Хабрахабр

«Покажи мне свои кроссовки, и я скажу, кто ты»: новый подкаст о тематических медиапроектах

Это — подкаст с контент-мейкерами и редакторами. Гость сегодняшнего выпуска — Владимир Борисенков — главный по кроссовкам в проекте «SNEAKERMANIA» и ряде других изданий.
Владимир Борисенков, основатель проекта SNEAKERMANIA
alinatestova: «Challenger», «Sports.Ru», «Sneakerhead» — практически у всех проектов, в которых ты занят, так или иначе есть акцент на спорт. Расскажи, пожалуйста, как так получилось и как ты из мира спорта перешёл к созданию собственного медиа?
Владимир: Я просто всегда играл в баскетбол, потому что на него меня в детстве отдал отец. Я ходил, заинтересовался всей этой историей и решил, почему бы не попробовать себя в спортивных медиа. В своё время я в Vk начал вести какие-то паблики, посвященные тем или иным командам. Одна из первых была «Реал Мадрид». На тот момент мне было 16 или 17 лет.

редакцией. Затем я написал в Sports.ru парню, который занимался соц. Говорю: «Так и так, хочу поработать у вас, есть что-нибудь?». Это что-то вроде SMM, но с более глубоким погружением в текстовую составляющую. Мне сказали: «Вот, возьми паблик. Не просил денег. На аутсорс, правда. Если у тебя получится его раскачать, то мы тебя возьмем в редакцию».

Меня взяли туда работать. В общем, получилось так, что весьма быстро я его сделал очень популярным, и на это обратили внимание.

А: Круто.

Мне его отдали просто. В: Да, получилось интересно. Что не хочешь?». По крайней мере, в Sports.ru мне никогда не задавали вопросов: «Что хочешь? Берёшь и делаешь.

Какие-то минимальные требования. Там сказали: «Что хочешь, то и делай, не забывай публиковать ссылки на сайт», например. За счёт этой свободы у меня получилось там что-то.

А: Понятно, что баскетбол — это то, чем ты занимался с детства, часть твоей жизни, которая тебя сопровождала и сопровождает. А написание текстов и редакторство?

Как у тебя возник интерес к этой теме? Ведь не каждый человек хорошо пишет — несмотря на то, что все прошли школу и знают русский язык.


В: Я точно могу сказать, что я не суперкрутой автор. Я знаю миллион чуваков, которые пишут гораздо круче. Мне повезло в том плане, что когда я пришёл в Sports.ru, там есть негласное правило у всей редакции — когда ты приходишь работать, то заводишь блог на «Трибуне».

Он у меня был так себе поначалу, если честно. Вот и я завёл блог. Я понял, что про футбол не смогу круто писать, потому что нужно очень большое погружение в тему. Я просто учился, и мне банально было интересно рассказывать про кроссовки. Потом посмотрел на авторов, которые на «Трибуне» пишут про баскетбол, понял, какие это «мастодонты». А так я занимался баскетболом, был в этой теме и решил, что попробую что-нибудь про баскетбол делать. С ними соревноваться в познании статистических фактов — просто какое сумасшествие.

Начал об этом делать. И я решил, почему бы не раскрыть тему про кроссовки.

Прикольно, что когда я начал, очень много узнавал из комментариев о себе и о своём тексте. Было неприятно иногда, что тебя ругают, но если делать выводы, то в целом это даёт плоды.

Условно, до этого момента я не знал ничего об HTML-разметке или о том, как embed-ить видео. Когда людям интересно, они готовы тебе помочь и подсказать. Такие моменты выхватываешь в комментариях, учишься и потихоньку все у тебя становишься лучше.

Подтянула и сказала: «Ты пишешь про кроссовки, давай». В Challenger, о котором ты сказала, меня Маша Командная позвала. Я согласился.

А: Супер. Расскажи, пожалуйста, как развивалась история с комментаторами?
В: Мне очень понравилось, что в первой волне комментариев, было очень много высказываний в духе: «Не стесняйся рубить правду».

Если говоришь, говори от себя, а не пытайся угодить всем.

Мой первый блогерский опыт был, когда я написал текст, и старался сделать так, чтобы каждому он понравился. Я понял, что только я начинаю так делать, получается то, что публиковать стыдно. Мне сразу же об этом сказали, и я вынес для себя этот урок. Если хочешь что-то сделать, чтобы понравилось кому-то, то делай это честно, а не пытайся угодить всем.

До этого у меня была «простыня», меня в комментариях выругали за это и сказали: «Чувак, пользуйся кнопкой Enter». Ну и банально: там я научился делить на абзацы текст. То есть какие-то банальные вещи узнаешь и потихоньку-потихоньку…

Ты смотришь, думаешь: «О, вот это круто, попробую у себя это как-то использовать». Опять же никто не отменял смотреть других блогеров. Там реально пишут ребята с большой экспертизой в этом, что просто почитав их тексты, больше узнаёшь, чем знал до этого.

А: Здорово. В целом, как ты воспринимал эти комментарии? Поначалу, ты говоришь, было неприятно, люди комментируют, какой-то негатив, может быть. Есть ли у тебя какой-то совет: как начинающему блогеру, который получает ряд рекомендаций, высказанных не самым лучшим и не самым деликатным образом — как ему с этим работать?
В: Не могу сказать, чтобы я сильно переживал. Я вообще не очень переживающий человек. Просто очень рано начал работать в интернете и во ВКонтакте, наверняка ты там есть…

А: Меня нет в ВКонтакте года с 2012-го.

Там весьма токсичная публика. В: Ну тогда я тебе расскажу. Если в фейсбуке она весьма токсичная (хотя там скука), происходящее во ВКонтакте, тебе надо ощутить снова, чтобы понять, насколько в ваших фейсбуках тепло и уютно.

А: Мы делаем материалы для своих клиентов в том числе и для их корпоративных блогов на Хабре, где уровень требований аудитории тоже весьма высок.

Поэтому у меня не было какой-то боязни комментариев. В: Да, я знаю. Ты наверняка знаешь, что каждую неделю матчи. Я в начале сказал, что занимался пабликом Реал Мадрида. Там и мат, и… Любой из них — огромный выплеск эмоций, в том числе со стороны комментаторов.

А: Всё что угодно, конечно.

Меня уже как только не называли. В: Я такой: «Хм, ну попробуйте меня удивить на этот раз».

А: То есть паблик в ВКонтакте отлично прокачивает редакторский дзен.

Допустим, если один раз побываешь в ветке обсуждения матча «Реал Мадрид — Барселона», поймешь, как много новых слов тебе придется ещё погуглить и узнать. В: Правда, без шуток. Я просто привык, что, в принципе, все люди любят высказывать свою позицию. Такого нигде не встретишь. Значит, ты чего-то достиг. Пусть он лучше меня обругает — это тоже реакция. А тут ты можешь хоть какие-то выводы для себя сделать. Хуже, когда ноль.

А: Расскажи, пожалуйста, что ты сейчас делаешь? В Sports.ru. Помимо блога.
В: К слову, блог я там уже немножко подзабросил. Мне как-то охладело писать там, потому что платформа Sports.ru предполагает такую коммуникацию, что ты не можешь там много выкладывать. То есть можешь, но это не будет работать. В один момент я понял для себя, что хочу перейти в Telegram. Собственно и перешёл. Сейчас он у меня растёт, цветёт и всё такое.

С недавних пор Sports.ru начал рассказывать, что спорт — это еще и про то, как люди одеваются. В Sports.ru я работаю на аутсорсе в направлении «Стиль». На что мы раньше не обращали внимания, сейчас стало резко интересно. Это — поиск нового контента. В том числе это кроссовки, бутсы, форма и многое другое. Кто во что одевается, кто что любит покупать и так далее.

А: Ты занят сразу в нескольких проектах. Как тебе удается балансировать и достигать чего-то в каждом из них?
В: Я не могу сказать, что чего-то достигать. Лучше пусть кто-то другой оценивает.

Везде, где я работаю, мне повезло с этим. В целом, наверное, лояльность руководства. Если я считаю, что это будет круто, мне говорят: «Да, делай». Что в Sneakerhead: я весьма свободен в своих творческих позывах. Никто тебя не ограничивает. Так и в Sports.ru. Все мы их прекрасно понимаем, но в целом весьма свободно. Понятно, что есть какие-то рамки в любом случае.

Раньше я там чаще писал, потому что у меня было много свободного времени. В Challenger я работаю как приглашённый автор. Это уже чуть больше, чем просто развлекуха. Сейчас из-за того, что мой канал в Telegram резко начал расти, я отказываюсь от чего-то в пользу него.

Это прямо про производство контента. Если говорить о продуктивности, в целом я для себя вынес очень важную мысль буквально месяцев пять назад — я начал вести для себя дневник, ну и просто пишу туда задачи. Допустим, надо написать такой-то текст. Накидываю тезисы, и всё, смотрю, сколько у меня ещё незачеркнутого, и работаю. Это мне помогает.

Как тебе удаётся не повторяться на разных площадках и в разных материалах? А: У тебя, в отличие от многих других людей, которые приходят к нам на подкаст, твои хобби и рабочие задачи объединены одной темой — это кроссовки, спортивная обувь и так далее.

Когда ты в это на сто процентов погружен, это помогает генерировать так много классных идей, что ты понимаешь: где-то это применимо, где-то нет. В: Не знаю.

А: Идей хватает на все площадки сразу.

Иногда рук не хватает, чтобы это написать. В: Да, конечно.

Я не могу рассказывать о каких-то вещах, которые понятны, допустим, только фанатам кроссовок. Допустим, для Sports.ru надо понимать, что есть определённый бэкграунд у сайта. На Sneakerhead я могу «в лоб» рассказывать о каком-нибудь дизайнере, о котором на Sports.ru никто никогда не слышал. Надо подходить с более спортивной стороны. Ну и просто грамотно оценивать свои силы и понимать, для какой аудитории ты рассказываешь. А здесь публика скажет: «Да, это интересно». Когда ты это понимаешь, всё вроде выходит. Это очень важно.

Сложно ли тебе переключаться с одной площадки на другую? А: Ты рассказывал про дневник, где набрасываешь тезисы к материалам. Условно, с контента для Sports.ru на Telegram.

У всех медиа есть классическая история, что надо [что-то опубликовать] вот сейчас, мы не ждём. В: Бывает сложно, да. Я понимаю это прекрасно.

А тебе говорят: «Так, нужно срочно собрать пост про то, как какой-нибудь футбольный клуб классно сделал маркетинговую историю про свою игровую форму». Допустим, иногда я могу вечером прийти [домой] и мне просто хочется зайти на Пикабу, почитать какие-нибудь глупые шутки, мемы и посты. И ты такой: «О, чёрт, ладно, пойдёмте делать».

Люди, которые идут на аутсорс и постоянно на это жалуются, я не знаю, к чему они вообще придут. Когда ты работаешь на аутсорсе — это твои будни. Мне интересно работать. Наверное, будут ненавидеть то, что они делают. Потом такой: «Ладно, окей, всё, давайте сделаем». Я просто, бывает, вечерком прихожу и такой уже уставший, что не смотрю на телефон до последнего.

А: В связи с этим: расскажи, пожалуйста, как выглядит твой будний день?

Это 24/7. В: Допустим, у меня есть мой блог. За всю историю существования моего блога в Telegram было всего два дня, когда контент не появлялся. Там контент у меня появляется ежедневно. А другой день я уже не помню, праздник какой-то был, я тоже уехал и у меня не было интернета. Один день я был на фестивале музыкальном, там как бы без вариантов, я просто был в отрыве.

Как ты сказала, всё, в принципе, крутится вокруг этой темы. Я встаю, читаю новости, в основном кроссовочные. Банально открываю вкладки, оставляю их и потом уже смотрю, что мне опубликовать из всего этого. Изучаю новостную повестку, для себя отмечаю что-то.

У нас там такая лёгкая на подъём команда, нет какого-то груза. В Sneakerhead я езжу 5/2, это моя основная работа, это офис. Ты просто приехал и занимаешься своим делом.

Ну «корпоративным» его сложно назвать, потому что мы просто делаем маленькое медиа про кроссовки, чтобы людям было интересно. В мои обязанности входит вся текстовая составляющая проекта Sneakerhead: соцсети, релизы и корпоративный блог. Мы поняли, что на нашей условно кроссовочной площадке никто ничего не рассказывает, мы хотим быть первыми и привлекать аудиторию. По нашему выработанному опыту это работает.

А: Мы уже немножко поговорили про твой Telegram-канал SNEAKERMANIA. Расскажи, пожалуйста, как вообще появился этот проект? Одно дело, что ты начал что-то делать, но была же какая-то предыстория у него.
В: Да. Собственно блог SNEAKERMANIA появился на Sports.ru. Это то, о чем я тебе рассказывал — редакционный блог. Я его вёл-вёл-вёл, у меня там были прикольные материалы. Самый крутой у меня материал был — из того, что помню — это кроссовки Дмитрия Медведева. Я написал о них за год до того, как случились события с Навальным. Я тогда понял: «О, материалы спустя год работают». И они мне приносят больше, чем тогда, когда вышли.

В Telegram меня впечатлил «глазочек» под сообщениями. В один момент я понял, что хочу чуть динамичнее писать, чтобы быстрее отдачу ощущать. Я сразу вижу, сколько меня прочитали раз. Я подумал: «Вот моя оценка». Мне это понравилось, и я решил попробовать.

В старом блоге у меня было 1100 или 1500, что-то такое. Завёл Telegram-канал. Я опубликовался там, говорю: «Чуваки, вот у меня теперь есть Telegram-канал, я ещё и там рассказываю». По меркам Sports.ru — это много. Сейчас у меня уже более 8000 подписчиков. Какая-то основная часть перекочевала туда, а дальше — сарафанное радио.

А вот скажи, пожалуйста: я, может быть, не настолько в тему погруженный человек, несмотря на то, что я в кроссовках. А: Супер.

На самом деле, все люди, которые увлекаются кроссовками, первое, что делают — смотрят на обувь. В: Я заметил сразу. Пробежался по вагону, думаешь: «Ага, тут кроссовок круче, чем мои, нет». Я иногда в метро думаю: «Блин, какой же я сумасшедший». Всё, я еду спокойно.

А: Я ехала на интервью и подумала: «Хорошо, что я надела кроссовки». Может, плохо, не знаю. Сегодня кроссовки — это еще и предмет искусства и коллекционирования?
В: О, это моя любимая тема.

А: Насколько велика эта подпольная империя любителей и ценителей кроссовок?

В: Большая, правда.

О дизайнерах, о том, что это не просто обувь за пять-десять тысяч, а туда вложили и работу, и творческую идею какую-то. Стоит оговориться, что идея моего канала — в том, чтобы понятным языком рассказывать о кроссовках. Я об этом и начал рассказывать. Возможно, это красивая коллаборация, отсылки к художникам, много чего.

И всё. Большинство каналов просто публиковали фотографии типа: «Вот скоро выйдет такая-то модель». Даже если у тебя нет её изначально, можно же какое-то своё мнение сказать. Ничего — ни мнения, ни экспертизы. Это такое лирическое отступление.

Думаю, возможно, ты ощущаешь это на личном примере. А вот тема с кроссовками резко начала расти. Все вокруг так заинтересованы, надо к лету купить кроссовки.

Кто мог представить четыре года назад, что за кроссовками дети, пацаны лет по пятнадцать-шестнадцать будут стоять в очереди зимой? Я вспоминаю пять лет назад — такого не было. А сейчас это норма, никто уже не удивляется. По два-три дня.

А: Кроссовки — новый чёрный.

Посмотри на знаменитостей — все носят кроссовки. В: Да. Сейчас: «А, прикольно, так можно комбинировать». Пять-десять лет назад все говорили: «Костюм и кроссовки — что?». Если ты следишь за какой-то модой и посматриваешь иногда подобные аккаунты, ты видишь, что все модные дома так или иначе тоже начинают их выпускать. Это видно в каждом действии.

А: Делают «уродливые» кроссовки.

Зайди в любой масс-маркет — везде есть кроссовки. В: Да. Все поняли, что это круто.

Просто было весьма закрытым комьюнити, и никого это не интересовало. Вообще в России это давно. А тут резкий бах, и все такие: «Уоу».

ред.] становятся реально предметом искусства и интереса самых разных сфер. А: То есть кроссовки из такой commodity [товар потребления, удобство — прим.

Ты наверняка знаешь Ван Гога. В: Да, конечно.

А: (смеётся)

Вот бренд Vans делал коллаборацию с музеем Ван Гога. В: Ну на всякий случай. Это типа: «О, ужас», а почему-то, с другой стороны — нет. Тоже кто бы мог подумать, что картины такого великого художника когда-то будут носить на ногах. В принципе, сейчас этого много.

Как только люди поняли, что на кроссовках можно заработать, это привлекло очень многих. Особенно остро это стало ощущаться, как только кроссовки стали хорошо продаваться в интернете, на вторичном рынке. Я не очень их люблю, но понимаю, что он такими лимитированными парами, которые придумал, заинтересовал так много людей лишь потому, что эти кроссовки можно перепродать. Наверняка слышала, сейчас кроссовки Yeezy есть от Adidas и Канье Уэста.

А: Есть определённый дефицит на них и, соответственно, интерес.

И люди, которые даже не покупают, в итоге всё равно такие: «Блин, а что там ещё есть?» Даже если им не удаётся купить и перепродать, они интересуются, копают и так погружаются в это. В: Да. Я с каждым днём ощущаю колоссальный прилив интереса и поэтому не опускаю руки, потому что вижу, что людям безумно интересно.

При том, что она — такая женщина, которая любит только туфли. Даже моя мама заинтересовалась кроссовками. А тут она такая: «А что там по кроссовкам есть?»

А: По сути твой канал — не просто про кроссовки, а про кроссовки как культурный и социальный феномен.
В: Да. Возможно, для кого-то это прозвучит дико. Я прекрасно пойму, когда скажут: «Чего? Это же на ноги надел и пошёл». Это нормально. Просто человеку начинаешь рассказывать, что бывает вот такое, очень часто с художниками и музыкантами делают какие-то совместные работы. Это творческая история, почему нет. Мне нравится, что сейчас это — ещё один способ самовыражения. Для меня лично это так. Я иногда по кроссовкам могу понять, какую музыку любит человек или какие у него увлечения есть.

А: Покажи мне свои кроссовки, и я скажу, кто ты.

Не со всеми, но бывает. В: Ну да, это реально работает.

А: Круто. Я помню, ты у себя в фейсбуке писал о том, что летом выступал на фестивале Faces&Laces [ежегодный фестиваль уличной культуры в Москве — прим. ред].

В: Да, я был инфопартнёром его.

А: Меня заинтересовало следующее: ощутил ли ты какой-то переход из просто человека, который ведёт канал про кроссовки, в популярного блогера, инфопартнёра фестиваля?

Просто у меня появилось чуть больше возможностей в плане интеграций и знакомств. В: Да нет, всё как было, так и осталось. Я не сделал чего-то такого, что нереально сделать. А так нет. Просто я летом поймал себя на мысли (когда на фестивале прямо стоял), что ровно год назад я был там же и думал: «Блин, было бы здорово здесь как-то поучаствовать».

Я даже не успел заметить, и это прикольно. Прошёл год — я уже инфопартнёр. Выступают зарубежные артисты, а за ними — мой логотип во всю сцену. Там из инфопартнёров были Esquire, Афиша, а из блогов — только мой. Какого-то резкого фейма нет. И ты такой: «Чего?» Это невозможно спокойно осознать, это случается «комом» и всё.

Или бренды тебя замечают. Тот опыт, который я получил, теперь мне позволяет иногда банально попасть на закрытые мероприятия, на которые до этого я не мог попасть. Но я как писал про кроссовки, так и пишу. Когда ты поучаствовал в таком большом мероприятии, на тебя сразу — чуть больше внимания. Заработок никогда не был для меня целью, по крайней мере блог — не про заработок.

А: Наверное, это причина [популярности] как раз.

Я стал замечать, что людям нравится следить за сумасшедшими людьми, которые увлечены своим делом. В: Наверное. Я в какой-то мере сумасшедший, возможно. Это нормально.

А: Не так давно ты стал официальным куратором Яндекс.Музыки.
В: Да, я и сам не ожидал.

Как-то связано оно со спортом? А: Расскажи, пожалуйста, это — ещё одно увлечение или оно как-то вписывается в эту общую канву?

В: Там опять же всё связано: сарафанное радио, классика, в общем.

На этой теме я сошелся с ребятами из Яндекс.Музыки. Я люблю рэп. Сказала: «Прикольно, ты пишешь про кроссики». Мы познакомились с девочкой, которая курирует эти проекты, она написала мне в блог. Мы с ней разболтались.

Я такой: «Давай». Прошло полгода, мы с ней случайно встретились, и она предложила мне: «Чувак, мне так нравится твой блог, давай ты будешь курировать Яндекс.Музыку».

Она не знала, что у меня есть бэкграунд музыкальный. Мы с другом когда-то начинали небольшой проект, который выглядел в принципе как подкаст. Мы собирали, воровали официальные треки, склеивали их худо-бедно, на своём ноутбуке сводили и «выливали» полтора часа музыки.

Банально: я еду до работы в метро в наушниках, слушаю новые релизы. Я всегда мечтал что-то делать с музыкой, потому что музыка — очень большая часть моей жизни. Это помогает и зарядиться, и быть в повестке дня что ли.

Музыка — тоже супербольшой феномен. Сейчас кого ни спросишь — у всех есть Apple Music, Яндекс.Музыка, Spotify; все это обсуждают. «А ты видел этот альбом? А ты слышала, что он сказал?» Посмотри даже интервью Дудя — там одни музыканты. Потому что это новые звёзды.

Я ни в коем случае не пытаюсь донести мысль, что я суперзнаток и эксперт в музыке. Суть проекта с Яндекс.Музыкой — как она мне её преподнесла, и мне это нравится — что они хотят собрать не каких-то хайповых блогеров, а просто чуваков из локальной тусовки, которые просто бы демонстрировали свой вкус. Просто делюсь той музыкой, которая мне нравится, и если она нравится вам — здорово. Нет, вообще не так. Если нет — простите, каждому своё, как известно.

Они сказали: «Вот ты куратор, мы тебе ништяков подготовили». Прикольно, что меня пригласили просто попробовать, а сейчас мы сидим, и мне чуть позже надо будет съездить и забрать подарок от Яндекса. Я такой: «О, здорово, спасибо».

Речи о деньгах не было, и мне не сильно интересно это монетизировать. Это же тоже история не про деньги — я ни рубля с неё не получаю. Тебе дают такую площадку и говорят, что мы тебе столько народа приведем, они узнают о тебе. Просто прикольно. Здорово, давайте.

Мне очень нравится, что все направления этой истории — про твою вовлечённость, твою мотивацию и твой личный интерес, который выражается в пользу для людей. А: Класс.

Мне просто не нравится делать то, что не нравится. В: Да. Если тебе это не интересно — ни к чему хорошему это обычно не приводит. Звучит как-то очень просто, ну а зачем?

Я ещё когда первый плейлист собирал, думал: «Ну всё, как диджей сейчас. А тут музыка — класс, давайте. Но нет, Ибица пока мне не писала. Ещё чуть-чуть и можно на Ибицу ехать».

А: Ну год пройдет, и…

Я через год такой на «Стрелке», рядом с Храмом Христа Спасителя диджей-сет отыгрываю. В: Возможно. Будет здорово, я бы попробовал. Возможно, кто знает.

А: Класс. Под конец у нас — микроблиц из двух вопросов.

А: Крутые кроссовки должны…

В: Запоминаться.

А: Спорт помогает…

В: Самовыражаться.

А: Класс, спасибо.

Наш микроформат по теме контент-маркетинга:

Tech isn’t just for geeks anymore
Scaling a Tech Newsletter to 700k Subscribers in 300 Cities
Почему компаниям нужен англоязычный блог на Хабре
Стамина — качество, без которого не обойтись

S. P. В профиле glphmedia — ссылки на все выпуски нашего подкаста.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть