Хабрахабр

Пластинка в подарок или бесплатная музыка для любителей колы и готовых завтраков

Недавно мы говорили о музыке, которая поставлялась с Windows, а также о сборниках и альбомах, которые раздавали журналистам вместе с первыми iPod. Сегодня расскажем о музыке, которая шла в комплекте с продуктами других популярных в массовой культуре брендов.


Фото William White Unspalsh

Эксперименты в этом направлении начались намного раньше, чем кажется на первый взгляд, еще до середины XX века. Музыка в подарок — не новое явление, и даже не цифровое. Но вот примеры, которые нам удалось найти: Однако из-за того, что большая часть бесплатной музыки попадала в корзину вскоре после покупки, количество информации про эти акции минимальное.

Вакуумные лампы и шеллак


В 1930-х годах Triotron, европейский производитель вакуумных ламп для проигрывателей и радиоприемников, выпустил целую серию бесплатных шеллаковых пластинок.

Среди этих пластинок — запись «Голубого Дуная» Иоганна Штрауса и короткая аудиокнига «Секреты красоты и здорового сна». Про них мало что известно, но, скорее всего, их раздавали в качестве рекламы и для того, чтобы пользователи могли протестировать свое оборудование.

Для того времени ход был достаточно радикальным из-за его сравнительной новизны и высокой стоимости производства пластинок.

Домашний Hi-Fi и кассеты


Из воспоминаний очевидцев известно, что во второй половине века продавцы аудиооборудования вместе с техникой часто отдавали бесплатные пластинки. Впоследствии этим принципом воспользовались производители аудиокассет — об этом говорит винтажная реклама Maxell (стр. 17 журнала Billboard за октябрь 1979 года), нацеленная на дистрибьюторов.

Они рекламировались как «стерео-записи ограниченного тиража», но их содержимое было вполне обыденным. С каждыми тремя пустыми кассетами в подарок отдавали одну из трех фирменных компиляций — «рок», «джаз», или «классика». На рок-пластинке имелись песни Hall & Oats и The Alan Parsons Project, джазовый плейлист возглавляли Чик Кориа и Оскар Питерсон, классическую пластинку украшали композиции в исполнении британского гитариста Джулиана Брима и Филадельфийского Симфонического Оркестра.

В то время среди производителей кассет наблюдалась высокая конкуренция. Такой ход — раздавать готовые записи при покупке пустых кассет — может показаться контр-интуитивным, но это не так. Поэтому пластинки с «тестовой музыкой» помогали покупателю беспристрастно сравнить характеристики разных кассет. Этот формат был предназначен, в первую очередь, для копирования музыки с других источников.

Продукты питания

Музыка прилагались даже к коробкам завтраков Kellogg’s. Это были кассеты со сборниками хитов, CD-сэмплеры исполнителей с лейбла Motown, и даже выпущенный под брендом Американской Кардиологической Ассоциации диск, призывающий к здоровому образу жизни.

В рекламе они обещали, что к каждой коробке их продукта прилагается пластинка с хитом группы The Monkees. Другой производитель готовых завтраков — Post Cereals — использовал похожий рекламный ход, но с радикально другим исполнением. Покупателю нужно было «вырезать» песню, и результат часто оставлял желать лучшего. Но вместо того, чтобы раздавать полноценные пластинки, производитель просто наносил звуковые дорожки на картон. Посмотреть на пластинку и послушать, как это звучало, можно в этом видео:

Компания Great Shakes производила специальную сухую смесь, которая превращала обычный стакан молока в напиток, напоминающий настоящий милкшейк. Главной целевой аудиторией их продукции были молодые люди. Поэтому для записи рекламных джинглов компания наняла популярные рок-группы, включая любимые многими по сей день The Who и Yardbirds.

На них можно было услышать таких исполнителей, как Арита Франклин и Simon & Garfunkel. В качестве акции компания даже раздавала покупателям пластинки с песнями вышеупомянутых исполнителей под названием «Great Shakes Shake-Out».

Газированные напитки также нередко прибегали к этой маркетинговой технике. В 1988 году 7Up в сотрудничестве с MTV провели промо-акцию, на время которой к двухлитровым бутылкам с напитком прилагалась брендированная кассета. Содержимое компиляции, названной «MTV Hot Hits From Cherry 7Up», соответствовало своему названию — на ней были песни популярных групп, вроде Bon Jovi и The Breakfast Club.

В коробках с 12 банками напитка можно было найти трехдюймовый диск из серии «Coca Cola Pop Music». Тремя годами позже тем же занялась Coca-Cola. Всего вышло четыре таких диска, но по своему содержимому они проигрывали конкурентам — единственным широко известным исполнителем, права на песни которого компания получила, была Селин Дион.

А на «Coca-Cola Is The Music» 1993 года засветились и исполнители «потяжелее» в лице Meat Loaf и Alice In Chains. Вероятно, промо-ход тем не менее посчитали удачным, поскольку в 1992-м компания выпустила еще один трехдисковый сборник — и вот на этих пластинках можно было найти «The Best» Тины Тернер, «Barcelona» Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, композиции Эрика Клэптона и Элтона Джона.

Многие полагают, что она вредит исполнителям и обесценивает их творчество. Фото Clem Onojeghuo Unspalsh
Бесплатную раздачу музыки критиковали все то время, что она существовала. И, в целом, они были правы — в этой ситуации слишком велик риск оказаться навязанным публике. Поэтому большинство популярных музыкантов с опаской относились к такой рекламе, даже несмотря на коммерческий успех подобных ходов. В конце концов, самая масштабная подобная акция — раздача альбома U2 — настроила против группы миллионы людей.

Конечно, и сейчас можно сказать, что невысокая стоимость подписки на стриминговые сервисы делает все их содержимое «условно-бесплатным» приложением к смартфону. Со временем такие маркетинговые ходы стали более редкими. Однако у пользователей стриминга нет ощущения того, что музыку им «навязали вместе с телефоном», — в отличие от покупателей хлопьев и газировки, они могут формировать свой плейлист.

Что еще можно почитать у нас по теме:

0 — рассказываем о проекте 50 избранных материалов о заработке музыкантов и необычных инструментах
Что было на первом iPod: двадцать альбомов, которые выбрал Стив Джобс в 2001 году
Innovation SSI-2001: история одной из самых редких звуковых карт для IBM PC (и её реплики)
Энтузиаст воссоздал звуковую карту Sound Blaster 1.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть