Hi-Tech

Почему даже хорошие HR-ы никогда не объяснят вам причину отказа

Последней каплей стал едкий комментарий от экс-кандидата под публикацией о вакансии в VK, и развернувшаяся далее дискуссия про «синдром вахтёра», которым страдают HR-ы, перетекающая в рассуждения на тему того, что «за такие деньги никто нормально работать не будет». На днях наш HR (девушка, кстати, крепкая как кремень) посетовала, что, мол, стараешься со всеми кандидатами по-человечески — а всё равно кто-нибудь напишет гадость в личку или негативный отзыв о компании.

Для соискателей именно они — олицетворение вселенского зла, стрессов, отказов, ощущения собственной беспомощности. Рекрутёров никто не любит — это факт. В результате он вынужден или не отвечать вовсе, или отказывать. Жизнь HR-а в этом плане тоже не сахар: 99% отправителей резюме (среди которых есть и клинически больные, и реально приятные люди) тоже не могут его ничем порадовать.

Но, поверьте, сложно придумать идею хуже, чем объяснять кандидату, почему он не подошёл. Почти всегда рекрутёр никак не объясняет отказ. На то есть 3 причины.

1. Цена ответа

Итак, соискатель получает отказ и задаёт вопрос: «Скажите, а почему я вам не подошёл?» Вопрос, в общем-то, вполне разумный и обоснованный, тем более, что профессиональный HR, действительно, может дать ценные рекомендации по стратегии поиска работы или даже по профессиональному развитию в целом.

Но если давать реальную содержательную обратную связь всем кандидатам (неважно, устно или письменно), то придётся заниматься только этим.

С января по июнь 2018 года мы получили 3163 отклика только на hh. Немного арифметики. А это значит, что на остальную работу у нашего HR осталось бы 2 рабочих недели. Если бы мы тратили хотя бы по 15 минут на обратную связь каждому, кто кликнул «отправить резюме», то это заняло бы 20 рабочих недель с начала года. Это только резюме с hh, без остальных каналов, и только при условии «не более 15 минут на человека», как на приёме в поликлинике. Ещё раз: 2 недели из 22.

И на HR-бренде это позитивно тоже не скажется. Но даже если, руководствуясь соображениями гуманности, нанять ещё одного человека для общения с пострадавшими от несправедливости жизни, это вряд ли сделает их счастливее. Об этом — далее.

2. Отрицание, гнев, торг

Такие люди обладают хорошим эмоциональным интеллектом, поэтому причины того, почему мы с ними не сошлись, для них понятны хотя бы на уровне ощущений. Как ни странно, соискатели, способные адекватно принять обратную связь и извлечь из неё пользу… не особо нуждаются в разъяснениях. При этом они не воспринимают вежливый отказ сколь-нибудь остро.

Они никогда не скажут за обратную связь «спасибо», зато начнут, как по книжке Кюблер-Росс, демонстрировать одну из стадий принятия неизбежного: Напротив, кандидаты, которые активно настаивают на объяснении причин отказа, как правило, не очень хорошо чувствуют ситуацию в целом, а отказ для них — прямое посягательство на самооценку.

Отрицание: «Как так, мы же так здорово пообщались, вы даже улыбались, когда я рассказывал о своих навыках работы в команде».

Немедленно позовите вашего руководителя, я буду жаловаться! Гнев: «Да вы вообще ничего не понимаете в [бухгалтерии / логистике / ощипе гусей]! Как так можно обращаться с людьми, у меня два высших образования!»

Я просто нервничал, обычно я реагирую быстрее, давайте ещё раз попробуем. Торг: «Это из-за того, что я завис на том вопросе? Я на курсы как раз собираюсь! Нужен опыт в ведении проектов? Я обязательно справлюсь!»

В общем, такой диалог начинает пугающе напоминать драматическое расставание с парнем / девушкой, когда кто-то уже всё окончательно решил, а вторая сторона не в состоянии это принять.

Чаще всего люди реагируют на это либо сдержанно-негативно, либо крайне негативно: расстраиваются, начинают спорить. Когда я был ещё неопытным идеалистом, я пробовал объяснять соискателям, с чем связан отказ. Ведь потребность в защите самооценки — это одно из базовых свойств личности человека.

В общем, такие беседы — это не только дорогое, но ещё и изматывающее занятие, которое любого HR-а доведёт до ручки в считанные недели. Опыт моих знакомых HR-ов и рекрутёров говорит о том же самом.

3. В чужой монастырь, и всё такое

Я исхожу из того, что для большинства людей существует какое-то действительно подходящее место работы. На самом деле, не бывает «хороших» и «плохих» кандидатов. Такое, где их сильные стороны будут генерировать полезность, а слабые не будут ничего портить.

Но объяснить это людям без системного бизнес-опыта довольно затруднительно. Все компании разные, и те качества, которые мы можем считать вредными, могут быть востребованы в сотне других организаций.

Обычно эта должность называется «менеджер по работе с клиентами». Например, в упомянутом выше объявлении мы ищем сообщника в коммерческий отдел. Но мы уже на уровне странного наименования закладываем посыл, что здесь что-то не так, как обычно.

А ещё ему должно быть пофиг, что продавать, главное побольше. Традиционно сотрудник на этой позиции должен не ослаблять хватку, пока не продаст всё, что только возможно продать, быть напористым, шпарить по заготовленным скриптам и слушаться руководителя. В 90% компаний такой игрок — на вес золота.

А вместо умения действовать по инструкции у нас ценится любознательность и стремление к прокачке своих скилов — просто потому, что в нашем конкретном случае это приносит больше пользы, в том числе и коммерческой. У нас человек на той же позиции (осторожно, сейчас будет зефирная жесть) должен любить людей, быть заботливым, искренне верить в то, что предлагает что-то ценное.

«Дело не в тебе, дело во мне?» Какую обратную связь мы можем дать объективно востребованному на рынке продажнику, которому отказываем?

Как же всё-таки «расколоть» HR-а на обратную связь

Но если вы общаетесь с рекрутёром по почте (или сможете её найти), то получить какую-то обратную связь вполне реально. Интерфейс большинства сайтов типа hh и superjob наглухо обрубит вам возможность отправки сообщений работодателю после того, как он направит вам отказ (несложно догадаться, почему).

Во-вторых, признать тот факт, что никто не должен по умолчанию тратить на вас время. Во-первых, здорово было бы признать тот факт, что вам, такому великолепному и неповторимому, могут отказать. В-третьих, быть благодарным принимателем обратной связи, коли вам уж она действительно нужна.

Кстати, есть шансы и переговоры о работе возобновить 😉 Если вы после отказа отправите примерно такое послание, то прогнозирую конверсию в обратную связь больше 50%.

Отправлял вам в начале недели резюме, сегодня получил отказ. Наталья, добрый день! Конечно жаль, но понимаю, что у вас есть объективные критерии, а кандидатов много и есть из кого выбрать.

Буду очень признателен за это! Тем не менее, у меня есть просьба: вы уже посмотрели моё резюме, и, как профессионал, наверняка можете указать один-два момента, которые там стоило бы поправить.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть