Хабрахабр

Пишем гибкий код, используя SOLID

Информация из статьи будет полезна как новичкам, так и программистам с опытом. От переводчика: опубликовали для вас статью Северина Переса об использовании принципов SOLID в программировании.

Они дают возможность программисту писать чистый, хорошо структурированный и легко обслуживаемый код. Если вы занимаетесь разработкой, то, скорее всего, слышали о принципах SOLID. У разных специалистов — разные идеи и понимание «правильного пути», все зависит от опыта каждого. Стоит отметить, что в программировании есть несколько подходов к тому, как правильно выполнять ту либо иную работу. Они стали отправной точкой для появления и развития множества хороших методов управления разработкой. Тем не менее, идеи, провозглашенные в SOLID, принимаются практически всеми представителями ИТ-сообщества.

Давайте разберемся с тем, что такое принципы SOLID и как они помогают нам.

Skillbox рекомендует: Практический курс «Мобильный разработчик PRO».

Напоминаем: для всех читателей «Хабра» — скидка 10 000 рублей при записи на любой курс Skillbox по промокоду «Хабр».

Что такое SOLID?

Этот термин — аббревиатура, каждая буква термина — начало названия определенного принципа:

  • Single Responsibility Principle (принцип единственной ответственности). Модуль может иметь одну и только одну причину для изменения.
  • The Open/Closed Principle (принцип открытости/закрытости). Классы и другие элементы должны быть открыты для расширения, но закрыты для модификации.
  •  The Liskov Substitution Principle (принцип подстановки Лисков). Функции, которые используют базовый тип, должны иметь возможность использовать подтипы базового типа, не зная об этом.
  • The Interface Segregation Principle  (принцип разделения интерфейса). Программные сущности не должны зависеть от методов, которые они не используют.
  • The Dependency Inversion Principle (принцип инверсии зависимостей). Модули верхних уровней не должны зависеть от модулей нижних уровней.

Принцип единственной ответственности


Принцип единой ответственности (SRP) гласит, что каждый класс или модуль в программе должен нести ответственность только за одну часть функциональности этой программы. Кроме того, элементы этой ответственности должны быть закреплены за своим классом, а не распределены по несвязанным классам. Разработчик и главный евангелист SRP, Роберт С. Мартин, описывает ответственность как причину перемен. Изначально он предложил этот термин в качестве одного из элементов своей работы «Принципы объектно-ориентированного проектирования». В концепцию вошло многое из закономерности связности, которая была определена ранее Томом Демарко.

Два основных — инкапсуляция и сокрытие информации. Еще в концепцию вошли несколько понятий, сформулированных Дэвидом Парнасом. Любой из модулей должен содержать определенное решение, которое предоставляет минимум информации клиентам. Парнас утверждал, что разделение системы на отдельные модули не должно базироваться на анализе блок-схем либо потоков исполнения.

В итоге любой из них может внедрять изменения в ПО, не затрагивая интересы других менеджеров. Кстати, Мартин приводил интересный пример с высшими менеджерами компании (COO, CTO, CFO), каждый из которых применяет специфическое программное обеспечение для бизнеса с разной целью.

Божественный объект

Как обычно, лучший способ изучить SRP — это увидеть все в действии. Давайте посмотрим на участок программы, которая НЕ соответствует принципу единой ответственности. Это Ruby-код, описывающий поведение и атрибуты космической станции.

Просмотрите пример и попробуйте определить следующее:
Обязанности тех объектов, которые провозглашены в классе SpaceStation.
Тех, кто может быть заинтересован в работе космической станции.

class SpaceStation def initialize @supplies = @fuel = 0 end def run_sensors puts "----- Sensor Action -----" puts "Running sensors!" end def load_supplies(type, quantity) puts "----- Supply Action -----" puts "Loading #{quantity} units of #{type} in the supply hold." if @supplies[type] @supplies[type] += quantity else @supplies[type] = quantity end end def use_supplies(type, quantity) puts "----- Supply Action -----" if @supplies[type] != nil && @supplies[type] > quantity puts "Using #{quantity} of #{type} from the supply hold." @supplies[type] -= quantity else puts "Supply Error: Insufficient #{type} in the supply hold." end end def report_supplies puts "----- Supply Report -----" if @supplies.keys.length > 0 @supplies.each do |type, quantity| puts "#{type} avalilable: #{quantity} units" end else puts "Supply hold is empty." end end def load_fuel(quantity) puts "----- Fuel Action -----" puts "Loading #{quantity} units of fuel in the tank." @fuel += quantity end def report_fuel puts "----- Fuel Report -----" puts "#{@fuel} units of fuel available." end def activate_thrusters puts "----- Thruster Action -----" if @fuel >= 10 puts "Thrusting action successful." @fuel -= 10 else puts "Thruster Error: Insufficient fuel available." end end
end

Собственно, наша космическая станция нефункциональна (думаю, что не получу звонок от НАСА в ближайшем обозримом будущем), но здесь есть что проанализироать.

Все они могут быть разбиты по типам:
Так, у класса SpaceStation есть несколько различных ответственностей (или задач).

  • сенсоры;
  • снабжение (расходники);
  • горючее;
  • ускорители.

Несмотря на то, что никто из сотрудников станции не определен в классе, мы можем с легкостью представить, кто за что отвечает. Скорее всего, научный работник контролирует сенсоры, логист отвечает за снабжение ресурсами, инженер отвечает за запасы топлива, а пилот контролирует ускорители.

Да, конечно. Можем ли мы сказать, что эта программа не соответствует SRP? Это основной антишаблон в объектно-ориентированном программировании. Но класс SpaceStation является типичным «божественным объектом», который знает обо всем и делает все. Пока что программа очень простая, да, но представьте, что произойдет, если мы добавим новые функции. Для новичка такие объекты чрезвычайно сложны в обслуживании. И чем больше будет функций, тем сильнее вырастет SpaceStation. Возможно, нашей космической станции понадобится медпункт или переговорная комната. В итоге мы можем нарушить работу, к примеру, ускорителей. Ну а поскольку этот объект будет связан с другими, то обслуживание всего комплекса станет еще более сложным. Если научный сотрудник запросит изменений в работе с сенсорами, то это вполне может повлиять на системы связи станции.

Лучше всего разделить программу на отдельные участки кода, каждый из которых отвечает за выполнение определенной операции. Нарушение SRP-принципа может дать кратковременную тактическую победу, но в итоге мы «проиграем войну», обслуживать такого монстра в будущем станет весьма непросто. Понимая это, давайте изменим класс SpaceStation.

Распределим ответственность

При рефакторинге мы будем иметь их в виду. Выше мы определили четыре типа операций, которые контролируются классом SpaceStation. Обновленный код лучше соответствует SRP.

class SpaceStation attr_reader :sensors, :supply_hold, :fuel_tank, :thrusters def initialize @supply_hold = SupplyHold.new @sensors = Sensors.new @fuel_tank = FuelTank.new @thrusters = Thrusters.new(@fuel_tank) end
end class Sensors def run_sensors puts "----- Sensor Action -----" puts "Running sensors!" end
end class SupplyHold attr_accessor :supplies def initialize @supplies = {} end def load_supplies(type, quantity) puts "----- Supply Action -----" puts "Loading #{quantity} units of #{type} in the supply hold." if @supplies[type] @supplies[type] += quantity else @supplies[type] = quantity end end def use_supplies(type, quantity) puts "----- Supply Action -----" if @supplies[type] != nil && @supplies[type] > quantity puts "Using #{quantity} of #{type} from the supply hold." @supplies[type] -= quantity else puts "Supply Error: Insufficient #{type} in the supply hold." end end def report_supplies puts "----- Supply Report -----" if @supplies.keys.length > 0 @supplies.each do |type, quantity| puts "#{type} avalilable: #{quantity} units" end else puts "Supply hold is empty." end end
end class FuelTank attr_accessor :fuel def initialize @fuel = 0 end def get_fuel_levels @fuel end def load_fuel(quantity) puts "----- Fuel Action -----" puts "Loading #{quantity} units of fuel in the tank." @fuel += quantity end def use_fuel(quantity) puts "----- Fuel Action -----" puts "Using #{quantity} units of fuel from the tank." @fuel -= quantity end def report_fuel puts "----- Fuel Report -----" puts "#{@fuel} units of fuel available." end
end class Thrusters def initialize(fuel_tank) @linked_fuel_tank = fuel_tank end def activate_thrusters puts "----- Thruster Action -----" if @linked_fuel_tank.get_fuel_levels >= 10 puts "Thrusting action successful." @linked_fuel_tank.use_fuel(10) else puts "Thruster Error: Insufficient fuel available." end end
end

Изменений много, программа теперь выглядит определенно лучше. Сейчас наш класс SpaceStation стал, скорее, контейнером, в котором инициируются операции для зависимых частей, включая набор сенсоров, систему подачи расходных материалов, топливный бак, ускорители.

Для любой из переменных теперь есть соответствующий класс: Sensors; SupplyHold; FuelTank; Thrusters.

Дело в том, что отдельные функции не только инкапсулированы в собственные классы, они организованы таким образом, чтобы стать предсказуемыми и последовательными. В этой версии кода есть несколько важных изменений. Теперь, если нам понадобится изменить принцип работы системы, перейдя с хэш-структуры на массив, просто воспользуйтесь классом SupplyHold, затрагивать другие модули не придется. Мы группируем сходные по функциональности элементы для следования принципа связности. При этом класс SpaceStation даже не будет в курсе изменений. Таким образом, если офицер, ответственный за логистику, что-то изменит в своей секции, остальные элементы станции останутся нетронутыми.

Обратите внимание, что в коде есть такие методы, как report_supplies и report_fuel, содержащиеся в классах SupplyHold и FuelTank. Наши офицеры, работающие на космической станции, вероятно, рады изменениям, поскольку могут запрашивать те, которые необходимы именно им. Необходимо будет изменить оба класса, SupplyHold и FuelTank. Что случится, если Земля попросит изменить способ формирования отчетов? Вероятно, придется снова изменить все те же классы. А что, если нужно будет изменить способ доставки топлива и расходников? Давайте это исправим. А это уже нарушение SRP-принципа.

class SpaceStation attr_reader :sensors, :supply_hold, :supply_reporter, :fuel_tank, :fuel_reporter, :thrusters def initialize @sensors = Sensors.new @supply_hold = SupplyHold.new @supply_reporter = SupplyReporter.new(@supply_hold) @fuel_tank = FuelTank.new @fuel_reporter = FuelReporter.new(@fuel_tank) @thrusters = Thrusters.new(@fuel_tank) end
end class Sensors def run_sensors puts "----- Sensor Action -----" puts "Running sensors!" end
end class SupplyHold attr_accessor :supplies attr_reader :reporter def initialize @supplies = {} end def get_supplies @supplies end def load_supplies(type, quantity) puts "----- Supply Action -----" puts "Loading #{quantity} units of #{type} in the supply hold." if @supplies[type] @supplies[type] += quantity else @supplies[type] = quantity end end def use_supplies(type, quantity) puts "----- Supply Action -----" if @supplies[type] != nil && @supplies[type] > quantity puts "Using #{quantity} of #{type} from the supply hold." @supplies[type] -= quantity else puts "Supply Error: Insufficient #{type} in the supply hold." end end
end class FuelTank attr_accessor :fuel attr_reader :reporter def initialize @fuel = 0 end def get_fuel_levels @fuel end def load_fuel(quantity) puts "----- Fuel Action -----" puts "Loading #{quantity} units of fuel in the tank." @fuel += quantity end def use_fuel(quantity) puts "----- Fuel Action -----" puts "Using #{quantity} units of fuel from the tank." @fuel -= quantity end
end class Thrusters FUEL_PER_THRUST = 10 def initialize(fuel_tank) @linked_fuel_tank = fuel_tank end def activate_thrusters puts "----- Thruster Action -----" if @linked_fuel_tank.get_fuel_levels >= FUEL_PER_THRUST puts "Thrusting action successful." @linked_fuel_tank.use_fuel(FUEL_PER_THRUST) else puts "Thruster Error: Insufficient fuel available." end end
end class Reporter def initialize(item, type) @linked_item = item @type = type end def report puts "----- #{@type.capitalize} Report -----" end
end class FuelReporter < Reporter def initialize(item) super(item, "fuel") end def report super puts "#{@linked_item.get_fuel_levels} units of fuel available." end
end class SupplyReporter < Reporter def initialize(item) super(item, "supply") end def report super if @linked_item.get_supplies.keys.length > 0 @linked_item.get_supplies.each do |type, quantity| puts "#{type} avalilable: #{quantity} units" end else puts "Supply hold is empty." end end
end iss = SpaceStation.new iss.sensors.run_sensors # ----- Sensor Action ----- # Running sensors! iss.supply_hold.use_supplies("parts", 2) # ----- Supply Action ----- # Supply Error: Insufficient parts in the supply hold.
iss.supply_hold.load_supplies("parts", 10) # ----- Supply Action ----- # Loading 10 units of parts in the supply hold.
iss.supply_hold.use_supplies("parts", 2) # ----- Supply Action ----- # Using 2 of parts from the supply hold.
iss.supply_reporter.report # ----- Supply Report ----- # parts avalilable: 8 units iss.thrusters.activate_thrusters # ----- Thruster Action ----- # Thruster Error: Insufficient fuel available.
iss.fuel_tank.load_fuel(100) # ----- Fuel Action ----- # Loading 100 units of fuel in the tank.
iss.thrusters.activate_thrusters # ----- Thruster Action ----- # Thrusting action successful. # ----- Fuel Action ----- # Using 10 units of fuel from the tank.
iss.fuel_reporter.report # ----- Fuel Report -----
# 90 units of fuel available.

В этой, последней версии программы обязанности были разбиты на два новых класса, FuelReporter и SupplyReporter. Они оба являются дочерними по отношению к классу Reporter. Кроме того, мы добавили экземплярные переменные к классу SpaceStation с тем, чтобы при необходимости инициализировать нужный подкласс. Теперь, если Земля решит поменять еще что-то, то мы внесем правки в подклассы, а не в основной класс.

Так, объект SupplyReporter зависит от SupplyHold, а FuelReporter зависит от FuelTank. Конечно, некоторые классы у нас до сих пор зависят друг от друга. Но здесь уже все выглядит логичным, а внесение изменений не будет особенно сложным — редактирование кода одного объекта не слишком повлияет на другой. Само собой, ускорители должны быть связаны с топливным баком.

Работать с таким кодом — не проблема, его обслуживание будет простой задачей. Таким образом, мы создали модульный код, где обязанности каждого из объектов/классов точно определены. Весь «божественный объект» мы преобразовали в SRP.

Skillbox рекомендует:

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»