Хабрахабр

Писатели про… Писатели про… Писатели прод, или Как в России вымерли и возродились фантасты

В Хеллоуин положено говорить о страшном, поэтому сегодняшний наш блог – о современной российской фантастике.

Продажи «художки» тогда резко просели, причем практически по всем позициям, за исключением детской литературы. Профессиональные писатели-фантасты, как известно, вымерли в России где-то во второй половине 2011 года, когда в издательствах все начало сыпаться к чертям собачьим. Издатели схватились сначала за голову, потом за карман, и, неоптимистично позвенев мелочью, обратились к народу.

Большинству издаваемых ими авторов они сказали примерно то же самое, что заявил один вредный дед своему популярному впоследствии внучку: «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…».

В люди, или еще куда – история умалчивает. И те пошли. Гонорары упали настолько, что «жить с пера» могли себе позволить только звезды первой величины. Но именно 2012 год выкосил весь подлесок профессиональных писателей от второго эшелона и ниже.

Русская фантастика, безусловно, не умерла – ее и дустом вывести непросто, — но писательство перестало быть профессией, став чистой воды хобби.

image

Воскресило их магическое слово «прода». Однако не прошло и пяти лет, как вымершая было популяция была восстановлена: фантасты-профессионалы воскресли в лучших традициях фениксов и ренессансов.

Написал продолжение (проду) – выложил на сайт, написал следующую проду – выложил. Не взятые в издательства любители, тусовавшиеся на самиздатовских сайтах, обычно выкладывали свои романы не цельным куском, а внарезку, поглавно.

Однажды чья-то гениальная голова добавила в эту схему деньги.

И в какой-то момент автор говорит: «Стоп! Сначала все идет как обычно, автор выкладывает одну главу за другой, читатели увлекаются все сильнее и сильнее. кто заплатит мне 100 рублей!». Дальнейшие продолжения увидят только те, кто похвалит меня лучше всех! Благородные доны скидываются, безденежные доны разочарованно расходятся.

Процесс трансформации профессии от оббивания порогов издательств к сетевому фрилансу (ровно как описание специфики получения денег с помощью одних добрых слов, без пистолета) — чрезвычайно увлекателен, весьма поучителен и тянет на целую серию статей на Хабре. Именно эта нехитрая схема и возродила людей, живущих на доходы от написания книг.

Просто так получилось, что я, как человек любопытный, тусил на этих площадках с самого начала, и, более того, наблюдал процесс, так сказать, изнутри, о чем позже. Но сегодня будет только короткая справка — нечто вроде самого простого гайда. В итоге получилось дюжина тезисов. И вот мой приятель, довольно известный фантаст, попросил написать что-то вроде путеводителя.

Разница между этими двумя сайтами – половая, извините, гендерная. Первое. «Писатели прод» тусуются в основном на двух площадках – «Литнет» и «Автор.Тудей» (оседлать волну прод пытается и «Литрес», запустивший проект «Черновик», но у них пока не очень получается). Скриншот «синего» наверху, а «розовый», он же «Литнет», выглядит вот так: Их так и называют – «синий» и «розовый».

image

Сразу оговорюсь, об этом секторе я мало что знаю. Как вы уже догадались, Литнет – царство голых мужских торсов, кубиков на животе, «властных пластелинов» и женской фантастики. Поэтому дальше речь пойдет в основном об Афторе Тудей (АТ), где не чмок-чмок, а бдыщь-бдыщь. Это другая тусовка, другие деньги (гораздо большие) и другие правила.

Вопрос, который всех интересует больше всех – действительно ли написанием книг можно заработать? Второе. Сегодня на АТ автор, угадавший с книгой, может получить за нее порядка 250 тыс. Да, можно. Правда, топовые сетевые авторы столько продают в первые пару дней продаж. рублей на руки. На Литнете, как я сказал, у топов доходы выше – женщины читают больше и платят охотнее. Супертопы — за первые пару часов. Но и конкуренция там гораздо сильнее.

Эта привычка разительно отличает их от предыдущего поколения, пожившего в 90-е, когда они до костей пропитались рачительностью и скупердяйством. Третье. Эта доходность обеспечивается аудиторией сайта, большинство которой составляют молодые люди, привыкшие платить в интернете. Ачотакова? «Дети тучных лет России» не видят ничего необычного в том, чтобы заплатить 100-120 рублей за возможность читать интересную книжку. Набор стикеров в Контактике 63 рубля стоит.

Главный из них – отношение к чтению у них абсолютно потребительское. Четвертое. Из их готовности платить проистекают и все минусы работы с этой аудиторией. Для них нет никаких «классиков русской фантастики», им, в общем, глубоко все равно, сколько у тебя премий и званий. Былые заслуги, например, не стоят и гроша. Если интересные – то я куплю. Их интересует только одно – что за товар ты им предлагаешь, какие у тебя книжки. Сиди, тряси медалями дальше. Если нет – извини, брат.

Эта аудитория интересуется крайне ограниченным пулом жанров. Пятое. Что за книжки – очень важный вопрос. Все. Это ЛитПРГ, бояр-аниме (этим диковатым словосочетанием обозначают условную адаптацию к родным осинам вошедших в моду в последние годы многотомных восточно-азиатских романов), в меньшей степени – романы о «попаданцах» и фантастические боевики (женские «лыры» и «академки» выносим за скобки). Причем сбить их с этой потребительской диеты невозможно ничем. Все остальное идет лесом. И никакая громкая слава не поможет. Они не прикармливаются и не клюют на другую наживку. Он был натуральной звездой, судя по всему, очень неплохо заработал — его читали десятки тысяч людей, и это не фигура речи. Один из самых интересных наших молодых фантастов Андрей Красников стал очень популярен, пока писал действительно талантливую ЛитРПГ-тетралогию. Читать книгу записалась пара сотен самых верных поклонников, и те, похоже, исключительно из вежливости. Потом он решил написать классическую фантастику.

Навык чтения у них практически не прокачен. Шестое: В силу своей зацикленности на крайне ограниченном количестве жанров и постоянном потреблении примитивных и дурно написанных книг, большинство тамошних читателей — весьма низкоквалифицированные читатели. Я уж молчу про всякие игры с хронологией или многословные философские отступления. Если им подсунуть книгу с несколькими сюжетными линиями, они бросят ее на первой главе – им сложно держать в голове несколько героев. Только один главный герой, только линейный сюжет, только драки, только гарем хардкор!

Твоя книга может стать бестселлером, ты заработаешь на ней несколько сот тысяч рублей и столько же читателей, но если ты решил, что обзавелся стабильной аудиторией и взял бога за бороду – поздравляю, Шарик, ты балбес! Седьмое. Еще одна важная особенность этой аудитории – ей наплевать не только на твои давние заслуги, но и на недавние тоже. Опомятайтесь! Твоя новая книга может «не зайти», и будешь ты сидеть с двумя сотнями читателей, жалобно подвывая: «Куда вы делись? Именно поэтому, кстати, тамошние авторы пишут многотомные эпопеи – если уж тебе повезло, ты угадал фишку и оседлал волну – греби пока дыхалки хватит. Это же я – ваш кумир!!!». Новая серия может и «не зайти».

Следует ясно понимать: «Автор.Тудей» и подобные площадки – это ни в коем случае не книжный магазин. Восьмое: Про «греби пока сможешь» или про продолжительную писанину. Тамошних обитателей результат не очень интересует, им гораздо важнее процесс. Самое глупое, что можно сделать, придя туда – это выложить там свои книги, и сидеть, ожидая продаж. Ну или ярмарка, где ваганты песнями добрых людей веселят. Они читают не книги, а вкладываемые автором продолжения, «проды».
Это не лавка, это мастерская, где люди работают в прямом эфире, а от станка к станку слоняются толпы любопытных и стимулируют понравившиеся мастеров звонкой монетой. Песня должна быть новой, песня должна быть зажигательной, песня должна быть прилипчивой и не отпускающей. Все честно – как напел, так и получил. И каждое выступление – как заново. Начал играть Вторую Сюиту Дворжака – сам дурак.

Естественно — поглавно. Девятое: «А если не выложить книги сразу, то как?» — спросите вы. знаков, ваша книга какое-то время помаячит на главной странице сайта в разделе «Последние обновления». Если выкладка превышает 15 тыс. Есть, конечно, писатели у которых 78 изданных книг, им, безусловно, сложнее. Вполне вероятно, что несколько любопытных чудиков на нее кликнут и так – старушка к старушке – вы и наберете какую-никакую аудиторию.

Говорят, способствует притоку новых читателей, выпуск вами умных, интересных или хотя бы резонансных статей на местном форуме. Поглавной публикацией ограничиваться не стоит, волка ноги кормят, и напоминать о себе следует всеми возможными способами. Да-да, даже Олди не гнушаются там лезгинку плясать писать на форуме чуть не каждый день.

Наберете ли вы таким образом аудиторию, достаточную хотя бы для получения статуса коммерческого автора (а возможность собирать с читателей деньги дают либо при достижении некоего уровня популярности, либо при опубликованных бумажных книгах в анамнезе)? Десятое: Но все эти два прихлопа – три притопа, конечно, в основном для безденежных донов.

Вряд ли.

Сейчас конкуренция за место в топе достаточно сильна и с каждым днем все сильнее. Чтобы получить популярность самотеком, надо было приходить в эту тусовку хотя бы два года назад. А вот если у вас просто хорошие книги… Нет, не так. Ну или вы должны очень удачно угадать тему. Этот рынок еще не засижен и эффективность вложений может быть очень высока. Если ваши книги могут вызвать интерес у тамошних обитателей – но популярность растет медленно, вас может спасти обращение к специалистам по рекламе. руб., вложенные в рекламу серии из двух книг, из которых платная только одна, за две недели дают урожайность «сам-четыре» без комиссии площадки. 10 тыс.

Я понимаю, что любой грамотный автор предпочел бы адресоваться читателям, которым не требуется объяснять, что такое Мензура Зоили или хотя бы значение слова «скво». Одиннадцатое. Относительно низкой читательской квалификации и низкого качества книг на этих ресурсах. Умение читать тексты посложнее «Ох и Ах идут качаться» возникает и совершенствуется на интересных книгах, написанных высококвалифицированными авторами. Но других читателей у нас сегодня нет. Если профессионалы не придут окормлять эту паству – ради бога, свято место пусто не бывает. Квалификация поднимается квалифицированными, по-другому не бывает.

Все переживут.

Но лучше никому не станет.

Как правило, один простой фактор: «У меня что – совсем самолюбия нет, лезть в эту клоаку? Двенадцатое и последнее. Что же сдерживает приток хороших профессиональных авторов? Почему я должен писать дебильное ЛитРПГ? Почему я, тонкий мыслящий автор, способный писать переполненные аллюзиями и стилистически безупречные тексты, должен, как Остап какой, плясать перед дремучей, но наглой школотой, неспособной оценить качество работы?

На это я обычно отвечаю – напиши недебильное.

(дальше идет оголтелый самопиар, пуристы могут не дочитывать)

Я ни разу в жизни не писал художественных текстов – только нон-фикшен. Для меня лично, когда я впервые пришел на площадку, где выкладываются книги, нарезанные ломтями, это был вызов. Но примерно через две недели я поспорил, что напишу книгу, которая будет удовлетворять четырем условиям.

  1. Она будет написана в самом презираемом фантастическом жанре – ЛитРПГ
  2. Я буду писать ее под псевдонимом, чтобы не выезжать на уже имеющейся читательской аудитории
  3. Книга станет популярна
  4. Мне за нее не будет стыдно

Спор я выиграл – все четыре условия были соблюдены, хотя последнее условие, конечно, предельно субъективное. Но недавно я получил некое ей подтверждение – совершенно неожиданно для меня книга вышла в лонг-лист престижной литературной премии «Электронная буква» с весьма неплохим призовым фондом. Сколько я знаю, это не только первая, но и единственная ЛитРПГ, которая засветилась в списках несамодеятельных литературных премий.

Так и случилось – в шорт-лист я не прошел. Иллюзий я не строил – экспертное жюри, состоящее из профессиональных литературных критиков, я пройти никак не мог – тем критериям, по которым они оценивают книги, моя никак не соответствует. Но, к счастью или к сожалению, я упрям и привык следовать принципу «если сел за стол – то играй до конца!».

Она называется «Выбор читателей», и в ней участвуют все книги, вышедшие в лонг-лист. Есть одна номинация, в которой я еще могу попытаться потолкаться плечами.

Вот сайт премии

Вот так выглядит книга «В бой идут…», написанная мною под псевдонимом Сергей Волчок.

image

Сейчас я там третий с отрывом в несколько сот голосов. Вот сайт читательского голосования.

И там, и там она в свободном доступе. Если вы не читали книгу, ее можно скачать на сайте для голосования, либо на сайте Автор Тудей, на котором выложены все мои книги. Время есть, голосование до 15 ноября.

А дальше — все как в стихотворении Киплинга «If».

Если вы ее прочитали, и если она вам понравилась, если у вас есть желание поддержать мою книгу и если это не противоречит вашим нравственным принципам, моральным и религиозным нормам – я буду вам очень благодарен за поддержку.

Всегда ваш, Вадим Нестеров.

(автор благодарит родной университет НИТУ «МИСиС» за предоставление корпоративного блога для выкладки этой статьи)

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть