Хабрахабр

Почему вождение автомобиля — сложная задача даже для ИИ

Когда рассказываешь, скажем, детям, как это — водить автомобиль, задумываешься о том, как и почему ты знаешь, когда впереди идущий автомобиль повернет налево или направо. Наверное, каждый водитель время от времени пытается оценить свой скилл вождения. Таких вопросов много, а ответы есть не на все. Почему внимание автоматически фокусируется на идущей вдоль дороги собаке, но не реагирует на ветви деревьев, нависшие над дорогой.

Последний должен уделять внимание оценке тысяч факторов — где и когда притормаживать, где свернуть, а где ускориться.
Автомобили с высшими уровнями автономности должны не только распознавать разметку, сигналы и все прочее, но и уметь быстро реагировать на нестандартные ситуации, которых на дороге немало. Для того, чтобы обучиться вождению, необходимо понимать многие принципы и знать правила — это актуально как для человека, так и для искусственного интеллекта. Даже робомобили, разработкой которых занимаются годами, не всегда адекватно реагируют на такие ситуации.

В качестве примера можно привести робомобиль Uber, софт которого решил игнорировать неявный объект на дороге, который оказался женщиной в темной одежде, да еще с велосипедом, переходящей дорогу в неположенном месте.

В подавляющем большинстве случаев робомобили добрались до второго уровня автономности, включая пресловутую Tesla со своим продвинутым автопилотом. В настоящее время принято выделять шесть уровней автономности машин — от нулевого (все операции выполняет человек, автономности нет) до пятого (все операции выполняет бортовой компьютер без участия человека).

Неплохих успехов добилась компания Daimler, но испытания ее робокаров проходят в Германии, где разметка дорог и сами они — практически идеальны, а водители традиционно соблюдают правила дорожного движения.

Правда, в салоне все равно присутствует водитель, которого компания назвала «оператором безопасности». Компания Waymo тоже неплохо продвигается вперед — на днях она заявила о запуске полностью автономного сервиса роботакси. Скорее всего, робомобили более высоких уровней автономности не появятся на дорогах вплоть до 20-х годов, а может. Если что-то пойдет не так, оператор возьмет управление на себя. И позже.

Последний должен самостоятельно обучаться и понимать, что происходит вокруг, затем — принимать решения без участия оператора. Вероятнее всего, полной автономности удастся достичь лишь после появления специализированной инфраструктуры, которая должна быть едва ли не умнее самого робомобиля.

Внезапно дорогу впереди переходит кошка. В качестве примера можно привести ситуацию, когда пассажир едет в робомобиле, дождливым вечером. Очевидно, его системы обязательно должны распознать препятствие впереди, с тем, чтобы машина выполнила необходимый маневр. Что должен делать робомобиль? Часть информации можно получить из сторонних источников (тот же прогноз погоды, условия температуры, влажности и ветра), для чего требуется широкий и надежный канал интернета — вероятнее всего, 5G. Но при этом необходимо знать местные правила скорости, представлять, насколько скользким может быть асфальт, плюс понимать, где находится машина в этот момент времени.

То есть робомобили должны уметь «общаться», чтобы хорошо представлять действия друг друга в каждый отдельно взятый момент времени. Кроме кота, вокруг могут быть и другие препятствия — например, робомобили, которые тоже пытаются избежать столкновения. В противном случае неизбежно столкновение, чреватое угрозой здоровью и жизни владельца машины. И общаться нужно в режиме реального времени.

А значит, машине необходимы данные карты, информация о разметке, знаки и другая информация. Плюс ко всему, робомобиль должен еще и уметь прокладывать оптимальный путь до конечной точки путешествия. Но остается еще вопрос машин, которыми управляют люди, получается, что они также должны быть оснащены системами связи с робомобилями — иначе вторые не будут понимать, что делают первые. Для расширения спектра возможностей робомобилей им стоит все время держать связь друг с другом, для того, чтобы обмениваться информацией об окружающей обстановке.

И это мы еще не упомянули обычные проблемы вроде «проблемы вагонетки», плюс множество других. Ну а если представить, что и с самым широким каналом связи может что-нибудь случиться, пускай проблема и будет временной, то ситуация усложняется еще больше.

Вероятнее всего, ИИ 4-5 уровней автономности можно не ждать в ближайшие несколько лет — они появятся еще очень нескоро.


Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть