Главная » Hi-Tech » Почему не спорткар и зачем эта коробка на крыше: ответы на вопросы о беспилотном автомобиле «Яндекса»

Почему не спорткар и зачем эта коробка на крыше: ответы на вопросы о беспилотном автомобиле «Яндекса»

Менеджер по продукту vc.ru прокатился на беспилотнике «Яндекса» и задал его разработчикам несколько простых вопросов.

В закладки

Поделиться

Почему смартфоны уже умеют распознавать объекты и измерять расстояния, а беспилотникам всё еще нужна огромная коробка с датчиками на крыше

Это обычные серийные автомобили, на крыше которых установлены большие «коробки» странной формы с разными датчиками. Почти все прототипы беспилотных автомобилей, которые испытываются на дорогах общего пользования, совсем не похожи на концепты из будущего. Например, так выглядит беспилотник Uber: Набор и количество датчиков, форма «коробки» могут отличаться в зависимости от компании.

Фотографию нашёл в интернете

Так Google:

Фотографию нашёл в Google

А так выглядит беспилотник «Яндекса»:

Сам сфотографировал

В передний бампер встроены ультразвуковые датчики, а вдоль корпуса протянуты большие связки проводов. В большой «коробке» на крыше беспилотника «Яндекса» установлены три лидара, пять камер, антенны GPS и прочее оборудование.

Сейчас разработчики применяют как можно больше инструментов для того, чтобы собирать максимальный объём данных для улучшения алгоритмов. Датчиков и оборудования действительно может быть меньше, чем установлено в тестовых прототипах. К примеру, за 20-минутную поездку по Москве беспилотник «Яндекса» собрал несколько сотен гигабайт информации.

Во-первых, причина в очевидных ограничениях каждой из технологий, а во-вторых, в достоверности данных, полученных всего от одного источника. Однако даже в будущем самоуправляемому автомобилю, скорее всего, не хватит одного лидара или одной камеры для того, чтобы безопасно передвигаться по улицам.

Кроме того, при малейшем загрязнении линзы машина уже не может опираться на эти данные. Например, камера не сможет дать точных данных о расстояниях до каждого из объектов вокруг.

Боковой лидар и одна из камер

Внутри устройства находится набор лазеров, которые делают десять оборотов в секунду. Основной источник данных для беспилотника (на сегодня) — лидар. Прибор с помощью лазерного излучателя сканирует окружающее пространство и на основе информации об отражениях лучей позволяет составить трёхмерную карту с точными расстояниями до всех объектов вокруг машины.

Разработчики компании объясняют, что боковые лидары используются для слепых зон и в будущем от них можно будет отказаться — например, в пользу ультразвуковых датчиков приближения, которые используются сейчас в серийных автомобилях. В беспилотнике «Яндекса» используется сразу три лидара — один сверху и два боковых под углом.

Основная проблема — лидар не различает цвета. Несмотря на точность полученной информации, данных одного лидара недостаточно для беспилотного автомобиля. Аналогично не получится с помощью лидара распознать дорожный знак и разметку. Он увидит столб со светофором, но не поймёт, горит ли на нём запрещающий красный цвет.

Поэтому, во-первых, в ближайшем будущем количество камер, датчиков, лидаров действительно уменьшится, а сами они станут компактнее. Сейчас разработчики беспилотных автомобилей ищут оптимальное соотношение количества датчиков и достоверности информации, получаемых от них.

Например, лидар уже устанавливается в серийные Audi A8 прямо в бампер. Во-вторых, автопроизводители интегрируют системы в корпус автомобиля. Поэтому в будущем беспилотный автомобиль уже нельзя будет распознать в потоке из-за торчащих во все стороны лидаров и датчиков.

Почему Toyota, а не спорткар или дорогой седан

Автомобиль был выбран не из вкусовых предпочтений разработчиков. «Яндекс» строит свой флот беспилотных машин на базе гибридных Toyota Prius. Для построения беспилотника инженеры «Яндекса» искали машину, которая бы удовлетворяла техническим требованиям.

В таких автомобилях электронная система уже имеет доступ к управлению рулём и педалями, что заметно упрощает разработку. Во-первых, смотрели на машины с системами помощи водителю — автоматическая парковка и круиз-контроль.

Очевидно, что производители не предусматривают использование серийных автомобилей в качестве основы для беспилотников, поэтому разработчикам приходится «взламывать» машины. Также обращали внимание, насколько сложно получить доступ к электронными системам машины.

Для работы компьютера, производящего все вычисления в беспилотной машине, нужен хороший источник энергии. Во-вторых, питание. Поэтому среди беспилотных машин чаще всего встречаются гибриды — автомобили с ёмкими аккумуляторами.

Багажник с компьютером

Источник в одной из автокомпаний предположил, что «Яндекс» выбрал Toyota, так как у автопроизводителя нет собственной беспилотной программы. Вероятно, есть ещё и третья причина. В 2014 году президент компании Акио Тойода вовсе заявлял, что Toyota займётся беспилотниками лишь тогда, когда они смогут превзойти водителя, например, в длинной гонке.

Примечательно, что спустя четыре года Toyota пересмотрела свою позицию и теперь пытается угнаться за другими компаниями, разрабатывающими беспилотники.

Кто видит лучше: беспилотник или водитель

Сверху и снизу экрана — изображения с камер с наложением технической информации. В машине «Яндекса» установлен обычный офисный монитор, на котором в прямом эфире визуализируется окружающий мир. Именно так машина и видит окружающий мир. По центру — схематичное изображение дороги, собранное на основе информации от всех датчиков, лидаров и камер.

Преграды — остановившиеся впереди автомобили, пешеходы, переходящие дорогу, получают ещё и изображение красного забора. Беспилотник обозначает машины в потоке в виде цветных кубов, а пешеходов — в виде цилиндрических столбиков.

Впереди — автомобиль, справа — ряд припаркованных машин, слева — небольшой грузовик. Мы подъезжаем к светофору рядом с Лужниками. Будучи водителем, я слежу за действиями впереди стоящей машины, ожидая, когда она начнёт движение вместе с зелёным сигналом светофора.

Водитель чаще всего даже не видит подобные передвижения. Однако на мониторе в этот момент видно, как на противоположной стороне перекрестка совершают манёвры две машины, а ехавшая сзади в нескольких автомобилях от нас машина решила припарковаться.

Беспилотник видит окружающим мир как схематичную карту с высоты птичьего полета.

Поэтому задача не научить беспилотник видеть лучше человека — он это уже умеет, а научить его реагировать на непредвиденную дорожную ситуацию не хуже человека.

Почему нельзя поехать по «Яндекс.Навигатору»

Беспилотник должен изучить местность — просканировать ширину дороги, запомнить знаки, построить маршрут с учётом движения по полосам и так далее. Для движения беспилотного автомобиля по улицам городов нужны подробные карты — простого построения маршрута в «Яндекс.Навигаторе» недостаточно.

При этом единого стандарта для хранения подобных данных нет — каждая компания сохраняет их в своём формате. Для построения такой карты достаточно несколько раз проехать по маршруту в ручном режиме, рассказывают в «Яндексе».

Как водители реагируют на беспилотник

Через секунду водитель едущей сзади машины начинает нервно сигналить: «Мол, едь, чего уступаешь». С включением зелёного сигнала светофора беспилотник начинает медленно поворачивать направо и останавливается, чтобы уступить дорогу пешеходу, только что подошедшему к переходу. И это несмотря на то, что автомобиль по кругу обклеен наклейками «Беспилотный автомобиль».

Столичные водители редко пользуются поворотниками и уступают дорогу, подрезают при перестроении, часто совершают резкие манёвры. Разработчики признаются, что на дорогах Москвы не самая простая обстановка для беспилотника.

Автомобиль всё видит и притормаживает перед вероятной опасностью. Только за короткую поездку вокруг офиса «Яндекса» беспилотный автомобиль столкнулся с несколькими нетипичными ситуациями — рабочий с тележкой идёт прямо навстречу машине, автобус едет между двумя рядами, водитель открыл дверь, не посмотрев в зеркало, «Газель» заехала одним колесом на тротуар.

Перемещение на беспилотнике скорее пока похоже на поездку с неопытным водителем за рулём, который постоянно перестраховывается и ещё не научился плавно нажимать на педали. Ехать не страшно — возможно, из-за того, что за рулём всё время находится водитель, который в любой момент может вмешаться в ситуацию.

Но даже на таком уровне ощущения от этого всего невероятные, потому что во время поездки не покидает ощущение, что будущее уже за углом — осталось всего лишь решить набор технических вопросов.

#яндекс #яндекстакси #беспилотники #тестдрайв


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Как автономные автомобили учатся прокладывать себе путь?

Но что делать за пределами хорошо размеченных дорог, изъезженных вдоль и поперек? Автономный транспорт может следовать общим правилам дорог, распознавая дорожные знаки и дорожную разметку, отмечая пешеходные переходы и другие хорошо известные особенности регулировки дорожного движения. На многих дорогах за ...

«Я добавил глютен в твой смузи»: саркастическая реклама фильма «Гринч» от студии Universal

«Я добавил глютен в твой смузи»: саркастическая реклама фильма «Гринч» от студии Universal — Маркетинг на vc.ru Свежее Вакансии… Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Задача кампании — привлечь зрителей на рождественский ...