Hi-Tech

Почему российскому стартапу eczo.bike не удалось запустить производство комплектов электрификации велосипедов

Монолог основателя проекта Дмитрия Богданчикова об ошибках в управлении и планах команды на будущее.

В закладки

Дмитрий Богданчиков

13 октября 2019 года основатель стартапа объявил о заморозке работы над проектом eczo.bike и решении сосредоточиться на разработке электроники для электротранспорта.

За четыре года eczo.bike создал три прототипа, последний из которых разгонялся до 60 км/ч и поднимался в горку до 30° на электротяге. С 2015 года команда стартапа разрабатывала комплект, который позволяет превратить обычный велосипед в электрический.

И хотя команда собрала предзаказы на 65 комплектов, стартапу не удалось найти инвестиции на сумму 20 млн рублей, чтобы начать их производство.

Богданчиков рассказал о том, почему инвесторы отказывали в инвестициях и как решили приостановить проект.

Поиск инвестиций

Последняя из них была представлена ещё в сентябре 2018 года. С 2016 года мы успели разработать три модели комплектов для электрификации велосипеда. С этого момента все наши силы уходили на поиск инвестиций в двух направлениях.

Велосипед с установленным комплектом электрификации eczo.bike

В нашем комплекте было 85 спроектированных нами деталей, которые нельзя было купить готовыми на рынке. Первое — изготовление, сборка и тестирование деталей.

Многие российские hardware-стартапы так и делают, но для этого нужно находиться в Азии и контролировать фабрики. Понятно, что можно сделать всё в Китае. В итоге мы хотели делать всё в России, а денег на это не нашли. К тому же у нас вызывало опасение, что китайцы могут всё быстро скопировать.

Второй момент — обеспечение гарантийного сервисного обслуживания.

Нам нужно было заложить деньги, чтобы обеспечивать ремонт комплектов по гарантии. Скорее всего, мы бы не смогли предусмотреть заранее все возможные проблемы, поэтому первые партии техники иногда бы ломались.

Почти все из них отвечали, что мы не попадаем в их фокус: они инвестируют в софт, в ИТ и финтех. Мы общались с российскими и зарубежными инвесторами, бизнес-ангелами и венчурными фондами.

Мы под них не попали. Например, фонд Абрамовича инвестирует в биомедтехнологии и всё, что связано с ресурсами и энергетикой.

Софт перевёл на английский язык — и можно собирать клиентов с зарубежных рынков. Кроме того, инвесторов отталкивало, что нас сложно масштабировать. У нас же нужно сертифицироваться, решать вопросы с логистикой, с производством, доставкой компонентов и патентованием.

Мы не можем быстро вырасти, как софт. К тому же электровелосипеды — это длинные деньги. Нам нужно производить и продавать — это долгий процесс.

​3D-модель eczo.bike

Для этого нужно было выпустить имеющуюся у нас версию, чтобы на ней поездили люди и дали обратную связь, а потом доработать модель и продать уже следующую партию. Мы планировали, что первые инвестиции можно начать возвращать через три-пять лет.

Инвесторы же заинтересованы в быстром росте и отдаче средств.

Например, Volgabus, у которой есть электротранспорт. Стратегически идеальным партнёром для нас была бы компания, которая уже что-либо производит.

Наш комплект для неё несложный, но компании оказалось неинтересно выпускать что-то подобное и уходить в лёгкий электротранспорт. У неё есть компетенции, инженеры, деньги и оборудование.

На Западе мы ездили на международный конкурс стартапов Mondial Tech Startup Awards и на выставку Slush Helsinki в Финляндии. Венчурные инвесторы и фонды в нас тоже не поверили. Но никакого результата это не принесло. Туда мы отправились после победы в номинации стартапов для выхода на европейский рынок Finlanding на форуме GoTech.vc.

Я встречался с главой японского подразделения компании Kawasaki, но он сказал, что они сфокусированы на разработке своего электромотоцикла. Мы даже вели переговоры с Husqvarna AB, которая производит не только сельхозтехнику, но и электромотоциклы.

В итоге мы решили, что нет смысла искать деньги дальше, лучше сфокусироваться на нашей сильной стороне и продукции, которую мы можем продавать уже сейчас, — электронике для электротранспорта.

Решение о заморозке проекта

Уже весной 2019 года мы поняли, что ничего не получается. Мы приостановили проект ещё до того, как я рассказал об этом решении на Facebook.

До этого приходилось постоянно отвечать, что сейчас у нас ничего нет. Тогда же я опубликовал объявление на сайте, что мы не выпускаем продукцию серийно, чтобы люди больше не спрашивали о том, когда можно будет купить комплект электрификации для велосипедов.

Но я решил, что это плохая стратегия и нужно честно признаться, что мы приостановили проект. Можно было пребывать для окружающих в состоянии, что мы постоянно что-то разрабатываем, хотя ничего не появляется.

Про нас написали в Telegram-каналах и в СМИ. Реакция на мою публикацию оказалась чересчур бурной. Я, честно говоря, вообще такого не ожидал.

Я не предавал этому такой большой важности. Команда переживала, потому что объявление на моей странице не было согласовано с ними. Просто хотел сообщить друзьям, что прошёл год с презентации нашей третьей модели комплекта Владимиру Путину, а результата до сих пор нет, поэтому мы пока не будем выпускать продукт.

Этот заём мы должны выплатить, на него уже начисляются проценты. В целом решение о заморозке проекта не было простым из-за ответственности перед фондом Moscow Seed Fund, у которого мы взяли 4,2 млн рублей.

Мы планировали после комплектов электрификации на велосипеды выпустить свой полноценный электровелосипед, после — перейти на более крупный электротранспорт.

Это фантастика, но у нас был список всего того, что мы должны сделать, чтобы к этой цели прийти. Вершиной нашей идеи был междугородний электроавтобус — большой и подходящий для длинных дистанций.

Мы совершили три главные ошибки.

У нас никто в команде не имел опыта поточного производства сложных технических изделий. Во-первых, не рассчитали силы в финансах, сроках и компетенции. Наши возможности были несоразмерны планам.

Мы взяли в неё лишних людей. Во-вторых, команда.

Но некоторые в итоге оказываются пассажирами, которые ничего не делают, а иногда и саботируют проект. Все хотят быть учредителями, обещая, что будут активно участвовать в проекте за долю.

Остальные ушли, поняв, что мы не получим инвестиций. У нас было восемь физических лиц в учредителях, но осталось лишь четверо. Всё это вновь заставляло нервничать и беспокоиться о деньгах, которых и так не было. Со всеми пришлось расставаться и как-то договариваться, в некоторых случаях выплачивая долю.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ с 2018 по 2019 год, из состава учредителей ООО «Футур.байк Кит» вышли: Игорь Бредехин, Вадим Вахрушин, Александр Зарицкий, Виктор Львов.

справка vc.ru

На наших общих совещаниях выглядело так, что в команде eczo.bike есть лебедь, рак и щука, которые тянут в разные стороны. Ещё когда мы сотрудничали в 2017 году с ФРИИ, все инвесторы говорили, что команда очень важна.

А иногда не было одного ответственного за какую-то конкретную задачу. Например, мы расходились в стратегии и бизнес-планировании. Наверное, это не вызывало к нам доверия.

У нас бывали случаи, когда мы делали одну и ту же железку на трёх разных заводах в России — и со всех трёх приходил брак. В-третьих, тщательный контроль разработки и выбор подрядчиков.

Поэтому надо десять раз перепроверять. В этом плане и Китай — не панацея, там тоже косячат.

Мы бы продолжили делать то, с чего начинали и к чему в итоге вернулись, — контроллер и бортовой компьютер для создания лёгкого электротранспорта. Если теперь вернуться к тому, с чего начинали, я бы этот комплект вообще не проектировал.

Не было бы его, не появилось бы второй и третьей версий прототипа. С другой стороны, если бы не было eczo.bike, то не было бы и нашего инвестора и до сих пор учредителя Олега Евсеенкова. Мы, возможно, не попали бы во ФРИИ и не получили бы ценный опыт.

Проморолик eczo.bike

Мне кажется, наш путь должен был случиться, чтобы мы пришли к тому, что есть сейчас. Отматывая назад, сложно представить, как бы всё могло развиваться иначе. Не всем начинаниям суждено быть успешными.

Планы команды

Мы не оставляем идею комплектов электрификации для велосипедов, просто будем идти к этому постепенно, выпуская их частями.

Продав такую продукцию, постараемся выпустить собственный двигатель с центральным расположением и с нашей электроникой. Сначала сделаем батарею с креплением на базе заднего мотор-колеса, как у китайских комплектов.

Здесь нужно сделать наше запатентованное крепление и произвести саму батарею, для которой мы покупаем готовые ячейки. Этот путь менее затратный на 60%, потому что не надо сразу производить электродвигатель, сложную систему редукторов, кареточный узел.

Дополнительно нужно сделать пластиковый корпус для батареи. Цена за комплект полной версии с двигателем центрального расположения и батареей на 1000 Вт⋅ч у нас стартует от 80 тысяч рублей. Такой путь представляю достижимым в будущем. Для этого нужно будет заказать литьевую форму, чертежи у нас уже есть.

Заказчикам останется сделать батарею, электродвигатель, собрать всё вместе, подключить нашу электронику — и всё будет работать. Прямо сейчас мы заняты производством наборов электроники: взяв наш контроллер и бортовой компьютер, можно собрать электротранспорт.

Например, электромотоциклы Sur-Ron. Комплекты берут на тест люди, которые сами собирают электротранспорт под себя из разных комплектующих или хотят улучшить уже купленную продукцию.

Они используют нашу электронику для создания своей линейки лёгкого электротранспорта: электросамокатов, электровелосипедов, трайков и даже электрокартингов. Дополнительно мы сотрудничаем с компаниями. В качестве бонуса таким производителям мы выводим их логотип при запуске бортового компьютера.

Раскрыть названия партнёров и условия сотрудничества с тестировщиками мы пока не готовы.

Контроллер и бортовой компьютер

У нас есть три комплекта электроники для электротранспорта мощностью от 4 до 20 кВт.

Это всё работает по CAN-шине — сети, в которую объединяются все электронные устройства и датчики, как в автомобиле.

Ещё мы разрабатываем систему управления зарядкой, разрядкой и защитой батарей BMS.

Мы производим мелкосерийными партиями, поэтому всё, что мы выпускаем, уже предзаказано на три-четыре месяца вперёд. Если трудностей с BMS не будет, то наш следующий этап — сделать склад со всеми комплектующими.

И мы сразу отправим, как во всех интернет-магазинах. Нужно будет создать складской запас, чтобы человек мог прийти, заплатить деньги, купить. На это нам понадобится 3–4 млн рублей.

Комплект eczo.bike — один их таких продуктов, который можно было бы потом начать выпускать. Дальше бизнес нужно масштабировать, создавать денежный оборот, чтобы можно было заниматься проектированием более сложных историй.

Предзаказы были требованием ФРИИ, когда мы проходили их акселератор. У нас были предзаказы на комплекты eczo.bike от 65 клиентов на общую сумму около 800 тысяч рублей. Деньги уходили на дальнейшее совершенствование разработки.

Мы планируем сделать это в ближайший год за счёт продаж электроники. Сейчас нам осталось выплатить около 250 тысяч рублей заказчикам.

Мы также стараемся возвращать заём в 4,2 млн рублей, но это очень большая сумма для нас, поэтому сроки погашения назвать сложно.

#eczobike #стартапы #инвестиции

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть