Hi-Tech

«Получить лицензию букмекера сложнее, чем банковскую»

Фото Николая Чумакова, TJ

Рекорды чемпионата

По данным аналитиков «Рейтинга букмекеров», он побил все рекорды по объёму принятых ставок и количеству игроков, сделавших хотя бы одну ставку. 15 июля в России закончился Чемпионат мира по футболу.

Это подтверждают данные российских мобильных операторов.

Количество абонентов, которые обращались в букмекерские конторы, выросло c 14 июня на 75% по сравнению со средним значением мая 2018 года. «Билайн».

Популярность букмекерских сайтов среди абонентов во время чемпионата увеличилась в среднем в четыре-пять раз. Yota. В эти дни трафик на сайты букмекеров вырос в 15 раз. Пиковыми днями стали 1 июля и 7 июля, когда сборная России играла против сборных Испании и Хорватии в плей-офф.

По данным аналитиков компании, в период чемпионата количество ставок выросло на 45%, общая сумма ставок увеличилась на 42%, а средний размер ставки не изменился и остался в пределах 500 рублей. «Мегафон».

Из них около 130 млрд рублей приняли лицензированные букмекерские компании, и около 90 млрд рублей — нелицензированные. По данным «Рейтинга букмекеров», общий объём ставок игроков во время Чемпионата мира составил примерно 200-250 млрд рублей.

Для сравнения, по итогам всего 2017 года объём принятых ставок составил 677 млрд рублей, из которых 59,5% пришлись на легальный сектор.

По оценке представителя компании «Лига Ставок», букмекеры потеряли около 6,3 млрд рублей. При этом финальный матч между сборными Хорватии и Франции стал самым убыточным в истории российских букмекеров.

В начале июля клиент компании поставил более 2,8 млн рублей на победу сборной Франции и выиграл 14,9 млн рублей при коэффициенте 5,25. По данным директора по маркетингу компании «Фонбет» Алины Якиревич, после матча был зафиксирован самый крупный выигрыш за время чемпионата.

Согласно данным «Лиги ставок», количество принятых ставок превысило количество выплаченных на 9,9%. Тем не менее, по итогам чемпионата букмекерские компании всё равно получили прибыль.

По оценке «Балтбет», средняя маржинальность составила 8-9%, то есть крупнейшие легальные конторы могли заработать до 12,5 млрд рублей.

У нас некоторые матчи действительно в минусе. Если усреднить, то обычно групповой этап [чемпионата мира] прибыльный, а плей-офф — не всегда.

Когда мы считаем ROI на маркетинговые инвестиции, то закладываем этот фактор. Мы делаем ставку на привлечение новых игроков, которые с нами останутся и в дальнейшем принесут нам деньги.

Алина Якиревич

Как устроен рынок букмекеров в России

Из них только 15 имеют право принимать интерактивные ставки в интернете. Согласно «Рейтингу букмекеров», лицензии на осуществление букмекерской деятельности есть у 29 компаний, среди которых принимают ставки только 18.

При этом возможность легально принимать онлайн-ставки букмекеры получили только в 2016 году благодаря поправкам к федеральному закону №244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр».

Согласно документу, букмекерская компания должна вступить в саморегулируемую организацию букмекеров. Они ввели понятие интерактивной ставки. В России их всего две.

«Объединяются букмекеры, у которых одно видение того, как должен развиваться рынок и одни интересы по лобби», — поясняет директор по маркетингу компании «Фонбет» Алина Якиревич.

Это посредник между игроком и букмекером — он принимает ставки, проводит платежи и идентифицирует личность игроков. Каждая саморегулируемая организация имеет право найти финансового партнёра и учредить центр учёта приёма интерактивных ставок (ЦУПИС).

«Ассоциация букмекерских контор» сотрудничает с банком Qiwi, «Первая саморегулируемая организация букмекеров России» — с НКО «Мобильная карта».

Приём интерактивных ставок выглядит так:

  • Пользователь регистрируется на сайте букмекера и в ЦУПИС. В этот момент в ЦУПИС открывается его счёт.
  • Когда он делает ставку, средства зачисляются на счёт букмекера в ЦУПИС.
  • Если ставка выигрывает, букмекер переводит средства на счёт игрока в ЦУПИС за вычетом налога на доход.

Букмекеры регистрировали компании в офшорных юрисдикциях, получали международные лицензии на игорную деятельность (как правило, на Кюросао), а также проводили и учитывали платежи с помощью собственных систем. До принятия поправок приём ставок в интернете не регулировался.

С блокировками столкнулись и российские, и международные сервисы. С лета 2016 года Роскомнадзор начал блокировать доступ к сайтам букмекерских компаний, которые принимали ставки из России в обход ЦУПИС.

По данным «Коммерсанта», во второй половине 2016 года ведомство заблокировало более 15 тысяч нелегальных сайтов с азартными играми, из которых 8 тысяч оказались зеркалами букмекерских контор.

При этом всего на онлайн-сегмент букмекерских ставок приходится 770 млрд рублей, а общий объём рынка — 1,1 трлн рублей. Согласно оценкам «Рейтинга букмекеров», объём рынка нелегальных букмекеров в России составил 420 млрд рублей за последний год.

На рынке офлайн-ставок по числу игроков лидируют компании «Фонбет», «Лига ставок» и «1хСтавка».

На рынке онлайн-ставок лидируют «1хСтавка», «Фонбет» и «Марафон».

Как букмекеры рассчитывают коэффициенты

С помощью знаний, алгоритмов и математических моделей они рассчитывают вероятность наступления события. Для этого в букмекерских конторах существуют трейдеры.

Например, трейдер вычислил, что матч между Испанией и Россией закончится победой первой команды с вероятностью в 58,8%, ничьёй с вероятностью в 24% и победой второй команды с вероятностью в 17,2%.

То есть чем выше вероятность, тем ниже будет коэффициент. Коэффициент рассчитывается по формуле 1/Х * 100%, где Х — это вероятность наступления события. На матче Испания-Россия были бы такие коэффициенты:

  • Победа Испании — 1/58,8 * 100 = 1,7.
  • Ничья — 1/24 * 100 = 4,15.
  • Победа России — 1/17,2 * 100 = 5,8.

Она корректирует их, чтобы остаться в плюсе при любом исходе события. Однако это внутренние коэффициенты букмекерской конторы. Реальные коэффициенты перед матчем 1/8 финала Чемпионата мира выглядели так:

  • Победа Испании — 1,6 (вероятность 62,5%).
  • Ничья — 4,05 (вероятность 24,6%).
  • Победа России — 5,75 (вероятность 17,3%).

Значит, в данном случае букмекер закладывает в коэффициенты норму прибыли, равную 4,4%. Сумма вероятностей — 104,4%. То есть букмекер выплачивает выигрыши за счёт проигравших игроков, оставляя процент прибыли себе.

Как букмекеры относятся к везунчикам

«Ни у одного букмекера коэффициент не будет сильно отличаться от мировой линии, потому что ему будут ставить "вилки"», — рассказывает директор по маркетингу компании «Фонбет» Алина Якиревич. На расчёт коэффициента букмекера влияют объём ставок и мировые коэффициенты.

«Вилочник» — это игрок, который регистрируется в нескольких букмекерских конторах и отслеживает разницу коэффициентов на одно и то же событие, чтобы заработать на арбитраже ставок и остаться в плюсе вне зависимости от исхода матча.

У каждой букмекерской компании своя политика в отношении «вилочников» — некоторые понижают для них коэффициенты, некоторые — максимальную величину ставки, некоторые — не обращают на них внимания. По оценкам «Рейтинга букмекеров» месячная прибыль «вилочника» может составлять 10-15% в месяц.

Кроме того, существует категория профессиональных игроков, которые изучают спортивную аналитику и делают точные прогнозы на исходы матчей.

По словам источника vc.ru на рынке букмекеров, некоторые международные букмекерские компании блокируют аккаунты «вилочников» и профессионалов и возвращают им внесённые депозиты.

«Система посылает сигнал нашим аналитикам, платёжному департаменту, и они вместе принимают решение — блокировать игрока или нет», — рассказывает источник vc.ru. Компании формируют историю ставок по каждому игроку и сравнивают её со средними показателями.

Названия брендов есть в распоряжении редакции. Другой источник vc.ru на рынке букмекеров отмечает, что к этой практике прибегают и российские компании.

Как вычисляют мошенников

Например на то, сколько минут Неймар пролежит на поле, на какой минуте Роналду забъёт гол, когда Саудовская Аравия пропустит первый гол и так далее. Помимо ставок, которые принимаются до начала матча, букмекеры предлагают заключать пари во время игры. Они называются live-ставками.

Коэффициенты на live-ставки обновляются в режиме реального времени — за этим также следят алгоритмы и трейдеры.

Некоторые пользователи мошенничают на live-ставках — заключают пари, когда событие уже произошло, но букмекер его ещё не зафиксировал.

Ставка после гола может быть случайной, потому что игрок мог ставить в live-режиме, а может неслучайной — например, он сидит на стадионе и ставит на совершённое событие. Например, мяч находился в 10 сантиметрах от ворот, и тут игрок сделал ставку, которая принимается у букмекера. Это нечестное пари.

Если такое происходит несколько раз, делаем вывод, что это не случайность и игрок заинтересован в ставке, которую на сленге мы называем «послегол». Мы смотрим на его историю и внутренние маркеры, которые выставляет риск-менеджмент.

Алина Якиревич

Также аннулируют ставку, если в live-режиме трейдер перепутал коэффициент, и вместо 1,3 предложил, например, 13. В том случае, если событие свершилось, но ставка всё равно прошла — её аннулируют из-за технического сбоя.

Как часто он совершал пари, какие суммы ставил, на какие команды и матчи. Букмекеры собирают историю ставок по каждому игроку. При систематическом нарушении правил — блокируют. Если у компании возникают сомнения в его честности — его маркируют.

Например, в компании обратили внимание, что пятеро новых клиентов одновременно поставили по 100 тысяч рублей на отсутствие забитых мячей в матче Первой лиги Армении. Кроме того, букмекеры борются со ставками на договорные матчи.

С помощью алгоритмов трейдеры букмекера замечают аномалию и передают сведения в международную футбольную организацию.

Это означает, что на матч больше нельзя поставить. Если мы понимаем, что такая тенденция происходит по многим букмекерским компаниям или у нас есть маркеры, что эти клиенты ранее ставили на подобные вещи, то снимаем матч с live-режима.

Скорее всего, мы примем решение об аннулировании ставки на данный матч не только этим пяти молодым людям, а всем, кто ставил на матч. Далее разбираемся, связываемся с клиентами, просим идентификацию. Это означает возврат поставленных сумм как на выигрыш, так и на проигрыш.

Алина Якиревич

На игры с их участием ставки принимаются, но с ограниченым максимумом. Кроме того, у букмекеров существует «серый» список команд, которые ранее были уличены в неспортивной борьбе.

В него попадают клубы, которые неоднократно замечали в неспортивной борьбе. Также существует и чёрный список команд. Информацию о том, какие команды находятся в сером и чёрном списке, Якиревич не раскрывает. Ставки на игры с их участием не принимаются.

За поведением игроков, которые совершают подозрительные ставки, наблюдают сотрудники службы безопасности.

Также смотрят в разных базах, находят взаимосвязь и проводят параллели. Они работают как детективы: проверяют соцсети и очень часто находят фотографии, например, с хоккеистами команды, на которую ставит игрок. Например, пытаются ставить родственники футболистов, что запрещено.

То есть Акинфеев не может поставить на чемпионат Испании по футболу.
У нас по закону спортсмены не имеют права ставить на свои виды спорта.

Алина Якиревич

Помимо этого, букмекерские компании запрещают делать ставки своим сотрудникам — трейдерам, специалистам по live-ставкам и сотрудникам из службы безопасности.

Кто делает ставки на миллионы рублей

Другой игрок поставил 1,18 млн рублей на то, что Испания забьёт хотя бы один гол в том матче, и выиграл 1,39 млн рублей. 1 июля один игрок поставил 1,85 млн рублей на выигрыш Испании в матче с Россией и проиграл. Другой игрок поствил 3,5 млн рублей на победу Хорватии в Чемпионате мира.

У каждого из них своя база игроков: «Это достаточно ценные кадры, потому что если они переходят из одной компании в другую, то они уходят со своими контактами», — поясняет Якиревич. Работой с пользователями, которые ставят крупные суммы, занимаются менеджеры по обслуживаю VIP-клиентов.

Кроме того, предлагают индивидуальные условия обслуживания. Для VIP-клиентов букмекеры устраивают статусные мероприятия — например, организуют возможность познакомиться со спортсменами.

VIP-клиент может позвонить своему менеджеру и попросить снять ограничение. Например, в пунктах приёма ставок существует ограничение на размер пари.

В этот момент менеджер связывается с трейдером и говорит: «У меня есть клиент, который хочет поставить 10 млн рублей на индивидуальный тотал Роналду в Лиге чемпионов».

Алина Якиревич

Если клиент проходит их проверку, они одобряют повышение лимита. Трейдер проводит расчёты и обращается в службу безопасности компании. По словам Якиревич, во время Чемпионата мира «Фонбет» отказался от лимитов по ставкам — из-за отсутствия рисков договорных матчей.

Букмекеры и реклама

Например, на телевидении — только в период с 22:00 до 7:00. До весны 2017 года букмекеры могли рекламировать услуги своих компаний на территории России с ограничениями. Позже президент подписал закон, направленный на увеличение отчислений для развития спортивных организаций.

И ежеквартально выплачивать им 5% от положительной разницы между общей суммой ставок игроков и выплаченными выигрышами. То есть букмекеры должны были заключить соглашения со спортивными федерациями и лигами об использовании названий и символики мероприятий.

Взамен букмекеры получили возможность рекламироваться на телевидении во время трансляций спортивных событий в дневное время — при условии, что реклама занимает не более 20% времени рекламного блока.

Кроме того, букмекеры получили возможность рекламироваться в печатных изданиях, а также на интернет-сайтах — в профильных СМИ и на сайтах спортивных объединений.

По словам Якиревич, реклама на телевидении повышает узнаваемость бренда букмекеров, а реклама в интернете — привлекает целевую аудторию на площадки.

Однако они ищут лазейку, где реклама азартных игр не запрещена. При этом букмекеры не имеют права рекламироваться на сайтах без лицензии спортивных СМИ — например, в онлайн-кинотеатрах. Например, проводят интеграции с блогерами и лидерами мнений.

Они стали спонсорами Versus Battle, потом появились в клипе «Цвет настроения синий» у Филиппа Киркорова. Мне из наших конкурентов очень нравится стратегия «Леон».

В интервью с Дудём он уже сидит в майке «Леон». После победы Гнойного в батле с Оксимироном «Леон» быстро договорился с Гнойным. Это крутое присутствие бренда, поэтому «Леон» сейчас популярен у молодёжной аудитории.

Но при этом я не могу позволить себе, чтобы Гнойный сидел в майке «Фонбет» и предлагал гостевую «мдмашку» Юрию Дудю. Мне очень нравится, как они работают с блогерами. Это точно не про бренд «Фонбет».

Алина Якиревич

Интеграция в Gazlive принесла букмекеру 30 тысяч новых клиентов, рассказывает Якиревич. «Фонбет» также провёл несколько рекламных интеграций в блогах «Дневник хача», «Серёжа и микрофон» и шоу рэп-исполнителя Баста Gazlive.

Однако многие блогеры и медийные личности отказываются рекламировать букмекерские компании (например, Oxxxymiron) или просят оплату по двойному тарифу (Big Russian Boss).

Офлайн-клубы в основном посещают игроки старше 30 лет. По словам Якиревич, реклама в интернете рассчитана на аудиторию в возрасте 18-35 лет, которая составляет 80% от игроков, совершающих онлайн-ставки.

У них дома варят борщ, гавкает собака и дочка получила двойку. «Это люди, которым хочется отдохнуть вне дома. А в клубе у него есть комфортное место, где можно посмотреть спорт — отдохнуть на массажном кресле, выпить чай или покурить кальян в зоне бара», — рассуждает директор по маркетингу «Фонбет».

Букмекеры планируют работать с общественным мнением. По словам представителя компании, многие жители России относятся негативно к букмекерским компаниям, ассоциируя их к казино.

Мы проводили качественные исследования, которые показали, что ставки — это табу для многих людей. На букмекерах так или иначе сказывается флёр, который оставили однорукие бандиты. Они исключают возможность поставить на спорт в будущем, что бы ни случилось.

Получить лицензию букмекера сложнее, чем банковскую. Но мы — компания, которая платит налоги и отчисления на развитие спорта. А букмекерам — далеко не все. Тем не менее, банкам доверяют миллионы людей. Хотя с точки зрения бизнеса мы ничем не отличаемся от ритейла или любой другой компании.

Алина Якиревич

#букмекеры

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»