Железо

Первая смерть пешехода от робомобиля — результат человеческой ошибки, и это может повториться

Как многие считают, это была первая в мире смерть от наезда робомобиля. 20 ноября Национальный совет по безопасности на транспорте США (National Transportation Safety Board, NTSB) обнародовал результаты своего расследования аварии Uber в марте 2018 года в Темпе (штат Аризона), когда самоуправляемый автомобиль Uber сбил насмерть 49-летнюю Элейн Херцберг. Но следователи пришли к выводу, что виной всему — множество человеческих ошибок, причём всё это может повториться.

Когда Совет зачитал вслух свои очередные выводы о вероятной причине аварии в Темпе, первой была обвинена Рафаэла Васкес (Rafaela Vasquez), водитель в автомобиле во время аварии. «Если ваша компания тестирует автоматизированные системы вождения на дорогах общего пользования, то ответственность за аварию лежит на вас», — заявил председатель NTSB Роберт Сумвалт (Robert Sumwalt) в своём вступительном заявлении на недавнем слушании. Васкес не назвали по имени, но её неудачи в качестве водителя безопасности были детально представлены NTSB.

Фактически следователи установили, что она смотрела на свой телефон и не следила за дорогой более трети всего времени, пока находилась в машине накануне аварии. За несколько минут до аварии госпожа Васкес, как сообщается, смотрела на своём телефоне эпизод телепередачи «Голос», что является нарушением политики Uber, запрещающей использование смартфона. Она считается главным виновником.

Но даже несмотря на то, что система продолжала отслеживать пешехода вплоть до столкновения, она ни разу не идентифицировала её как человека на дороге и не смогла точно предсказать траекторию движения. Интересно, что за 5,6 секунды до аварии автопилот обнаружил, что Элейн Херцберг со своим велосипедом пересекает улицу. NTSB считает, что уже сейчас люди (в данном случае водитель) слишком доверяют автопилоту, чего делать не стоит. В итоге водитель была не в курсе о проблеме на дороге до момента, пока не оказалось слишком поздно.

На момент аварии у подразделения передовых технологий Uber не было корпоративного плана безопасности или руководящего документа, в котором определялись бы роли отдельных сотрудников и обязанности по управлению безопасностью — об этом рассказал старший следователь по дорожно-транспортным происшествиям в NTSB Майкл Фокс (Michael Fox). Но госпожа Васкес разделила вину со своими работодателями из Uber, ужасно низкая культура безопасности в которой, по мнению Совета, также способствовала смерти Элейн Херцберг.

За несколько недель до аварии Uber приняла судьбоносное решение сократить количество водителей в каждой машине с двух до одного. В компании также не было подразделения по безопасности и не было специального менеджера по безопасности, отвечающего за оценку и снижение рисков. Также Uber наряду с другими компаниями в области автопилота обвиняют в том, что они слишком небрежно относятся к набору водителей для своего тестового транспорта, рассматривая их скорее как необходимую в тестах формальность, нежели полноценных участников сбора важных данных. Это решение устранило существенную избыточность, которая могла бы помочь предотвратить смерть.

«По моему мнению, они отдали приоритет передовым технологиям, а не сохранению жизней», — сказала член NTSB Дженнифер Хоменди (NTSB) в адрес Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), которая отвечает за регулирование стандартов безопасности транспортных средств. Также часть вины была возложена на федеральное правительство, которое несёт свою долю ответственности за неспособность достаточно хорошо регулировать работу автономных автомобилей.

Сегодня в США нет федеральных законов, требующих, чтобы компании демонстрировали безопасность своих робомобилей перед тестированием на дорогах общего пользования или предоставляли данные об отключениях или ошибках своих автопилотов. Министерство транспорта США выпустило три версии своего руководства по безопасности роботизированных транспортных средств и планирует представить четвёртую версию, которая будет включать в себя выводы, извлечённые из аварии в Темпе. В своём окончательном отчёте NTSB рекомендует изменить это. Единственная роль правительства заключается в реагировании: отозвать часть парка, если она неисправна, или начать расследование в случае аварии. Компании должны быть обязаны представлять оценки безопасности, если хотят испытывать свои транспортные средства на дорогах общего пользования, а вдобавок должен быть разработан процесс отслеживания, придерживаются ли производители своих целей в области безопасности.

И если люди не доверяют компаниям, которые разрабатывают эти технологии, то потенциал для снижения аварийности на дорогах не будет реализован. Автономные транспортные средства должны спасать жизни, а не отбирать их. Опросы показывают, что половина взрослого населения США считает автоматизированные транспортные средства более опасными, чем традиционные, которыми управляют люди. Автомобили будут ездить по улицам пустые, пока службы не будут свёрнуты. Такое общественное мнение с течением времени только укрепляется, так что авария Uber будет ещё иметь серьёзные последствия для будущей индустрии.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть