Хабрахабр

Перспективные AR/VR-стартапы: виртуальные свидания, хирургия и служба поддержки

Ряд компаний, в том числе Oculus, обещали скорое разнообразие и совершенство технологий. Ещё три года назад в сфере AR/VR был настоящий бум. Тем не менее, эта индустрия не просто живёт, но и вполне себе здравствует. Реальность оказалась не такой радужной — сегодня в каждом кармане не лежит по компактному и мощному устройству, готовому тут же погрузить нас в мир виртуальной или дополненной реальности. Согласно этим данным, к 2025-му году по объёму оборотов и прибыли рынок будет поделён на такие сегменты (в порядке убывания): Мы сделали для вас подборку перспективных AR/VR-стартапов, которые вполне могут превратиться в массовые продукты, и даже начать формировать лицо индустрии.
Три года назад банк Goldman Sachs опубликовал прогноз относительно развития рынка AR/VR.

  • игры и развлечения,
  • медицина,
  • инженерия,
  • онлайн-трансляции,
  • торговля недвижимостью,
  • розница,
  • военное применение,
  • образование.

Однако более свежее исследование говорит о том, что сегодня распределение получается иным. Сами бизнесмены в сфере AR/VR ожидают, что в 2019-м инвестиции будут распределены по секторам таким образом (по убыванию):

  • игры,
  • медицина,
  • образование,
  • военное применение,
  • производство и транспорт,
  • кино и телевидение,
  • онлайн-трансляции,
  • подготовка и обучение сотрудников,
  • маркетинг и реклама,
  • розница/онлайн-коммерция,
  • торговля недвижимостью.

А сами опрошенные компании сегодня работают над продуктами в таких областях (по убыванию):

  • игры,
  • социальная сфера,
  • реклама,
  • онлайн-трансляции,
  • кино и развлечения,
  • новости и визуальные истории,
  • музыка,
  • прочее.

C играми всё более-менее понятно, поэтому мы решили посмотреть в сторону не развлекательных проектов.
Несмотря на всё многовековое развитие медицины, врачебные ошибки остаются одной из значимых причин смертности. Особенно ошибки хирургов. Связано это со сложностью нашего организма и уникальными анатомическими особенностями каждого из нас.

Планируют и практикуются на двумерных (изредка трёхмерных) макетах человеческого тела. Как сегодня хирурги готовятся к операциям? Стартап Surgical Theater создал VR-систему, в которой можно на основе данных магнито-резонансной томографии, компьютерной томографии и ангиограмм пациента строить трёхмерную модель черепа, сосудов и тканей, на которой нейрохирурги смогут построить план конкретной операции. А как быть нейрохирургам?

Что самое сложное в торговле недвижимостью? обналичить недострой в офшорах Продать то, что ещё даже не построено. Большинство из нас просто не в состоянии представить себе здание или помещение по одним лишь чертежам. Нам нужна более совершенная визуализация.

И за эти пару дней нужно показать как можно больше объектов как можно большему количество возможных покупателей. Кроме того, многие потенциальные клиенты слишком заняты, чтобы кататься по просмотрам квартир/домов, так что выходные у продавцов недвижимости — самые горячие дни недели.

Вам достаточно приехать в офис риэлторской компании, и в очках виртуальной реальности вы сможете быстренько «пробежаться» по самым разным объектам, как не построенным, так и разбросанным по всему городу. Индийский стартап VirtualSpaces предлагает инструментарий для трёхмерной визуализации недвижимости на основе чертежей. Можно не только подать товар лицом, но сэкономить кучу времени всем участникам сделки.

На ниве виртуализации интерьера трудятся множество компаний. Одна из них — стартап Houzz. Он предоставляет конечным пользователям возможность наглядно примерить, как будет выглядеть в их интерьере понравившиеся предметы мебели из ассортимента какого-нибудь магазина. Как утверждается в блоге стартапа, их приложение в разы повышает вероятность покупки.

Спору нет, интернет-магазины — вещь крайне удобная. Но всё же у «материальных» магазинов есть одно неоспоримое преимущество: примерочные. В прошлом году американская компания Retail Dive спросила около 1400 покупателей, почему они покупают в обычных магазинах, а не в интернете. И 62 % ответили, что так они могут пощупать и примерить одежду, прежде чем купить её.

Он позволяет компаниям-производителям одежды и интернет-магазинам создавать виртуальные примерочные. На этом нашем желании делает бизнес стартап Avametric. Пользователю достаточно ввести в мобильном приложении свои размеры, и выбранные предметы гардероба будут автоматически адаптированы под виртуальный манекен с теми же размерностями.

Вот как это реализовано для бренда одежды Gap:

Сегодня концепция управления физическими объектами силой мысли уже не то что не кажется фантастикой, её возможность доказана экспериментально. Стартап Neurable предлагает платформу беспроводного интерфейса мозг-компьютер, с помощью которой люди способны взаимодействовать с приложениями виртуальной и дополненной реальности, прилагая одни лишь мыслительные усилия, без нажатия кнопок, отслеживания движения глаз или голосовых команд.

А поскольку между мозгом и конечным устройством нет кучи посредников вроде мышц, кнопок и всяких промежуточных аппаратов, подобные интерфейсы мозг-компьютер можно считать неким идеальным будущим AR/VR-технологий. В основе технологии Neurable лежит машинное обучение и электроэнцефалография.

Любопытную идею реализует стартап Streem: оказание поддержки через мобильное приложение. Пользователь включает камеру, и в реальном времени показывает специалисту, какую задачу/проблему ему нужно решить, а специалист может прямо на картинке показывать, куда нужно нажать/посмотреть/проверить/сделать что-то ещё. Приложение позволяет также проводить замеры. Отличная идея, причём как для клиентов, так и для самих сотрудников поддержки — это сколько же терпения нужно иметь, чтобы «вслепую» вести по телефону очередного бестолкового пользователя через дебри проводов или интерфейсов. Это не считая экономии времени самих специалистов и исключения ненужных выездов к клиентам.

Стартап zSpace разработал программно-аппаратную систему для обучения, в основном школьников. Она состоит из:

  • специального компьютера-планшета, либо специального же ноутбука;
  • стилуса, движение которого отслеживается в трёхмерном пространстве;
  • и специальных очков.

Очки в сочетании с дисплеем ноутбука/планшета дают эффект трёхмерности изображения и глубины пространства. А с помощью стилуса пользователь может «взаимодействовать» с виртуальными объектами в этом трёхмерном пространстве.

Есть в их портфолио даже проект обучения сварщиков: нужно вести стилус с нужной скоростью и точностью, чтобы сварной шов соответствовал требованиям. Естественно, компания разрабатывает и обучающее ПО для самых разных задач и возрастов.

Интересную идею реализует стартап Xesto на базе Университета Торонто. С помощью машинного обучения они научили смартфон распознавать движения пальцев. Благодаря этому можно, скажем, брать виртуальный предмет. Это же наша многолетняя мечта — управлять компьютером без этих ваших клавиатур и мышей, а с помощью одних лишь жестов и пассов руками.

Фича пока работает только на iPhone X.

Германская компания Holo-Light разрабатывает AR-решения для автомобильных, машиностроительных и строительных компаний. Чем сложнее и масштабнее создаваемая техника и объекты, тем выше требования к квалификации инженеров и рабочих. К тому же создавать и возводить нужно не только правильно и точно, но и быстро. Инженерные AR-системы могут оказать неоценимую помощь. Допустим, нужно точно установить на своё место сложный агрегат, который затем нужно подключить ко всевозможным магистралям и кабелям. А если у рабочих перед глазами будет находиться призрачный образ правильно смонтированного и подключённого агрегата, то останется только быстро и аккуратно повторить всё то же самое во плоти. Или другая задача: нужно найти неисправность в сложном переплетении труб и проводов. Чтобы не копаться в документации и чертежах, не выискивать бирки и разметку, рабочим достаточно будет включить наложение изображение нужного кабеля или трубы со всеми соединениями и запорной арматурой, чтобы быстро найти нужное место.

Близкую идею эксплуатирует и стартап Scope AR: компания предлагает промышленным организациям разрабатывать AR-инструкции для персонала. При этом клиентам не потребуется заниматься 3D-моделированием или использовать CAD-системы, стартап предлагает библиотеку готовых моделей и вспомогательных объектов. Достаточно отсканировать рабочее место с помощью смартфона, оснащённого 3D-камерой, и можно создавать виртуальные инструкции для AR-устройств.

У Scope AR есть и прямой конкурент — стартап Taqtile, который предлагает инструментарий для создания AR-инструкций для любых производств, предприятий и промышленных объектов. В воздухе перед пользователем могут появляться как страницы документации, так и руководства по порядку выполнения каких-то операций, и даже видеозаписи. К AR-инструкциям можно добавлять и звуковые комментарии.

Стартап Periscape VR разрабатывает рекламно-развлекательные стойки для аэропортов. В этих заведениях с адской проходимостью тысячи людей ежедневно проводят по несколько часов в томительном ожидании. Так почему бы не занять их какой-нибудь развлекухой, в которую можно добавить грамотный product placement, а под шумок даже показать прямую рекламу.

Наконец, одна из самых необычных идей — immersive journalism, журналистика с эффектом присутствия. Когда смотришь новости на экране компьютера, ноутбука или смартфона, то всегда прекрасно осознаёшь: все эти события происходят «где-то там», далеко, не с тобой и не здесь. Emblematic Media хочет изменить сам формат потребления новостей и прочих журналистских материалов. Стартап создаёт инструментарий для создания продуктов, в которых с помощью VR/AR создаётся эффект присутствия пользователя в месте или внутри событий, о которых рассказывают авторы. Да, это требует очень много сил, времени и средств на создание качественного VR/AR-контента, но эффект от просмотра не сравним с традиционными печатными и электронными статьями и заметками.

В AltspaceVR реализовали витавшую в воздухе идею: создали социальную платформу на основе виртуальной реальности. Достаточно надеть очки и залогиниться, как ты оказываешься вместе со своими близкими и друзьями. Ну, почти — с их виртуальными аватарами. Теперь можно виртуально общаться и развлекаться, устраивать свидания. Графика довольно спорная, на любителя, но она адаптирована под не самые мощные мобильные устройства. Да к тому же в общении с друзьями и близкими главное общение, а не фотографическая точность, верно?

Сами разработчики даже используют платформу для проведения митапов. Выглядит криповато, чего уж там греха таить. Но с развитием мощностей гаджетов разработчики наверняка подтянут и графику, и спецэффекты, так что можно надеяться, что в будущем виртуальный мир Alspace не будет выглядеть как сходка гибридов манекенов с роботами.

Платформа поддерживает несколько современных VR-устройств, и доступен ещё 2D-режим на компьютере или смартфоне.

Трудно сказать, какие из этих компаний ждёт светлое будущее, кому из них удастся закрепиться на рынке. Но идеи у них, несомненно, хорошие, и хочется пожелать им удачи! Как вы думаете, какие из этих проектов станут популярны?

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть