Hi-Tech

Почему краудфандинг не популярен в России?

Где взять популярные проекты

Надо признать, не самый популярный инструмент среди российского бизнеса. Краудфандинг — сбор средств на финансирование стартапа или идеи с помощью добровольных взносов. Скорее всего, дело в отсутствии авторов с достойными идеями, в которые хочется вкладывать.

На том же Kickstarter каждый год бывают необычные проекты вроде левитирующих электронных часов, и собирают они гораздо больше денег, чем отечественные. При этом на западе краудфандинг — один из основных методов сбора средств и продвижения стартапов.

Те самые электронные левитирующие часы на Kickstarter

5 собрала 12 миллионов долларов, тогда как самый дорогостоящий проект на российском Planeta. Итоги тоже получаются соответствующими: в 2017 году игра Kingdom Death: Monster 1. На Boomstarter эта цифра ниже — из последних проектов выделяется игра «Серп», собравшая почти 7 миллионов рублей. Ru собрал чуть больше 11 миллионов рублей. В среднем пользователи жертвуют от 1000 до 1500 рублей. В период с 2012 до 2017 года российские краудфандинговые платформы в общей сложности привлекли 1 миллиард рублей. За рубежом эти цифры в десятки раз больше: удачные проекты привлекают несколько миллионов долларов.

Мало стартапов, которые ищут финансирование для какого-нибудь виртуального бара на блокчейне. В российском краудфандинге большинство проектов посвящены творчеству или искусству. 2017 год был богатым на новости об «умных» изобретениях. Но именно такие проекты создают хайп, и шансы на успешное финансирование у них выше. Они понимают, что молодое поколение отдаст за проект деньги, потому что это трендово, цепляет и развлекает. И людям хочется быть «в теме», чем и пользуются технологичные стартапы.

И вот здесь больше всего сказывается разница масштабов: у нас миллиард собрали за 5 лет, а за рубежом привлекли в 2-3 раза быстрее.

Ведь придумывать «идеи на миллион» умеют не только в Силиконовой долине. Возникает вопрос: почему нет дорогостоящих проектов?

Как рассказать о проекте

На Kickstarter большинство сопровождаются промо-видео. Один из важных вопросов — продвижение проектов. В них рассказывают о проекте и о том, зачем спонсировать его.

Страница проекта на Kickstarter и видео к нему

Западные аналоги имеют больший медиа-вес по сравнению с отечественными: они заявляют о себе, светятся в СМИ. Площадка также ведет YouTube канал, продвигая проекты и там. К слову, в материалах Lenta. Нередко в российской прессе встречаются подборки необычных и успешных проектов на IndieGoGo или Kickstarter. Ru и 20 с Boomstarter. Ru есть 243 материала с Kickstarter против 29 с Planeta.

Например, новость о дрон-танке или об исследовании звезды Табби в космосе. Также в СМИ часто появляются новости о сборе средств для перспективного проекта на западной площадке.

А если появляются громкие проекты, то авторы не могут их выигрышно подать, поэтому люди не видят выгоды инвестирования. У нас это выглядит на уровне: «Мы сделали вот эту штуку, вроде будет работать, дайте нам деньги».

Ru и зарубежных — IndieGoGo и Kickstarter. Для сравнения откроем несколько страниц проектов Boomstarter и Planeta. Внимательный читатель замечает, что, хотя структура описания во многом схожа, подача отличается.

Даже если пролистать страницу, не вчитываясь, благодаря фотографиям и видеоматериалам будет целостное понимание того, что это за проект. Российские авторы не всегда понимают силу визуальной коммуникации, в то время как зарубежные стартаперы строят на этом все повествование. Текст сведен к минимуму.

На Kickstarter авторы больше сосредоточены на визуальной части, чем на тексте

Иногда распределение полученных денег показывают в виде диаграммы, без описаний

С помощью текста авторы раскрывают проект, но они не учитывают, что внимания спонсора, у которого открыто еще 7 вкладок с проектами, просто не хватит, чтобы дочитать до конца. В российском краудфандинге другие традиции — у нас в цене все еще лонгриды.

Один из проектов на Planeta.Ru: много текста и одно фото

Страница проекта на Boomstarter: много текста

Или еще одна болезнь русского человека: материалы, снятые на камеру телефона. Другая проблема: встречаются изображения, напрямую не связанные с текстом, например, слишком много портретов автора. К слову, Fundl использует «подачу» проектов в западном стиле — больше фото, меньше текста. Если повезет — с нормальным объективом.

Еще одна страница проекта — слишком много фото не по теме

Людям интересно узнать о проекте или познакомиться с авторами. Кроме того, на зарубежных площадках развита коммуникация между авторами и спонсорами. Обычно их мало или вообще нет. Откройте несколько проектов на наших площадках и посмотрите графу «Комментарии».

У нас мало людей, которые умеют запускать проекты. Проблемы с подачей — не единственные. То есть нет понимания, что это — стартап, в который нужно вкладывать инвестиции и усилия. В командах нет пиарщиков, инженеров и других участников.

Кажется, что лучше найти инвестора, который будет вливать щедрые суммы и которому о проекте вы расскажете один-два раза. С другой стороны, возможно, авторы не верят в силу коллективных пожертвований. И все это для того, чтобы вам каждый день жертвовали по 500 или 1000 рублей — как повезет. А если продвигаться на краудфандинговой площадке, то надо запускать smm и pr: напоминать о себе в социальных сетях, давать ссылки на проект, отвечать на вопросы, коммуницировать со спонсорами, и по-хорошему, предлагать что-то взамен.

Кто даст денег на проект

У нас высок уровень мошенничества в сети. Наш менталитет и недоверие к проектам в интернете, которые просят у вас денег — еще один сдерживающий фактор развития краудфандинга. Как правило, платформы предлагают вознаграждение за внесенные суммы после запуска проекта. О краудфандинге нужно рассказывать и объяснять, в чем его выгода. Или познакомиться с авторами, получить билет на их мероприятие. Например, спонсоры могут получить запись альбома, для которого они сделали взнос.

Условия у всех разные. Также на площадках предусмотрены правила возврата денег, если проект не собрал нужную сумму. Или еще ограничения: возврат можно получить только на ту карту, которой вы оплачивали вложение. Например, нужно заполнять формы, отсылать их с той почты, с которой был сделан взнос.

Команде краудфандинговой платформы нужно завоевать доверие людей, показать им, что их деньги не уйдут впустую, а за площадкой стоит авторитетный бренд.

Какое решение предлагает Fundl

В компании постоянно появляются новые идеи, вопрос в ресурсах и желании осуществить. Все эти проблемы побудили QIWI на поиск какого-то решения. Fundl и был идеей, которую одобрили и оказали поддержку, потому что увидели в ней потенциал: объем проектов, запущенных за счет краудфандинга в России, растет очень быстрыми темпами (за 2016-2017 год он вырос почти в 2 раза), что и мотивирует участвовать в этом. В QIWI принято, что если хочешь реализовать проект — реализуй.

Некоторых из авторов бренд отправляет собирать деньги таким способом. Еще из относительно недавних проектов есть похожий на Fundl — QIWI Копилка, где владельцы Кошельков могут собирать на один Кошелек деньги от своих друзей на что угодно.

Смысл в том, что площадка помогает рассказать о проекте и делает удобным процесс сбора средств. Но к стартапам QIWI привлекает внимание с помощью платформы Fundl, где упор делается на гаджеты и игры. Это эксперимент, который нужно постоянно продвигать. В то же время Fundl — не панацея для проблем российского краудфандинга.

Большинство ответило, что потенциально они готовы. Перед запуском платформы QIWI провел опрос среди нескольких тысяч пользователей о том, готовы ли они жертвовать деньги проектам на основе краудфандинга. Однако судить об успешности проекта пока рано. Это и дало QIWI дополнительную мотивацию на запуск собственной краудфандинговой площадки. Это станет ясно через год-два его работы.

Ясно одно: без удобного платежного сервиса и без интересных проектов, которые станут инфоповодами для СМИ, Fundl будет развиваться не очень активно.

Что может пойти не так

Самым большим опасением стало то, что QIWI не сможет найти авторов проектов с хорошими идеями, желанием реализовать их именно на Fundl и умением грамотно подавать идею.

Чаще всего проекты приходят с минимальным описанием вроде «Хочу сделать такую-то штуку, нужно столько денег». Частично это опасение сбывается: у некоторых пользователей с оформлением проектов большая проблема. Не говоря уже о том, чтобы показать готовые наработки или сделать красивое видео с обращением к спонсорам и показом прототипа. А какие этапы разработки, кто будет в этом участвовать, как это будет выглядеть — мало кто утруждает себя описать.

Ведь «продать» задумку еще сложнее чем готовый товар. Если автор решил, что хочет стартовать через краудфандинг, то это еще не гарантия того, что он сможет грамотно рассказать об идее.

Fundl — это проект известной компании — QIWI. Был еще вопрос с доверием, который решился сам собой. И чтобы при переходе на сайт человек понимал, что попал на страницу знакомого бренда, мы просто сделали дизайн в корпоративных цветах, а платежный интерфейс — в стиле узнаваемого QIWI Кошелька.

«О конкуренции с российскими площадками мы пока не можем сказать много. Остается вопрос с конкуренцией на российском, а в перспективе — и на международном рынке. Гораздо больше проблем возникает с Kickstarter или IndieGoGo. Видели только 1-2 комментария в духе «зачем нужен Fundl, если есть Boomstarter». Зато у западных площадок нет выхода на российскую аудиторию, которая является целевой для большинства проектов из России», — признается Алексей Царев, лидер проекта Fundl. То есть если создатели проекта могут уйти на Kickstarter, они, скорее всего, сделают это.

Как искали проекты

Поиски начались даже до начала работы над самим сайтом, так как руководство понимало, что сайт без проектов на старте не взлетит совсем.

Просто подходили к ребятам и предлагали сотрудничество. Чтобы найти первые проекты, команда QIWI решила прокатиться по технологическим выставкам: в Москве, Казани и Белоруссии. Сам процесс был очень интересный, так как появилось много интересных контактов. Также участников искали среди знакомых, встречались с ними лично: с «Корсарами» общались напрямую.На одних выставках решили не ограничиваться — в российской столице, QIWI приезжали в несколько университетов, общались со студентами и руководством. Но, к сожалению, такие совпадения, что у автора или команды есть хорошая, частично готовая идея, и они готовы собирать средства через Fundl — пока редкость.

К примеру, на старте мы познакомились с ребятами, которые хотели сделать фестиваль комиксов. «Бывали и заминки. Сейчас наверстываем упущенное», — говорит лидер платформы Fundl Алексей Царев. Так получилось, что мы сдвинули сроки запуска площадки, и они отказались с нами работать.

Как мы помогаем грамотно рассказать о проекте

В итоге получается, что авторы не могут создать интересные проекты, а спонсоры не идут на площадку, т.к. Сейчас около 80% поступающих проектов отправляем на доработку после модерации, около 15% закрываем как вовсе не соответствующие идее краудфандинга и всего чуть больше 1% мы готовы разместить. Мы стараемся с этим справиться и помогаем авторам оформлять проекты, даем рекомендации. на ней не на что смотреть.

Они дают рекомендации, о каких деталях проекта стоит рассказать, чтобы собрать заветную сумму. Чтобы помочь авторам красиво оформить карточки проектов, сделать их понятными, QIWI привлекает свою команду дизайнеров и копирайтеров.

Главная страница Fundl

Это похоже на конструктор: можно добавить фото, видео, исправлять описание и на графиках показывать бюджет стартапа. Мы же, как разработчики, продумали процесс создания нового проекта так, чтобы любой автор легко мог разобраться и получить удовольствие от оформления. Площадка в одиночку не может привлечь внимание, чтобы затем собрать средства для проекта. Конечно, работа с аудиторией остаётся прерогативой автора. А это — уже немало. Но благодаря инструментам, которые она предоставляет, на выходе получается грамотное описание проекта.

И уже на основании этого он делает для себя выводы о рентабельности проекта да и в целом о том, «выстрелит» ли идея. Результаты краудфандинговой кампании автор смотрит в личном кабинете — там собрана вся статистика: автор видит, сколько средств ему пожертвовали, в какие дни их было больше и на сколько.

При этом Fundl не взымает комиссию за пожертвования спонсоров (исключение - платежи с некоторых банковских карт), только за вывод средств авторами на банковскую карту, откуда площадка и получает основную прибыль. После того, как сбор закончился, автор забирает деньги, перечисленные на его QIWI Кошелек. Комиссия составит от 2% от суммы.

Кроме того, мы хотим показать, что для того, чтобы стартап развился, ему не всегда нужны крупные инвесторы. В целом, мы надеемся, что благодаря Fundl российский краудфандинг станет популярнее, и что достойные проекты найдут финансирование. Ведь можно воспользоваться помощью тысяч неравнодушных людей.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть