Хабрахабр

Почему негативное восприятие учебного процесса связывают с его положительными результатами

Принято считать, что студенты лучше учатся, если для этого созданы максимально комфортные условия, а преподаватели — требовательны, но безумно доброжелательны. Без хорошего наставника, который непременно будет нравиться всем, усвоить материал и успешно сдать экзамены практически невозможно, не так ли? Методы преподавания тоже должны нравиться, а учебный процесс обязан вызывать исключительно положительные эмоции. Это верно. Но, как выяснили ученые, не всегда.


Фото: Fernando Hernandez / Unsplash.com

Чем легче и комфортнее, тем лучше

Чем комфортнее и легче учиться, тем выше результаты. Это — факт. Его подтверждают исследования, которые проходили в разных странах — от Ирана и Казахстана до России и Австралии. Все сходятся на этом, и культурные различия не оказывают существенного влияния. Так, согласно исследованию, проведенному сотрудниками Университета медицинских наук в Иране, успеваемость, мотивация и степень удовлетворенности студентов от учебного процесса находятся в прямой зависимости от особенностей образовательной среды. Поэтому «преподаватели и руководители курсов должны обеспечить лучшие условия для обучения с разнообразными системами поддержки для студентов».

Те, которые представляются студентам «скучными» или «ненужными», зачастую даются им хуже. Важная сторона образовательной среды — эмоциональная оценка изучаемых в университете предметов. Сами студенты напрямую связывают интерес к предметам и свои успехи. Негативное восприятие определенной дисциплины отрицательно влияет на успеваемость; положительное — способствует получению хороших оценок. Так, положительные результаты на старших курсах могут проявляться чаще по мере появления практической работы по специальности.

Исследование, проведенное в Тамбовском педагогическом институте, говорит о том, что сильнее всего преподаватели и их личные качества влияют на первокурсников. Важнейшая составляющая образовательной среды — преподаватели, их способность мотивировать студентов и побуждать их учиться. Они высоко оценивают его воздействие на их отношение к учебе. «Вчерашние абитуриенты возлагают большие надежды на педагогический коллектив. Сами преподаватели, кажется, порой склонны переоценивать собственное влияние на студентов и школьников — от банального «без моих лекций вы ничего понять в предмете не сможете» до идеалистического «детей нужно любить, иначе они учиться не будут». Это для них — наиболее сильный фактор», — отмечено в работе.

Как-то ее коллега заявила, рассказала Пирсон во время выступления: «Мне не платят за то, чтобы я любила детей. В этом смысле показательным примером выглядит эмоциональное выступление американского учителя с 40-летним стажем Риты Пирсон. А они — должны заниматься. Мне платят, чтобы я учила их. «Дети не учатся у тех, кого они не любят», — ответила ей Рита Пирсон и сорвала бурные аплодисменты аудитории. Вопрос закрыт».

Но едва ли не каждый может вспомнить, насколько мог не нравиться преподаватель или предмет в университете, но экзамены проходили хорошо, а знания — сохранились. Нет ли здесь противоречия?

Хорошо учиться «через не могу» возможно

Изменения в привычной подаче материала и переход к другим методам обучения могут вызвать определенное недовольство, негативные эмоции или стать причиной стресса. Это объяснимо: от сложившихся стереотипов в учебе отказаться сложно. Однако это не всегда приводит к ухудшению результатов. Кроме того, положительные эмоции не всегда способствуют им.


Фото: Tim Gouw / Unsplash.com

На занятиях использовали две формы обучения: пассивную и активную. Большое исследование было проведено на факультете физики Гарвардского университета весной этого года. Во втором — интерактивные занятия в режиме «вопрос — ответ», а студенты решали задачи, работая в группах. В первом случае проводили традиционные лекции и семинары. В эксперименте участвовали 149 человек. Роль преподавателя была минимальной: он лишь задавал вопросы и предлагал помощь.

Они были возмущены тем, что на них возложили ответственность за процесс, жаловались и утверждали, что потратили слишком много сил по сравнению прослушиванием лекций. Интерактивный формат большинство студентов не устроил. Уровень негативного восприятия образовательного процесса, определенный по специальной методике, был более чем наполовину выше после занятий, проведенных в активной форме, нежели традиционной. Большинство из них попросили, чтобы все предметы в будущем преподавали как обычно. Таким образом, несмотря на негативное восприятие «образовательных новаций», успеваемость значительно увеличилась. Итоговая проверка знаний показала: результаты интерактивных занятий были почти на 50% выше.

Но не все так просто. Конечно, положительные эмоции нужны. Помимо этого, роль преподавателя и то, насколько он нравится, не всегда может определять качество образовательного процесса. Они могут и отвлекать от учебы, выяснили в Университете Аризоны. Наш мозг не отключается из-за того, что мы критическим образом оцениваем того, кто передает нам знания. «Студенты могут учиться и действительно учатся у людей, которые им не нравятся. Мне не нравился школьный учитель биологии, но я до сих пор помню структуру клеток», — считает Блейк Харвард, доктор наук и преподаватель психологии в старших классах одной из школ Алабамы.

TL;DR

  • Можно показывать хорошие результаты и в сложных условиях, например, если методы преподавания оказываются непривычными и субъективно воспринимаются как неудобные и создающие слишком много дополнительных проблем.
  • На обучение влияет множество факторов, включая индивидуальные качества студента, начиная от особенностей нервной системы и заканчивая мотивацией и убежденностью в собственных силах.
  • Конечно, связь результативности учебы с комфортной обстановкой в вузе или качествами преподавателей, в общем-то, есть и действительно важна, но это — не ключевой фактор.

Что еще почитать по теме в нашем блоге:

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»