Хабрахабр

Почта России начнет использовать роботов-сортировщиков. Как это будет работать

На днях состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между университетом и госмонополией. Инженеры промышленного коворкинга Донского государственного технического университета (ДГТУ) будут создавать для ростовского филиала «Почты России» роботов-сортировщиков. Название у группы машин выбрано соответствующее – «Ботольон». Проект автоматизированного сортировочного комплекса получит финансирование и поможет повысить эффективность распределения посылок.

На этом участке, отобранном для запуска пилотного проекта, обрабатывается порядка 5 тысяч посылок в сутки. С помощью роботов «Почта России» намерена автоматизировать работу магистрального сортировочного центра, через который проходят посылки из Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Тамбовской, Курской, Липецкой, Белгородской и Воронежской областей, а также из Краснодарского края и Республики Адыгея. Но скоро часть работы может быть переложена на спины умных машин. Сейчас всё это делается вручную, единственная помощь – конвейеры и погрузчики.


Один из новых центров Почты России. На этом центре работает 1200 людей-сортировщиков

Роботов разрабатывает команда Garaж. Успех проекта должен помочь увеличить скорость работы центра и снизить затраты. Согласно текущей идее, машины «Почты России» будут иметь датчики на корпусе, за счет которых они определят, когда на них кладут груз. Для реализации проекта они проанализировали опыт Amazon и Puma. Те же датчики веса позволят устройствам оперативно реагировать на потерю посылки, подавая сигнал. Дальше они автоматически его взвесят, проверят трек-номер и отправятся к нужному контейнеру, закрепленному за регионом, чтобы положить туда посылку. А когда заряд батареи будет подходить к концу, робот самостоятельно направится к зарядной станции.

За смену один робот сможет обработать около 5 тысяч посылок массой до 20 кг каждая. По замыслу создателей, одновременно будут функционировать 6 из 10 роботов, пока остальные заряжаются.

В ДГТУ говорят: Для того, чтобы машины не врезались друг в друга, информация об их передвижении будет передаваться на сервер, где самообучающаяся нейросеть будет выбирать для них оптимальный маршрут.

Нужно только правильным образом располагать посылки на платформы и следить за исправностью роботов. Роботизированная система позволит свести участие человека в процессе сортировки к минимуму.

В отличие от конвейерных систем использование роботов менее энергозатратно, легко масштабируется и перебазируется в другие помещения.

Решение об экономической эффективности проекта и необходимом количестве роботов будет принято по итогам пилотных испытаний. Работа началась в апреле этого года, и ожидается, что первый прототип «Ботольона» в Garaже представят до конца сентября. Будем надеяться, что у «Почты России» не будет повторения истории с дроном доставки за 1,2 млн рублей, который разбился в своем первом полете.

Откуда ноги растут

Подобные системы давно используют Aliexpress и Amazon. По сути в ДГТУ, планируют перенять разработки западных (или даже, скорее, восточных) коллег. Они позволяют им экономить сотни миллионов долларов, обрабатывая посылки в разы быстрее людей, и почти не допуская ошибок.

Шестьдесят роботов, подключенных к Wi-Fi, там отвечают за складирование и перевозку сотен тысяч товаров, размещенных на 3 000 квадратных метров. Например, в июле 2017-го похожая система запустилась на складе в Хуэйянге, в южной провинции Гуандун в Китае. Складом владеет T-mall, принадлежащий Alibaba. Они подвозят вещи к людям, а те стоят на месте и просто запаковывают и направляют посылки. Они говорят, что за счет роботов производительность на этом складе повысилась в три раза.


Роботы Alibaba (T-mall)

Каждый робот может двигаться со скоростью 1,5 м/c, перемещая до 600 кг веса. Чтобы устройства не сталкивались друг с другом, в каждом по бокам стоят лазеры, определяющие дистанцию до ближайшего объекта. Обычно китайцу на складе приходилось за 7,5 часов сделать 28 тысяч шагов, чтобы найти и отправить 1500 продуктов. От одной зарядки такая «румба» беспрерывно работает до 8 часов. С помощью новых роботов, тот же сотрудник за это же время может распределить 3000 товаров, и сделать всего 2563 шага.

Сейчас в стране работает более 8000 фирм быстрой доставки, доставляя 32 миллиарда (!) посылок за год – по 23 посылки на человека. Количество интернет-покупок в Китае выросло в четыре раза с 2012-го по 2017-й. Поэтому некоторые центры доставки тоже решили пустить к работе роботов. Чтобы выделиться среди конкурентов в этом бизнесе, надо быть точнее и быстрее остальных. По сути, это именно то, что хотят создать в ДГТУ. Опыт одного из них, из Шеньтонга, для «Почты России» будет особо полезен.

Они определяют место назначения посылки через сканирование трек-кода, и ошибаются в разы реже людей-сортировщиков. На складе площадью 1,3 квадратных километра трудится целая армия желтых роботов – сортируя до 200 000 посылок в день. Люди пока что нужны для снятия вещей с конвейера и аккуратной установки их на «крыше» робота, но и здесь их заменить тоже не будет проблемой.

Металлическая магистраль с отверстиями по сторонам. Круче всего выглядит «пол», по которому перемещаются дроиды. Для человека нет никаких обозначений, сотрудник склада будет без понятия, куда нужно положить ту или иную посылку. За каждым из этих отверстий закреплен определенный адрес, куда направляется грузовик доставки. Компания, управляющая складом, говорит, что сортировка с помощью роботов дает экономию порядка 70%, даже с учетом затрат на электроэнергию. Зато робот отлично знает, для какой ячейки предназначена посылка у него на спине, и понимает, как туда быстрее всего добраться.

Развивать её американская компания начала еще в 2009 году. Ну а самая продвинутая в мире подобная система работает у Amazon. Это японский термин, означающий «потери» или «отходы». Тогда Джефф Безос написал письмо акционерам компании, объявив войну «Muda». Для Amazon это означало, что компания должна работать максимально эффективно.

Сейчас эта компания переименована в отдел Amazon Robotics. Чтобы ускорить развитие своих роботов, в 2012 году Amazon купила их производителя, Kiva Systems, за $775 млн. В 2016-м – уже 40 тысяч. В 2010-м на складах американского ритейл-гиганта трудились несколько сотен тестовых машин. По дизайну и функциональности они почти идентичны тем, которые используются у Alibaba (кто у кого скопировал – понятно по дате имплементации). Сейчас, в июне 2018-го, их больше 80 тысяч. Они подъезжают под передвижные полки, и подвозят их к сотрудникам, когда тем становится нужен товар в одной из ячеек.

А вот точных устройств, которые могут заменить человеческие руки и глаза при выборе индивидуальных товаров, пока нет. Роботов, способных перемещать тяжеленные полки или отдельные посылки, у фирмы достаточно. Она дает $250 тысяч той команде, которая предложит самого эффективного робота для их складов. Поэтому каждый год в июле Amazon проводит в Японии конкурс среди университетов. Победитель определяется по тому, как много вещей он успешно отобрал и сложил. Такой робот должен уметь выбирать отдельные товары, и помещать их в корзину (как игровые автоматы «Хватайка» где-нибудь в парке, только на порядок быстрее и точнее). Но пока что эти роботы не так точны и универсальны, как фирме хотелось бы, и до их установки на складах, как говорит Amazon, вероятно, еще много лет. Объекты, которые им нужно выбирать, японским командам даются только за 30 минут до начала соревнования.

По данным Международной федерации робототехники, средний показатель плотности роботов в мире вырос с 66 штук на 10 тысяч работающих людей в 2015 году – до 74 в 2017-м. Темпы роботизации производств ускоряются во всем мире. В десятку лидеров входят также Япония, Швеция, Дания, США, Италия, Бельгия и Тайвань. На первом месте Южная Корея (с 631 роботов на 10 тысяч рабочих), на втором – Сингапур (488), на третьем – Германия (309). Возможно, «Ботольон» со временем это изменит? В России на 10 тысяч работающих человек приходится только три робота.

P.S. Мы в Pochtoy.com помогаем с покупками в американских магазинах и доставляем ваши посылки из США в Россию. От $8,99 за полкило. А если после регистрации ввести код Geektimes, вам на счет записываем $7.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»