Главная » Hi-Tech » «Первым нашим пользователем был Президент Республики Казахстан»

«Первым нашим пользователем был Президент Республики Казахстан»

Азамат рассказал о том, как начать собирать базу партнеров с нуля, как уйти из корпоративного сектора в стартапы и что чувствуешь когда твоим первым пользователем становится Президент страны. Главный редактор Z journal Марат Шакен поговорил с сооснователем стартапа Asper Азаматом Кулимбаевым.

В закладки

Поделиться

В чем его уникальность? Азамат, расскажите в нескольких предложениях о вашем стартапе.

Мобильное приложение Asper — это маркетплейс по поиску различных автоуслуг, начиная от поиска и покупки автозапчастей, заканчивая поиском автосервисов, автомоек, эвакуаторов и т.д.

скоро зима. Давайте расскажу уникальность на примере покупки шин, т.к. Мы выбираем категорию шины, выбираем город, нажимаете отправить. Для того, чтобы отправить заявку на автозапчасти, вам необходимо выбрать категорию. К примеру по шинам, мы получили ответ от нашего партнера магазина «Мир Шин», он указал цену в 150 000 тенге. На любой ваш запрос касательно автозапчастей, вы получаете точечный ответ. Если вам пришел ответ, значит у этого партнера есть эта запчасть либо он сможет оказать запрашиваемую вами услугу. У нас нет ни одного фейкового партнера, у нас только живые и актуальные ответы.

Одна из наших основных целей — улучшение качества сервиса на всем рынке автоуслуг, будь то продажа автозапчастей, либо предоставление автосервиса. Наша основная цель и философия — это облегчить жизнь наших покупателей, чтобы они быстрее находили автозапчасти либо автосервис по приемлемой цене и приемлемому качеству.

Так можно сделать? Могу ли я написать необычный запрос: «Моя машина стоит на улице Мира, вот ключи от моей машины, вы можете пожалуйста съездить, заменить колодки и выставить мне счет?».

Я сейчас совру если скажу, что мы такое сделаем, и опять-таки совру, если скажу, что мы этого не сделаем.

Все в меру?

Есть такая хорошая занимательная история у Рамиля Мухоряпова. Да, все в меру. Это был очень хороший кейс. Как-то к ним в колл-центр, когда у них ещё был только единственный сервис Chocolife позвонили клиенты, и попросили заказать такси, и их операторы заказали такси. Хотим, чтобы через 5-6 лет такие же люди, как и мы говорили в своем интервью: «Вот в Asper так работают и мы тоже хотим также работать». Для нас всех — это пример, и мы стараемся когда-нибудь вырасти в такую же компанию.

Отвлеченный вопрос, а почему такое странное название — Asper?

Сначала у нас была идея, мы нарисовали несколько прототипов, макетов и пошли презентовать инвестору. Это такая прикольная история. У нас было около ста вариантов, но все было не то. И начали думать, как назвать продукт. И мы решили назвать Asper. Мы записывали их на бумаге, и первыми буквами были A S P E. И оно нейтральное, не связанное с автомобилями, что дает нам в дальнейшем возможность перенаправлять продукт в другое русло. Название легкое, оно быстро прижилось, и стало родным.

Расскажите как вы начинали свой путь в IT, возможно о каких-то предыдущих проектах. Я вижу по вашим ответам, что у вас 100% вовлеченность.

Так получилось, что работать я начал намного раньше, чем поступил в университет и работал не только в IT сфере. Я окончил университет 2010 году. Это первый сервис в Казахстане по доставке еды на дом, и по бронированию столиков. После того, как я окончил университет, мой хороший друг Алибек Датбаев пригласил меня в стартап проект, который назывался Looloo.kz. У нас была хорошая команда. Мы проработали в этом проекте достаточно долго. Достигли всех промежуточных результатов, которые стояли перед нами — подключили около 150 ресторанов в Астане и в Алматы, наладили службу собственной доставки.

Мы набили много шишек. Этот проект был моим первым опытом в стартапе и наверное был одним из самых первых стартапов в Казахстане в 2010-2011 годах. Это было хорошим опытом для меня, как для менеджера и хорошим опытом для нашей команды разработчиков. Мы поняли как правильно работать. Мой друг Алибек, пригласивший меня в этот стартап, сейчас работает в головном офисе Booking.com старшим программистом. Но стоит отметить, что этот опыт был настолько хорош, что большая часть этих разработчиков сейчас работает за рубежом - кто в Кремниевой долине, кто в Европе.

У нас было несколько каналов продаж билетов — онлайн, специальные кассовые программы через кассу, и терминалы самообслуживания во всех ТРЦ Астаны. Дальше были проекты по покупке билетов онлайн на все события Астана Опера — это сервис Biletbar.kz.

Самым первым человеком, который купил билет в наших кассах стал Президент Республики Казахстан.

Решил попробовать себя в сфере связанной с IT — в хардверной компании. Я проработал в этом проекте около 5 лет и понял что нужно что-то менять.

Но меня все равно тянуло в сторону стартапов. Позже я работал в национальной компании. Мы посмотрели на Kolesa.kz — на количество и стоимость размещения объявлений. Дух романтики не умирает, охота что-то делать, сталкиваться с какими-то сложностями и их преодолевать. Хотели предложить рынку улучшенные технологии и решения и решили попробовать.

Мы думали, что через год-полтора уже выйдем в плюс и сможем охватим половину Казахстана. Сначала были наполеоновские планы. Мы совершили очень много ошибок в операционной совершили деятельности. Но человек любит наступать на одни и те же грабли, и мы столкнулись со сложностями.

Какие ошибки вы совершили ?

Ошибка была в том, что мы не до конца понимали чего хочет рынок.

То есть вы не делали кастомер девелопмент?

Позже мы сделали все правильно и поняли, что ошибались очень сильно и поменяли направление продукта на 180 градусов. Мы думали что сделали кастомер девелопмент, а оказалось что мы провели его не правильно. Сейчас движемся в другом направлении, сократили наш сегмент и делаем первые шаги заново.

Допустим вы приходите к партнеру и говорите о том, что у вас будет много клиентов, приглашаете их. Проблема курицы и яйца. Соответственно вы идете к пользователям, а они говорят: “А где партнеры?”. А они в ответ просят сначала привезти пользователей. Как вы это решали?

У казахов много родственников и знакомых, верно? Тут у нас в дело вступил великий казахский менеджмент. После того, как вышла первая версия нашего продукта в AppStore и в Play Market, мы начали обзванивать всех своих знакомых, друзей, родственников, одноклассников с вопросом о том, у кого есть знакомые продавцы. Мы делали все очень просто. Они были к нам лояльны, потому что мы пришли от знакомых. У нас набралось около 10 человек в Алматы и мы пошли к ним. Некоторые из них разочаровались, некоторые из них ждали пользователей целый месяц. Мы сказали о том, что у нас скоро будут пользователи и предложили его установить.

Мы опрашивали знакомых и друзей о том, есть ли у них машина о том, когда они меняли масло в последний раз и т.д. Пользователей мы привлекали тоже таким же методом. Возможно тогда это было дико. Мы приходили к ним, настаивали поменять масло прямо сейчас и заказать через нас, даже деньги предлагали (смеется). Сейчас оглядываясь назад нам очень весело, в этом вся романтика стартапа.

А какой план по привлечению партнеров и пользователей сейчас?

Основной упор — это пользователи. Сейчас мы не ставим основной упор на партнеров. Касательно партнеров. Для нас важно качество. С каждым партнером мы проводим беседы до 3-4-х дней. Мы привлекаем только тех партнеров, в которых можем быть уверены на 100%. Мы не хотим направо и налево привлекать всех подряд. Мы с ними знакомимся, проводим встречи, объясняем нашу философию. Мы разговариваем с ним, говорим, что от него хотим и что он должен сделать. Если мы видим, что этот партнер близок нам по духу, если у нас есть общие точки соприкосновения, значит — это наш партнер. Таким образом мы полностью пересмотрели инструмент продаж. Если вторая или третья встреча с ним проходит в такой дружеской обстановке мы можем его подключать. Когда мы пришли, у нас каждая продажа занимала 10-15 минут, сейчас она занимает 2-3 дня в среднем.

То есть делаете упор на качество да?

У нас вообще другое взаимоотношение между продавцами и покупателями на рынке. Да, на качество. У нас это так работает. Если продавец симпатичен мне, как человек, если он со мной вежливо разговаривает или он мой земляк, я пойду к нему, даже если нам не по пути. И объясняем все это нашим партнерам. Учитывая все эти нюансы мы строим свой маркетплейс.

Прочитав множество книг о том, как делать бизнес с нуля, я понял, что они не учитывают такой фактор, как ментальность региона.

Он соорудил свой проект таким образом, что он был близок именно к казахстанцам. Такой фактор, в свое время, хорошо понял Рамиль Мухоряпов. Им удалось вовремя это понять и построить такой ресурс, который был близок менталитету и духу народу этого региона. То же самое было и с сайтами krisha.kz и kolesa.kz. И мы стараемся не забывать об этом.

Так как вы заговорили о регионах, насколько я знаю, сейчас к приложению подключено несколько городов.

Мы не готовы сейчас конкурировать с KazMotors в Алматы, так как это нереально в данный момент. У нас были подключены Алматы и Астана, но сейчас мы делаем основной упор на Астану. Но как я упоминал ранее, мы хотим брать качеством, у нас в процессе внедрения новые функции, которые особенно понравятся нашим покупателям

Расскажите чуть подробнее из того, что можно рассказать.

Сейчас сделали один большой шаг в этом направлении и зацепились за это направление и стараемся его развивать. Мы на шаг приблизились к автоматизации процесса по покупке автозапчастей.

Что-то похожее на это? К примеру, я один раз заказал через вас замену масла, и в среднем через 6 месяцев ко мне придет уведомление о том, что пора менять масло.

Ну примерно что-то похожее на это, но с более глубоким смыслом.

Почему? Вы говорили что рынок автозапчастей еще будет расти, и будет вмещать еще несколько стартапов?

Знакомые ребята с CarCity говорили, что долгое время близлежащие республики Кыргызстан и Узбекистан зачастую покупали у нас все автозапчасти, потому что это было дешевле. Я вообще в этом уверен. Но сейчас ситуация поменялась в противоположную сторону, наоборот мы покупаем на рынках соседних стран.

Люди, которые работают в офисах с девяти до шести боятся рисковать, не хотят выходить из зоны комфорта. Стартапы в понимании общества — что-то неопределенное, что-то рискованное, какая-то авантюра. Ваш совет, как преодолеть этот страх?

Потому что, каждый человек — это капитан своего корабля, который плывет в бездонном бушующем океане. Когда я учился в школе, директор нашей школы всем выпускникам говорила одни и те же слова о том, что каждый человек, и в жизни и в работе всегда должен быть смелым. Нужно оставаться смелым, верить и мечтать. И если капитан будет оставаться смелым, он всегда достигнет своего берега. Либо ты перешагнешь через эту пропасть, либо упадешь, другого не дано. Стартап — это романтика, это как в отношениях между мужчиной и женщиной, надо закрыть глаза и шагнуть в бездну.

Конечно немногим удается достигнуть успеха, многие прогорают, но даже они говорят, что это стоило того. Так же и в стартапе. Ты рискуешь. В этом весь драйв стартапа. Ошибаешься, пробуешь, ошибаешься. Ты пробуешь. И это стоит того. Но один успех в конце пути может покрыть все твои сто ошибок. Будьте смелыми. Я хочу пожелать всем людям, которые думают о том, заниматься ли стартапом, верить в себя, верить в свою идею, и не бояться ничего. Только смелым покоряются моря (смеется).

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Аэрофлот» запретил сотрудникам использовать смартфоны и планшеты с камерами в офисе

«Аэрофлот» запретил сотрудникам использовать смартфоны и планшеты с камерами в офисе — Транспорт на vc.ru Свежее Вакансии… Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Кто-то из работников уже сделал фото приказа и выложил ...

Смотрят ли на диплом в больших компаниях

Какой смысл в вузе и оценках — отвечают специалисты из «Яндекса», ВТБ, МТС, «Сбербанка» и HeadHunter. В закладки Материал подготовлен при поддержке олимпиады «Я — профессионал». «Яндекс» Евгения Куликова руководитель службы академических программ Если речь о вакансии стажера, то строчка ...