Hi-Tech

Подготовиться к привлечению первых инвестиций в стартап

Самый частый вопрос, который задают мне предприниматели: «Как найти подходящих инвесторов для стартапа?». За последние девять лет фонд Founder Collective инвестировал в сотни стартапов, включая Buzzfeed, The Trade Desk, Pillpack и Uber.

Я видела, как быстро посевное финансирование стартапов развивалось в последние годы. Ответить на этот вопрос непросто.

Это приводит к тому, что для основания компании нужно меньше денег и времени. Индустрия высоких технологий совершенствуется, капитала становится всё больше (но, как ни странно, его сложнее получить), стоимость технологий падает. Так появляются предприниматели, стремящиеся получить посевное финансирование.

Далее перечислены шесть вопросов, которые нужно задать себе, чтобы подготовиться к гонке. Учитывая всё выше сказанное, что вы, как основатель компании, должны знать, чтобы иметь преимущество в гонке за посевным капиталом?

1. Вам действительно нужен венчурный капитал?

Например, есть бутстрэппинг (способ развития бизнеса при минимальном финансировании извне). Даже без него можно создать успешное предприятие. Но если вы хотите привлечь капитал, предприятие должно отвечать следующим критериям.

Доходность 1000%

Доходность предприятия, финансируемого за счёт венчурного капитала, должна быть как минимум 1000%. Говоря словами моего коллеги Дэвида Франкела: «Если вы не можете превратить $1 в $10, почему инвесторы должны поверить, что вы сможете превратить $1 млн в $10 млн?».

Скорость

Достичь годового дохода в $1 млн за полгода или за шесть лет — огромная разница. Как быстро ваше предприятие будет расти? Скорость важна, потому что инвесторы делают выводы о будущем росте предприятия по прошлым показателям.

За это часто приходится платить правом собственности, а в итоге прибылью спонсоров. Привлекая венчурный капитал, предприниматель создаёт предприятие за чужие деньги.

Актив, а не предприятие или продукт

Стартапы с понятными и долгосрочными активами ценятся выше.

Если «выйти на рынок» означает для вас «создать отдел продаж», который сделает всю работу, то в случае с венчурным капиталом такое не работает. Убедитесь, что вы создаёте предприятие, а не продукт.

2. Насколько сильно вы хотите привлечь капитал?

Основателю компании важно «не лезть не в своё дело», но в некоторых случаях ему всё же придётся, если он хочет привлечь венчурный капитал.

Эффект группы

Если вы отстаёте от других компаний, венчурные инвесторы не обратят на вас внимания. Привлекая капитал, вы автоматически становитесь частью группы компаний с равными инвестициями или схожими с вашим бизнесом показателями (доход, количество клиентов, скорость внедрения на рынок).

Важно быть частью той группы, в которой у вас есть шансы на успех. Поэтому я иногда советую ориентироваться на количество клиентов, а не на термины, ранее используемые для разных стадий финансирования стартапа.

Победитель забирает всё

Большинство основателей не загадывают настолько вперёд. Если у вас успешный стартап и на рынке есть спрос на ваш продукт, то, вероятнее всего, у вас будет несколько серьёзных конкурентов. Но в этой ситуации вы либо будете впереди них, либо не получите финансирование.

Невозможно быть первым или вторым номером без заранее подготовленного плана действий (посмотрите на письмо Джеффа Безоса о первом дне компании: он акцентировал, что Amazon — одна из самых конкурентоспособных организаций нашего времени).

Предвзятость к сектору рынка

Многие венчурные фонды сосредотачиваются на наиболее выгодных областях рынка. Не расстраивайтесь, если в вашей среде не слишком жёсткая конкуренция. Секторам, в которых возможны структурные риски (например, здравоохранение и образование), сложнее добиться инвестирования.

Воспользуйтесь этой возможностью или предложениями бизнес-ангелов вашей сферы (они тоже могут помочь связями). Это одна из причин, почему в последнее время появляются фонды, специализирующиеся на финансировании определённых секторов.

Подходит ли стартап этому фонду?

У большинства фондов есть правило: «Любая инвестиция должна принести доход, равный капиталу». Это зависит от объёма фонда.

Например, моя знакомая, работающая в фонде, объём которого $600 млн, как-то поделилась, что не соглашается на встречи, если не видит, что рыночная капитализация стартапа когда-нибудь достигнет $300 млн.

Не тратьте время на фонды, которые вам не подходят, особенно если вас привлекает там только известное название. Бизнес-ангелы могут получить хорошие результаты и при вложениях в компанию, стоящую $50 млн, следовательно, могут пойти и на более рискованные инвестиции.

На какой посевной стадии находится стартап?

Следите за тем, на какой стадии вы находитесь, за показателями и количеством раундов. Показатели компании на каждом раунде меняются ежегодно, можно определить приблизительные границы каждой стадии (так называемый посевной градиент).

Но на рынке уже есть спрос на их продукт, и переломный момент в развитии компании закончился. Под «поздней посевной стадией» мы понимаем стартапы на промежуточной стадии, ещё не готовые для раунда А.

Таблица подходит для менее капиталоёмких предприятий (скорее для создателей программного обеспечения, чем для производителей оборудования или научных предприятий).

5. Вы любитель или профессионал?

Мой коллега Эрик Палей определяет это, наблюдая, как предприниматель воспринимает мнение о его бизнесе, как справляется с трудностями и находит решения.

Спросите, что не устроило инвестора, примите эту информацию к сведению и продолжайте искать людей, которые загорятся вашей идеей. Если инвестор не хочет вкладывать деньги в проект, не воспринимайте это как личную обиду.

6. Вы готовы подстраиваться под инвесторов?

Можно подумать: «Ну, главное, что у него есть деньги». Обидно, когда инвестор игнорирует сильные стороны стартапа, динамику рынка или не согласен с политикой компании. Тем не менее, потратив годы жизни на стартап, важно, чтобы за столом напротив вас сидел правильный партнёр.

В худшем случае вы создадите многомиллионное предприятие только для того, чтобы из-за своих экономических интересов один из инвесторов наложил вето на IPO или выгодную продажу компании.

Убедитесь, что ваши инвесторы согласны с вами по следующим пунктам: Как не допустить этой ситуации?

  • GTM-стратегия;
  • продукт и приоритеты;
  • степень вовлечения инвесторов в дела компании;
  • план действий при возникновении проблем.

Они могут помочь с пунктами, перечисленными выше. Поговорите с другими предпринимателями, которых финансирует этот инвестор. И, наконец, не игнорируйте интуицию. Не только инвестор должен изучать вас, но и вы — инвестора. Собирая команду, подбирая инвесторов, спрашивайте себя: «С кем я хочу сотрудничать?».

Успешный стартап — это не только создание продукта, но и установление связей, работа с командой и наслаждение самим процессом.

#инвестиции

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть