Хабрахабр

Первая прибыль в истории западных стриминговых сервисов: почему это — не такая хорошая новость

Европейские и американские стриминговые сервисы остаются убыточными. Только в 2018 году один из них показал прибыль. Этим пионером оказался Spotify. В шведской компании, впрочем, не празднуют триумф. Вникаем в то, как Spotify получила прибыль, почему в ней отнеслись к своему достижению с прохладой и что мешает стриминговым сервисам выйти в плюс.


Фото Sunil Soundarapandian / CC BY

Почему стриминговые платформы не прибыльны

Несмотря на популярность среди пользователей, стриминговые платформы теряют деньги. Причём с финансовыми проблемами сталкиваются самые разные сервисы: от нишевого Tidal до гигантов Spotify и Apple Music.

SoundCloud не приносит прибыль уже на протяжении десяти лет. У некоторых компаний концы с концами не сходятся из-за несовершенства моделей монетизации. Теперь SoundCloud пробует заработать на сервисах для музыкантов. Сначала стартап пытался пойти по пути Spotify и продавать подписки, но не набрал достаточной базы подписчиков и чуть не обанкротился. Однако пока и это не вывело компанию в плюс.

До 2017 года в сервисе были доступны только «радиостанции» по жанрам или по манере отдельных исполнителей, а проигрывать конкретные песни и альбомы по своему желанию слушатель не мог, что привело к оттоку аудитории. Похожая ситуация у Pandora. Активность пользователей в Pandora продолжает снижаться, и большая часть из них не платит за подписку. Недавно на платформе ввели возможность слушать музыку по своему выбору, но момент был упущен.

С ней столкнулись Apple Music и Spotify: второй тратит на роялти и вовсе около 80% дохода. Другая причина отсутствия прибыли — расходы на выплаты музыкальным лейблам.

Главная задача продукта — привлечь пользователей в экосистему Apple. Для Apple Music прибыль на короткой дистанции менее важна. Однако у Spotify вопрос заработка стоит остро.

Казалось бы, первая прибыль за историю сервиса должна была воодушевить руководство Spotify, но не всё так просто.
 Шведская компания работала в убыток с самого старта: в год она теряла до полутора миллиарда долларов.

Как Spotify получила прибыль

Организация объявила о чистой прибыли в размере €43 млн. Согласно финансовому отчёту за III квартал 2018 года, Spotify действительно удалось выйти в плюс. Хотя эта сумма составляет всего 3,2% от оборота Spotify, финансовые показатели III квартала оказались лучше в сравнении с первыми двумя: с начала 2018 года компания потеряла $563 млн.

За 2017 год её убыток вылился в €1,24 млрд.

Причина неожиданной рентабельности «в моменте» — сокращение расходов. По сравнению с прошлым кварталом Spotify потратила меньше денег на разработку новых функций и маркетинг. Также, по словам генерального директора компании Дэниела Эка (Daniel Ek), расходы уменьшились из-за сокращения количества сотрудников.

Например, получение доли в Tencent Music (Китай). Помимо этого есть и другие предпосылки к потенциальному росту. В III квартале 2018 года китайская организация подала заявку на проведение IPO в США. В 2017 году эти две компании обменялись миноритарными пакетами своих акций, в итоге у Spotify теперь 9,1% Tencent Music, а у последней — 7,5%-я доля в Spotify. До этого она провела переоценку своей стоимости, что привело к увеличению цены доли Spotify.

Почему компания недовольна финансовой ситуацией

В Spotify не выражают восторгов по поводу упомянутых финансовых показателей. Речь идет только о третьем квартале, поэтому о выходе в плюс по итогам года говорить не приходится.

Это негативно повлияло на отношение инвесторов к её ценным бумагам: несколько крупных финансовых организаций, например Goldman Sachs, понизили целевую цену акций Spotify. По сути, шведская компания продолжает терять деньги.

Ожидают, что по итогам IV квартала 2018 года компания снова уйдёт в минус. В том числе потому, что инвестирует в разработку нового функционала. По словам финансового директора Spotify Бэрри МакКарти (Barry MсCarthy), это — её главный приоритет.

Компания ожидает падения среднего дохода на пользователя (ARPU) из-за роста популярности на рынках Латинской Америки и Юго-Восточной Азии (см. Финансовая ситуация шведского музыкального гиганта грозит ухудшиться и в долгосрочной перспективе. 3 её отчёта). стр. Там популярны дешёвые тарифы для студентов и семейные подписки на сервис.


Фото Paul van de Velde / CC BY

Что будет делать Spotify

В ближайшем будущем компания надеется начать больше зарабатывать за счёт развития собственного продукта. Возможные точки роста — реклама и подкасты.

Компания ожидает, что это увеличит спрос на размещение рекламных объявлений. Рекламодателей Spotify планирует привлечь технологией автоматического размещения объявлений Ad Studio, которая призвана обеспечивать более эффективный таргетинг рекламы.

Более того, выпускать подкасты дешевле, чем покупать лицензионные права на использование музыки. Подкасты интересны стриминговому сервису тем, что увеличивают время нахождения пользователей в приложении, а значит и количество рекламных объявлений в расчёте на слушателя. Пока пользователи Spotify тратят на этот формат только 1% всего времени в сервисе, но компания планирует увеличивать этот показатель.

Выводы

Многомиллионные армии подписчиков не помогают стриминговым сервисам выйти в плюс в краткосрочной перспективе: слишком много денег компании тратят на лицензионные платежи.

В США недавно приняли Music Modernization Act, который обяжет стриминговые платформы больше платить музыкантам. Финансовое положение Spotify и Apple Music может ухудшиться ещё сильнее с введением новых законов в пользу исполнителей. Хотя Spotify и Pandora поддержали тот закон, пока не ясно, как он скажется на благосостоянии компаний.

Выходом из сложившейся ситуации для сервисов могут стать подкасты. Сегодня они уже привлекают крупных рекламодателей, например Chanel и BMW, и приносят всё больше денег авторам. Помимо Spotify, подкасты развивает Pandora: компания разработала новый рекомендательный алгоритм для аудиошоу.
Микропосты о звуке — в нашем Telegram-канале:

Новогодняя распродажа в Аудиомании все еще открыта
Наш подкаст в Telegram — обсуждаем аудиосистемы для дома
История бренда: говорим о Sennheiser


У нас открыта новогодняя распродажа со скидками до 75%. В акции участвуют самые разные категории: от портативной до профессиональной аудиотехники.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть