Хабрахабр

Почему рейтингам Amazon (и прочих) нельзя доверять

Они призваны помочь пользователю выбрать подходящий товар. Многие интернет-магазины к Рождеству и Новому году делают подборки своих самых популярных товаров. Так проще понять, чем вообще сейчас интересуется молодое поколение. Особенно часто ими руководствуются родители, покупая подарки детям.

И видели, что потом такие вещи через нас действительно стали заказывать чаще. Что уж там, мы и сами проводили анализ самых продаваемых продуктов на Amazon.

Так вот, таким подборкам, оказывается, верить нельзя.

Лучшие вещи для каждого возраста, «Топ-100 игрушек» каждой категории. В преддверии праздников, несколько дней назад, Amazon выпустила свой детальный гайд по выбору игрушек. Amazon, после банкротства Toys R Us, является крупнейшим продавцом игрушек на континенте. Основываясь на данных этой страницы рождественский подарок своим детям будут выбирать сотни тысяч американских родителей. А тут – в гайде показаны все топовые игрушки. На него приходится 60-70% всех продаж товаров этой категории в Канаде и США. Отлично!

Нигде не указывается, что за пребывание на этой странице бренды могут платить. Есть только одна проблема. Рядом с действительно «топовыми» игрушками, попавшими в список из-за их больших продаж и высокого рейтинга, размещаются и те, кто просто дал компании денег. В реальности только за два месяца, ноябрь и декабрь, Amazon планирует заработать с рекламы на этой странице до сотни миллионов долларов.

Чем больше денег спонсоры дают, тем больше своих продуктов они могут «вставить» в этот «честнейший» список. За одно место в списке Holiday Toy List бренды, судя по документам, полученным группой Public Citizen, платят Amazon до $2 млн. Похожую систему Amazon также собирается реализовать на своей летней распродаже, Prime Day, только цены за рекламу там будут в полтора-два раза ниже. За место в самом верху – нужна отдельная доплата.

Просто компания никоим образом не сообщает покупателям, что перед ними реклама. Почему по этому поводу поднимается буча? Отличить «настоящий топ» от «топа за $2 млн» нет никакой возможности!

К этому все привыкли. В обычной поисковой выдаче продвигаемые продукты у Amazon оснащаются плашкой Sponsored. За этот счет сейчас Amazon – третья по величине рекламная площадка в США, сразу за Google и Facebook. На такой рекламе компания ежегодно уже зарабатывает больше $3,5 миллиарда.

Просто нужно листать всё ниже и ниже, и смотреть точнее, чтобы найти продукт, в цену которого не был заложен дополнительный бюджет на рекламу. И хотя их количество такой рекламы каждый год растет, проблем с этим ни у кого по большей части не возникало.

Рекламным может оказаться любой из товаров. А вот в списках «гайдов» и «топов продаж», оказывается, у пользователей такой возможности нет вообще. Из 1700 товаров это как минимум несколько десятков, но, возможно, и до половины. Amazon даже не раскрывает, какой процент отобранных игрушек оказался в их списке за деньги. Если раньше Amazon наглела в основном за счет продавцов, то теперь под удар попали и покупатели. Все карты тут в руках магазина. Они просто не могут доверять тому, что видят.


Здесь рекламу, по крайней мере, хоть как-то можно отличить

Но проблема появляется, если самый большой в мире ритейлер не раскрывает покупателям, что реклама, а что нет. Роберт Вайсман, президент группы защиты прав потребителей Public Citizen, говорит, что, конечно, Amazon в своих правах размещать рекламу у себя на сайте, это вполне легально. Если бы они знали, что часть мест в списке «топов» проплачена, такая реклама имела бы меньший эффект. Получается самый настоящий обман: очевидно, информация не раскрывается именно потому, что пользователи больше доверяют рекомендациям из тех источников, которые они считают независимыми.

Вайсман объясняет:

Если он полностью или частично состоит из платной рекламы, люди имеют право знать.
Они не пишут «платное объявление» на таких продуктах, потому что это меняет то, как потребители воспринимают такой список.

Мол, то, что покупателям не раскрывается всех деталей отбора – это обычная практика. Amazon в ответ сравнила получение платежей за размещение игрушек в списке с тем, как офлайн-супермаркеты продают брендам лучшее место на полках. В и-мейле, отвечающем на обвинения, представитель компании сообщил:

В него входят как самые успешные продукты года, так и новые релизы, которые пока не успели себя зарекомендовать, но показывают большой потенциал. Каждый продукт в нашем ежегодном списке лучших игрушек проходит тщательный отбор. Идеи для отбора продуктов приходят из многих источников, в том числе – от наших торговых партнеров, которые имеют возможность номинировать свои лучшие игрушки и повысить их узнаваемость.
Список создает команда экспертов, основываясь на дизайне, инновациях, качестве и  «играбельности» товара.

Многие родители руководствуются этими гайдами при выборе подходящих подарков. Производители игрушек согласны платить большие деньги за появление в таких списках, потому что ноябрь и декабрь приносят им до половины ежегодных продаж. Тем более когда список составляет сам магазин, в котором это сразу же можно купить.

Несмотря на название, это выбор отнюдь не покупателей, а рекламодателей. Walmart использует похожую схему для составления своего списка Toys Buyer's Picks. У компании также есть список Top Rated by Kids, чуть более независимый. За появление каждой такой игрушки на странице магазин берет $10 000 в месяц. Но чтобы твой продукт был отобран в эту сотню, надо быть готовым, опять же, хорошо приплатить. Его составляют на основании отзывов реальных детей, которые тестируют и дают оценку сотне игрушек в июле. А если дети товар забракуют, в списке он попросту не появится.


Дети выбрали это

Ютуберы и самозванные «эксперты» из социальных сетей проплачиваются на раз-два, особенно в такие прибыльные месяцы. Выхода у родителей, желающих подарить своему ребенку самую хорошую и действительно интересную игрушку под Новый год, по сути, не остается. Отзывы пользователей тоже можно покупать тоннами, и это будет стоить дешевле, чем $2 млн.

Но о том, насколько они независимые, тоже можно поспорить. Остаются независимые третьи сайты, вроде Toy Insider и TTPM. Так в Америке работает множество прибыльных индустрий. Некоторые подобные ресурсы на самом деле принадлежат самим производителям игрушек, это стандартная процедура. Например, сайты, составляющие топ лучших в стране клиник для избавления от наркозависимости, принадлежат владельцу пары этих клиник.

Если у тебя есть скрытый интерес при составлении списка «топов», как видим, разглашать это совсем не обязательно. Закон довольно неоднозначен в отношении того, какая именно информация должна раскрываться. В крайнем случае – компания платит несколько миллионов в виде штрафа. Федеральная торговая комиссия (FTC) выпускает законы и общие рекомендации, но многие воспринимают их так, как сами того захотят. Который может с лихвой перекрываться доходами от такой скрытой рекламы.

Все понимают, что просто так фото там не появилось. Например, по правилам, если в журнале встречается разворот с одним большим фото бегуна в ботинках Nike и логотипом бренда, эта реклама настолько очевидно, что можно об этом не сообщать. Однако покупка себе места в длинном каталоге или перечне товаров – это ни то, ни другое. Но если тот же Nike хочет опубликовать в том же журнале историю или новость о своих новых ботинках, эта новость должна быть четко помечена как рекламная. FTC за такую практику пока никого не наказывала, а всё, что пока не запретили, как известно, разрешено! Четких правил тут нет.

Звучит смешно, но цифры не врут. Составление подобных списков – динамично растущая часть бизнеса Amazon. Это на 40% больше, чем годом ранее. В 2017-м компания, судя по отчетам, получила с них $120 млн дохода. В этом году общий доход от составления рейтингов и перечней товаров с рекламой может превысить $250 млн. Больше всего денег принесли списки «лучших» игрушек, электроники и товаров для дома.

И не только в списках. Среди других интернет-магазинов Amazon выделяется еще и тем, сколько денег он требует за рекламу. Похожие позиции наверху страниц у Walmart стоят $180 000 в ноябре и $132 000 в декабре. Тонкая полоска сверху поисковой выдачи в ноябре и декабре продается за $500 000 за месяц (в остальные месяцы – $150 000). Walmart генерирует в пять-шесть раз меньше трафика, так что предложение Amazon в сравнении даже выгодное.


За такую плашку с логотипом надо заплатить полмиллиона

FTC подтвердила получение жалобы, сейчас идет разбирательство. Группа Public Citizen этим летом направила жалобу на Amazon в FTC – утверждая, что в свой Prime Day компания не сделала достаточно, чтобы покупатели могли отличить платные промо от реальных рекомендаций.

Если даже Amazon и Walmart не брезгуют таким заниматься – кто будет выше этого? Ну а для нас пока что это может быть урок. Российские блогеры с их «рекламные посты всегда помечаются тегом «реклама»» кажутся вершиной честности! В какой компании, в каком списке, обзоре или рейтинге можно быть уверенными?

Учитывая, что по США бесплатна доставка всего от $25, в топе постоянно должны быть обычные бытовые товары, вроде рулонов туалетной бумаги, мусорных пакетов или наборов батареек. Ну и, конечно, под сомнение теперь ставятся итоговые годовые отчеты, первые места в которых всегда занимают гаджеты самой Amazon. В рейтинг попадают только те вещи, которые генерируют компании профит. Теперь понятно, что это курируется. То есть, или её собственные девайсы, или товары с хорошей маржой.

Вот такие дела.

Вот здесь, по нашим наблюдениям, обмана нет (кроме редких исключений, вроде Carter's). P. S. В этом году Черная пятница намечена на 29 ноября, но распродажи в крупных магазинах уже идут. Гаджеты и одежду можно купить по ценам на 20-40% ниже обычных. В отличие от Китая, указанные скидки в Америке чаще всего реальные. $12 за полкило. А доставить товары в Россию позволяет Pochtoy.com. Бесплатная консолидация посылок, бесплатное хранение товаров на складе до 70 дней. Страховка.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть