Hi-Tech

«Поменяй свою голову на американскую»: как я работала в США, Европе и Азии

Директор EF Education First Russia Ирина Эддайра о том, чем отличается корпоративная культура на Западе и Востоке.

В закладки

Поделиться

Я не стала исключением, поэтому сразу после российского вуза отправилась учиться в Америку. Международная карьера привлекает многих. Оказалось, что в каждой новой стране приходится учиться новым корпоративным правилам и традициям. Впоследствии мне удалось поработать в очень разных сферах и странах: от IT-стартапа в США и мультинациональной компании в Ирландии до образовательных проектов в Таиланде и Сингапуре. Рассказываю, чем они отличаются на Востоке и на Западе.

Старт на Западе

За все эссе, рефераты и курсовые, которые я готовила для университета, мне ставили низкие баллы. В России я была патологической отличницей, но в США у меня ничего не получалось. Однажды мой преподаватель отвел меня в сторону и сказал: «У тебя ничего не выйдет, пока ты не поменяешь свою голову на американскую».

Когда вы становитесь частью компании, то corporate identity — ваша первоочередная задача. Правило, которое я выучила в Америке: нет разницы, иностранец вы или местный. В США, где есть общий курс на «становление американцем», вам нужно поскорее стать «как все».

К национальному опыту, который вы привозите с собой, там относятся внимательнее, чем в Штатах. Европа же — плавильный котел многих культур. США держат в фокусе только самих себя, Канаду и Латинскую Америку; культурные особенности всех остальных они не всегда понимают и воспринимают.

Старт на Востоке

Здесь очень важно, в какой стране вы оказались. Условный Восток объединить в единое целое невозможно. Там ценят любую инаковость, а компании предпочитают нанимать на руководящие должности иностранцев. В Таиланде и Сингапуре я прожила несколько лет и действительно “пропустила” их через себя, так что могу рассказать о них больше. Но главное — это доверие.

Для этого мне пришлось подписывать примерно триста страниц документов на тайском языке. Когда я прилетела в Таиланд, мне нужно было оформить разрешение на работу. Но мне доверились как иностранцу-руководителю, предложив должность, — теперь я должна была довериться компании. Я не могла проверить, на что именно соглашаюсь.

Если вы следуете правилам, вам будет очень комфортно быть самим собой. Любая азиатская культура ожидает от вас полного внедрения и соблюдения обычаев.

Как поздороваться, чтобы вас не уволили

Даже в приветствии. Если честно, у Востока и Запада — различия во всем. Во всех странах Востока у приветственных ритуалов есть свои нюансы, которые стоит внимательно изучить перед началом работы.

На заметку:

  • Как взять визитку на Западе? Как угодно. Вы можете сразу спрятать ее в карман пиджака — никого это не смутит.
  • Как взять визитку в Азии? С почтением принять ее из рук дающего, внимательно прочесть то, что там написано, а имя человека проговорить вслух, соблюдая правила местного произношения.

Если вы руководитель, все ждут, что вы будете понимать это еще перед вступлением в должность. В Таиланде распространены три разноуровневых приветствия: для старшего, равного и для младшего по чину.

А в Европе лучше всего перенять тот вид приветствия, который характерен для культуры страны: если вы работаете в Испании — то можете обняться при встрече, если во Франции — то приемлем даже поцелуй (формальный!). В США самый распространенный способ приветствия — крепкое рукопожатие (как для мужчины, так и для женщины).

Как выглядеть в офисе: укладка — в США, сиреневый костюм — в Азии

В первую же неделю кто-то оставил на моем столе буклет, в котором говорилось, как правильно выпрямлять и укладывать волосы. Во время учебы в университете я проходила стажировку в американской консалтинговой компании. Европа в этом плане более расслабленная, а в Швеции и Финляндии никто не осудит вас, если вы придете на работу в мятом свитере или с копной растрепанных волос. Позже менеджер вызвала меня к себе и резко спросила: «Утром тебе не хватает времени, чтобы привести себя в порядок?» Тогда я впервые поняла, насколько в корпоративной культуре США важно то, как ты выглядишь.

В Азии же по тому, как и с кем вы здороваетесь, первым ли входите в комнату, какой на вас костюм и открыты ли ваши руки, люди составляют о вас мнение, изменить которое будет невозможно.

Для празднично-формальной одежды они выбирают именно их. Сиреневый — новый черный: в Таиланде я узнала, что тайцы очень любят яркие цвета. Тогда я купила несколько формальных тайских костюмов и на всех важных мероприятиях появлялась в них. Мало того, у каждого дня недели есть собственный цвет, и это правило очень важно соблюдать. Коллеги это приветствовали — мне удалось показать им, что я ценю и уважаю местные порядки.

Можно ли обедать с коллегами?

Если на Западе вы имеете право перекусить или выпить кофе с любым из коллег вне зависимости от должности, то Азия в этом плане гораздо жестче.

Оказалось, что я нарушила табу: решила пообедать с подчиненными, чтобы узнать их поближе. Как-то раз в Таиланде новый босс вызвал меня в кабинет и сказал, что выносит мне «официальное предупреждение».

Получилось, что я поступила невежливо, обделив вниманием старших коллег. По правилам мне надо было начать с «равных», а потом уже идти по нисходящей. А мои подчиненные просто не смогли сказать «нет» из-за иерархии: начальник позвал обедать — значит, надо обедать.

А что по корпоративным вечеринкам?

Такие вечеринки — всегда нетворкинг. Корпоративы устраивают для того, чтобы сотрудники лучше узнали коллег и наладили нужные контакты. В Европе же все чуть более расслабленно: можно брать с собой любимых, отдыхать, говорить о своих проблемах, о семье, о планах. Но в США есть четкое разделение на personal и professional: на корпоратив нельзя прийти с супругом или друзьями.

Но это постоянный труд. Корпоративная вечеринка в Азии может превратиться в настоящую феерию (я хорошо знаю, на что тайцы способны в караоке-баре). Самое страшное там — потерять лицо: придется соблюдать субординацию и ни в коем случае не перебарщивать с едой или алкоголем.

Субординация: чей босс важнее?

Решения, которые выдает азиатский руководитель — не оспариваются, и коммуникация строго вертикальная. На востоке высока роль CEO. Таким интересно мнение подчиненных. Но стоит различать CEO крупной корпорации и CEO небольшого бизнеса: сегодня в Азии работает множество стартапов с молодыми руководителями, которым нет и тридцати. Но если в консервативной азиатской корпорации ваш начальник дал вам задание, вы обязаны исполнить его быстро и молча.

Но и в Таиланде, и в Сингапуре, и в Индии моя команда поначалу была очень молчаливой: они не могли ответить, когда я спрашивала их мнение. Я считаю, что менеджеры помогают двигать бизнес. Пришлось долго работать над тем, чтобы подчиненные перестали чувствовать дискомфорт и не боялись со мной говорить.

Западное начальство стараются не сакрализировать. Роль босса в западной компании тоже велика, но вы хотя бы можете увидеть, как топ-менеджер отстаивает свое мнение на совещании.

Женщина в корпорации

Несмотря на это, в Сингапуре и Таиланде огромное количество женщин занимает руководящие посты. К сожалению, «стеклянный потолок» все еще можно встретить в любой части света: мужчинам охотнее отдают должности руководителей, они часто получают больше за ту же работу. Почему-то в двух этих странах мы смогли хорошо закрепиться в бизнесе.

Если говорить о харассменте, то в США и большинстве стран Западной Европы все хорошо понимают, что это значит.

Когда мы начинали IT-бизнес в США, меня отправили на HR-тренинг. Пример. Например, «Ты великолепна в этом платье» и «Это платье потрясающе на тебе сидит» — чувствуете разницу? Среди прочего меня учили, как делать комплименты так, чтобы это не посчитали сексуальным домогательством. Неважно, с чем вы столкнулись: непристойные предложения, навязчивое внимание, оскорбляющие высказывания — обычно вы можете обратиться с этим в HR-отдел компании, и они разберуться, не разглашая вашего имени. Да, разница в одном судебном иске.

«Правильно» ли вы себя вели? В Азии, как и в России, подобное зачастую просто заметают под ковер. Или просто не поняли комплимент? Может, дали повод? Запад сейчас имеет более эффективную систему по работе с такими ситуациями.

А что же сейчас?

Можно вступить в неформальные бизнес-сообщества или просто начать общаться с местными. Обычно информации о том, как вести себя в чужой деловой среде, нигде не найти, поэтому лучше приехать в страну заблаговременно. А в свободное время ходила на курсы тайского языка. Например, чтобы понять культуру Таиланда, по выходным я стала преподавать английский в местной школе.

О чем совсем не жалею: здесь невероятный микс культур, огромное количество инноваций и стартапов, здесь интересно двигать бизнес. Я работала в 7 странах на 4 континентах и в итоге вернулась в Россию. Так что могу сказать одно: вы не узнаете, где вам комфортней всего, пока не попробуете несколько классных вариантов. Мне кажется, сейчас Россия вбирает в себя все то, что я узнала за 18 лет международной карьеры.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть