Hi-Tech

Почему и как «Медуза» закрыла проект «Атласы»

Вступление

Рассказываем. Вероятно, не все знают, что такое «Атласы». Зачем мы это сделали? «Атласы» — это серия путеводителей, которую мы запустили в сентябре 2016 года вместе с бывшей командой путеводителей «Афиши». Это дело надо продолжать, к тому же мы знаем, какими должны быть цифровые путеводители. Честный ответ такой: наших друзей лишили возможности заниматься путеводителями, которые все очень любили, — а мы решили, что это неправильно. Потому что зачем книжки, когда все ездят по миру с телефонами?

При этом, как водится, придумывали мы дольше, чем делали. От идеи до запуска прошло примерно девять месяцев. Окончательно представление об «Атласах» сформировалось в мае, в сентябре мы вышли.

Веб-версия путеводителя по Санкт-Петербургу

Идея

У него есть свой логотип, но нет своего сайта. Придумали мы вот что: мы делаем проект, который станет младшим братом «Медузы». Нам нравилась мысль сделать что-то неполитическое, но совершенно не было свободных денег — поэтому мы решили, что у каждого путеводителя должен быть свой спонсор.

Ну, не всем, но многим. Мы пошли на рынку, и оказалось, что всем это нравится. Казалось, мы нащупали что-то важное. В результате мы договорились, что за лето команде надо сделать 10 полноценных путеводителей (спасибо за это «Тинькофф банку», Volvo Cars, Доминиканской республике, «Ренессанс страхованию», «Фридом финанс» и Navi).

Запуск

Сделали платформу, которая позволяла выпускать много приложений. Самое удивительное, что мы успели в срок. Развернули нашу редакционную систему и модернизировали ее под «Атласы».

А еще мы придумали фирменный стиль, построенный на стикерах (и даже напечатали их). Выпустили 20 приложений (десять для iOS и ещё десять для Android), основой для которых стало приложение самой «Медузы» — но с одним серьезным отличием: там была возможность скачать весь контент приложения в офлайне (включая карты).

Стикеры для Южной Швеции

И главное — авторы с редакторами успели подготовить за три месяца тексты о тысячах мест, придумать и описать десятки прогулочных маршрутов, растолковать важные местные сюжеты (например, про скандальные берлинские стройки или про каталонскую борьбу за независимость), а заодно собрать и перепроверить много полезной информации — от музейных расписаний и стоимости проездных билетов до телефонов бюро находок и местоположения потайных баров.

Что получилось

Получились компактные, но довольно толковые путеводители, которые не стыдно порекомендовать друзьям, отправляющимся в Париж, Рим или Барселону.

Приглянувшееся кафе или палаццо можно было сохранить в собственный список, найти их потом все вместе на карте и проложить дорогу на местности без килобайта трафика в роуминге. Да, «Атласы» не были столь исчерпывающими, дотошными и подробными, как привычные книжки, но в них хватало советов и сценариев, чтобы занять себя на несколько дней.

Некоторые из них активно пользовались такой возможностью — так в первые месяцы после запуска в римском приложении не осталось ни единого текста без добавлений и правок, а берлинский «Атлас» увеличился в объеме вдвое. Более того, если обнаруживалась какая-то неточность или открывалось новое заведение, достойное внимания, авторы и редакторы могли оперативно исправить и дополнить путеводитель.

После запуска

Главная их которых — деньги. А потом начались проблемы. Что это значит? Мы работали по принципу «Нет рекламодателя — нет путеводителя». И не развивается, если продаж нет. Это значит, что проект живет и процветает, если мы продали несколько путеводителей за раз. Это также означало, что мы не могли держать команду постоянно, чтобы в ежедневном режиме развивать уже выпущенные путеводители.

С помпой запущенный проект сразу начал конкурировать за ресурсы с основной «Медузой» — и каждый раз эту конкуренцию проигрывал. Второй проблемой оказались поддержка и техническое развитие. Мы ограничены в возможностях, бюджет не резиновый, команда тоже: каждый раз, когда мы решали, за что взяться теперь, мы выбирали большую «Медузу», а не маленькие путеводители.

Зачем выбирать маленький проект, если рядом есть большой? К сожалению, кажется, логика рекламодателей оказалась такой же, как наша. Гораздо больше. Нет, мы, конечно, выпустили еще два путеводителя, но нам, чтобы «Атласы» выжили, нужно было больше.

Очень приятно выпустить десяток приложений с прекрасными иконками. И мы поняли, что просчитались с концепцией «Один путеводитель — одно приложение» (которая выросла из концепции «Один путеводитель — один рекламодатель»). Проблема в том, что приложение по Берлину может понадобиться раз в год. Очень удобно пользоваться такими приложениями. О нем надо как-то узнать. Или раз в жизни.

Приложения «Медузы» в App Store

Мы просто не дали читателям возможность узнать о нас. Мы не дали читателям возможность скачать единое приложение «Атлас» — чтобы вспоминать о нем перед поездкой. И вспомнить при удобном случае.

Перед закрытием

Жалко потраченных усилий, не хочется об этом рассказывать, жалко, в конце концов, сам проект. Любой проект легко запускать, но сложно закрывать. Либо просто делают вид, что ничего не произошло, либо по десять раз перезапускают, превращая во что-то совсем уж странное. В большинстве случаев это приводит к тому, что проекты не закрывают. Мы считаем, что это неправильно.

У этого есть и практическая сторона: если не закрыть проект, он начнет ломаться, портиться. Мы любим «Атласы» и считаем, что они достойны красивых похорон. Нет, так мы решили не делать. И либо придется его постоянно поддерживать, либо — грустно наблюдать, как он разлагается.

Закрытие

Оказалось, что закрыть проект — это тоже целый проект. Это, конечно, удивительно. В котором участвуют десять человек. Кроссплатформенный. Разработка, редакторы, дизайнеры.

Вместе с переносом изменился дизайн страниц: из меню в шапке пропали ссылки на другие рубрики «Медузы», а из оформления материалов — плашки спонсоров и ссылки на магазины приложений. Мы решили перенести слепок последней версии «Атласов» на отдельный поддомен atlas.meduza.io. А еще понадобилось отрисовать новый фавикон! Зато на каждой странице появилось красное уведомление «Этот проект больше не обновляется» (старые путеводители — это опасно, легко угодить в какое-то замечательное заведение, которое как раз два года назад закрылось).

Макет обновленной шапки сайта

Нужно. Чтобы не затягивать закрытие проекта на долгие месяцы, нужно было заранее прописать все детали: следует ли отключить RSS и счетчики лайков у материалов? Убирать — никто больше не собирается ничего чинить. Что делать с системой отслеживания ошибок? Настроить автоответ о том, что проект закрыт. Как поступить с почтой для жалоб?

Какие системы аналитики оставить подключенными? И еще: нужно ли менять материал «Как пользоваться Атласами»? Какие тексты нужно написать? Как уведомить читателей? Их десятки, в том числе и этот.

После финального апдейта «Атласы» останутся в App Store и Google Play, но в них будет честное предупреждение о том, что проект устарел. Отдельный фронт работ был у мобильных разработчиков: им пришлось не только выпилить из приложения «Медузы» ссылку на «Атласы», но и заняться последним апдейтом самих «Атласов» — убрать из них режим «Офлайн» и ссылки на путеводители по другим городам, убедиться, что все запросы идут на новый поддомен, и даже добавить поддержку iPhone X.

Теперь он значит ровно обратное. В продуктовом плане опять появился проект «Запуск атласов».

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть