Главная » Хабрахабр » Поиграем в книжки — что такое геймбуки и какие из них стоит попробовать

Поиграем в книжки — что такое геймбуки и какие из них стоит попробовать

А если игра и книга объединены в одно мобильное приложение — еще и удобно. Учить английский по играм и книгам — приятно и довольно эффективно. В этой экспериментальной для Skyeng статье я тряхну «игрожуровой» стариной, сделав обзор наиболее интересных представителей жанра и их издателей. Так сложилось, что на протяжении последнего года я неспешно знакомился с жанром мобильных «геймбуков»; по итогам ознакомления готов признать, что это интересная, самобытная и не слишком известная широкой публике ветвь не то игр, не то литературы.

Но сперва немного истории.

Время было до-интернетное, поэтому книги были бумажные, а игрушки — дискетные. Давным-давно, еще в прошлом веке, для закрепления полученных в школе знаний английского языка я использовал книги и компьютерные игры. Книжки было относительно легко найти, в них богатая лексика, наконец, их можно читать где и когда угодно; с другой стороны, им присуща некоторая необязательность — если я что-то не понимал, то пропускал, надеясь разобраться потом: ну не доставать же словарь в метро. У этих способов были свои плюсы и минусы. Плюс к тому команды надо было вводить текстом, так что ошибаться в словах нельзя. Игрушки (а это были квесты) такую безалаберность не прощали — если что-то не понял, не прошел дальше, потерял драгоценное машинное время, как следствие — максимальное внимание и куда более эффективное заучивание новых слов. Другая сторона медали — текстов в играх меньше, их качество не всегда было идеальным.

А еще у нас есть возможность совместить плюсы изучения языка от книжек и игр, воспользовавшись «геймбуками» — книгами с игровыми элементами. Сейчас, когда у нас в карманах лежат компьютеры в сотни раз мощнее старых добрых 286-х, мы без проблем можем и читать, и играть где угодно. О них и пойдет речь. Здесь вы после каждой главы выбираете продолжение сюжета, и чтобы выбор был правильный, необходимо понимать, что происходит.

Вопрос терминологии

В последнее время эти явления почти слились воедино, однако их корни кардинально отличаются. Есть два очень похожих жанра — interactive fiction (у нас часто именуется «текстовые квесты») и gamebooks (они же choose your own adventure books, книги с ветвящимся сюжетом).

После Adventure были «Зорки», потом Kings и Space Quest'ы, и дальше все это понемногу эволюционировало в Full Throttle. Interactive fiction придумали программисты, и началось все с Adventure, давшей название жанру. Я как-нибудь напишу статью про их нынешнее состояние, а пока могу отослать интересующихся к своему труду двадцатилетней давности для журнала «Страна игр», который можно найти в одном странном месте (предупреждение: много букв!). В классических «текстовых квестах» вместо картинки — текст, вместо кликанья по экрану надо набирать текстовые команды («открыть дверь», «взять лопату»), и они в том или ином виде существуют и поныне.

Это обычные бумажные книжки, в которых читателю дается небольшая свобода выбора развития сюжета. «Геймбуки» появились как литературное направление, их придумали писатели, они продавались в книжных магазинах еще в 30-е годы прошлого века. В 70-е они тоже эволюционировали, двигаясь в сторону настольных ролевых игр, в них появились бои на кубиках, карты с перемещением фишек и прочие игровые атрибуты, но в основе оставался литературный сюжет (пусть и не шедевр), которого у Adventure не было вообще. В конце каждой главы он решает, что будет дальше, и находит нужную страницу.

В IF у игрока была определенная свобода действий на каждом конкретном отрезке игры (он мог осматривать локации, перемещаться между ними, использовать предметы и решать головоломки), но в целом сюжет оставался линейным и рано или поздно приводил к единственному финалу. Эта наследственность привела к еще одному отличию IF от геймбуков. В геймбуках свободы действия внутри глав почти нет, но между ними нужно принимать решения, ветвящие сюжетную линию, и финалов всегда несколько.

Сейчас пути этих двух разных направлений пересеклись и сплелись, но для ясности в этом тексте я буду говорить только о геймбуках.

Итак, поехали!

Литературная составляющая здесь на первом плане, это самые настоящие книги, где ваши решения влияют на развитие сюжета, но в которых нельзя «проиграть», можно лишь дойти до разных финалов. Небольшая американская компания, специализирующаяся на исключительно текстовых историях с минималистичным оформлением. Побочное следствие — здесь нечего делать, если не понимать, о чем идет речь, поэтому подойдут они скорее для Advanced уровня знания языка. Следствием такого подхода становится большое внимание к качеству сюжета и языка.

Их книги продаются или раздаются бесплатно под маркой Hosted Games. Choice of Games открыла всем желающим собственный скриптовый язык для написания таких «ветвящихся книжек», и довольно заметное количество людей этим воспользовались.

Геймбуки доступны для всех платформ, а первые главы можно бесплатно прочитать в браузере — что удобно, если у вас стоит наше расширение для Chrome: можно переводить тексты и добавлять слова на изучение.

Начать можно и с их первого творения Choice of the Dragon, и с философского Choice of Robots; выбрать пару рекомендаций тут непросто. Вообще, все книги Choice of Games хороши.

A Study in Steampunk

написанное внештатным автором, однако автор этот, Хизер Альбано, до того успела написать несколько «официальных» книжек CoG. Произведение из Hosted, т.е. История увлекательная, полная неожиданных поворотов и сюжетных развилок. Лютая и на удивление удачная солянка из Шерлока Холмса, Джека-Потрошителя, Джекила с Хайдом, классической фэнтези, викторианской Англии и стимпанка. Чтобы прибавить стимула к повторным прохождениям, здесь есть «достижения», открываемые при определенных ваших действиях. Прекрасный выбор для начала знакомства с жанром, который вам предстоит перечитывать и перечитывать, каждый раз меняя историю.

Choice of the Cat

Вам предстоит решать, нагадить в лоток или в ботинки, сбросить вазу с этажерки или помурлыкать на коленях, согласиться кушать корм или ждать фуа-гра. Геймбук, повествующий о жизни кота (или кошки), взятого домой из приюта. Любителям кошек — обязательно. Казалось бы, жизнь кота едва ли полна событий, однако это самый объемный геймбук в каталоге CoG: здесь 600 тысяч слов, больше, чем в «Войне и мире».

Книжки (здесь именуются pathbook) начинаются с увлекательных завязок, от которых ждешь чего-то большого и интересного, но сразу после завязки наступает внезапный скомканный конец. Мексиканская фирма, вложившая много сил и любви в разработку движка, но серьезно отстающая от конкурентов с точки зрения содержания. Впрочем, все эти книжки можно один раз (а иногда и больше) прочитать бесплатно, а их небольшой размер может прийтись по нраву изучающим язык. При этом у читателя есть не так много возможностей как-то повлиять на сюжет — развилок здесь штук по пять-шесть на книгу, они случаются в странных местах и их влияние на историю неочевидно. А еще тут есть геймбуки для детей!

К сожалению, сеттингом все и заканчивается. Взрослым: Past Mistakes (Play, Appstore) — нуар из мрачного будущего после 3-й Мировой войны, сеттингом отчасти похожий на «Человека в высоком замке» Дика. Dark Forest — история про странное приключение в лесу, которое опять же не имеет никакого отношения к завязке.

Детям: The Monster and the Cat — внезапная демонстрация того, что в детской книжке подход с очень коротким и простым сюжетом прекрасно работает.

Начинали с классических «ветвящихся книжек» (Deadman Diaries), но с музыкой и богатым оформлением, а сейчас разработали собственную ролевую систему с кубиками и пишут фантастические боевики (Heavy Metal Thunder). Творцы из Барселоны, занимающиеся, помимо геймбуков, также интерактивными музейными экскурсиями. К тому же в активе Cubus есть совершенно бесподобное произведение без всяких боевых систем и драк на случайных числах. Несмотря на то, что вроде планируется третья часть, эти боевики не работают на седьмом Андроиде, поэтому писать о них не буду.

The Frankenstein Wars
AppStore / Google Play

Два главных героя — братья, волею судеб оказавшиеся по разные стороны фронта. Возможно, лучший геймбук в этой подборке повествует про альтернативную историю Франции XIX века, где революционеры раздобыли дневники Франкенштейна, научились делать монстров из павших солдат и реанимировали труп Наполеона, превратив его в Дарта Вейдера в аквариуме. А еще здесь есть текстовая перестрелка, текстовая тактическая битва и шикарный саундтрек. Или оказавшиеся на одной стороне — решать вам, очень многое в этом произведении может кардинально меняться решением читателя. Иногда включается таймер: некоторые участки надо проходить быстро; при недостаточном знании языка это может вызвать затруднения.

Здесь много графики, анимации, звука, эффектов и всех прочих bells and whistles, невозможных в бумажных книжках, но все равно сюжет подчиняется вашим решениям, а решения эти надо принимать, основываясь на прочитанном тексте. Молодые ребята из Кембриджа, чьи творения всеми силами прикидываются «настоящими» играми, оставаясь де-факто геймбуками. Поскольку ребята молодые и модные, их собственные игры сперва выходят для iOS, и лишь потом, если повезет, для других платформ. Inkle активно сотрудничает с производителями игр и издательствами — они делают проекты для Penguin USA, включая, например, приложение для запоминания английской поэзии Poems by Heart, а также пишут диалоги для игрушек с помощью своего открытого скриптового языка Ink.

80 days

Собственно, от Жюля Верна тут остались 80 дней, а также некоторое количество приключений из разных его произведений. Книга-игра по мотивам «За 80 дней вокруг света», весьма вольно обращающаяся с первоисточником. Собственно, основная фишка игры — именно исследование ее мира в ходе путешествия. При этом мир, в котором путешествуют Паспарту (вы) и Фогг, взят из стимпанковой традиции — из Лондона в Париж тут ходят подводные поезда, летают паровые воздушные корабли, экипажами управляют роботы и везде присутствуют блестящие хромом технологические чудеса. И, кстати, это чемпион по количеству слов в этой подборке: их тут 750 тысяч, почти полторы «Войны и мира»! Можно проиграть, не успев добраться до финиша, или если кончатся деньги или здоровье — но это совершенно неважно, потому что каждое новое путешествие кардинально отличается от предыдущего, возможных маршрутов вокруг света — сотни.

Sorcery!

Игровые элементы здесь занимают много места, надо следить за здоровьем и сражаться с врагами мечом и магией, но в основе по-прежнему текст; многих боев можно избежать, внимательно читая историю, да и в сражениях надо обращать внимание на текстовые намеки, чтобы догадаться, какой прием лучше использовать. Адаптация популярной классической книжной ролевой игры 80-х Стива Джексона, входящей в серию Fighting Fantasy (написанной Джексоном вместе с Яном Ливингстоном, одним из основателей Games Workshop). Четыре части (книжек тоже было четыре) связаны между собой, поэтому начинать надо с первой. Волшебные заклинания собираются из букв, заклинаний много, и их приходится запоминать; впрочем, они похожи на слова, что может быть полезным при изучении языка (HOT — огненный шар, FOG — ослепление и т.д.). Она может показаться коротковатой за пять-то долларов, но в ней закладывается основа, а дальше становится веселее.

Это более чем годный геймбук где-то на полчаса. Ну и бонусом — бесплатная десктопная демка движка Ink под названием The Intercept.

Эти ребята на геймбуках съели не одну собаку, и если Inkle удалось как-то заполучить себе Sorcery!, то все остальное из Fighting Fantasy находится именно здесь, равно как и множество собственных игр. Классика компьютерных геймбуков — австралийская компания Tin Man Games. В начале прохождения можно выбрать уровень сложности, от брутального без возможности «отлистать назад» до «читательского», где все бои разрешаются автоматически в вашу пользу. И это действительно скорее ролевые игры, чем книжки — в них есть пусть и примитивная, но ролевая система, у персонажа есть снаряжение, и он постоянно ввязывается в драки (их можно избежать, но для этого надо прокачивать определенные навыки и снова кидать кубики). Рекомендую выбирать вариант посередине (с неограниченным количеством «закладок») — литературные достоинства этих произведений не слишком поразительны, но как часть игры заходят хорошо.

GA 12: Asuria Awakens

Главного героя, мелкого бандита-информатора, отправляют выяснить обстоятельства таинственного исчезновения посла в соседнем княжестве; прибыв, он оказывается в пучине странных событий вокруг возрождения бога Азурии. GA — это серия Gamebook Adventures, главный продукт Tin Man Games; игры в ней не имеют сквозного сюжета, поэтому начинать стоит с самой свежей. Ну и плюс — проработанная ролевая система Tin Man Games, где можно пытаться тупо рубить все топором, а можно вчитываться в тексты и искать обходные пути. Игра большая, сюжет неплохо прописан, а сам сеттинг необычен (и становится все необычнее по ходу дела). Есть небольшие некритичные сюжетные глюки, но это ожидаемо от столь большого и ветвящегося произведения.

To Be or Not to Be

Абсолютно безумный и необычайно смешной пересказ «Гамлета», в котором можно «играть» за Гамлета, Офелию и отца Гамлета (предсказуемо быстро становящегося своей тенью). Неожиданное для Tin Man Games обращение к классике: электронная версия бумажного геймбука Райана Норта, на который он в свое время очень успешно собрал средства на Кикстартере. Знание классики желательно для понимания отдельных шуток, впрочем, для удобства «шекспировский сюжет» на экранах выбора отмечен черепом Йорика. Это именно литературный проект, а не игра, однако вариантов развития сюжета тут огромное множество. Кстати, продолжение про Ромео и Джульетту уже вышло на бумаге. Кроме того, тут присутствует больше ста концовок, включая изобретение Офелией центрального отопления и подводные приключения тени отца Гамлета, внезапно решившего стать ихтиологом.

Это тоже книжные ролевые игры, но трава здесь пониже, вода пожиже. ИП с Вашингтонщины, Delight Games Сэма Лэндстрома — своего рода «Tin Man для бедных». Сэм — автор плодовитый, серий у него много, к тому же он привлекает людей со стороны. Зато все можно скачать одним пакетом в режиме «фримиум»: прошел одну часть серии, накопил «монет», открыл следующую — или купил «монеты» за реальные деньги (еще их подкидывают, если запускать приложение каждый день). Но где еще можно найти сразу столько геймбуков самых разных жанров для самой разной аудитории, включая детей? Все они далеко не звезды, поэтому ждать литературных открытий не приходится.

Ну а поскольку это экспериментальная статья, буду очень признателен за комментарии: нам хочется понять, насколько такие тексты вообще интересны читателям Хабра. На этом сегодняшний обзор заканчиваю. Стоит ли продолжать?


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Перевод] Корпус для «малинки» с RetroPie — из устройства для просмотра слайдов

Компактные устройства для просмотра слайдов через линзу выпускались во всём мире, и в СССР в том числе (примеры: 1 и 2). Сегодня внутрь такого прибора можно поместить Raspberry Pi Zero с небольшим дисплеем. Практически все винтажные детали, включая линзу и ...

Разбираем магнитно-резонансный томограф II: Метаматериалы в МРТ

Мимо уха просвистела отвертка. С громким звоном она замерла на корпусе криостата. Чертыхнувшись про себя, я решил взять перерыв. Откручивать болты в магнитном поле величиной 1.5 тесла, при помощи стального инструмента — так себе затея. Поле как невидимый противник постоянно ...