Главная » Hi-Tech » «Первым нашим пользователем был Президент Республики Казахстан»

«Первым нашим пользователем был Президент Республики Казахстан»

Азамат рассказал о том, как начать собирать базу партнеров с нуля, как уйти из корпоративного сектора в стартапы и что чувствуешь когда твоим первым пользователем становится Президент страны. Главный редактор Z journal Марат Шакен поговорил с сооснователем стартапа Asper Азаматом Кулимбаевым.

В закладки

Поделиться

В чем его уникальность? Азамат, расскажите в нескольких предложениях о вашем стартапе.

Мобильное приложение Asper — это маркетплейс по поиску различных автоуслуг, начиная от поиска и покупки автозапчастей, заканчивая поиском автосервисов, автомоек, эвакуаторов и т.д.

скоро зима. Давайте расскажу уникальность на примере покупки шин, т.к. Мы выбираем категорию шины, выбираем город, нажимаете отправить. Для того, чтобы отправить заявку на автозапчасти, вам необходимо выбрать категорию. К примеру по шинам, мы получили ответ от нашего партнера магазина «Мир Шин», он указал цену в 150 000 тенге. На любой ваш запрос касательно автозапчастей, вы получаете точечный ответ. Если вам пришел ответ, значит у этого партнера есть эта запчасть либо он сможет оказать запрашиваемую вами услугу. У нас нет ни одного фейкового партнера, у нас только живые и актуальные ответы.

Одна из наших основных целей — улучшение качества сервиса на всем рынке автоуслуг, будь то продажа автозапчастей, либо предоставление автосервиса. Наша основная цель и философия — это облегчить жизнь наших покупателей, чтобы они быстрее находили автозапчасти либо автосервис по приемлемой цене и приемлемому качеству.

Так можно сделать? Могу ли я написать необычный запрос: «Моя машина стоит на улице Мира, вот ключи от моей машины, вы можете пожалуйста съездить, заменить колодки и выставить мне счет?».

Я сейчас совру если скажу, что мы такое сделаем, и опять-таки совру, если скажу, что мы этого не сделаем.

Все в меру?

Есть такая хорошая занимательная история у Рамиля Мухоряпова. Да, все в меру. Это был очень хороший кейс. Как-то к ним в колл-центр, когда у них ещё был только единственный сервис Chocolife позвонили клиенты, и попросили заказать такси, и их операторы заказали такси. Хотим, чтобы через 5-6 лет такие же люди, как и мы говорили в своем интервью: «Вот в Asper так работают и мы тоже хотим также работать». Для нас всех — это пример, и мы стараемся когда-нибудь вырасти в такую же компанию.

Отвлеченный вопрос, а почему такое странное название — Asper?

Сначала у нас была идея, мы нарисовали несколько прототипов, макетов и пошли презентовать инвестору. Это такая прикольная история. У нас было около ста вариантов, но все было не то. И начали думать, как назвать продукт. И мы решили назвать Asper. Мы записывали их на бумаге, и первыми буквами были A S P E. И оно нейтральное, не связанное с автомобилями, что дает нам в дальнейшем возможность перенаправлять продукт в другое русло. Название легкое, оно быстро прижилось, и стало родным.

Расскажите как вы начинали свой путь в IT, возможно о каких-то предыдущих проектах. Я вижу по вашим ответам, что у вас 100% вовлеченность.

Так получилось, что работать я начал намного раньше, чем поступил в университет и работал не только в IT сфере. Я окончил университет 2010 году. Это первый сервис в Казахстане по доставке еды на дом, и по бронированию столиков. После того, как я окончил университет, мой хороший друг Алибек Датбаев пригласил меня в стартап проект, который назывался Looloo.kz. У нас была хорошая команда. Мы проработали в этом проекте достаточно долго. Достигли всех промежуточных результатов, которые стояли перед нами — подключили около 150 ресторанов в Астане и в Алматы, наладили службу собственной доставки.

Мы набили много шишек. Этот проект был моим первым опытом в стартапе и наверное был одним из самых первых стартапов в Казахстане в 2010-2011 годах. Это было хорошим опытом для меня, как для менеджера и хорошим опытом для нашей команды разработчиков. Мы поняли как правильно работать. Мой друг Алибек, пригласивший меня в этот стартап, сейчас работает в головном офисе Booking.com старшим программистом. Но стоит отметить, что этот опыт был настолько хорош, что большая часть этих разработчиков сейчас работает за рубежом - кто в Кремниевой долине, кто в Европе.

У нас было несколько каналов продаж билетов — онлайн, специальные кассовые программы через кассу, и терминалы самообслуживания во всех ТРЦ Астаны. Дальше были проекты по покупке билетов онлайн на все события Астана Опера — это сервис Biletbar.kz.

Самым первым человеком, который купил билет в наших кассах стал Президент Республики Казахстан.

Решил попробовать себя в сфере связанной с IT — в хардверной компании. Я проработал в этом проекте около 5 лет и понял что нужно что-то менять.

Но меня все равно тянуло в сторону стартапов. Позже я работал в национальной компании. Мы посмотрели на Kolesa.kz — на количество и стоимость размещения объявлений. Дух романтики не умирает, охота что-то делать, сталкиваться с какими-то сложностями и их преодолевать. Хотели предложить рынку улучшенные технологии и решения и решили попробовать.

Мы думали, что через год-полтора уже выйдем в плюс и сможем охватим половину Казахстана. Сначала были наполеоновские планы. Мы совершили очень много ошибок в операционной совершили деятельности. Но человек любит наступать на одни и те же грабли, и мы столкнулись со сложностями.

Какие ошибки вы совершили ?

Ошибка была в том, что мы не до конца понимали чего хочет рынок.

То есть вы не делали кастомер девелопмент?

Позже мы сделали все правильно и поняли, что ошибались очень сильно и поменяли направление продукта на 180 градусов. Мы думали что сделали кастомер девелопмент, а оказалось что мы провели его не правильно. Сейчас движемся в другом направлении, сократили наш сегмент и делаем первые шаги заново.

Допустим вы приходите к партнеру и говорите о том, что у вас будет много клиентов, приглашаете их. Проблема курицы и яйца. Соответственно вы идете к пользователям, а они говорят: “А где партнеры?”. А они в ответ просят сначала привезти пользователей. Как вы это решали?

У казахов много родственников и знакомых, верно? Тут у нас в дело вступил великий казахский менеджмент. После того, как вышла первая версия нашего продукта в AppStore и в Play Market, мы начали обзванивать всех своих знакомых, друзей, родственников, одноклассников с вопросом о том, у кого есть знакомые продавцы. Мы делали все очень просто. Они были к нам лояльны, потому что мы пришли от знакомых. У нас набралось около 10 человек в Алматы и мы пошли к ним. Некоторые из них разочаровались, некоторые из них ждали пользователей целый месяц. Мы сказали о том, что у нас скоро будут пользователи и предложили его установить.

Мы опрашивали знакомых и друзей о том, есть ли у них машина о том, когда они меняли масло в последний раз и т.д. Пользователей мы привлекали тоже таким же методом. Возможно тогда это было дико. Мы приходили к ним, настаивали поменять масло прямо сейчас и заказать через нас, даже деньги предлагали (смеется). Сейчас оглядываясь назад нам очень весело, в этом вся романтика стартапа.

А какой план по привлечению партнеров и пользователей сейчас?

Основной упор — это пользователи. Сейчас мы не ставим основной упор на партнеров. Касательно партнеров. Для нас важно качество. С каждым партнером мы проводим беседы до 3-4-х дней. Мы привлекаем только тех партнеров, в которых можем быть уверены на 100%. Мы не хотим направо и налево привлекать всех подряд. Мы с ними знакомимся, проводим встречи, объясняем нашу философию. Мы разговариваем с ним, говорим, что от него хотим и что он должен сделать. Если мы видим, что этот партнер близок нам по духу, если у нас есть общие точки соприкосновения, значит — это наш партнер. Таким образом мы полностью пересмотрели инструмент продаж. Если вторая или третья встреча с ним проходит в такой дружеской обстановке мы можем его подключать. Когда мы пришли, у нас каждая продажа занимала 10-15 минут, сейчас она занимает 2-3 дня в среднем.

То есть делаете упор на качество да?

У нас вообще другое взаимоотношение между продавцами и покупателями на рынке. Да, на качество. У нас это так работает. Если продавец симпатичен мне, как человек, если он со мной вежливо разговаривает или он мой земляк, я пойду к нему, даже если нам не по пути. И объясняем все это нашим партнерам. Учитывая все эти нюансы мы строим свой маркетплейс.

Прочитав множество книг о том, как делать бизнес с нуля, я понял, что они не учитывают такой фактор, как ментальность региона.

Он соорудил свой проект таким образом, что он был близок именно к казахстанцам. Такой фактор, в свое время, хорошо понял Рамиль Мухоряпов. Им удалось вовремя это понять и построить такой ресурс, который был близок менталитету и духу народу этого региона. То же самое было и с сайтами krisha.kz и kolesa.kz. И мы стараемся не забывать об этом.

Так как вы заговорили о регионах, насколько я знаю, сейчас к приложению подключено несколько городов.

Мы не готовы сейчас конкурировать с KazMotors в Алматы, так как это нереально в данный момент. У нас были подключены Алматы и Астана, но сейчас мы делаем основной упор на Астану. Но как я упоминал ранее, мы хотим брать качеством, у нас в процессе внедрения новые функции, которые особенно понравятся нашим покупателям

Расскажите чуть подробнее из того, что можно рассказать.

Сейчас сделали один большой шаг в этом направлении и зацепились за это направление и стараемся его развивать. Мы на шаг приблизились к автоматизации процесса по покупке автозапчастей.

Что-то похожее на это? К примеру, я один раз заказал через вас замену масла, и в среднем через 6 месяцев ко мне придет уведомление о том, что пора менять масло.

Ну примерно что-то похожее на это, но с более глубоким смыслом.

Почему? Вы говорили что рынок автозапчастей еще будет расти, и будет вмещать еще несколько стартапов?

Знакомые ребята с CarCity говорили, что долгое время близлежащие республики Кыргызстан и Узбекистан зачастую покупали у нас все автозапчасти, потому что это было дешевле. Я вообще в этом уверен. Но сейчас ситуация поменялась в противоположную сторону, наоборот мы покупаем на рынках соседних стран.

Люди, которые работают в офисах с девяти до шести боятся рисковать, не хотят выходить из зоны комфорта. Стартапы в понимании общества — что-то неопределенное, что-то рискованное, какая-то авантюра. Ваш совет, как преодолеть этот страх?

Потому что, каждый человек — это капитан своего корабля, который плывет в бездонном бушующем океане. Когда я учился в школе, директор нашей школы всем выпускникам говорила одни и те же слова о том, что каждый человек, и в жизни и в работе всегда должен быть смелым. Нужно оставаться смелым, верить и мечтать. И если капитан будет оставаться смелым, он всегда достигнет своего берега. Либо ты перешагнешь через эту пропасть, либо упадешь, другого не дано. Стартап — это романтика, это как в отношениях между мужчиной и женщиной, надо закрыть глаза и шагнуть в бездну.

Конечно немногим удается достигнуть успеха, многие прогорают, но даже они говорят, что это стоило того. Так же и в стартапе. Ты рискуешь. В этом весь драйв стартапа. Ошибаешься, пробуешь, ошибаешься. Ты пробуешь. И это стоит того. Но один успех в конце пути может покрыть все твои сто ошибок. Будьте смелыми. Я хочу пожелать всем людям, которые думают о том, заниматься ли стартапом, верить в себя, верить в свою идею, и не бояться ничего. Только смелым покоряются моря (смеется).

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

РБК: почти 70% выручки крупнейших российских компаний сосредоточено в Москве

РБК: почти 70% выручки крупнейших российских компаний сосредоточено в Москве — Финансы на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Почти половина участников списка 500 крупнейших компаний России по версии ...

Российский VR-разработчик Fibrum привлёк $1 млн от FunCubator и NP Capital

Российский VR-разработчик Fibrum привлёк $1 млн от FunCubator и NP Capital — Сервисы на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Компания вложит деньги в развитие своей платформы виртуальной реальности. ...