Главная » Хабрахабр » Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании

Плюсы и минусы ведения бизнеса в США: наблюдения после года развития своей компании

В прошлом году я рассказывал на Хабре о том, как получил визу О1 и переехал в США развивать собственный бизнес. В комментариях читатели задавали вопросы о том, каково это работать на себя в Америке. И если тогда мой опыт был слишком скудным, чтобы ответить, то теперь после года активной работы впечатлений накопилось достаточно. Так что сегодня я расскажу о плюсах и минусах запуска собственного бизнеса в Штатах.

Disclaimer: данная статья отражает лишь мой личный опыт и содержит суждения, которые могут не быть стопроцентно верными — так что если вы хотите использовать материал в качестве основы для принятия каких-либо решений, учитывайте этот факт.

Введение

Для начала немного о себе: мне 29 лет, у меня семья, я программист по образованию, но уже более 8 лет занимаюсь журналистикой и ИТ-маркетингом. Сейчас в Штатах занимаюсь развитием своего агентства ИТ-маркетинга — помогаем технологическим стартапам и частным клиентам с созданием материалов для продвижения продуктов и услуг (примерную суть деятельности можно понять из этой хабрастатьи), также разрабатываем собственные инструменты автоматизации маркетинга (чат-боты и т.п.)

До этого в России я работал журналистом в издании «Цукерберг позвонит» (еще до его ребрендинга), а также развивал собственное агентство.

На самом деле конкретная область деятельности в контексте данной статьи не очень важна, речь пойдет скорее об организационных моментах. Еще один важный нюанс: мы находимся в Майами, а до этого базой для меня всегда была Москва, так что весь опыт жизни в США и России ограничивается этими двумя городами.

Плюсы ведения бизнеса в США

Начнем с того, чем хорош процесс ведения бизнеса в США. Здесь есть множество плюсов, мне по душе три главных фактора:

Развитая инфраструктура

Ведение бизнеса облегчается и развитой инфраструктурой. Например, в США почта — это настоящий двигатель экономики. Обычной почтой пересылают документы, чеки, товары, официальные документы. Работает все очень быстро и почти без проблем. На практике вполне удобной вещью оказываются и банковские чеки, которые все еще очень распространены в Америке и поначалу кажутся пережитком глубокого прошлого.

К примеру, почти все коммуникации с государственными органами ведутся по почте. Если вам нужно получить какой-то документ, то обычно нужно скачать на сайте нужного ведомства соответствующий файл, заполнить его по инструкции и отправить по требуемому адресу, вложив чек с прописанной ручкой суммой для оплаты пошлины.

Через пару дней документы дойдут, чек будет обналичен, и вскоре желанный документ будет получен. Из всех телодвижений — один поход на почту.

Очень просто решаются и другие потребности бизнеса. Например, снять офис проще всего в одном из множества коворкингов, многие из которых предоставляют и услугу почтового адреса. Сопутствующие услуги по бухгалтерии можно заказать в сервисах вроде Quickbooks или найти на Upwork лицензированного бухгалтера, у которого есть партнерский договор с такими сервисами — в итоге вы получите и софт и личного бухгалтера. При чем по деньгам это выходит сравнимо или даже дешевле анлогичных сервисов в России.

Возможно дело в недостатке опыта на тот момент, но на родине на решение таких задач приходилось тратить больше времени и сил.

Страна возможностей

На протяжении нескольких лет в России я был совладельцем бизнеса, похожего на мой нынешний проект, пусть и несколько менее технологически продвинутого. Одно из главных воспоминаний об этом периоде — постоянная борьба с клиентами, обстоятельствами, требованиями госорганов и т.п. В США занимаясь практически тем же самым, я заметил, что компания развивается активнее, при куда меньших затратах сил и ресурсов.

На мой взгляд причина в различиях менталитета и отношении к бизнесу. В России клиенты как правило куда более требовательны, не жалеют времени на постоянные созвоны, совещания и согласования договоров. Процесс от первого контакта до заключения сделки и получения первой оплаты мог растягиваться на месяцы.

В США все происходит значительно быстрее, причем даже при взаимодействии с такими же недавно переехавшими соотечественниками. Люди здесь буквально ценят свое и чужое время — в России клиенты бы просто не поняли, если бы за ответы на вопросы о маркетинге, работе со СМИ и ведении блогов мы попросили бы деньги. В США же понятие платных консультаций знакомо всем.

В России я постоянно думал о том, как увеличить выручку, тестировал какие-то гипотезы и т.д. В целом, это совершенно нормальный и правильный бизнес-процесс, однако в США такие возможности возникают как будто бы из ниоткуда — в том числе благодаря мощному рынку, большому населению и открытости людей.

К примеру, недавно мы запустили новую услугу — помогаем продвигать не только компании, но и частных профессионалов, которым хорошие блоги и публикации в СМИ могут быть нужны, например, для развития карьеры или получения рабочих виз в другие страны (те же США). Запустить эту услугу нам посоветовал один из заказчиков, который тут же сам ею и воспользовался.

Все гораздо проще

Первое, что бросается в глаза при начале ведения бизнеса в Америке — это то, насколько легко запустить новый проект. Оговорюсь, что тут речь именно о старте (с самой деятельностью далеко не всегда все так легко, о чем поговорим ниже).

Подход к бумажному документообороту здесь гораздо проще, чем на родине. К примеру, компанию я регистрировал еще находясь в России, и для этого мне не пришлось пересылать никаких бумажек— хватало сканов подписанных документов или даже простой их фотографии на айфон. Почти все документы (хотя не все) подписывались в таком электронном виде и при оформлении визы. Единственный момент — таким образом открыть счет в банке не выйдет, для этого придется идти в отделение и подписывать бумажки самостоятельно.

Начало работы с новым клиентом тоже выглядит очень просто. Для этого достаточно даже устной договоренности и инвойса в электронном виде, в котором указаны оплачиваемые работы. Понятно, что во избежание проблем и разногласий лучше подписывать соглашение, в котором перечислены все права и обязанности, но это опционально, а о такой вещи как «акт об оказании услуг» за год работы в США я успел забыть.

Жизнь наносит ответный удар: минусы бизнеса в США

В жизни всегда все гладко не бывает, так что помимо плюсов, за год работы я подметил и некоторые минусы ведения бизнеса в Штатах. Итак, вот мой личный анти-топ таких моментов.

Все и всегда хотят от тебя денег

Если вы хотите ощутить на себе, что значит жить «при капитализме» — начните бизнес в США. Вы тут же превратитесь в кошелек на ножках для всех вокруг.

Ищите бухгалтера для подготовки первого пустого отчета, потому что не успели начать деятельность? Вам с радостью помогут, нужно лишь организовать консультацию за $250 (чтобы ответить на вопрос «умеете ли вы подавать отчет?»).

Адвокаты будут советовать обратиться за дополнительными консультациями, которые повышают шансы на успешный исход дела (но ничего не гарантируют) и проводятся, исходя из почасовой ставке в $300. Юристы, занимающиеся оформлением фирмы, не преминут предложить оформить отдельный пул акций, без которого нельзя жить инновационному стартапу («в будущем вы сможете давать из него опционы сотрудникам» — очень актуально для небольшого нового бизнеса, и всего за пару тысяч долларов).

Получать почту в США вам вряд ли понравится — чаще всего это различные счета, особенно если речь о корпоративном ящике. И если половина писем оказывается требованиями спамеров, вторая половина — это все же различные уведомления от партнеров и государственных органов, игнорировать которые не получится.

Взаимодействия с властями не всегда логичны

Госаппарат в США довольно развит, существует множество различных ведомств, чьи функции иногда дублируются вплоть до полного абсурда. Головной боли добавляет и административное устройство, при котором американские штаты имеют довольно широкие возможности по созданию различных правил и законов, в том числе регулирующих ведение бизнеса.

Иногда это выливается в забавные на первый взгляд ситуации, которые тем не менее требуют отдельных усилий и затрат. Пример — мы зарегистрировали корпорацию в штате Делавер, это довольно популярная юрисдикция для международных стартапов. Однако в США я с семьей живу во Флориде, здесь у нас офис, корпоративный счет в местном отделении Bank of America и так далее.

Выяснилось, что несмотря на то, что я уже, казалось бы, зарегистрировал компанию в США, ее нужно еще раз регистрировать во Флориде под угрозой серьезных штрафов. Интересна формулировка — во Флориде бывают местные корпорации (domestic corporations) и зарубежные корпорации (foreign corporation). И зарегистрированная в американском штате Делавер корпорация будет считаться иностранной в американском штате Флорида. И должна пройти процедуру регистрации с уплатой соответствующих сборов, предоставлением документов из штата Делавер (там эти сертификаты тоже заказываются за деньги) и обязательством предоставлять ежегодные отчеты о своей деятельности.

Выдержка о необходимости регистрации во Флориде из статьи на сайте одной из компаний, регистрирующих корпорации в штате Делавер — понятное объяснение можно найти только на таких коммерческих сайтах, государственные ресурсы крайне неинформативны

Еще одна ситуация не связана напрямую с бизнесом, но очень показательна. Поскольку я нахожусь в Штатах по визе О1, моя жена получила визу О3 и работать не имеет права. Поэтому ей не положен номер налогоплательщика SSN, но он нужен для того, чтобы подать совместную налоговую декларацию (налоги в США — тема для отдельной статьи).

Чисто теоретически, я мог бы подать декларацию один, но тогда платить нужно было бы больше, а семьям полагаются различные вычеты, и в итоге может получиться так, что за год ты даже переплатил налоги и разницу тебе вернут (поэтому налоговые декларации тут называют tax return). Наш бухгалтер убедила нас в том, что получить какой-то номер налогоплательщика жене все же нужно. В США есть разновидность SSN для тех, кому право на работу не положено, он называется ITIN. И его оформление оказалось нетривиальным квестом.

Сначала потребовалось прозвониться в налоговую (Internal Revenue Service), на что ушла пара дней, потом записаться на прием в ходе звонка с пожилой дамой-оператором, которая переспрашивала каждое слово по два-три раза, затем, наконец, мы приехали на прием для подачи заявки на получение ITIN. И именно в этот момент выяснилось, что (следите за руками):

  • чтобы создать семейную декларацию о доходах нужен ITIN;
  • чтобы получить его нужно подготовить декларацию о доходах так, как будто бы он уже был получен (упоминаний об этом нет ни на сайте, ни где-либо еще, даже наша лицензированный бухгалтер об этом не знала), просто заполнить заявление недостаточно, хотя и обязательно;
  • привезти заявление о получении ITIN с распечатанной декларацией (при том, что обычно все делается онлайн);
  • этот пакет документов IRS начнет обрабатывать и потом перечислит излишне уплаченные налоги на банковский счет и когда-то («в течение 11 недель») на почту придет сама карточка ITIN.

Чтобы узнать все это, пришлось потратить 2 часа времени, несмотря на то, что мы пришли четко ко времени записи — любой московский МФЦ покажется космосом после офиса IRS в Майами.

Нельзя расслабляться

США — это Мекка капитализма, настоящая банка с пауками и змеями. Практически все ниши характеризуются мощной конкуренцией, все стараются заработать свой доллар. В целом это хорошо и двигает многие отрасли вперед, но такая тяга к наживе может принимать и не самые приятные формы. Если чрезмерно расслабиться, это тут же выльется в прямые финансовые потери.

Простой пример из личного опыта — после того, как я по описанной выше схеме зарегистрировал компанию во Флориде, наш корпоративный почтовый ящик начал очень быстро наполняться письмами. По всей видимости кто-то из местных ведомств «слил» базу недавно зарегистрированных компаний фирмам, которые оказывают им те или иные услуги.

Все бы ничего, в конце концов они могут предлагать и что-то полезное, но директ-маркетинг в США не похож на российский. Если у нас все уже привыкли выгребать из ящика яркие рекламные буклеты (и тут же их выбрасывать), то в Америке их шлют очень редко, понимая неэффективность такого продвижения. Вместо этого маркетологи местных фирм играют на незнании и страхах потенциальных покупателей. Для этого, например, они маскируют свою рекламу под официальные сообщения властей: используется казенный язык, похожие на официальные бланки, различные фразы вроде «Срочно! Уведомление требует немедленного ответа!», угрожают штрафами.

К примеру, вот письмо о том, что нам необходимо заказать некие стикеры/постеры, которые должны быть размещены рядом с рабочим местом каждого сотрудника:

Каждая такая наклейка стоит $84, тут же любезно указана информация о том, что ее отсутствие карается штрафом в $17 000. Выглядит как устрашающее письмо от властей, но на самом деле — это фирма-посредник пытается получить нового клиента, чтобы оформить ему эти стикеры. На момент получения письма у нас был лишь один работник во Флориде — я, он же владелец компании, и такую наклейку получать было вообще не нужно.

А вот письмо о жизненной необходимости получения сертификата, подтверждающего факт существования компании (certificate of good standing). Тут обошлось без угроз штрафов, просто перечислили, когда и зачем он может быть нужен, ну и не забыли добавить на бланк официально выглядящий логотип:

Подобную рекламу присылают не только владельцам бизнеса, но и, например, автовладельцам или родителям. Нам присылали «требования» продлить сервисное обслуживание автомобиля или медстраховку на детей компании, с которыми мы никогда не имели никаких дел. Поначалу такие письма серьезно меня смущали, например, те самые стикеры за $84 я чуть было не купил — хорошо вовремя сообразил посоветоваться с нашим бухгалтером, который и объяснил мне, как тут все устроено.

Итого

Взвесив все за и против, могу сказать, что заниматься бизнесом в США мне нравится больше, чем в России. Когда в стране есть настоящий культ предпринимательства — это ощущается во всем. США — страна не без своих минусов, подчас довольно существенных, но зарабатывать деньги здесь можно гораздо комфортнее, не отвлекаясь на решение непрофильных задач.

На сегодня все, спасибо за внимание! Если у вас есть какие-то конкретные вопросы по визам, бизнесу, жизни во Флориде — пишите в комментах или в личку, постараюсь ответить.


x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Google оштрафован на рекордные $5 млрд за нарушение антимонопольного законодательства в Европе

Это самый большой штраф в истории компании. Еврокомиссия закончила многолетнее расследование против Google и потребовала рекордный штраф в 5 миллиардов долларов (4,3 млрд евро). Товары из каталога Google Shop, согласно обвинению, намеренно ставились выше, чем остальные. Прошлый рекордный штраф, кстати, ...

«Яндекс» начал работу над созданием собственной системы «умный дом»

Сегодня стало известно о том, что компания «Яндекс» осенью может представить собственную систему «умный дом». Во всяком случае, она зарегистрировала в странах Евразийского экономического союза устройство «Яндекс.Модуль», о чем сообщает «Коммерсант». Этот девайс был создан американской компанией NotAnotherOne, у истоков ...