудник, тестировщик

Квест помог хотя бы тем, что там точно написано, к кому по какому вопросу можно подойти.

Вадим Зайцев, руководитель проектов

Теперь мы готовы принимать новых людей. Но по-прежнему стараемся делать это осторожно и точечно, чтобы не разрушать сложившуюся культуру.

Сейчас ищем инженера сопровождения (от 80 000 ₽ на руки) и тестировщика (от 90 000 ₽). Приходите к нам работать, если нравится сложный enterprise. Тому, кто порекомендует подходящего человека, подарим первую зарплату специалиста после трех месяцев испытательного срока.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть