Главная » Хабрахабр » Персональное облако

Персональное облако

Облачное хранилище позволяет не только хранить данные, но и обеспечивать совместную работу с ними в NAS.

Возможные решения

Существует несколько вариантов облачных сервисов: NextCloud, Seafile, Pydio и т.д…
Ниже рассмотрена часть из них.

Реализации облачных сервисов.

OwnCloud

Реализован на PHP/Javascript.

Возможности:

  • Возможно расширять функционал, устанавливая приложения из репозитория облака.
  • Есть интеграция с офисом Collabora и OnlyOffice.
  • Возможно использовать существующие хранилища, такие как FTP, Swift, S3, Dropbox и т.п.,
    распределяя данные между ними и локальным облаком.
  • Шифрование на клиенте.
  • Возможность предоставлять файлы внешним пользователям по e-mail.
  • Есть автоматизация операций с файлами (например, автоматическое добавление тэгов).
  • LDAP.
  • Есть аудио плеер, музыкальная коллекция, галерея плагин чтения PDF.
  • Интеграция с Zimbra.
  • Есть календари, списки задач, текстовые редакторы и т.п.
  • Антивирус и защита от ransomware.
  • Двуфакторная аутентификация.
  • Возможность имперсонации под другого пользователя (с целью отладки).

NextCloud

Реализован на PHP/Javascript. Форк OwnCloud.

Возможности:

  • Хранение файлов с использованием обычных структур каталогов, или с использованием WebDAV.
  • Есть NextCloud Talk, через который возможно делать видеозвонки и видеоконференции.
  • Синхронизация между клиентами под управлением Windows (Windows XP, Vista, 7 и 8), Mac OS X (10.6 и новее) или Linux.
  • Синхронизация с мобильными устройствами.
  • Календарь (также как CalDAV).
  • Планировщик задач.
  • Адресная книга (также как CardDAV).
  • Потоковое мультимедиа (используется Ampache).
  • Поддерживает разные провайдеры авторизации: LDAP, OpenID, Shibboleth.
  • Двуфакторная авторизация.
  • Разделение контента между группами или используя публичные URL. Тонкая настройка правил.
  • Онлайн текстовый редактор с подсветкой синтаксиса и сворачиванием. Анонсирована поддержка онлайн-версий редакторов LibreOffice.
  • Закладки.
  • Механизм сокращения URL.
  • Фотогалерея.
  • Просмотрщик PDF (используется PDF.js)
  • Интеграция с Collabora и OnlyOffice.
  • Модуль логирования.
  • Возможность создания свои Web-сайтов (на PicoCMS).
  • Интеграция с Outlook и Thunderbird.
  • Интеграция клиента в Gnome.
  • Возможность использовать внешнее хранилище.
  • Полнотекстовый поиск.
  • Интеграция с антивирусом.

SparkleShare

Реализован на C#.

Возможности:

  • Версионирование.
  • Шифрование на клиенте.
  • Прозрачная синхронизация между несколькими пользователями: удалённые изменения появятся в локальном каталоге, выделенном для SparkleShare.

Особенности:

  • Использует git, как бэкэнд.

Seafile

Реализован на C/Javascript.

Возможности:

  • Файлы могут быть организованы в библиотеки, которые могут быть синхронизированы между устройствами.
  • Есть клиент, позволяющий создать локальный "диск", отображённый на облако.
  • Встроенное шифрование. Все файлы шифруются клиентом и хранятся в облаке зашифрованными.
  • Поддержка мобильных устройств.
  • HTTS/TLS шифрование.
  • Есть LDAP.
  • Тонкая настройка прав.
  • Версионирование файлов.
  • Возможность создания снимка каталога, к которому потом возможно вернуться.
  • Дедупликация.
  • Поддержка блокировки файлов.
  • Совместное редактирование файлов онлайн.
  • Антивирус.
  • Тонкая настройка прав.
  • Периодический бэкап через rsync.
  • WebDAV.
  • REST API.
  • Возможность интеграции с Collabora.

Особенности:

  • Быстрый и нетребовательный к ресурсам.
  • Считается надёжным.
  • Установка прав на подкаталоги поддерживается только в платной Pro версии.
  • Интеграция с антивирусом — только в Pro версии.
  • Аудит — только в Pro версии.
  • Полнотекстовый поиск — только в Pro версии.
  • Интеграция с S3 и Ceph — только в Pro версии.
  • Онлайн просмотр Doc/PPT/Excel — только в Pro версии.

Pydio

Реализован на PHP/Javascript.

Возможности:

  • Обмен файлами не только между пользователями, но и между несколькими экземплярами Pydio.
  • SSL/TLS шифрование.
  • WebDAV.
  • Возможность создать несколько рабочих пространств.
  • Обмен файлами с внешними пользователями, с тонкой настройкой обмена (например, прямые ссылки, пароль и т.п.).
  • Встроен офис Collabora.
  • Предосмотр и редактирование изображений.
  • Есть встроенный аудио и видео проигрыватель.

ProjectSend

Реализован на PHP/Javascript.

Возможности:

  • Возможно расшаривать файлы, как между конкретными пользователями, так и между группами.
  • Полный отчёт по операциям с файлами.
  • Возможность внешним пользователям загружать файлы (с целью обмена, например прикладывать баг-репорты).

SpiderOak

Возможности:

  • Экономия места в хранилище и времени выгрузки файлов за счёт дедупликации и внесения изменений в уже имеющиеся файлы (вместо перезаписи файлов целиком).
  • Настраиваемая мультиплатформенная синхронизация.
    DropBox для синхронизации создаёт специальную папку, в которую надо помещать все синхронизируемые файлы. SpiderOak может работать с любым каталогом.
  • Сохранение всех хронологических версий файлов и удаленных файлов
  • Совместное использование папок при помощи так называемых ShareRooms, на которые устанавливается пароль.
    Файлы, обновлённые на локальном компьютере, автоматически обновляются в хранилище. Пользователи извещаются об изменениях по RSS.
  • Получение файлов с любого подключенного к Интернету устройства.
  • Полное шифрование данных по принципу «нулевого знания».
  • Поддержка неограниченного количества устройств.
  • Шифрование данных на стороне клиента.
  • Двуфакторная аутентификация.

Особенности:

Закрытая проприетарная система.

С учётом того, что данное ПО платное и частично закрытое, его использование исключается.

Установка NextCloud

В частности, не хватило интеграции с LDAP.
Потому, я попробовал Nextcloud и остался доволен. Изначально было желание использовать Seafile: серверная часть реализована на C, он эффективен и стабилен.
Но выяснилось, что в бесплатной версии есть далеко не всё. Он предоставляет больше возможностей и полностью бесплатен.

Посмотреть, как он работает в демо-режиме вы можете здесь.

Вот общие точки сопряжения между облачным хранилищем и системой:

  • /tank0/apps/cloud/nextcloud — хранилище облачного сервиса.
  • /tank0/apps/onlyoffice — данные офиса.
  • https://cloud.NAS.cloudns.cc — WEB интерфейс облачного сервиса.

конфигурация NextCloud достаточно объёмна и состоит из нескольких файлов, я не буду приводить их здесь. Т.к.

Всё, что нужно вы найдёте в репозитории на Github.

Там же доступна конфигурация для SeaFile.

Сначала установите и запустите NextCloud.
Для этого надо скопировать конфигурацию в каталог /tank0/docker/services/nextcloud и выполнить:

# docker-compose up -d

0. Будет собран новый образ на основе Nextcloud 13. Если вы хотите изменить версию базового образа, сделайте это в app/Dockerfile. 7. Я использую версию 15, но стоит заметить, что в ней не работают многие плагины, такие как загрузчик ocDownloader и заметки, а также я ещё не восстановил работоспособность OnlyOffice.
Кардинальных отличий или сильного улучшения производительности я не заметил.

Ниже я считаю, что вы используете версию 13+.

Далее, зайдите в NextCloud и выбрав в меню справа вверху "Приложения", выполните установку необходимых плагинов.

Приложения

Потребуются обязательно:

  • LDAP user and group backend — сопряжение с LDAP.
  • External Storage Support — поддержка внешних хранилищ. Нужна будет далее, с целью интеграции NextCloud и общих файлов, а также сопряжения с внешними облачными хранилищами. Про настройку внешних хранилищ я расскажу в другой статье.
  • ocDownloader — загрузчик файлов. Расширяет функциональность облака. Docker образ специально пересобран так, чтобы он работал.
  • ONLYOFFICE — интеграция с офисом. Без этого приложения, файлы документов не будут открываться в облаке.
  • End-to-End Encryption — сквозное шифрование на клиенте. Если облако используют несколько пользователей, плагин необходим, чтобы удобно обеспечить безопасность их файлов.

Желательные приложения:

  • Brute-force settings — защита от подбора учётных данных. NextCloud смотрит в Интернет, потому лучше установить.
  • Impersonate — позволяет администратору заходить под другими пользователями. Полезно для отладки и устранения проблем.
  • Talk — видеочат.
  • Calendar — говорит сам за себя, позволяет вести календари в облаке.
  • File Access Control — позволяет запрещать доступ к файлам и каталогам пользователям на основе тэгов и правил.
  • Checksum — позволяет вычислять и просматривать контрольные суммы файлов.
  • External sites — создаёт ссылки на произвольные сайты на панельке вверху.

Особенности контейнера:

  • Установлен загрузчик Aria2.
  • Установлен загрузчик Youtube-DL.
  • Установлены inotify-tools.
  • Увеличены лимиты памяти для PHP.
  • Web-сервер настроен под лучшую работу с LDAP.

Замечу, что если вы установите версию 13+, но потом решите обновиться на версию 15, это и многое другое вы сможете сделать с помощью утилиты occ.

LDAP

Настройка LDAP не тривиальна, потому я расскажу подробнее.

21. Зайдите в "Настройки->Интеграция с LDAP/AD".
Добавьте сервер 172. 1 с портом 389.
Логин: cn=admin,dc=nas,dc=nas.
NextCloud может управлять пользователями в базе LDAP и для этого ему потребуется администратор. 0.

Нажимайте кнопку "Проверить конфигурацию DN" и, если индикатор проверки зелёный, кнопку "Далее".

Каждый пользователь имеет атрибут inetOrgPerson и состоит в группе users_cloud.

Фильтр будет выглядеть так:

(&(|(objectclass=inetOrgPerson))(|(memberof=cn=users_cloud,ou=groups,dc=nas,dc=nas)))

Нажимайте "Далее". Нажимайте "Проверить базу настроек и пересчитать пользователей", и если всё корректно, должно быть выведено количество пользователей.

На следующей странице будет настроен фильтр пользователей, по которому NextCloud их будет искать.

Фильтр:

(&(objectclass=inetOrgPerson)(uid=%uid))

На этой странице надо ввести логин какого-либо пользователя и нажать "Проверить настройки".
Последний раз "Далее".

Тут нажмите "Дополнительно" и проверьте, что поле "База дерева групп" равно полю "База дерева пользователей" и имеет значение dc=nas,dc=nas.

Вернитесь в группы и установите в поле "Только эти классы объектов" галочку напротив groupOfUniqueNames.

Итоговый фильтр здесь такой:

(&(|(objectclass=groupOfUniqueNames)))

хочу увидеть в интерфейсе NextCloud всех пользователей, а те кто не входит в группу users_cloud, отсеиваются фильтром на предыдущем этапе. Поле "Только из этих групп" я не устанавливал, т.к.

OnlyOffice

Он бесплатный и открытый, также как и LibreOffice и также способен работать, как сервер. OnlyOffice — это прекрасный кроссплатформенный офисный пакет, который поддерживает работу с документами MS Office.

Но при этом, поддержка оригинального формата у него реализована гораздо лучше, почти как в оригинальном офисе от MS, он более стабилен, имеет более продуманный интерфейс.

Также он из коробки интегрируется с NextCloud.

В общем, намучавшись с тяжёлой и нестабильной Collabora (это LibreOffice), я выбрал OnlyOffice и пока вполне доволен. Кстати, есть и Desktop версия OnlyOffice, в том числе под Linux.

Конфигурация OnlyOffice доступна на Github и ниже, под спойлером.
На Github есть конфигурация и для Collabora.

/tank0/docker/services/office/onlyoffice/docker-compose.yml

version: '2' # https://helpcenter.onlyoffice.com/ru/server/docker/document/docker-installation.aspx networks: onlyoffice: driver: 'bridge' docker0: external: name: docker0 services: onlyoffice-redis: container_name: onlyoffice-redis image: redis restart: always networks: - onlyoffice expose: - '6379' onlyoffice-rabbitmq: container_name: onlyoffice-rabbitmq image: rabbitmq restart: always networks: - onlyoffice expose: - '5672' onlyoffice-postgresql: container_name: onlyoffice-postgresql image: postgres environment: - POSTGRES_DB=onlyoffice - POSTGRES_USER=onlyoffice networks: - onlyoffice restart: always expose: - '5432' volumes: - /tank0/apps/onlyoffice/postgresql_data:/var/lib/postgresql onlyoffice-documentserver-data: container_name: onlyoffice-documentserver-data image: onlyoffice/documentserver:latest environment: - ONLYOFFICE_DATA_CONTAINER=true - POSTGRESQL_SERVER_HOST=onlyoffice-postgresql - POSTGRESQL_SERVER_PORT=5432 - POSTGRESQL_SERVER_DB_NAME=onlyoffice - POSTGRESQL_SERVER_USER=onlyoffice - RABBITMQ_SERVER_URL=amqp://guest:guest@onlyoffice-rabbitmq - REDIS_SERVER_HOST=onlyoffice-redis - REDIS_SERVER_PORT=6379 stdin_open: true restart: always networks: - onlyoffice volumes: - /tank0/apps/onlyoffice/document-server-data/data:/var/www/onlyoffice/Data - /tank0/apps/onlyoffice/document-server-data/logs:/var/log/onlyoffice - /tank0/apps/onlyoffice/document-server-data/cache:/var/lib/onlyoffice/documentserver/App_Data/cache/files - /tank0/apps/onlyoffice/document-server-data/files:/var/www/onlyoffice/documentserver-example/public/files - /usr/share/fonts onlyoffice-documentserver: image: onlyoffice/documentserver:latest depends_on: - onlyoffice-postgresql - onlyoffice-redis - onlyoffice-rabbitmq - onlyoffice-documentserver-data environment: - ONLYOFFICE_DATA_CONTAINER_HOST=onlyoffice-documentserver-data - BALANCE=uri depth 3 - EXCLUDE_PORTS=443 - HTTP_CHECK=GET /healthcheck - EXTRA_SETTINGS=http-check expect string true - JWT_ENABLED=true - JWT_SECRET=<JWT_SECRET_TOKEN> # Uncomment the string below to redirect HTTP request to HTTPS request. #- FORCE_SSL=true - VIRTUAL_HOST=office.* - VIRTUAL_PORT=80 - VIRTUAL_PROTO=http - CERT_NAME=NAS.cloudns.cc stdin_open: true restart: always networks: - onlyoffice - docker0 expose: - '80' volumes: - /tank0/apps/onlyoffice/document-server/logs:/var/log/onlyoffice - /tank0/apps/onlyoffice/document-server/data:/var/www/onlyoffice/Data - /tank0/apps/onlyoffice/document-server/lib:/var/lib/onlyoffice - /tank0/apps/onlyoffice/document-server/db:/var/lib/postgresql volumes_from: - onlyoffice-documentserver-data

Поясню некоторые моменты:

  • Вам надо изменить <JWT_SECRET_TOKEN> на свой, также как и NAS на имя своей DNS зоны.
  • HTTPS здесь не требуется включать, потому что хотя офис и виден снаружи, обмен с ним идёт через обратный прокси, который работает с пользователем исключительно по HTTPS. Так построена архитектура NAS.

Теперь надо поднять офис:

docker-compose up -d

NAS.cloudns.cc будет следующая страница: И, если всё работает, по адресу office.

Экран сервера OnlyOffice

NAS.cloudns.cc/ и ваш JWT token.
В третьем поле надо прописать адрес облака. Затем, в настройках NextCloud требуется выбрать Пункт "Администрирование->ONLYOFFICE" и прописать в первых двух полях адрес сервера документов: https://office.

JWT токен возможно сгенерировать, например здесь.

Если сервер настроен правильно, в меню создания документов облака появятся дополнительные пункты для офисных документов, а .docx файлы будут открывать в офисе.

Выводы

Облачное хранилище является центральным звеном для взаимодействия пользователей между собой и другими сервисами.
В этой роли NextCloud весьма удобен и обладает широким функционалом.
У него есть свои в процессе обновления между версиями, но в целом, это хранилище возможно рекомендовать.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Куда расти смартфонам: дорожная карта по превращению в полноценный компьютер

Рассуждения о выдыхающемся рынке смартфонов на фоне падающих продаж имеют под собой некоторые основания: судя по всему, современная эра смартфонов, начатая iPhone и на развитии заложенного в него потенциала идей построенная, походит к концу. Но это не конец эпохи в ...

Опасен ли SQL profiler?

Недавно с некоторым удивлением узнал, что в одном из департментов огромной фирмы, где я работаю, запрещен запуск SQL profiler в business hours. Не знаю, как они выкручиваются для анализа проблем с производительностью, происходящей как раз в бизнес часы. Ведь performance ...