Главная » Hi-Tech » Почему иностранные компании проваливались в Китае и как они договаривались с властями

Почему иностранные компании проваливались в Китае и как они договаривались с властями

Однако многие из них совершают ошибки, поскольку выходят на китайский рынок, не имея должного понимания его особенностей. Китай является второй крупнейшей экономикой в мире, и многие компании просто не могут себе позволить игнорировать большие возможности, которые предлагает эта страна.

Они ценят гармонию и опираются скорее на накопленную мудрость и интуицию, нежели на здравый смысл и объективность (Scarborough, 1988). Для китайских, японских и корейских предпринимателей достижение долгосрочных целей важнее краткосрочной выгоды.

Иностранным руководителям следует помнить, что не существует единого способа установить долгосрочные отношения. Однако сегодня в деловой среде набирают популярность конкурентные заявки. В деловом общении с клиентами им придётся применять многосторонний подход.

Это поможет укрепить отношения с местными предпринимателями. Принимая во внимание важные для китайцев восточные деловые традиции, не следует забывать о конкурентных ценах и качестве самого продукта или услуг.

Таким образом, иностранным руководителям следует обратить особое внимание на следующее:

  1. Исследование и понимание рынка.
  2. Поиск надёжного партнёра.
  3. Поддержка со стороны местных властей.

Исследование и понимание рынка

Пример eBay

Американская компания eBay потерпела неудачу, поскольку не понимала психологию китайских онлайн-покупателей. Иностранным компаниям очень важно знать и понимать своих потенциальных партнёров и пребывающих на рынке конкурентов.

На сайте Taobao клиенты общались с продавцом напрямую, чтобы развеять сомнения в отношении покупок, и к тому же существовала собственная платёжная система Alipay. Её основным конкурентом была фирма Taobao, входящая в Alibaba Group. В 2006 году, через три года после запуска в Китае платформы Eachnet, eBay пришлось закрыть свой китайский сайт

Предприниматели, имея сведения о макроданных, лучше понимают тенденции в поведении клиентов. Чтобы ещё больше увеличить свою долю на рынке, Taobao запустила новый сервис обмена данными, который давал малому бизнесу доступ к огромной базе транзакций покупателей.

Малый бизнес всё больше нуждается в помощи Taobao для получения доступа к рыночным данным. Такие сервисы укрепляют связь между Taobao и клиентами. Из данных, приведённых ниже, видно, какие стратегии использовала Taobao против eBay.

Сражайся мы в океане, я проиграю — но если мы сразимся в реке, то выиграю. Может быть, eBay — акула в океане, зато я крокодил в реке Янцзы.

Джек Ма

основатель компании Alibaba Group

Имея примерно $15 млрд в активах и краткосрочные инвестиции после первичного размещения акций, крокодил готов бороться с акулой не только в реке.

Taobao

  • Давид (основана в 2003 году).
  • Бесплатное размещение товаров.
  • Позиционирует себя как китайская компания.
  • Есть чат Aliwangwang для общения между покупателями и продавцами.
  • Система онлайн-оплаты Alipay.
  • Интегрированная рекламная компания Alimama.com (с сетью из 400 тысяч специализированных сайтов).

eBay

  • Голиаф (годовая выручка более $2 млрд).
  • Платное размещение товаров.
  • К 2013 году eBay сосредоточилась на продажах за границу.

Выбор правильного партнёра

Пример Uber

В результате этой значительной сделки компания будет владеть 18% Didi. В августе 2016 года компания Uber объявила, что продаёт свои китайские активы конкуренту Didi Chuxing. В попытке остановить распространение Uber в регионе Didi и Lyft расширили партнёрство. Отношения между организациями непростые, поскольку Didi Chuxing инвестировала $100 млн в Lyft, главного конкурента Uber.

В 2015 году после объединения Didi Dache и Kuaidi Dache был создан конкурент Uber — компания Didi Chuxing. К нему присоединились Grab Taxi в Юго-Восточной Азии и Ola в Индии. Среди её акционеров числятся Apple, Alibaba и Tencent. В результате первого публичного размещения акций фирма получила $7 млрд.

Didi Dache основал Чэнь Вэй, бывший вице-президент Alipay, дочерней компании Allibaba. В Китае бывает полезно иметь подробную информацию об учредителях компании и об их гуаньси в деловом сообществе. Как бывший инвестиционный банкир, Джин Лю сыграла значительную роль в получении инвестиций в размере $1 млрд от Apple. Президент фирмы — Джин Лю, дочь председателя Lenovo Лю Чуаньчжи.

Возможно, главная причина заключалась в плохом позиционировании. Несмотря на успех Uber во многих других странах, в Китае и Японии компания потерпела фиаско. В конце концов Uber подключила сервис Alipay, чтобы клиенты могли оплачивать поездки в онлайне. Выйдя на китайский рынок, Uber стала требовать подтверждения кредитных карт от клиентов, для многих из которых это было затруднительно.

Что касается Китая, то Google Maps весьма неточны. Ещё одна ошибка компании состояла в том, что она использовала Google Maps, чтобы соотнести местоположение водителя и пассажира. Компании пришлось потратить много денег, чтобы привлечь клиентов и водителей. В результате, чтобы верно определять локацию, Uber обратилась к Baidu. Пассажирам предлагали огромные скидки на первую поездку.

Местные власти стали руководствоваться новыми правилами выдачи водительских прав таксистам и определения типов автомобилей, которые можно использовать. Uber в Китае была обречена после принятия китайским правительством новых нормативов в отношении услуг такси.

Если организация хочет продолжать работать в Китае, то следует обратить особое внимание на разные направления интернационализации. Компании необходимо понять, что китайский рынок значительно отличается от других и, чтобы на нём преуспеть, нужно иметь местного партнёра, знакомого с рынком совместно-попутных поездок.

Направления интернационализации

Налаживание отношений с властью

Пример Google

Google отказалась подчиняться нормативным актам, в результате чего её сервисы в Китае были заблокированы. Успех или провал зарубежной компании зависит от того, сумеет ли она установить хорошие отношения с китайскими властями. В 2010 году компания закрыла китайскую версию своего поисковика и покинула огромный китайский рынок.

Похожая участь постигла и другие иностранные сайты, например Foursquare и Twitter. Пока рыночная доля Google уменьшается, её местный конкурент Baidu стабильно увеличивает свою долю на рынке поисковиков.

В стране существует масштабный механизм цензуры под названием «Великий китайский файрвол». Зарубежным компаниям, которые хотят вести дела в Китае, приходится подчиняться местным законам, что подразумевает в том числе ограничение свободы слова. К ноябрю 2012 года в Китае заблокировали доступ ко всем доменам Google, включая поиск, почту, карты, диск и так далее. Он блокирует любые сайты, которые правительство считает неприемлемыми.

Популярность социальной сети Renren, во многом схожей с Facebook, эквивалентного Twitter сервиса микроблогов Sina Weibo, и клона YouTube под названием Youku дала некоторым критикам повод заострить внимание на растущем протекционизме технологических компаний. Одновременно Китай стремится поддерживать собственные домашние бренды интернет-компаний.

Одна из сфер, которую поощряет китайское правительство, — экономика совместного пользования. Чтобы найти нишу на китайском рынке технологий, зарубежным компаниям необходимо знать о развитии данной отрасли и о том, получает ли определённый сектор государственную поддержку.

Крупные компании, например Linkedin, Tencent, Lenovo и Baidu, проявили интерес к созданию таких платформ, которыми могли бы пользоваться их клиенты. Предприятия данной сферы создают платформу, на которой и поставщики, и клиенты могут совершать онлайн-сделки.

Имея доступ к исходному коду, можно легко украсть запатентованные идеи. Уход из страны иностранных компаний Google, Adobe и Twitter не вызывает удивления, потому что сейчас китайское правительство требует, чтобы технологические организации предоставляли секретный исходный код.

Зарубежные компании стоят перед трудным выбором: либо передать государству фирменные технологии, что в конечном итоге снизит их глобальную конкурентоспособность, либо отказаться от ведения бизнеса на самом быстрорастущем рынке в мире.

Недавние события в мире бизнеса

Пример Yum! Brands

Brands, которая владеет и управляет брендами KFC и Pizza Hut, решила расширить бизнес через открытое размещение своих акций. Корпорация Yum! China стала получателем франшизы Yum! Начиная с ноября 2016 года Yum! Во главе этой компании стоят в основном китайские руководители. Brands Inc.

China более чем в тысяче китайских городов открыто около 6900 ресторанов. Сейчас у Yum! Brands. На долю Китая приходится половина мирового объёма продаж Yum! Компания объявила, что планирует расшириться в Китае и вести бизнес более целенаправленно.

China появится два новых инвестора: инвестиционная компания Primavera Capital и Ant Financial, принадлежащая Alibaba и ранее известная как платёжная платформа Alipay. У Yum! Благодаря сотрудничеству с Alibaba клиенты Yum! Кроме того, она владеет акциями сайта по доставке продуктов Eleme.

Несмотря на то, что общий объём инвестиций Primavera Capital и Ant Financial составляет около 6% от всех акций Yum! China могут делать заказы в онлайне и оплачивать их с мобильных телефонов. China, это весьма важный шаг при поддержке China Investment Group после ухода консорциума в отсутствие договорённости о цене с KFC и Pizza Hut.

China необходимо заново проанализировать свою стратегию. Как дочерней организации Yum! Кроме того необходимо пересмотреть отношения с дистрибьюторами, поставщиками и технологическими партнёрами. Нужно ещё раз оценить влияние политики государства и законов. Новому руководству предстоит улучшить позиционирование бренда в новых регионах Китая.

Пример McDonald’s China

Brands, McDonald’s находится в поиске стратегических партнёров в Китае. Как и Yum! Эта сделка может принести до $2 млрд. Компания в Китае и Гонконге продаёт права на франшизу, которыми владела 20 лет. и Green Tree Hospitality как к кандидатам на получение франшизы. Компания обратилась к China Cinda Asset Management Co., Beijing Sanyuan Foods, Sanpower Group Co.

В отличие от Yum! За счёт перепродажи права на франшизу McDonalds планирует владеть 95% своих ресторанов на севере Азии по принципу «местной собственности». В настоящее время в Китае функционирует более 2000 ресторанов McDonald’s. Brands, компания не планирует размещать акции своего китайского подразделения на бирже.

Ни один из кандидатов не является крупным онлайн-игроком, как Ant Financial, которая инвестировала в Yum! Организации нужно адаптироваться к росту объёмов онлайн-торговли. China.

Помимо Китая, McDonald’s продаёт акции в Японии, где открыто примерно 3000 точек, в Тайване, где есть более 400 ресторанов, и в Южной Корее, где их более 600.

Если компания хочет и дальше играть ведущую роль в Северной Азии, ей нужно пересмотреть своё позиционирование в регионе. McDonald’s предстоит столкнуться с жёсткой конкуренцией со стороны сетей ресторанов, например Yum!, KungFu, Ajisen и Starbucks.

Местный парт нер и местный коллектив, который понимает местный рынок, — важные факторы успеха при ведении бизнеса в Китае. Два вышеприведённых примера подчёркивают, что зарубежным компаниям необходимо пересмотреть свою стратегию интернационализации в Китае. И западные, и китайские компании больше выигрывают от сотрудничества, чем от прямой конкуренции.

#библиотека


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Беспроводная зарядка для электромобилей на 120 киловатт: так же быстро, как на АЗС?

Ученые рассчитывают, что однажды электромобили можно будет заряжать на «заправочных» станциях так же быстро, как это делают на АЗС сейчас с обычными автомобилями на бензиновых ДВС. Ученые из отдела энергетики Национальной лаборатории Оук-Ридж продемонстрировали 120-киловаттную беспроводную зарядную систему для транспорта ...

Восемь основных идей из книги «Мелкая сошка» — мемуаров дочери Стива Джобса

Редакция MakeRight.ru, сервиса ключевых идей бестселлеров по бизнесу и саморазвитию, прочитала ещё не изданную на русском языке книгу Лизы Бреннан-Джобс «Мелкая сошка». В закладки Поделиться Книга рассказывает о непростых отношениях Стива Джобса с дочерью, которую он долго не хотел признавать. ...