Хабрахабр

Почему вернулся винил, и как с этим связаны стриминговые сервисы

Пластинки покупают все чаще. Аналитики из Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA) отмечают, что к концу года доходы от продажи винила превысят показатели CD — такого не случалось более 30 лет. Рассказываем о причинах такого бума.


Фото Miguel Ferreira / Unsplash

Виниловый «ренессанс»

Винил оставался популярным музыкальным форматом вплоть до середины 80-х. Позже его стали вытеснять CD и другие цифровые форматы. В начале нулевых казалось, что пластинки уже ушли в прошлое, однако в 2010-х спрос на них вновь стал набирать обороты — только в 2016 году продажи винила выросли на 53% [и мы даже представили свою витрину — у нас в Аудиомании].

Специалисты из Американской ассоциации звукозаписывающих компаний отмечают, что доходы от продажи виниловых пластинок постепенно обгоняют доходы от продажи дисков. В этом году пластинки двигаются дальше и могут взять новую высоту. Эксперты говорят, что винил сократит «разрыв» до конца года. За первую половину 2019-го жители США потратили на покупку пластинок $224 млн, а на CD — $247 млн. Разберемся, что способствует росту интереса к нему.

Причины

Как ни странно, одним из главных факторов возрождения винила, считается рост популярности стриминговых платформ. Но чем больше люди «уходят в цифру» и пользуются преимуществами стриминга в процессе прослушивания музыки на работе или в транспорте, тем более интересными становятся «оффлайновые» и форматы, которые являются полной противоположностью. Они подходят для менее динамичных ситуаций — прослушивания музыки дома или в узком кругу единомышленников в клубе. Одним из тех, кто отдает предпочтение пластинкам является участник группы The White Stripes Джек Уайт. Он говорит, что стриминг хорошо играет роль инструмента для поиска новых песен и исполнителей, однако слушать музыку он предпочитает на виниле.


Фото Priscilla Du Preez / Unsplash

Многие из них как раз выпускают свои альбомы на виниле. Еще одной причиной, по которой люди покупают пластинки, является желание поддержать любимую группу или исполнителя. Буквально в конце августа Оззи Осборн анонсировал бокс-сет сразу с 24 пластинками.

Можно сказать, что отчасти это желание формирует картинка, которую рисуют в головах зрителей режиссеры некоторых фильмов и сериалов. Немаловажную роль в популярности винила играет эстетическая составляющая и тяга к коллекционированию. Виниловые проигрыватели периодически появляются в фильмах Вуди Аллена, свои библиотеки пластинок есть у таких героев, как Тони Старк из «Железного человека» и капитан Кирк из «Стартрека» (кстати, подробно о роли пластинок в фильмах мы рассказывали в одном из предыдущих материалов).

Например, в 2012 году Джек Уайт совместно с лейблом Third Man Records выпустил ограниченным тиражом виниловый сингл «Sixteen Saltines». Отдельные коллекционеры-эстеты не просто формируют библиотеку любимой музыки на виниле, а собирают уникальные релизы. Учитывая, что до Джека Уайта никто ничего подобного не делал, эти записи высоко ценятся среди коллекционеров. Его записали на пластинку, изнутри заполненную голубой жидкостью.

Стриминговые сервисы все равно впереди

В сети можно встретить мнение, что в перспективе винил сумеет обогнать не только CD, но и стриминговые сервисы. Доходы с продажи платных подписок таких площадок, как Spotify, растут примерно на 20% ежегодно, в то время как для винила эта цифра превышает 50%. Однако большая часть аналитиков считает такую точку зрения излишне оптимистичной.


Фото James Sutton / Unsplash

У стриминговых сервисов доля составила 62%. По данным RIAA, в первой половине 2019 года на продажи виниловых пластинок пришлось всего 4% от общего дохода музыкальной индустрии в стране. экземпляров. При этом количество продаваемых пластинок также остается на низком уровне — крупные тиражи даже у таких известных исполнителей, как Radiohead и Daft Punk, не превысили 30 тыс. Но ситуация все же может измениться, хотя и незначительно.

Возвращаясь к винилу

Эксперты говорят, что в ближайшем будущем продажи винила будут только увеличиваться. Эту точку зрения подтверждает рост числа фабрик, занимающихся производством пластинок. В 2017 году на территории США было открыто менее 30 заводов, а сегодня их количество выросло до 72. Новые производства запускаются и в России — например, пластинки печатают на заводе «Ультра Продакшн» в Москве.

Например, в Соединенных Штатах новые станки поставляет Record Products of America. Также развиваются компании, которые выпускают современные прессы для печати пластинок. Компания Viryl Technologies из Канады спроектировала станок, в котором отсутствует газовый нагреватель. Разрабатывают и новые технологии, призванные увеличить объемы «винилового» производства. Все это поспособствует дальнейшему развитию виниловой отрасли. Такой подход позволит уменьшить размеры установки и разместить в цехе больше оборудования.

Дополнительное чтение — из нашего «Мира Hi-Fi»:

Самые интересные лейблы на сегодняшний день
Винил вместо почтовой марки: необычный раритет
Vinyl Bluetooth Speaker: виниловая пластинка добавит баса Bluetooth-колонке
«Камера, мотор, музыка!»: как режиссеры используют винил в кино
«Между винилом и кассетой»: история тефифона
Что такое HD-винил и действительно ли он так хорош
Сказки в СССР: история «детского» винила Кто выпускает винил?

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»