Hi-Tech

Первый китайский стартап без инвестиций от Baidu, Tencent или Alibaba: история владельца TikTok — компании ByteDance

Внедрение индивидуальной ленты новостей, приложение для создания коротких музыкальных видео и углубленная работа с ИИ.

В закладки

За шесть лет работы компания создала серию продуктов со своей экосистемой и сотней миллионов пользователей по всему миру. В 2011 году китайский программист Чжан Имин создал компанию ByteDance, которая занялась разработками в области искусственного интеллекта. А один из сервисов принёс китайскому стартапу мировую популярность.

Создание TikTok

С помощью приложения люди создавали музыкальные видео и делились ими с остальными пользователями. В апреле 2014 года китайские предприниматели Алекс Чжу и Лую Янг основали музыкальный сервис Musical.ly. В 2016 году сервисом пользовались более 100 млн человек.

Флешмоб #HeavyBottleChallenge на Musical.ly

За 2015–2016 годы она приобрела несколько компаний по созданию коротких видео: Xigua Video, BuzzVideo, Huoshan, Flipagram и Vigo Video, в сентябре 2016 года запустила музыкальную видеоплатформу Douyin. В это же время ByteDance развивала свой музыкальный проект.

В конце 2016 года приложением пользовались уже более 100 млн человек, но несмотря на быстрый успех на домашнем рынке, компания желала выйти за пределы страны. Приложение имеет аналогичные функции с Musical.ly, но в отличие от своего конкурента, который был нацелен исключительно на зарубежный рынок, сервис от ByteDance доступен только на территории Китая.

Образ типичного пользователя Douyin

Выход на мировой рынок

Мировую популярность оно приобрело уже в ноябре того же года после слияния с площадкой Musical.ly. В сентябре 2017 года компания ByteDance сделала первый шаг по выходу на мировой рынок, запустив копию приложения Douyin под названием TikTok в Индонезии.

На сегодня аудитория приложения Douyin превышает более 300 млн человек, а у TikTok их более 500 млн. Своего конкурента ByteDance приобрела за $800 млн, получив его многомиллионную базу пользователей. В июне 2018 года приложение TikTok загрузили из AppStore более 104 млн раз, оно получило статус самого популярного в мире.

Рейтинг самых скачиваемых приложений в AppStore qz.com

Douyin может быть загружен только на территории Китая, а TikTok доступен только пользователям за его пределами. Создание двух одинаковых приложений для разных рынков помогло ByteDance развиваться глобально, не нарушая законы своей страны.

Финансовая независимость от «большой тройки»

Вместо этого компания неоднократно привлекала частные инвестиции. ByteDance стал первым китайским стартапом, который не просил финансовой помощи у Baidu, Tencent и Alibaba.

Как сообщили источники Reuters, в 2017 году компания привлекла $2 млрд, а в конце 2018 года — $3 млрд от General Atlantic и KKR & Co, Primavera Capital Group и SoftBank Group. В 2012 году ByteDance получил финансирование от частной инвестиционной фирмы Susquehanna International Group. В 2017 году ByteDance оценили в $20 млрд, а в октябре 2018 года оценка достигла $75 млрд.

Доход компании в 2018 году превысил $7 млрд. По этому показателю компания обогнала Uber.

Рейтинг самых дорогих стартапов washingtonpost.com

А в феврале 2018 года интернет-издание Fast Company назвало китайский стартап одним из самых инновационных в мире. В декабре 2017 года аналитическая платформа CBInsight включила ByteDance в список 100 самых известных частных компаний, применяющих алгоритмы искусственного интеллекта.

Первый продукт ByteDance

В 2011 году 29-летний программист Чжан Имин обратил внимание на резкий рост смартфонов в Китае. Несмотря на мировую известность TikTok, самый успешный продукт ByteDance выпустили в начале своего пути. На улицах или в метро люди искали информацию через новые устройства.

В августе 2012 года, спустя четыре месяца после своего основания, компания выпустила свой первый продукт Toutiao — агрегатор новостей с использованием искусственного интеллекта. Чжан понял, что если бы у людей появилось удобное мобильное приложение для чтения новостей, то оно могло бы пользоваться успехом.

Чжан Имин, основатель ByteDance

В приложение разработчик встроил функцию: читатель больше не искал новостные материалы — интересные для него публикации появлялись в персонализированной ленте.

Чем больше публикаций просматривал человек, тем лучше алгоритм понимал его интересы. Система отслеживала поведение пользователей и подбирала новый контент. Каждый день приложением пользуются более 120 млн человек. Спустя четыре месяца к Toutiao присоединились более миллиона пользователей, а в 2018 году их число увеличилось до 700 млн.

Главный экран мобильной версии Toutiao bytedance.com

Для сравнения, в мессенджере WeChat люди проводят около 66 минут. В среднем пользователи проводят на Toutiao около 76 минут в день.

Более 85% из них — молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Большинство пользователей Toutiao — мужчины из крупных городов. Такие характеристики привлекают рекламодателей. 41,3% пользователей Toutiao имеют степень бакалавра или выше.

В 2017 году сумма превысила 15 млрд юаней (около $2 млрд), а в 2018 году эта приблизилась к отметке в 40 млрд юаней (около $6 млрд). Большая часть доходов Toutiao поступает от рекламы в новостных лентах. Генеральный директор Чжан Имин заявил, что его следующая цель — заработать $10 млрд к 2020 году.

Штаб-квартира ByteDance в Пекине

В январе 2014 года компания создала Toutiaohao — платформу для создателей контента. ByteDance работает не только с читателями, но и с авторами. За лучшие публикации ByteDance предложила всем авторам вознаграждение в размере $1400.

Система фильтрует контент с помощью специального алгоритма и рассылает читателям. Как и Toutiao, площадка использует искусственный интеллект.

Его публикации о разведении свиней привлекли миллионы читателей на Toutiao и сделали популярным на всю страну. Один из ярких примеров — китайский свиновод Чжугуань Баба. ByteDance вложила около 1 млрд юаней (около $150 млн) для коммерциализации Toutiaohao и привлечения новых авторов. В 2018 году количество авторов на платформе превысило 1,5 млн человек.

Продукты компании

В ноябре 2018 года соцсеть Facebook анонсировала Lasso — аналог приложений TikTok и Doyin. Аналоги приложений ByteDance создают в Кремниевой долине. Помимо Toutiao и TikTok у ByteDance есть ряд других сервисов. А Google работает над конкурентом Toutiao, чтобы запустить собственную новостную площадку в Китае. Международные приложения можно скачать в интернет-магазинах, а их китайские аналоги доступны из сервиса Toutiao.

Восемь приложений ByteDance, которые доступны через сервис Toutiao

На ней публикуются в основном ролики обучающего характера. Xigua Video — одна из самых популярных видеоплатформ в Китае для создателей профессиональных видео.

Платформа TopBuzz и Helo — международная и индийская версии Toutiao. Vigo Video, Huoshan Video и BuzzVideo — индонезийская, китайская и американская платформы для создания развлекательных коротких видео. NewsRepublic — глобальная платформа для поиска новостей, на 2019 год она официально запущена в 40 странах.

Экосистема приложений ByteDance

Как устроен TikTok

Длина ролика — до 15 секунд. Необычный формат видео — одна из особенностей TikTok. Загрузить видео можно как для всех зрителей, так и для узкого круга людей. Пользователи добавляют в них песни, а также используют фильтры, наклейки и стикеры.

Например, в отличие от YouTube, приложение TikTok изначально разрабатывалось для мобильных устройств. Простота при создании контента — главное отличие видеосервиса TikTok от конкурентов. Это даёт китайскому сервису преимущества в производительности: пользователь может создавать, редактировать и публиковать видео даже на слабых смартфонах.

Система составляет персонализированную ленту новостей с подборкой видео, а также использует функцию синхронизации. TikTok, как и Toutiao, использует искусственный интеллект для улучшения взаимодействия с пользователем. Благодаря ей пользователи могут записывать синхронизированные по губам песни и отрывки из фильмов, что стало ещё одной особенностью сервиса.

Похожее позволяет сделать режим «реакций». Также в приложении есть режим «дуэт» — два пользователя записывают видео, после чего совмещают их друг с другом под музыку. Видео с «реакцией» размещается пользователем в небольшом кадре поверх основного клипа и загружается на свой канал.

Видео с аккаунта @falcopunch видеосервиса TikTok

Среди них американский телеведущий Джимми Фэллон и певица Ариана Гранде. Контент на площадке производят не только обычные пользователи, но и знаменитости. Популярные пользователи бросают вызов друг другу или просят подписчиков создавать видео на определённую тему, что рождает флешмобы.

Так китайский художник Сяо Цюань вдохновил миллионы людей на исполнение «танца морских водорослей», что стало одним из самых массовых флешмобов в истории Китая.

Конфликт с китайскими властями

По словам властей, юмористическая платформа содержала вульгарный контент. В апреле 2018 года главный регулятор СМИ Китая (SAPPRFT) приказал ByteDance закрыть Neihan Duanzi — приложение для обмена мемами, анекдотами и смешными видео. На тот момент аудитория приложения насчитывала 17 млн человек.

Чтобы уладить конфликт, основатель Чжан Имин принёс публичные извинения перед властями Китая, удалил приложение Neihan Duanzi со всех онлайн-магазинов и увеличил команду по мониторингу контента с 6000 до 10 тысяч человек. За день до этого регулятор изъял приложение Toutiao из всех китайских онлайн-магазинов.

Они проводят живые встречи, на которых обмениваются новыми шутками. Несмотря на закрытие площадки, фанаты приложения продолжают общаться друг с другом.

Конфликт с компанией Tencent

Генеральные директора начали дискуссию в «моментах» (аналог стены Facebook или «ВКонтакте»). В мае 2018 года поссорились Чжан Имин и глава Tencent Пони Ма. Пони Ма ругал приложение Douyin за нецензурный контент, а Чжан Имин обвинял WeChat в намеренной блокировке видео сервисов ByteDance.

Скриншот переписки

ByteDance подала в суд на китайский инвестиционный холдинг Tencent за блокировку TikTok и Douyin на платформе WeChat. Спустя время ситуация вышла за пределы мессенджера. В ответ на это Tencent обвинила ByteDance в распространении запрещённого цензурой контента.

Компания потребовала возместить 1 млн юаней ($157 тысяч) в качестве компенсации. Чжан Имин резко отреагировал на обвинение и подал на Tencent в суд за распространение ложной информации. В июне 2018 года Tencent подала встречный иск в суд Пекина, обвинив Toutiao и TikTok в клевете.

Штаб-квартира ByteDance внутри

Спустя неделю приложение разблокировали, но оно подверглось цензуре: из него удалили негативный контент, а также ввели возрастные ограничения. На фоне конфликта Индонезия заблокировала TikTok 3 июля 2018 года из-за возможного наличия порнографии. Toutiao подал жалобу на Tencent в отношении недобросовестной конкуренции и попросил 90 млн юаней ($13,7 млн) компенсации за нанесённый ущерб.

Углубленная работа с искусственным интеллектом

Сотрудники ByteDance

Они сканируют комментарии, считают время, которое пользователь потратил на каждую статью или видео, определяют время суток, когда пользователь чаще всего заходит в приложение. Как и социальная сеть Facebook, приложения компании ByteDance анализируют поведение пользователя.

Система анализирует контент с помощью компьютерного зрения и технологии обработки естественного языка. Но преимущество продуктов компании ByteDance перед конкурентами заключается в более глубоком использовании машинного обучения. Программа запоминает объекты на фото и видео, после чего распределяет их по категориям.

В ByteDance заявляют, что система изучает своего пользователя всего за 24 часа. Эти данные обрабатывают специальные алгоритмы, после чего приложение формирует персонализированную новостную ленту.

Её исследовательская группа сосредоточила основные силы на глубоком изучении текста, изображений и видео, а также разработке крупномасштабных алгоритмов машинного обучения для создания персонализированной ленты. В марте 2016 года ByteDance создала лабораторию Al Lab по работе с искусственным интеллектом.

Программа написала 450 текстов во время 31 летних Олимпийских игр в Бразилии. В 2016 году AI Lab и Пекинский университет разработали бота Xiaomingbot для самостоятельного написания статей. А в августе 2018 года ByteDance и компания Intel объявили о сотрудничестве в области разработки приложений и обучении специалистов. Каждый из них она публиковала примерно через две секунды после окончания соревнований.

Во многом благодаря своей гибкости компания вышла за пределы Китая. Технология машинного обучения в ByteDance не ограничена культурными и лингвистическими барьерами. На конец 2018 года ByteDance присутствует на рынках Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Европы, Бразилии, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

Мы находимся ближе к сфере интернет-поисковиков или социальных сетей. Важно понимать, что мы не новостной бизнес. Мы не копируем бизнес-модель у конкурентов, а сами разрабатываем нашу стратегию. Мы упорно работаем над инновациями и не пытаемся подражать остальным технологическим компаниям.

Чжан Имин

генеральный директор и основатель ByteDance

Планы на будущее

Для этого компания разрабатывает эксклюзивные фильмы и телепроекты для своего приложения Xigua Video. В 2019 году ByteDance планирует выйти на рынок потокового видео Китая.

Оно работает на платформе Toutiao и предлагает читателям купить одежду, продукты питания, напитки, товары для дома и кухонные принадлежности сразу из новостной ленты. В сентябре 2018 года ByteDance запустила конкурента Alibaba и JD.com — приложение электронной коммерции Zhidian.

В октябре 2018 года ByteDance объявила о партнёрстве с NBA. ByteDance инвестирует и в сторонние проекты: в 2016 году компания вложила $25 млн в индийскую новостную платформу Dailyhunt, а в 2018 году выступила спонсором телевизионных передач в Японии. Поклонники баскетбола в Китае смогут следить за всеми играми на платформах Douyin, Toutiao, Xigua Video и TikTok.

#tiktok #bytedance

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»