Хабрахабр

Поймай меня, если сможешь. Версия директора

«Поймай меня, если сможешь». Так называется фильм Стивена Спилберга. Я смотрел, интересно. Но не правда, хоть и основано на реальных событиях.

Я вижу эту игру каждый день, и даже участвую в ней. В действительности, «поймай меня, если сможешь» — это такая игра. Я чувствую себя идиотом. И чувствую себя примерно так же, как герой фильма Спилберга – тот, которого Том Хэнкс играет. У меня есть власть, но все, что я могу с ее помощью сделать – уволить. Беспомощным идиотом, которого обманывают, глядя в глаза, каждый день. Хотя, и это не помогает – приходит новый сотрудник, и игра начинается снова.

А вы пробовали делать то, что говорят эти квалифицированные специалисты? Слышали, наверное, такое красивое высказывание: если вы пригласили на работу квалифицированного специалиста, то надо делать то, что он говорит, а не говорить ему, что делать. И скажу прямо: это полная чушь. Я пробовал.

Вслед за ним, по неведомой причине, мой единственный программист сорвался и уехал в Москву, хотя я недавно поднял ему зарплату. На днях я выгнал очередного ИТ-директора. Он раньше был хорошим, ценным, полезным, интересным, вдохновленным – тем самым квалифицированным сотрудником, которого хотелось слушать, и делать так, как он говорит. Ладно, черт с ним, с программистом. А потом, как и все, стал играть в игру «поймай меня, если сможешь».

Вы ее называете «работа», «выполнение своих обязанностей», «поддержание работоспособности ИТ-инфраструктуры», «автоматизация предприятия», «разработка веб-приложения» и т.д. Что за игра такая? Единственная ваша цель в этой игре – не быть пойманными.

На приличном заводе всегда есть, от кого побегать. В зависимости от вашего положения в иерархии, ловить вас должен или ваш начальник, или директор, или коллеги, или внутренние заказчики, или внешние клиенты, или черт знает кто еще.

В книгах это называют «низовая солидарность», и относят к одной из важных особенностей русских людей, в контексте управления ими. Иногда вы вступаете в команды, и бегаете все вместе, в том числе – начальник с подчиненными может бегать, например, от директора. Суть одна и та же. Если в команду вступили менеджеры, то получается, скорее, «круговая порука».

Резюме – закачаешься. Итак, вот пришел ко мне ИТ-директор – тот, которого я на днях выгнал. Уровень понимания бизнеса – не хуже моего. Опыт – невероятный. И что дальше? Переложить стратегию развития бизнеса в стратегию ИТ для него – как два пальца.

Я и послушал. Дальше я, как приличный идиот, выполняю рекомендации умных людей, которые говорят, что надо слушать квалифицированного специалиста. Минута, две, пять, десять. Вот прям так и было – он пришел на работу, я позвал его к себе, он пришел, сел и… Молчит. На собеседовании он, кажется, упоминал такую свою черту, как «проактивность». А я сижу, и слушаю.

Не выдержал, говорю – ну, давай, чувак! Ладно, может я не так понял, что такое проактивность, когда книжки читал. И опять тишина. Наконец-то у нас в компании появился человек, умеющий решать бизнес-задачи с помощью ИТ (когда я это говорил, он, почему-то, чуть сгорбился). Тишину. А я сижу, и слушаю.

Как думаете, с какой фразы? И тут началась игра. Отличный ход, всегда так начинается. Конечно, с «мне сначала надо разобраться с ситуацией, вникнуть в проблемы». Просто я точно знаю, что будет дальше. Нет, вы не подумайте, я не идиот, считающий, что он мог выдать предложения в первый же день.

День, неделя, месяц. Дальше он пошел вникать. Зову опять. Думаю – ну всё, вникнул. И он молчит. Сижу молчу. Какие бизнес-задачи можно решить с помощью ИТ? Не выдерживаю – опять спрашиваю: что можно улучшить? Давай, я готов, я хочу, я тебя поддержу!

Надо, говорит, систему управления задачами внедрить. Знаете, что он ответил? Не, может я чего не понимаю, но почему каждый новый ИТ-директор начинает с внедрения какой-то новой системы управления задачами, проектами, инцидентами или чем-то в этом роде?

Я очень далек от ИТ. Я – старый, больной человек, живущий в небольшом городе, работающий наёмным директором завода. Вот послушайте: Водопад, Спираль, Канбан, Скрам, Джира, Трелло, 1С: Документооборот, Айтил и Итилиум (братья?), Майкрософт Прожект, Задачи в аутлуке, Директум, Битрикс24, Корпоративный портал, Яндекс Трекер, метрики, СЛА, тайм ту маркет. Но за годы работы я запомнил несколько странных для меня слов. Всю эту ерунду тащили ко мне ИТ-директоры. Я эти слова не просто запомнил – я пользовался этими системами, вникал в эти методики, как мог.

Каждый новый начальник начинает с ремонта своего собственного кабинета. Помните фильм «Служебный роман»? У меня есть подозрение, что они ничего другого делать не умеют. А каждый новый ИТ-директор начинает с внедрения новой системы управления задачами, проектами и взаимодействиями. А, да, умеют – большинство из них – бывшие системные администраторы, умеют покупать новые серверы (получая откаты от продавцов), актуализировать карту сетей и трясти картридж, когда полосы появляются.

Иначе каждый новый ИТ-директор предлагал бы автоматизацию затеять, позвал бы интегратора, те бы всё запороли за мои деньги, и в итоге всё равно пришлось бы нанять программиста, а ИТ-директора – выгнать, чтобы он искал очередного терпилу, получал от него зарплату, и откаты от интеграторов, поставщиков серверов и всего и вся. Мне еще повезло – корпоративную информационную систему внедрять не надо, уже давно мой программист с этим справился.

Я точно знаю (теперь), что внедрение какой-бы то ни было системы управления задачами никак не помогает бизнесу. Ладно, отвлёкся. Просто задачи, которые надо делать, периодически перекочевывают из одной системы в другую. Тому, которым я управляю, не помогло. Как мне объясняли, нельзя добавить задачу со сроком выполнения, который уже вышел. При переносе задачи получают индульгенцию – просроченные, по мановению волшебной палочки, перестают быть таковыми.

Во-первых, во время внедрения новой системы его нельзя трогать – он же, блин, занят. Вместе с задачами индульгенцию получает ИТ-директор. В-третьих, «их же все надо актуализировать». Во-вторых, у него старые задачи, но с новыми сроками. Всё то, что мы проходили много раз. И у нас начинается экспресс-обследование, интервьюирование бизнес-пользователей, приоритизация проектов, поиск ресурсов, согласование бюджетов и т.д.

И его не поймаешь, он ведь занят. Так ИТ-директор может протянуть целый год. У него задача.

И всё возвращается на круги своя. Потом начинается эксплуатация. Решаются какие-то задачи. Выполняются какие-то проекты. А с точки зрения бизнеса не меняется ничего. Появляется какой-то функционал. Нет, вру – затраты на ИТ растут.

Никому не нужной автоматизации, которая ничего не автоматизирует, становится всё больше. Просроченных задач сколько было, столько и осталось. Ну, они так говорят, когда я выхожу из себя, и спрашиваю, когда начнут решаться бизнес-задачи. Потом ее еще надо обновлять, и какой-то рефакторинг делать, иногда – реинжиниринг.

Зачем, например, автоматизировать работу бухгалтера? Может, вы мне, дураку, объясните? Давно сидят. Вот сидят пять бухгалтеров. И справлялись со всей своей работой. Еще когда система самописанная была, сидели. Работали с 8 до 17. Делали все необходимые операции, закрывали, сдавали отчетность, помогали оптимизировать налогообложение.

Купили современную информационную систему, переехали на нее, обучили бухгалтеров, начали работать. А вот мы автоматизировали их работу. Делают все необходимые операции, закрывают, сдают отчетность, помогают оптимизировать налогообложение. Они опять справляются со своей работой. Работают с 8 до 17.

Тут им что-то надо доделать, там какую-то бумажку, здесь где-то что-то не заполняется. Вдруг, откуда ни возьмись, появляются задачи по автоматизации бухгалтерии. Что в итоге? Ладно, ИТ делают – или сами, или внешних интеграторов зовут. Бухгалтера по-прежнему справляются со своей работой. Сами понимаете. Работают с 8 до 17. Делают все необходимые операции, закрывают, сдают отчетность, помогают оптимизировать налогообложение. Да, и бухгалтеров по-прежнему пять.

Можете объяснить? В чем тогда смысл? Всё, больше ничего. С точки зрения бизнеса единственное, что произошло – я потратил деньги на автоматизацию. Никакой дополнительной работы они на себя не взяли. Людей меньше не стало, а значит – затраты не сократились. Ничего не изменилось, только картинка на экране. Скорость ввода и обработки операций не изменилась. А деньги, как говорится, уплочены.

Но он сумел меня удивить – сказал, что все предыдущие ИТ-директоры меня обманывали. Когда последний ИТ-директор тоже предложил новую систему управления задачами внедрять, я тяжело вздохнул, и, как мог вежливо, объяснил ему мое отношение к подобным проектам. Удивил не этим – каждый до него поливал дерьмом предшественников, торжественно выкидывая их системы и внедряя свои.

Мол, главная проблема покупных систем и сервисов – плохая кастомизируемость (вот, еще словечко в мой вокабуляр). Этот предложил создать систему самим. А мы сделаем систему сами, по нашим требованиям, и всё взлетит. Под эти системы надо подстраиваться, менять свои процессы, чем-то жертвовать, с недостатками мириться. Я подумал, и согласился.

Вообще, подозреваю, что он не разрабатывал систему, а где-то стырил – больно быстро она появилась. Что в итоге? Я, блин, в восторг пришел! Презентовал мне, и показал ключевое преимущество – мы, говорит, будем ранжировать задачи с точки зрения полезности для бизнеса. Наконец-то появился человек, который понимает, что мне нужно!

Пока мы не сели с ним эту самую полезность определять. Но радость была недолгой – минут пять. Я, если честно, думал, что там какая-нибудь балльно-факторная оценка будет, мы введем кучу параметров, в т.ч. Знаете, как это выглядит? Я о таком слышал на одной из конференций. затраты на реализацию, и система нам что-то посчитает. А что у нас?

И в него можно выбрать значение из списка: «очень полезно», «полезно», «никак», «вредно», «очень вредно». А у нас, блин, в каждой задаче есть поле – «Полезность для бизнеса». Это и есть «ранжирование задач с точки зрения полезности для бизнеса»! Всё! Просто выбираешь полезность из пяти вариантов, и всё, Карл!

Ну, говорю, кто же определит полезность задачи для бизнеса? Я, конечно, сдержался, чтобы не засмеяться. Директор определит! Вы, говорит! Делать, что говорят квалифицированные специалисты. Да твою ж за ногу… Помните, да?

Смотрим первую задачу – автоматизировать работу ОТК, перечень требований прилагается. Ладно, попробую. Это я себе вопрос задал. Мда… Как оценить полезность этой задачи для бизнеса? Подумал немного – не знаю.

Но он хорошо играет в игру, его не поймаешь. Спрашиваю у ИТ-директора – может, ты знаешь, как решение этой задачи повлияет на бизнес? Бизнесу что от ускорения оформления операций? Начинает юлить, говорить про ускорение оформления операций, прозрачность учета, прослеживаемость партий… Стоп, говорю. Уволить кого-то из них? Можно будет ОТК на сокращенный рабочий день перевести? Дополнительные обязанности навешать?

Говорит, давайте бизнес-пользователя позовем. Нет, не поймал. Он, интересно, знает, что является бизнес-пользователем? Начальника ОТК, Колю. Нет, позвонил Коле, тот прибежал. А мне уже интересно стало, хотя ИТ-директор, наверное, подумал, что я соскочу, отложу, и забуду.

Смотрит, репу чешет, говорит – наверное. Спрашиваю Колю – твоя задача? Как, спрашиваю, уважаемый бизнес-пользователь, решение этой задачи на бизнесе скажется? Не сам писал, кто-то из его людей. Не знаю, говорит, это ваши дела, айтишные и бизнесовые, мое дело маленькое. А Коля давно в игре, его на мякине не проведешь.

Коля не теряется – отменяй ее к чертям, говорит, и так проживем. Я не унимаюсь – видишь, говорю, надо полезность задаче присвоить. Ну и добавляет, что у него там дела срочные, надо бежать. Коля такой – где сядешь, там и слезешь. Не отпускаю – интересно же.

Хорошо, кто ж против. Раз задачу отменил, значит не нужна автоматизация. Коля молодец – я говорит, чё, плохо работаю, что ли? А как, спрашиваю, Коля, ты можешь нашему бизнесу помочь? Почему ко мне претензии?

Но у нас тут бизнес, и перед ним стоит задача – прибыль повысить. Да упаси Господь, Коля, какие претензии! Иногда, не скрою, прибыль надо повысить до нуля. Всегда стоит такая задача. Ладно, решил сгладить ситуацию. Вижу, что Коля занервничал.

Один проверяет железяки, другой покоряет виртуальные миры. Обратился сразу к обоим – парни, говорю, вот вы – представители разных миров, квалифицированные специалисты в своем деле. Значит, не наивные институтки, всё понимаете. Оба – менеджеры. Такая задача. Бизнесу надо повысить прибыль. Решить ее могут только сотрудники – такие, как вы.

Ну, давайте свои предложения!
Ребята нахмурились, призадумались, но вскоре выпалили, почти одновременно – надо продавцов заставить больше продавать! И вот я вам ставлю бизнес-задачу – повысить прибыль. Ай молодцы… Тогда и прибыль вырастет!

Вы мне придумайте, как силами ваших подразделений, ваших знаний и навыков, вашего опыта прибыль повысить. Нет, говорю, так любой дурак скажет. Ну и, соответственно, в ИТ. Что можно сделать на ОТК, чтобы прибыль выросла.

Коля всё больше хмурится. Молчат. Ну, такую, чтоб я понял, что сделать надо. Не выдерживает, говорит – это, вы мне задачу поставьте, я выполню. А то получается, как в сказке – пойди туда, не знаю куда…

Я понял суть этой игры! И тут меня осенило! Я так обрадовался, что отпустил господ менеджеров – сказал, что подумаю над задачами для них.
Задача! Вот почему я никогда не могу никого поймать! Задача! Задача! Это тотем, иммунитет, бронь от любых неурядиц! Самое главное в этой игре – задача! Главное – чтобы у тебя была задача!

Когда у тебя нет задачи, ты почти на плахе – ведь ты получаешь зарплату просто так. Пока у тебя есть задача, с тобой ничего нельзя сделать. Особенно, если отсутствие задачи – очевидное. Ничто так не давит на психику, как отсутствие задачи на работе.

Найти среди коллег, в других подразделениях, самому придумать, в конце-то концов. Если задачи нет, ее надо добыть, любой ценой. Особенно ИТ-шники этим грешат.

А если кто-то будет на эту тему возбухать (как я, например) – добавим ему поле «Полезность для бизнеса», пусть ранжирует. И нет никакой разницы, полезна задача бизнесу или нет. Главное, что задачи есть, и их много. Человеку ведь без разницы, какую задачу выполнять первой, а какую – второй.

Буквально, как посетитель, какой-нибудь школьник на экскурсии. Я из-за задач иногда чувствую себя лишним в компании. О да! Зайдешь в любой кабинет, особенно в офисе, спросишь у любого – ты занят? Неимоверно занят! – скажет он.

Тут он начинает перечислять, а ты стоишь и чувствуешь, как у тебя уши вянут. А чем? Предоставление информации, согласование предоставленной информации, проверка согласования предоставленной информации, анализ предоставленной информации, согласование анализа предоставленной информации, проверка согласования анализа предоставленной информации. Какой только чуши не расскажет!

Ты думал, что он работает, как часы, а там – червяки копошатся. Такое ощущение иногда, что ты открыл свой кишечник, прошу прощения, и ужаснулся. Вот они примерно то же самое расскажут. Спросишь их – эй, парни, а вы чего тут делаете?

В большинстве случаев невозможно даже узнать, кто эти задачи придумал, зачем их делать, и почему именно так. Компания живет какой-то своей жизнью, черт знает откуда возникают все эти связи, процессы, задачи.

Ну, найду я какую-нибудь тупую задачу. А самое поганое – никого ведь не поймаешь. Что произойдет, как думаете? Скажу человеку, чтобы он больше этой ерундой не занимался. Отменили задачу? Ни-че-го. Сделаю ДРУГУЮ!

И сотрудники это знают. Мало у кого хватит терпения долго копаться в этом месиве из задач. А задачи останутся, и будут всегда. Директор придет, директор покопается, директор уйдет. И игра. Тупые, бессмысленные, никому не нужные задачи.

Любой идиот, так же, как и Коля с ИТ-директором, скажут – для повышения прибыли надо увеличить продажи и снизить затраты. Я не знаю, как быть, если честно. И всё. Кто-то, может быть, еще приплетет увеличение объемов производства. Это все рычаги, которые у нас есть.

Ну да, кто-то опять предложит для снижения затрат печатать на черновиках. Попытки декомпозировать эти рычаги ни к чему не приведут. Всё. И выключать мониторы на ночь, чтобы электричество экономить. Наскребут идей на сотню тысяч в месяц экономии, и побегут исполнять – у них ведь есть задачи.

А повышать прибыль – задача директора. И всем пофигу, у всех задачи. Директор не очень знает финансы. А директор не знает ИТ. Производство понимает хуже, чем начальник цеха. В тонкостях бух.учета не разбирается. Но директор должен поставить каждому из них задачу.

Всем нужно объяснение – как именно они могут повысить прибыль. В формулировке директора («повысить прибыль») задача не годится. Ладно, хоть никто кроме ИТ не просит тех.задания.

Как я могу написать задачу в терминах, которых не понимаю? И что мне делать? Примерно так же сложно для меня поставить задачу в ИТ. Попробуйте, при случае, рассказать хирургу, где вам сделать разрез, какой использовать скальпель, что делать, если кровь хлынет, и какими нитками вас зашить.

И продолжаю ставить задачу так, как ее понимаю я. Я так не могу. У всех задачи. И никак не могу никого поймать. И постановка плохая, и времени на нее нет, и вообще – не задача это. А моя не годится. Смартировать надо, хотя бы.

Это всё, что я могу. Приходится увольнять. Они – такие же бездари, мечтающие о ЗАДАЧЕ. И никакие аналитики не помогут – я пробовал. Это вот – ТОС, это – ИСО, это – Lean, это – еще черт знает что. Приезжают, и раскладывают свои товары, как цыгане. Что выберете, то и будет ЗАДАЧЕЙ. Выбирайте, оплачивайте, и будем внедрять.

Они решили задачу. Когда внедрят, получат расчет и уедут. Чего и добивались. Свою. Надо как-то самому выкручиваться. А мою никто решать не будет. Как всегда.

Знаю, вам пофигу. Ладно, хватит, разнылся что-то. Да и не нужно мне ваше согласие – вы тоже в игре, у вас задачи есть. И вы со мной не согласны. Даже боюсь спрашивать, какие, от кого, и нафига.

ИТ-директора я уволил. Надо дальше двигаться. Но парень в Москву свалил. Думал обойтись одним программистом – зачем ему прослойка в виде ИТ-директора? Буду другого искать.

Странная кличка. Этот еще чудик из головы не идет, как его… А, Король. Говорит, что это – в моих интересах. Завтра встреча, а я понятия не имею, кто он и что ему нужно. Схожу, что уж.

Тоже поиграю. Может, он мне задачу поставит.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть