Hi-Tech

Почему современные стартапы стоят дорого и кто в России станет следующими «единорогами»

Главное из дискуссии Baring Vostok, Mail.ru Group, АФК «Система» и других.

В закладки

Модератором беседы выступил первый зампред правления «Сбербанка» Лев Хасис, в ней приняли участие: На Петербургском международном экономическом форуме прошла дискуссия «Венчурный и фондовый рынок в 2019–2020 годах: смогут ли единороги выжить после IPO и продолжить свой рост?».

  • Гендиректор CoverWallet Инаки Беренжер. Компания работает в сфере коммерческого страхования.
  • Гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев.
  • Старший партнёр Baring Vostok Capital Partners Елена Ивашенцева.
  • Управляющий партнёр АФК «Система» Алексей Катков.
  • Управляющий партнёр венчурной компании Ribbit Capital Ник Костов.
  • Гендиректор японской финансовой группы SBI Holding Томоюки Нии.
  • Сооснователь и гендиректор компании в сфере оптовых закупок Boxed.com Чие Хуанг.

Участники обсудили, как изменилось отношение стартапов к IPO, как вырастить «единорога» и почему крупные корпорации боятся стартапов.

Как эволюционировали «единороги» и их отношение к IPO

На биржу уже вышли Lyft, Pinterest, Uber, планируют выйти — Slack, Airbnb, Palantir Technologies, WeWork и другие. В 2019 году рынок ожидает самое большое количество IPO в 21 веке, говорится во вступительном ролике от Хасиса.

Презентация Льва Хасиса

В 2018 году, по данным Pitchbook, этот срок увеличился до десяти лет. Пять лет назад время от основания компании до её выхода на биржу или продажи стратегическому инвестору составляло почти семь лет. «Если раньше Google выходила на IPO с оценкой $23 млрд, то сейчас мы видим компании, выходящие на биржу с оценкой более $100 млрд», — заметила Елена Ивашенцева. При этом значительно увеличились оценки компаний.

Сейчас фонды готовы деньгами поддержать долгий рост, указывает Борис Добродеев. Одна из причин, по которой стартапы «не спешат» проводить IPO, — развитие индустрии венчурных инвестиций.

Семь-восемь лет назад это было бы просто невозможно. В ту же Uber инвестировано десятки миллиардов долларов. Появление таких фондов, как SoftBank, стало символом спроса на такие компании. Тогда компания либо вынуждена была бы раньше выйти на IPO и стать прибыльной, либо разорилась. И я думаю, что этот тренд будет и дальше продолжаться.

Борис Добродеев

гендиректор Mail.ru Group

Раньше IPO был основным способом привлечь деньги. С этим согласен Инаки Беренжер. К тому же IPO требует более глубокого анализа деятельности и более строгой отчётности перед инвесторами. Сейчас стартапы могут продать часть своих акций — и необходимость в размещении на бирже отпадает.

Сейчас на частных рынках можно привлекать миллионы и миллиарды долларов. Раньше был такой менталитет: много лет вы выживаете, экономите даже на зарплатах, потом проводите IPO и получаете огромное количество денег. Десять лет лет назад это было невозможно.

Без IPO вам не нужно объяснять двум тысячам акционерам, почему вы делаете это или то. Когда вы выходите на биржу, происходит очень сильный анализ компании. Если вы частная компания, вы можете гораздо быстрее адаптироваться к рынку.

Инаки Беренжер

гендиректор CoverWallet

Почему стартапы стремятся стать «единорогами» и насколько справедливы их оценки

Поэтому основатели очень хотят, чтобы их стартапы оценили как минимум в $1 млрд, чтобы получить статус «единорога». Оценка — это всегда история про статус и про новые возможности для развития.

Поэтому если вы хотите, чтобы о вашем стартапе узнали, вам точно нужно добиться оценки в $1 млрд. Пресса просто с ума сходит от этого термина.

Ник Костов

управляющий партнёр Ribbit Capital

Особенно это касалось капиталоёмких сфер, например, таких как телекоммуникации. Раньше, чтобы вырастить компанию с оценкой более $1 млрд, требовались сопоставимые инвестиции — около $800 млн, указывает Ивашенцева. С развитием цифровой экономики и платформенной модели компании стали расти сами по себе как снежный ком.

«Не все хотят инвестировать в “единорогов”, потому что это очень дорого», — объяснил Томоюки Нии. Участвующие в дискуссии представители инвестиционных фондов сошлись во мнении, что оценки современных стартапов слишком высокие.

Отсюда и неудачи на IPO таких крупных компаний, как Lyft и Uber. Причём компании не всегда демонстрируют прибыль или могут объяснить, как их модель может зарабатывать.

У них есть огромная платформа, но каким образом и какие деньги эта платформа будет зарабатывать, пока непонятно. Неудачи, которые мы видим — Uber, Lyft, изначально Facebook, — связаны с тем, что компании не готовы быть публичными, потому что не могут объяснить свою бизнес-модель.

Елена Ивашенцева

старший партнёр Baring Vostok

Но признался, что его точка зрения предвзятая, ведь он сам возглавляет стартап. Чие Хуанг, напротив, считает оценки современных стартапов справедливыми.

Но если вы посмотрите на долгосрочную перспективу и учтёте, что стартап развивается вместе со всем миром, то увидите, что оценки вырастут. Если посмотреть на отчётности компаний, то в моменте оценка может быть завышена. Именно с таким подходом стоит инвестировать. Не у всех, но у подавляющего большинства точно.

Чие Хуанг

гендиректор Boxed.com

Можно ли искусственно вырастить «единорога»

Катков считает, что в российских реалиях «единорог» может быть назначен. Можно — по крайней мере, такая возможность точно есть в России, уверены руководители АФК «Система» и Mail.ru Group. Добродеев придерживается мнения, что их можно инкубировать внутри корпорации.

Государство может решить, что вот эта компания будет оператором чего-то — и она заведомо будет «единорогом». Россия, наверное, уникальная страна в том плане, что у нас «единорог» может не вырасти, а быть назначен.

Чем не «единорог»? Хороший пример — ЦРПТ, которая занимается маркировкой. Если завтра решат отдать на аутсорс налоги, то получившая их компания тоже будет «единорогом». Гарантированный «единорог».

Алексей Катков

управляющий партнёр АФК «Система»

У нас уже есть успешный опыт. Как компания мы пытаемся позиционировать себя не как большая корпорация, а как клуб предпринимателей, операционно-инвестиционный фонд. Компания «Юла», которая была инкубирована внутри, точно должна стать «единорогом» в ближайшие несколько лет. Вошедшая в СП с AliExpress компания Pandao была полностью инкубирована внутри.

Если соединить, с одной стороны, гибкость и пиратский этос стартапа, а с другой — ресурсы большой корпорации, это может быть очень мощное и непобедимое сочетание. Но важно предоставлять юнитам внутри компании как можно больше самостоятельности, как можно больше свободы. Особенно в России, где рынок венчурного капитала существенно меньше, чем в Кремниевой долине.

Если бы мы говорили про Долину, то я бы точно сказал, что нет, нельзя.

Борис Добродеев

гендиректор Mail.ru Group

«Так сделали Uber и “Яндекс.Такси”. Иностранные участники дискуссии придерживаются точки зрения, что «единорога» можно вырастить, если выбрать верный рынок и прийти на него с продуктом, который поменяет восприятие услуг и поведение потребителей. Просто голосовали на улице», — приводит пример Костов. Вы же раньше не думали, что можно через приложение заказать такси.

Нужно использовать на большом рынке новые технологии и подходы. «Технологии позволяют вам создать что-то более эффективное, более дешёвое и более удобное для клиента. Инвесторам это нравится», — резюмирует Беренжер.

Компания может делать хороший продукт, но не факт, что к ней придут клиенты. Основная сложность стартапов — это приобретение клиентов, органический рост. Для привлечения можно мотивировать пользователей наградами и подарками.

Останутся ли с вами эти клиенты, когда наступит необходимость отменить эти стимулы? Но вот вопрос. Или они пойдут на следующую платформу, которая предложит им аналогичные стимулы?

Ник Костов

управляющий партнёр Ribbit Capital

Почему крупные корпорации боятся стартапов

Это было ошибкой. Крупный бизнес долгое время не обращал внимание на стартапы. Оказалось, что главные конкуренты крупных корпораций это не другие корпорации, а стартапы — более гибкие и более быстрые.

И я хорошо помню, как мы очень легко смотрели на появление таких компаний, как «ВКонтакте» и «Одноклассники». Я 16 лет проработал в Mail.ru Group. Считали, что мы, обладая огромной аудиторией, всегда сможем сделать лучше, быстрее и обогнать их.

Мы были в шоке, потому что понимали, что перегнать уже не получится — они не останавливались в росте. В какой-то момент мы поняли, что аудитория каждой из социальных сетей сопоставима с аудиторией Mail.ru — почтой, сайтом и сопутствующими сервисами. Чудо, что удалось объединиться с ними.

Алексей Катков

управляющий партнёр АФК «Система»

«Если для запуска достаточно купить облако в Azure или AWS, это, конечно, страшно. Самое страшное — это компании, которые могут развивать бизнес без больших инвестиций в CAPEX, говорит Катков. Поэтому стоит внимательно наблюдать за интернет-решениями, которые не привязаны к земле», — заключает он.

«Второе, чего мы боимся, это дискаунтеры в электронной коммерции», — добавил он. В Mail.ru Group больше всего боится стартапов, которые генерируют высокую лояльность пользователей, заставляют их проводить как можно больше времени на своей платформе, рассказал Добродеев.

Сложности российских фондов на международном рынке

Об этом рассказали управляющий партнёр iTech Capital Глеб Давидюк и инвестиционный директор Российской венчурной компании Алексей Басов, присутствовавшие среди слушателей. Напряжённая ситуация в геополитике и пристальное внимание к деньгам из России усложняют деятельность фондов с российскими корнями на международном рынке.

Он добавил, что несмотря на это, РВК удаётся инвестировать в такие международные компании, как Gett. «К государственным деньгам в мире ещё более настороженное отношение», — отметил Басов.

Особенно с Майклом [Калви], сидящим дома. Наши российские корни в текущей геополитической ситуации не делают жизнь легче. Есть две фундаментальные стратегии. Поэтому тут нужно быть изобретательным.

Чем меньше мы будем мешать нашим портфельным компаниям на международном рынке, тем, наверное, им будет легче. Первая — ничего не делать. Он сработал в некоторых случаях, когда DST инвестировал в начале своего пути. Это простой ответ, иногда он работает. Я не сторонник этой стратегии, но она может сработать. То есть ничего не делать, не мешать и переплачивать при наличии достаточного капитала.

Нужно добавлять стоимость в те компании, в которые мы инвестируем. Вторая стратегия — это то, чем приходится каждый день заниматься. Каждый делает это по-своему: кто-то даёт большие ресурсы, кто-то даёт выходы на рынки, кто-то даёт глубокое погружение внутрь портфельных компаний, тем самым закрывая вопросы корпоративного управления, финансового менеджмента и так далее. Давать нашим потенциальным портфельным компаниям что-то ещё, кроме денег.

Глеб Давидюк

управляющий партнёр iTech Capital

Кто может стать следующим «единорогом» в России

Участники назвали Skyeng, «Вкусвилл», «Учи.ру», AliExpress Russia, Wildberries, JetBrains и Ozon. Хасис попросил представителей российских фондов назвать российские компании, которые могут стать следующими «единорогами» и при этом не входят в их портфели.

Во-первых, мы очень сильно верим в онлайн-образование и в нишу английского языка для онлайн-образования. Я бы отметил Skyeng. И та платформа, которую они строят, — одна из самых качественных на рынке. Во-вторых, у ребят очень сильная команда.

По сочетанию этих факторов хотелось бы отметить именно этих ребят и образовательные технологии как один из важных мировых трендов, который пока не так сильно оценён, как остальные.

Борис Добродеев

гендиректор Mail.ru Group

Я бы назвал ещё одну компанию — «Учи.ру». Поддержу Бориса со Skyeng и образовательными технологиями. Причём он достаточно успешен не только в России, но и на внешних рынках. Они тоже относятся к онлайн-образованию, но делают другой продукт.

Они это уже доказали по выручке. Если выйти за пределы технологии, то «Вкусвилл» тоже имеет шанс на то, чтобы называться в ближайшее время «единорогом».

Алексей Катков

управляющий партнёр АФК «Система»

Очевидно, что это уже «единорог». Только что в России закрылась сделка по созданию AliExpress Russia — это очень успешная история, которая показала, что на рынке электронной коммерции можно и нужно расти быстрее.

Непонятно каким образом, частные ребята своими руками вырастили компанию, оборот которой в прошлом году составил больше 100 млрд рублей. Компания Wildberries — абсолютно уникальная история для нас всех. Они говорят, что построили компанию на $750, во что никто не верит.

И ещё назову Ozon — компания всегда росла медленно, а с появлением [инвестиций] «Системы» показала взрывной рост. JetBrains — прекрасная международная история.

Елена Ивашенцева

старший партнёр Baring Vostok

#стартапы #инвестиции #пмэф2019

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть