Hi-Tech

Почему стоит удалить все аккаунты в социальных сетях

В книге «Десять аргументов в пользу того, чтобы удалить свои аккаунты в соцсетях прямо сейчас» Джарон Ланье пишет о том, в чём состоят неочевидные опасности социальных сетей, как их создатели манипулируют пользователями и делают их злыми, глупыми и ограниченными.

На русском языке она не издавалась. Сразу после выхода книга стала бестселлером № 1 на сайте Amazon в разделе «Взаимодействие человека и компьютера».

Предисловие

Если судить по названию, то может показаться, что книгу написал какой-то ретроград, ярый враг современной цифровой жизни, неспособный её понять из-за ограниченности кругозора.

Джарон Ланье — автор термина «виртуальная реальность», один из её создателей, представитель киберэлиты Кремниевой долины, учёный-изобретатель и футуролог. Однако это совсем не так. Чем же ему не угодили социальные сети? Сложно заподозрить его в дилетантизме суждений.

Собаки, некогда дикие, стали друзьями человека. Книга начинается с параллели между собаками и кошками. Они могли бы жить на воле, но мы приручили их, и теперь они наши постоянные спутники, надёжные и преданные.

Они пришли сами, потому что так захотели, и остались с нами. Другое дело — кошки. Кошки обладают свободой и не собираются ею поступаться. Они гуляют сами по себе, и не только гуляют.

Мы любим свободу, как кошки, и тоже хотим гулять сами по себе. Мы любим собак, но не хотели бы в них превратиться, чтобы нас кто-то контролировал.

По мнению Ланье, единственный способ избавиться от их вредоносного влияния — закрыть свои аккаунты в социальных сетях. Но у могучих невидимых алгоритмов, которыми управляются социальные сети, есть собственные планы на нашу свободу.

Ланье подчеркивает, что дописал свою книгу в конце 2017 года, а вскоре после этого случился скандал c компанией Cambrige Analytica, которая собирала личные данные пользователей Facebook и использовала их в своих тёмных целях, в том числе и политических.

После скандала с утечкой данных Cambrige Analytica закрылась, но уже тогда многие пользователи Facebook почуяли неладное и начали массово удалять свои аккаунты.

Кто-то утверждал, что правительство нарочно подстроило эту историю, чтобы ограничить влияние Facebook, кто-то считал, что достоинства социальных сетей перевешивают их недостатки. Но были и другие. В целом, считает Ланье, история не получила должной объективной оценки, и потому скандал не повлиял на большинство пользователей.

Каждый при желании может сделать то же самое и не вносить своим участием вклад в разрушение общества. Ланье называет себя живым доказательством того, что можно вести общественную жизнь, например, в электронных или обычных СМИ, без учетных записей в социальных сетях.

О том, почему это так важно, у автора есть несколько идей.

Идея № 1. Есть очень веские причины для того, чтобы удалить свои аккаунты из социальных сетей

Автор приводит десять аргументов:

  1. социальные сети подавляют свободу воли;
  2. они умножают безумие нашего времени;
  3. они превращают нас в тупых озлобленных типов, «мудаков», по выражению Ланье;
  4. они создают фальшивые новости и фальшивых людей;
  5. всё, о чем мы говорим, с их помощью становится бессмысленным;
  6. они разрушают способность к сопереживанию;
  7. они делают нас несчастными;
  8. они покушаются на наше экономическое благополучие;
  9. они делают политику невозможной;
  10. они ненавидят и разрушают человеческую душу.

Когда-то социальные сети задумывались как полезные и безобидные инструменты, созданные для быстрого общения людей, находящихся в разных странах.

Они должны были объединять, способствовать любви и пониманию, но вместо этого превратились в манипуляторские машины, представляющие опасность для общества.

Создаваемая ими картина мира искажает и человеческую личность, подпитывая наши худшие черты. И Facebook, и Twitter были замечены в искажении информации, фальшивых новостях, манипулировании в политических и рекламных целях.

И за всем этим стоят большие деньги влиятельных компаний, которых интересует только собственная выгода и ради которых и созданы алгоритмы, меняющие нашу личность в худшую сторону.

Кроме того, социальные сети вызывают привыкание и зависимость, подобную наркомании, когда человек уже не в силах дня прожить без пребывания в сети.

Это болезненное привыкание заложено в алгоритм сетей и использует каждую нашу слабость при помощи старых психологических трюков, основанных на бихевиоризме и подкрепленных алгоритмами.

Но постепенно, шаг за шагом, она слилась с крупным бизнесом в области маркетинга и рекламы, и, как недавно выяснилось, с политическими силами, которые используют зависимость пользователей от сетей в собственных неблаговидных целях. Ланье подчеркивает, что изначальная идея социальных сетей была прекрасна.

Ланье назвал алгоритмы, подчиняющие себе пользователей, механизмом BUMMER (это аббревиатура от Behaviors of Users Modified, and Made into an Empire for Rent — поведение пользователей изменено и сдано в аренду империи).

Автор опасается, что наше сознание все больше сдает позиции под давлением технологических корпораций, и мы постепенно превращаемся в придатки к смартфонам и планшетам. BUMMER — это собирательный образ, относящийся в первую очередь к работе Facebook и Google, но не только к ним.

Воздействуя в корыстных целях на наше сознание, корпорации не принимают во внимание ничего, кроме собственной выгоды.

Идея № 2. Алгоритмы превращают нас в лабораторных животных

Когда мы пользуемся смартфоном (а не смотреть в него большинство из нас уже не может), мы поставляем алгоритмам социальных сетей и популярных поисковых систем постоянно пополняемую информацию о нас.

Страницы, которые мы посещаем, ссылки, по которым путешествуем, видео, картинки и прочий контент сообщают кому-то невидимому полезные сведения.

Наш круг общения, скорость перехода от одной страницы к другой, действия перед тем, как совершить покупку, политические пристрастия — все это видно как на ладони.

Кто-то наверняка разделяет наши вкусы в том, что касается продуктов, персоналий, настроений и убеждений. Сведения об одном человеке сравниваются с информацией о других людях. И этот огромный массив данных успешно используется рекламодателями.

Они ждут подходящего момента, а затем влияют на наше сознание точно подобранными сообщениями, подстрекающими к действию — купить что-нибудь или проголосовать определенным образом, например.

Реклама в социальных сетях более коварна, она воздействует на наше поведение куда в больших масштабах и при этом практически незаметна. Когда мы видим рекламу в телевизоре или слышим по радио, мы можем выключить звук или подключиться к кабельным каналам, где она отсутствует. Это постоянная тонкая манипуляция, основанная на принципах бихевиоризма и условных рефлексах.

Они пытаются перестроить свои алгоритмы и выражают сожаления своим пользователям. Facebook, Google и Twitter последнее время пытаются исправить свою работу, как будто осознавая, что из-за них возникла проблема — возможно под давлением, а может, и по личной инициативе. Но в порядке ли? Пользователи же, увидев, что над проблемой начали работать, успокаиваются и считают, что теперь-то все в порядке.

Этот же принцип используется в лечении всевозможных зависимостей. Все социальные сети модифицируют человеческое поведение. Но с его помощью можно создать новую зависимость.

Именно с помощью дофамина великий физиолог Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы: изменение поведения в обмен на полученные награды. В основе любой зависимости лежит дофамин, нейромедиатор, вызывающий чувство удовольствия.

Если поведение нежелательно, его корректируют с помощью отрицательного подкрепления, например, удара током.

Например, нам показывают видео красивых котят, или щенков, или жеребят. Алгоритмы социальных сетей тоже дают нам дофамин в обмен на желательное поведение.

Алгоритм отслеживает время принятия решения, которое понадобится для покупки, и в зависимости от этого показывает видео через секунду или две. Сразу после этого вы видите рекламу носков или туфель. Иногда выполняется автоматический тест, вычисляющий идеальный интервал между видео и предложением.

Мы остро реагируем, когда нас одобряют или не одобряют, и стремимся к социально желательному поведению. Кроме того, люди — существа социальные.

В социальных сетях мы зорко следим за настроениями группы и стараемся не повредить себе каким-нибудь неосторожным высказыванием, выдающим в нас чужака.

Таким образом у пользователей формируется еще одна зависимость — чувствительность к общественному одобрению и чужому мнению. Инстинктивно мы подражаем большинству членов группы, даже если и не разделяем их мнений и воззрений вне социальных сетей.

Информационные войны переманивают на свою сторону людей, не заботясь о правде, влияют на выборы и порождают ненависть. Все это в целом способствует деградации человечества, считает Ланье.

И это только начало, считает автор. Так реклама постепенно превратилась из двигателя торговли в инструмент манипулирования, модификации человеческого поведения и усиления негативных свойств. Невидимые манипуляторы и несовершенные алгоритмы постепенно превращают нас в лабораторных животных.

Идея № 3. Влияние BUMMER столь же медленное, как изменение климата, но не менее опасное

Сама по себе цифровая цивилизация не хороша и не плоха, она нейтральна. Ланье постоянно подчеркивает, что никоим образом не является противником цифровой эпохи. Но те её стороны, в основу которых положена бизнес-модель, как у BUMMER, должны вызывать опасения.

Однако никто после этого не выступил с заявлением, что отныне нельзя красить дома. Когда-то люди выяснили, что краски с высоким содержанием свинца опасны. Поэтому нужно переждать, пока социальные сети не станут менее опасными, а затем к ним вернуться. Все просто ждали, когда будет создан безвредный аналог, и, как только он появился, начали его использовать. Пока этого, по мнению Ланье, не произошло.

Влияние BUMMER статистическое — то есть медленное, постепенное, такое же, как изменение климата, на которое невозможно возложить ответственность за конкретную засуху или шторм.

Катастрофа другого рода может случиться и под влиянием BUMMER, если мы не уделим ему самое пристальное внимание. Оно лишь повышает вероятность стихийных бедствий, но в дальнейшем может привести к глобальной катастрофе, такой как повышение уровня моря, например.

BUMMER состоит из шести частей:

  1. привлечение внимания;
  2. вмешательство в чужую жизнь;
  3. навязывание людям того, что им не нравится;
  4. тайное манипулирование;
  5. огромный денежный оборот;
  6. фейковые новости и фейковые люди.

Так они проявляют свое стремление к доминированию, в отсутствие богатства и власти. В социальных сетях внимание привлекают, как правило, не лучшие, а самые нахальные и скандальные люди, которых автор окрестил «мудаками». Зато в виртуальном мире они чувствуют себя королями, шокируя чьи-то чувства или оскорбляя людей.

Вмешательство в нашу жизнь происходит посредством тайной слежки за нами через смартфоны, планшеты и другие устройства.

С помощью смартфонов можно сделать эффектное селфи и тут же отправить его в социальную сеть, чтобы любой желающий мог узнать нашу геолокацию, перемещения, контакты, реакцию на обстоятельства.

Алгоритмы следят за вашим кругом чтения, отвлечением внимания, частотой обращения к тому или иному контенту — и они непрерывно совершенствуются.

Нам навязывают ненужные вещи посредством тонких манипуляций, изучив, когда мы наиболее уязвимы для воздействия рекламы — и тем самым впихивают то, что нам не нужно и не нравится.

Нами тонко манипулируют, заставляя проводить в социальных сетях все больше времени, а все остальное доделывают алгоритмы, например, повышая явку избирателей или лояльность бренду.

Сопротивляться BUMMER невозможно, можно лишь встать под его знамена, чтобы не быть уничтоженным, как это сделали многие цифровые и бумажные СМИ. Все эти манипуляции делаются, конечно, не из любви к искусству, а ради денег и могущества.

Для успешного манипулирования BUMMER создает фейковые новости и даже фейковых людей, производя с их помощью нужный для манипуляций контент.

Все это вместе взятое может со временем привести к глобальной катастрофе, считает автор.

Идея № 4. BUMMER вызывает зависимость и изменение личности, свойственные наркоманам

У него со временем сильно меняется личность, иногда до полной неузнаваемости. Зависимый человек, наркоман, испытывает постоянное нервное возбуждение.

Но под этим высокомерием прячется глубокая неуверенность в себе. Он пренебрегает чужим мнением и чужими чувствами, становится эгоистичным, высокомерным и заносчивым. Наркоман всё сильнее отрывается от реальности, погружаясь в мир иллюзий.

Обидчивость и высокомерие делают их агрессивными, и эта агрессия волнами разливается в социальных сетях. Постепенно такие изменения, в большей или меньшей степени, происходят и с пользователями BUMMER.

Он несколько раз встречался с ним, когда Трамп ещё вел телешоу. В пример Ланье приводит американского президента Дональда Трампа, с которым знаком. Ланье не испытывал к нему особых симпатий, но все же с уверенностью мог сказать, что он был непохож на наркомана.

Всё изменилось, когда Трамп завел аккаунт в Twitter. Он сам был манипулятором и действующим лицом, полностью контролирующим ситуацию даже на реалити-шоу. Он часто теряет контроль над собой, забывает о том, кто он такой, о своем президентском статусе, могуществе и ответственности.

То он стремится уничтожить кого-то с помощью очередного твита, то наоборот, льстит кому-то в обмен на лояльность. Его зависимость сильнее, чем всё это вместе взятое. Если бы Twitter внезапно закрылся, Трамп стал бы куда более приятным и разумным человеком, считает автор.

В социальных сетях он начинает рваться на свободу, особенно вступая во взаимодействие с себе подобными. Ланье замечает, что в каждом из нас живет внутренний тролль.

Такое поведение можно наблюдать среди животных, которые борются за иерархию в стае. Социальные сети полны всевозможных групп, и, как только мы вступаем в какую-нибудь из них, начинаем вести себя так, как принято в группе.

Сам Ланье еще давно, когда только-только начали появляться комментарии под публикациями, заметил, что он рвется в бой с совершенно незнакомыми людьми по самым пустяковым поводам. Нужно набрасываться на тех, кто ниже нас, чтобы самим не опуститься ниже, и льстить тем, кто выше рангом.

Чтобы избежать таких стычек, нужно было притворяться любезным и старательно подбирать слова. Они начинали осыпать друг друга оскорблениями, даже если речь шла о сорте мороженого или марке пианино.

Так было, когда он вел блог в Huffington Post: он не мог перестать читать комментарии под своими постами, не мог игнорировать их, начинал отвечать — а ведь авторы комментариев просто жаждали привлечь к себе внимание, без которого уже не могли обходиться. Но тогда Ланье заметил, что он становится кем-то другим, пытаясь понравиться всем.

Заметив, что и сам впадает в зависимость и меняется как личность, он уволился. И сам он начал писать либо сиропно-приятные вещи, либо нарочито провокационные, чтобы позлить читателей.

Идея № 5. BUMMER способствует отчуждению людей, которые перестают понимать друг друга

Алгоритмы подстраиваются под каждого пользователя индивидуально. Почему так происходит? Так, к примеру, сторонники Трампа будут видеть одно, а его противники — совсем другое.

Такова оборотная сторона персонализированного поиска. То, что вам следует видеть, определяют алгоритмы, но это значит, что вы уже не можете видеть пристрастия другого человека, а значит, со временем перестаете его понимать.

Мы наблюдаем реакции друг друга и бессознательно подражаем им. В каждом из нас есть своеобразная программа социального восприятия. Если люди вокруг вас чем-то встревожены, вам тоже станет неспокойно — ведь должна быть причина, по которой они волнуются.

Если человек попадает в другую страну, не зная языка, он особенно внимательно наблюдает за окружающими, чтобы хоть таким образом понять обстановку. Если в компании людей, даже незнакомых, кто-то один начнет вглядываться в небо, все остальные возьмут с него пример.

Но персонализированный поиск показывает каждому свое, и потому мы постепенно перестаем понимать друг друга. Социальное восприятие заложено в нас эволюцией и часто помогает избежать опасности.

В пример такого ложного восприятия, да ещё подпитанного фейковыми новостями, Ланье приводит «пиццагейт» — стрельбу в пиццерии на почве конспирологических бредней, распространенных в отдельных группах Facebook.

Это привело к тому, что возмущенный житель Северной Каролины Эдгар Уэлч проехал 500 км на собственном автомобиле, вошел с винтовкой в пиццерию и потребовал освободить несчастных детей. В них утверждалось, что некие сторонники Клинтон в Вашингтоне держат притон для педофилов в пиццерии Comet Ping Pong.

Поскольку никто не мог удовлетворить его просьбу, он открыл огонь — к счастью, никто не пострадал, и стрелка задержали.

Именно для этого люди ходят в спортивные клубы, молитвенные собрания, театры. Когда люди общаются друг с другом, не глядя в свои смартфоны, у них общее восприятие окружающего мира.

Вместо взаимодействия с себе подобными человек начинает взаимодействовать с алгоритмом, в результате мы утрачиваем умение понимать, что чувствуют другие люди. Но как только каждый уткнется в свой смартфон, эта общность исчезнет.

Но мы должны уметь смотреть на то, что видят другие. Ланье подчеркивает, что он не сторонник того, чтобы люди видели одно и то же и думали одно и то же — это один из признаков диктаторского режима. Иначе наше чувство эмпатии будет постепенно улетучиваться.

Нас не допускают в закрытые группы, люди в этих группах так же непрозрачны для нас, как и алгоритмы, которые всем управляют, пишет Ланье. BUMMER не только искажает мировоззрение, он лишает нас возможности узнать о мировоззрении других людей. А ведь изначально интернет проектировался с целью создать прозрачное общество.

Идея № 6. Контент социальных сетей может нанести настоящий вред

По запросам или постам они легко могут угадать настроение, подкинуть соответствующий контент, чтобы усилить печаль или депрессию. Ланье уверен, что алгоритмы BUMMER настроены таким образом, что способны вызывать у человека любые негативные эмоции.

Конечно, люди так или иначе должны испытывать и грусть, и тревогу, но плохо, если этим пользуется некто в своих корыстных целях, манипулируя нами.

Играть на негативных эмоциях очень легко, человек в тоске или печали более уязвим и беззащитен, а значит, это надо использовать. Бизнес-модель BUMMER настроила свою алгоритмическую систему так, что она автоматически адаптируется к пользователям. Он будет заваливать депрессивными постами и ссылками, но между ними изредка чем-нибудь радовать — в собственных целях. И алгоритм найдет способ усилить эти эмоции.

Такого с ним не было в реальной жизни. Ланье пишет, что даже первые прототипы социальных сетей, созданные ещё в 1980-е годы, вызывали в нём чувство тоски и пустоты после сеанса.

Он решил, что это некая индивидуальная реакция, а сами сети тут ни при чем. Это была неуверенность, страх быть отвергнутым. Возможно, сама технология общения непривычна, всё дело в этом.

Автора беспокоит, что алгоритм высчитывает, что собой представляет человек: количество друзей, вкусы, пристрастия, денежные возможности и тому подобное. Но со временем и развитием сетей это чувство только укрепилось.

Ваши чувства и стремления становятся абстракцией, моделью, на которой удобно отрабатывать приёмы манипулирования. Все это BUMMER превращает в продукт, который продаёт рекламодателю.

Один верит в их предсказания, другой посмеивается. Когда кто-то читает гороскопы в газетах, это может быть забавно. Но онлайн-сервис — совсем другое дело. В любом случае, это отношения между человеком и неодушевленным предметом — газетой, которая никак не может на него повлиять. Он суммирует ваши пристрастия, чтобы использовать впоследствии — в политических или рекламных целях.

То и дело вдруг открываются конкурсы, о которых никто не просил, например, какой-то аналог конкурса красоты или интеллекта. Социальные сети намеренно вызывают у пользователей ревность, зависть и тревогу.

Возможно, ваша иерархия понизилась, говорит вам древний инстинкт, надо что-то с этим делать. Кто-то собрал больше лайков, чем вы, и вот вы уже охвачены тревогой и завистью.

И этим бессовестно пользуются хозяева BUMMER. Вы уже забыли о том, что все эти конкурсы не стоят выеденного яйца, как и рейтинги, но уже предпринимаете меры, чтобы подняться повыше, — это сильнее вас, потому что заложено природой.

Но он бы предпочел, чтобы учетные записи на Facebook, Google или Twitter оплачивались пользователями, чтобы сами пользователи могли заказывать контент. Пользуясь тем, что они бесплатны, социальные сети могут творить что хотят, считает Ланье, — как известно, дарёному коню в зубы не смотрят.

Пусть один платит, чтобы увидеть рекламный, пропагандистский или конспирологический бред, но другой не должен травиться этим бредом, потребляя негатив и нанося вред здоровью.

Идея № 7. BUMMER — идеальная машина для политических махинаций

Но в последнее время, считает Ланье, мы видим, что это не так. Программисты — создатели социальных сетей, — в своё время были уверены, что сети способствуют развитию демократии.

Непосредственно перед резнёй в Facebook появилось множество фейковых постов о зверствах рохинджа, убийствах детей в ритуальных целях и тому подобной чуши, спровоцировавшей кровопролитие. В пример он приводит резню в Мьянме мусульманского народа рохинджа.

То же самое наблюдалось в многоконфессиональной Индии, и в Южном Судане, когда фальшивые новости намеренно были направлены на создание политического кризиса в стране.

Поскольку наибольшее количество просмотров набирают именно агрессивные и скандальные посты, вызывающие бурю эмоций, их используют нечистоплотные политики, устраивая массовую истерию в собственных целях.

Это были идеалисты либеральных или консервативных взглядов, но в общем и целом каждый из них стремился сделать мир лучше. На заре существования социальных сетей их типичными пользователями были образованные молодые люди, такие же, как создатели сетей.

Но с ростом популярности сетей их захлестнули крикуны, мошенники и боты, сделав сети идеальной платформой для всевозможных махинаций, особенно политических.

Когда на Ближнем Востоке случилась Арабская весна, большинство обитателей Кремниевой долины были в восторге — ведь именно Twitter и Facebook позволили людям в Каире собраться вместе на площади Тахрир и свергнуть надоевшее правительство.

У этой революции не было объединяющей фигуры, она организовалась как бы сама по себе, с помощью социальных сетей. Простые граждане сообщали войскам НАТО, откуда лучше наносить удары с воздуха.

Ведь за свержением правительства должно последовать какое-то переустройство, принятие мер для создания нового порядка. Однако такая революция без предварительной программы, по мнению Ланье, не решает никаких проблем.

Получат ли они работу в результате революции, которую совершили? Способны ли на это студенты и школьники, совсем дети, собравшиеся на площади? В итоге для молодёжи все осталось по-прежнему, а власть переходила от фанатиков к военным, и, возможно, это еще не конец.

Таким же образом, как совершаются революции, с помощью социальных сетей можно выбирать и президентов (Ланье намекает на Трампа).

И Трамп — ещё не худший вариант, потому что на его месте с помощью платформы BUMMER мог бы оказаться любой, привлекающий к себе максимальное внимание социальных сетей.

С одной стороны — колоссальные возможности сетей, с другой — слепота пользователей, которые руководствуются своими сетевыми симпатиями, не ведая, что творят.

Facebook и другие сети потребляют человеческое внимание и манипулируют общественным мнением, а потому они всё чаще и тоньше будут использоваться в политически нечистоплотных целях, считает автор.

Идея № 8. BUMMER — это новая религия, которая меняет ваши ценности и принципы

Верят ведь некоторые люди, что Земля плоская. Вера пользователей в социальные сети сродни религии — она не требует никаких доказательств. Мы принимаем на веру множество глупостей, публикуемых в сетях, — всевозможные теории заговора, нелепые научные гипотезы, сплетни и враньё.

А ведь когда-то мем был описан эволюционным биологом Ричардом Докинзом как единица культуры, вобравшая в себя образы, идеи и привычки, которая выживает или отмирает, подвергаясь естественному отбору. Мы доверяем мемам и пользуемся клиповым мышлением, не вникая глубоко в суть проблемы.

Мы верим в один мем, пока его не сменит другой, более впечатляющий. Сегодняшние интернет-мемы — это информация, передаваемая пользователями через сеть в виде вирусных картинок или видео.

Мем усиливает словесную информацию при помощи образа, но этот образ иллюзорный. Это просто жанр интернет-оценки. Его сила — не в правде, а в эффектности.

Постепенно, полагаясь на картинки и образы, мы становимся все более невежественными. Как только появится что-то более эффектное, так он тут же исчезнет. Но они не настроены на истину. Нас не интересует поиск истины, в этом вопросе мы полагаемся на алгоритмы социальных сетей.

Google и Facebook тоже поднимают эти вопросы. Религии обращаются к вопросам цели и смысла жизни. У Google цель жизни — организация мировой информации, оптимизация всего.

Facebook объявил своей миссией наделение каждого человека чувством цели и сообщества. Руководители этой компании верят, что рано или поздно возьмут верх над материей, усовершенствовав человеческое тело до уровня киборга и тем самым достигнув цифрового бессмертия. Ланье считает это претензией на религиозность.

Если умирает пользователь Facebook, его страница превращается в место поклонения, где каждый может оставить картинку с горящей свечой, высказать соболезнования и тем или иным способом почтить память покойного.

Это тоже имеет сходство с религиозными обрядами. Если он был знаменитостью, то такая страница становится культовой. Себя он позиционирует как хозяина вечной жизни. Google продвигает идею о том, что сознание каждого пользователя можно поместить в облако, гарантируя таким образом цифровую жизнь после смерти.

Инженеры BUMMER-компаний понимают это. Таким образом, сами того не замечая, пользователи BUMMER становятся адептами новых культов. Они считают, что работают не на людей, а на прекрасный искусственный интеллект будущего, который через несколько столетий будет править миром.

Они обесцениваются и низводятся до придатков к машинам. Люди в этом случае вторичны. Ведь не будь людей — не было бы никакого искусственного интеллекта, который они и создали. Но это лишь манипуляция, считает автор, унижающая достоинство и права человека.

Заключительные комментарии

Автор утверждает, что мы недооцениваем воздействие BUMMER на наши убеждения и наше сознание, шаг за шагом уступая работе алгоритмов. Книга сложная, интересная и порой пугающе убедительная.

Ланье не знает, что можно с этим сделать, кроме как удалить свои учетные записи из всех социальных сетей — чтобы, по его словам, остаться человеком. Созданные для общения, социальные сети внезапно оказались инструментом манипулирования и отчуждения.

Если вам нужны новости, читайте их напрямую, а не через фильтры Facebook. Сам по себе интернет прекрасен, есть множество способов общаться с друзьями без социальных сетей — писать электронные письма, например.

Создайте собственный сайт или общайтесь на местном, созданном жителями вашего района, где всего шаг отделяет вас от личного общения. Не читайте комментарии под ними, а если читаете, подавляйте искушение вступить в полемику.

Пользуйтесь интернетом на собственных условиях и по собственным правилам — будьте кошкой, а не собакой Павлова. Смотрите видео по собственному выбору, а не то, которое предлагает Facebook. И вы заметите, как изменятся ваше настроение и ваша жизнь.

#библиотека

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»