Хабрахабр

[Перевод] Зал славы потребительской электроники: истории лучших гаджетов последних 50 лет, часть 4

Третья часть

DJI Phantom Drone

Десятки компаний соревновались, создавая первый коммерчески успешный дрон, предназначенный для отдыха и развлечений. Гонку выиграл китайский инженер, ещё недавно бывший подростком


Летающая машина: первый Phantom от DJI был оборудован подвесом, специально предназначенным для крепления экшн-камеры GoPro

Первый Phantom от DJI мог похвастаться примечательными инженерными решениями, но если бы инженерные решения и маркетинг этого маленького летуна не поддерживали друг друга, DJI никогда бы не взлетел до вершин рынка коммерческих дронов.

И всё же каким-то образом один паренёк из Китая, едва вступивший в зрелую жизнь, сумел полностью занять этот рынок, пришествие которого видели абсолютно все. В 2005 году, или около того, существовали сотни компаний, способных поучаствовать в гонке по коммерциализации дронов; из них в гонку втянулась пара десятков. На первых роликах были видны квадрокоптеры (в то время это была экзотика), сильно качавшиеся в полёте, но вскоре за ними последовали прототипы, демонстрировавшие манёвры, достойные ловкости стрекоз и колибри.

Высоко взлетел: Фрэнк Ван, директор компании DJI, капитализация которой оценивается в $5,4 млрд, в 26 лет стал одним из основателей компании вместе с тремя друзьями из колледжа. Появление этого рынка не стало сюрпризом, за несколько лет до этого каждый мог зайти на YouTube и посмотреть на видосики, снятые с самодельных дронов, созданных в различных исследовательских лабораториях.

Компания должна была вывести на рынок радиоуправляемый дрон-вертолёт, который Ван сделал в качестве учебного проекта. Фрэнк Ван [Тао] был ещё студентом Гонконгского университета науки и технологий, когда он с тремя друзьями в 2006 году основал компанию DJI. Четвёрка переехала в Шэньчжэнь, по той же причине, по которой предприниматели в США едут в Кремниевую долину – в Китае там собираются деньги, промышленные ресурсы и талантливые инженеры.

Большую часть рынка, по количеству продаж в штуках, составляют машинки стоимостью порядка $100. Прецедентом для изготовителей дронов можно считать радиоуправляемые машинки. Некоторые машинки бывают больше размером, надёжнее, мощнее, и их стоимость уже исчисляется тысячами долларов. По этой цене они представляют собой дорогие игрушки. Это всё ещё просто игрушки. Но, несмотря на дополнительную мощность и надёжность, они не делают ничего такого, чего не могли бы модельки за $100.

Компания начала разрабатывать собственные технологии, включая моторы, систему управления полётом и подвесы – механизмы, удерживающие камеру ровно, несмотря на колебания и манёвры дрона. DJI неплохо стартовала, изготавливая вертолёты, но Ван хотел расширить производство до квадрокоптеров. Идея была в том, чтобы создать наиболее проворного, стабильного и надёжного дрона из возможных.

Они были собраны лишь частично, стоили сотни долларов, и имели ценность только для профессионалов и людей, которых в DJI называли «любителями-экстремалами». DJI представила первые квадрокоптеры в 2011 году (к тому времени все остальные основатели, кроме Вана, покинули компанию).

Компании было необходимо определить рынки, и она придумала гениальный шаг: она начала составлять каталог способов использования не просто самих дронов, а полётов в целом. DJI было неинтересно продавать игрушки, и кроме того, невозможно было изготавливать дроны по цене игрушек, не прибегая к серьёзным компромиссам по качеству. И для каждого из этих вариантов в компании разработали маркетинговый план. Сюда входила кинематографическая съёмка, сельское хозяйство, инспекция сооружений энергетического сектора, инфраструктура и строительство, помощь службам быстрого реагирования.

Стоимость найма самолёта или вертолёта для полёта съёмочной команды исчислялась тысячами долларов, даже в случае коротких и простых полётов. Кинематография стала первым очевидным рынком, поскольку многие любители-экстремалы, пользовавшиеся продукцией DJI, уже использовали дроны для фотографий с воздуха. Стабильный и проворный дрон стоимостью в несколько сотен сделал бы воздушную съёмку делом простым и дешёвым.


На красной ковровой дорожке: DJI Phantom стал хитом на конференции Photoshop World в Лас-Вегасе в сентябре 2013 года.

Последний позволял дрону оставаться неподвижным в воздухе, и кроме того, возвращаться обратно на место старта в случае потери сигнала от пульта управления. Когда пришло время разработки Phantom, компания уже придумала компоненты, способные удерживать дрон достаточно стабильно для того, чтобы делать снимки, включая не только моторы и подвес, но и GPS-навигатор. До того, как DJI сделала использование в персональных дронах GPS стандартом, было потеряно немало таких аппаратов.

Компания произвела хорошее ПО, делавшее управление дроном делом простым и лёгким. Инженеры DJI хорошо справились не только с главными вещами, но и с мелочами. Прекрасным преимуществом для рынка операторов-любителей был подвес для камеры, специально предназначенный для того, чтобы удерживать экшн-камеру GoPro.

Чтобы понять, насколько он повлиял на ситуацию сразу после появления на рынке в 2013 году, нужно осознать, что практически все остальные квадрокоптеры не были предназначены для того, чтобы ими сразу мог управлять любой новичок. Phantom, продававшийся по $629, стал первой полностью готовой к полёту моделью от DJI, и одним из первых дронов, предназначенных специально для потребителей. Однако большая часть людей могла сразу же начинать управлять Phantom'ом. Отсутствие GPS и ужасно дёрганое управление означало, что их сильно кидало ветром, и иногда они очень быстро уносились вдаль в ответ на легчайшее движение джойстика. Его могли позволить себе достаточно серьёзные любители этого хобби, а также все, кто хотел использовать его в профессиональных целях.

Средний человек мог получить достаточно впечатляющее видео при съёмке при помощи этого дрона, чтобы его можно было сравнивать с продукцией профессиональных операторов. И целевая аудитория немедленно приняла его. Следующие модели Phantom постоянно улучшают технологические аспекты, и ведут себя в воздухе ещё стабильнее.

Симрисхамн, Швеция, июль 2013.
Взгляд с высоты птичьего полёта: Питер Свенсон (светлые волосы и синяя рубашка, слева внизу) запускает Phantom над своим домом в г.

Было несколько сообщений о том, что компания выросла от 8-битного микропроцессора до 23-битного MPU, что может говорить о том, что в оригинальном Phantom стоял 8-битный MPU. Компания не разглашает подробности дронов Phantom. Часто пишут о том, что DJI использует DSP Ambarella от WT Electronics Co., и это почти наверняка связано с моделью Phantom 4, вышедшей в 2016. В статье от 2015 года цитируются китайские источники, утверждающие, что в DJI оценивали MPU от MediaTek; по времени это совпадает с подготовкой Phantom 4.

В 2015 она представила 8-моторную модель Agras MG-1 стоимостью в $15 000, специально предназначенную для опрыскивания сельскохозяйственных культур. Компания пока ни разу не отказывалась от своего подхода, объединяющего инженерную разработку и маркетинг, и продолжает работу с рынками из первоначального списка.

Его оценки очень сильно разнятся, но компания Гартнер в 2017 году предсказала, что прибыль с продаж коммерческих, не военных дронов, в том году составит $2,36 млрд. Коммерческий рынок дронов ещё очень мал по сравнению с военным. И у компании DJI, занимающей, по некоторым оценкам, около 75% этого рынка, в данном сегменте практически нет конкурентов.

Радар-детектор Electrolert Fuzzbuster

Путь к первым автомобильным радар-детекторам начался с одного случая, когда инженера, занимающегося радарными технологиями, полицейские остановили за превышение скорости


Выключатель и индикаторная лампочка на передней панели – первый радар-детектор Fuzzbuster был образцом индустриальной простоты.

Смитом в 1968 году, уже существовали потребительские радар-детекторы. До детектора, созданного Дейлом Т. выпускала их одной из первых, или даже самой первой, ещё в 1960-м. Компания Radatron Corp. Он был инженером-электротехником, имевшим опыт работы с радарными системами для военно-воздушных сил США, что может объяснить такую качественную работу его радар-детектора. Но у Смита было несколько преимуществ. Он очень вовремя вышел на рынок, поскольку именно тогда полицейские США начали активно наращивать количество радаров, применяемых на дорогах для обнаружения лихачей.

Название, придуманное им для детектора, Fuzzbuster, идеально комбинировало функциональность продукта с небольшим антагонизмом, который многие водители испытывали к патрульным полицейским. И, наконец, у Смита был талант к маркетингу. пух; а buster – это объездчик лошадей, в некотором смысле, укротитель / прим. Поскольку этот жаргон уже вышел из моды, требуется пояснить, что в то время полицейских часто называли «fuzz» [англ. перев.].

«Никогда этого не забуду», — рассказал он New York Times News Service в 1978 году. Частично на идею сделать собственный радар-детектор Смита подвигло то, что его самого остановили за превышение скорости. Я проверил их систему. «Трое полицейских вышли из-за одного местного радара. Причём эти операторы радара свои имена-то едва могли написать». Она ошибалась на 15 миль/час, и они с её помощью выписали штрафов на $280 000.

Он участвовал в изобретении этих самых радарных систем, используемых полицией США для отлова нарушителей, как писали в 1986 году в ноябрьском номере журнала Popular Mechanics, что добавляет этой истории иронии. Смит знал, о чём говорит. Однако детали жизни Смита сложно узнать и ещё сложнее подтвердить.

Смит начал с супергетеродинного радиоприёмника, распознававшего сигналы на этой частоте. В 1968 году в США полицейские радары работали на частоте X, на 10,5 ГГц (позже FCC определила для них дополнительные диапазоны Ka и K). На передней панели он поместил небольшую лампочку в пластиковом кожухе. Он уместил его в чёрную коробочку, немногим меньшую по размеру, чем коробка сигарет. Если устройство обнаруживало сигнал радара, лампочка активировалась. Водители ставили Fuzzbuster на приборную доску.


Имею Fuzzbuster, готов путешествовать: передняя панель Fuzzbuster II была украшена симуляцией под дерево с наплывом.

Смиту же нравилось указывать на тот факт, что эта простота была обманчивой. Нельзя было придумать что-то более простое в использовании. Их сложность сравнима с механизмом управления огнём в истребителе F-14», — рассказал он в интервью The New York Times в 1977 году. «Они представляют собой нечто большее, чем просто небольшие чёрные коробочки.

Изготовители радар-детекторов не сходятся в максимальной дальности работы своих устройств; некоторые заявляют о трёх милях, другие о четырёх. Смит сказал, что дальность приёма Fuzzbuster в четыре раза превышала дальность передаваемого сигнала. Но это не имело значения, поскольку Fuzzbuster обеспечивал водителям гарантированное время на то, чтобы замедлиться до скорости, не превышающей ограничения, до того, как полицейский радар получит возвращающийся сигнал и выдаст результат измерения.

Electrolert, компания, основанная Смитом для производства радар-детекторов, продавала их примерно по $100 за штуку. С самого начала Fuzzbuster продавался так успешно, что всего через несколько лет термин fuzzbuster применялся уже ко всем продуктам конкурентов.

Сотни людей восстали против этого ограничения, купив радар-детекторы. Ещё один всплеск продаж случился в 1974, когда правительство США ограничило максимальную скорость движения по шоссе в 88,5 км/ч (55 миль/ч). Миллионы купили себе СВ-радио, которые дальнобойщики и другие водители использовали для предупреждения друг друга о радарных ловушках.

Использование раций было абсолютно легальным, а радар-детекторы оставались предметом непрекращающихся юридических споров. Почему цифры продаж у разных устройств так различаются? Насколько часто это происходило, установить невозможно. В начале 1970-х некоторые полицейские даже конфисковывали их и разбивали при обнаружении, и им ничего за это не было. Если вы не превышали скорость, штраф вам не грозил, но вас всё равно могли остановить и конфисковать радар-детектор. Но в то время у водителей появился рефлекс удалять прибор с панели, проезжая мимо полицейского поста.

В большинстве штатов США радар-детекторы были объявлены вне закона для дальнобойщиков, но ими разрешили пользоваться обычным водителям. К концу 1970-х споры о легализации подошли к концу. В нескольких штатах эти устройства всё же полностью запретили.

К тому времени, по заявлениям Смита, Fuzzbuster занимал 50-80% рынка. Независимых оценок рынка радар-детекторов того времени нет, но к концу 1970-х в новостях публиковали заявления производителей – которые, вполне возможно, были сильно преувеличены – что общий рынок этих устройств приближался к миллиону в год.

Дефибриллятор Heartstream Forerunner

По большей части разработку гаджета, спасающего сотни жизней ежедневно по всему миру, финансировали при помощи кредитных карточек


Просто, как раз-два-три: оригинальный Heartstream Forerunner, появившийся в 1996 году, был разработан так, чтобы его мог использовать каждый, просто следуя командам на экране.

Иногда «потребитель» означает «обычный человек».

В отличие от инфаркта миокарда, при котором блокируется ток крови к сердцу, остановка сердца означает прекращение сердцебиения. Внезапная остановка сердца находится в списке самых частых причин смерти. При отсутствии немедленной помощи шансы выжить после остановки сердца каждую минуту падают на 10%. Она наступает внезапно и без предупреждения. Считайте сами. У врачей скорой помощи [в США] уходит в среднем от 8 до 12 минут на то, чтобы приехать по вызову, по статистике Национального совета безопасности. Для людей, пострадавших от этого недуга, шансы неутешительные.

Теперь в аэропортах, школах и торговых центрах повсеместно можно видеть установленные там АВД размером с коробку для завтраков, которые просто использовать и которые весьма эффективно дают электрический импульс нужной силы, способный перезапустить сердце. Forerunner от компании Heartstream радикально улучшил шансы на выживание после внезапной остановки сердца, став первым автоматическим внешним дефибриллятором (АВД), который может использовать кто угодно, а не только профессионалы, которые почти наверняка прибудут на место слишком поздно. Национальные институты здоровья США недавно оценили, что в США АВД спасает 1700 человек ежегодно. С 1996 года, когда появился Forerunner, АВД помогли спасти десятки тысяч жизней во всём мире.

Дизайн Forerunner был настолько инновационным, что Американская ассоциация по борьбе с сердечными заболеваниями провела тщательное исследование прибора, заключив, что внешний дефибриллятор является безопасным и эффективным. Инженеры из Heartstream более десяти лет потратили на превращение традиционных громоздких дефибрилляторов в надёжные автоматические устройства, которые может использовать кто угодно.

Такома, шт. Команда, разрабатывавшая Forerunner, начала работу с компании Physio-Control, расположенной в г. В середине 1980-х Physio-Control начала разрабатывать домашний дефибриллятор, пригодный для людей с риском остановки сердца. Вашингтон. Устройство от Physio-Control провалилось на рынке, как сказал Карл Морган, помогавший его разрабатывать. У них получилось решить эту задачу, но оказалось, что имплантируемые дефибрилляторы лучше справляются с этим.


Как спасти жизнь: к 1999 году внешние дефибрилляторы всё чаще начали размещать в общественных местах; на фото аэропорт Чикаго.

В 1992 году инженеры покинули компанию и основали Heartstream. Морган и несколько его коллег хотели довести этот продукт до ума, но по многим причинам директора Physio-Control не заинтересовались этим. У них почти закончился кредит, когда они, наконец, нашли несколько сторонних инвесторов. Они очень хотели начать работать, но не имели представления о поисках инвестиций, поэтому они просто скинулись, сдав все свои кредитки, и выдоив их до максимума одну за другой. «Мы понаделали глупостей», — вспоминает Морган в интервью.

Команда хотела, чтобы АВД использовались на манер огнетушителей – это должно быть устройство для обеспечения безопасности, широко распространённое, достаточно маленькое, чтобы его можно было повесить на стене (даже меньше портативных АВД, используемых врачами скорой помощи), и пригодное к использованию любым человеком в экстренной ситуации с целью предотвратить ухудшение состояния больного – или даже решить проблему. В Heartstream учли уроки Physio-Control: система «по одному АВД на каждого» не сработает, как описал это Морган.

Традиционные дефибрилляторы, установленные в операционных, представляют собой огромные машины, способные выдать сильнейшие импульсы – до 350 Дж, и, возможно, 20 кВт, используя сигнал колебательного контура. После этого инженерам предстояло разработать продукт, соответствующий этой идее. Он должен быть автоматическим, чтобы им могли воспользоваться люди, не обученные медицине. Настенный АВД, работающий от батареи, должен работать с более низкими энергиями. В частности, АВД не должен срабатывать, если у человека нет остановки сердца. И он должен быть безопасным, чтобы люди в момент стресса не навредили и не убили себя или человека, которому они пытаются помочь.

Имплантируемые дефибрилляторы использовали крохотные батарейки и выдавали куда как менее сильные импульсы по сравнению с традиционными. Дефибрилляторы низкой энергии уже существовали. Они достигали этого при помощи двухфазных сигналов, требовавших меньше энергии и работавших так же эффективно.

Двухфазный дефибриллятор выдаёт энергию в двух фазах. Колебательный сигнал у традиционного дефибриллятора имеет одну фазу – это, по сути, один всплеск энергии. У двухфазного дефибриллятора пиковый ток составляет от 30 до 40% от монофазного при том же уровне энергии.

Они ожидали, что природа электрических полей и сигналов должна быть другой, учитывая, что имплантат располагается рядом с сердцем, а ток от АВД должен пройти через грудину. Вдохновившись продукцией производителей имплантатов, инженеры из Heartstream экспериментировали с двухфазными токами, чего никто ранее не делал с внешними дифибрилляторами. Оказалось, что так и есть, но хорошие новости состояли в том, что они обнаружили, что двухфазный ток сработает и в случае внешнего дефибриллятора.

В таком случае результаты получались даже лучше, поскольку персонализированный сигнал учитывает вариации сопротивления, зависящего от размеров человека. Ещё инженеры из Heartstream обнаружили, что форму сигнала можно приспособить к конкретному пациенту. Инженеры разработали метод, измерявший импеданс между двумя электродами практически мгновенно. Чтобы измерить сопротивление, два электрода дефибриллятора располагались с обеих сторон груди. Он обычно укладывался в промежуток от 40 до 100 Ом, как говорит Кент Лейд, ещё один инженер из Heartstream.

Разработчики много месяцев провели за компиляцией ЭКГ, и использовали данные для создания сложного алгоритма. Затем Forerunner считывал электрокардиограмму (ЭКГ), записывая электрические сигналы от сердца пользователя. Алгоритм сначала определял на базе ЭКГ, действительно ли у человека произошла остановка сердца, а потом высчитывал нужную форму сигнала, учитывая импеданс (говоривший о размере человека) и характеристики ЭКГ.

Измерение слабых сигналов сердца одновременно с зарядом устройства оказалось трудной задачей, вспоминает Лейд. Тем временем у Forerunner заряжался высокоэнергетический конденсатор, готовясь выдать спасающий жизнь разряд. Получается, что у вас девять порядков разделяет пара дюймов – довольно интересная задача изолирования сигнала, — объяснил он. «Уровень шума надо опустить до пары микровольт, при этом заряжать конденсатор до 2000 В. Forerunner использовал один микропроцессор, говорит Лейд, скорее всего Motorola 68HC16, в то время – популярный 16-битный встраиваемый микронотроллер. – Мы шутили, что это было похоже на настройку пианино рядом с катящейся ручной гранатой». Большая часть схемы была разведена вручную, поскольку компания не могла позволить себе инструменты автоматического проектирования электроники. Также у АВД была парочка специализированных интегральных схем, высоковольтные полупроводники и высоковольтное питание.


Отличная работа: Майкл Тай – сотрудник Комиссии здравоохранения Бостона, поддерживавший установку портативных дефибрилляторов по всему городу – стал первым человеком, которого спасли при помощи такого устройства, когда он летел в самолёте из Бостона в Лос-Анджелес в ноябре 1998.

Они решили связаться с Maxwell Technologies, производителем передовых конденсаторов, работавшим в основном с крупными подрядчиками министерства обороны типа Boeing и Northrop. Чтобы уменьшить размеры Forerunner, нужно было использовать небольшие, но мощные конденсаторы, которых в то время было мало.

Харрис объяснил, чем занимается Heartstream и попросил Maxwell сделать прототип конденсатора. Сооснователь Heartstream Том Харрис отвечал за стопку кредиток, поэтому он позвонил в компанию, говорит Морган. – И Том говорит: «Отлично! «И они сказали: Да, мы можем вам сварганить прототип», — вспоминает Морган. И многие из людей, с которыми мы сотрудничали, нам таким образом шли навстречу. Вы Mastercard принимаете?» Последовала долгая пауза, а потом парень из Maxwell, наконец, ответил: «Ну, теперь принимаем». Это было чудесно".

В результате компания решила использовать одноразовые аккумуляторы Li/MnO2 вместо перезаряжаемых, длительность хранения заряда у которых предсказать невозможно. Heartstream предположила, что пользователям вряд ли захочется тратить время на обслуживание своих АВД, при этом устройства должны быть готовы выдать полный разряд даже после нескольких месяцев простоя. Также компания встроила в устройство самопроверки, и оно ежедневно проводит проверку питания CPU и измеряет работоспособность источника питания и конденсатора.

«Предохранительный контур выводит на ЖК-экран большой красный крест и чирикает пьезоэлектрическим излучателем в случае, если CPU перестаёт обновлять экран. Также ежемесячно CPU дважды полностью заряжает дефибриллятор, «один раз для калибровки ёмкости конденсатора, а второй для стресс-проверки системы выдачи импульсных разрядов», — рассказал менеджер проекта Дэн Пауэрс магизну EDN в 1998 году. Такой подход позволяет наглядно демонстрировать статус дефибриллятора даже когда батарейки сильно разряжены».

Не прошло и пары лет, как бортпроводники авиакомпании American Airlines использовали Forerunner во время полёта, чтобы вернуть к жизни пассажира – это событие попало в новости и показало ценность наличия АВД под рукой. Heartstream начала продавать Forerunner в 1996 году. Были приняты различные законы о «добрых самаритянах», ограничивающие ответственность людей, использующих АВД, а другие обеспечили государственное финансирование для установки АВД в общественных местах. Через несколько лет Федеральное управление гражданской авиации США обязало установить АВД на практически все коммерческие самолёты.

В 1998 году её купила Hewlett-Packard и включила в свой филиал Agilent, продав его затем компании Philips в 2000-м. Какое-то время Heartstream удерживала более 50% рынка АВД. Компания утверждает, что до сих пор является лидирующим поставщиком АВД. Philips поменяла марку, назвав её Philips HeartStart AED.

«Если вы американец, вы гордитесь этим», — сказал он. Морган упомянул, что в Смитсоновском институте есть свой АВД от Heartstream. «Мы оплатили место, которое занимаем на Земле, при помощи Forerunner», — говорит он. Ещё больше он гордится количеством жизней, спасённых при помощи АВД, которое, как он утверждает, исчисляется десятками тысяч.

Док-станция для iPod Wadia Digital 170iTransport

После долгих баталий аудиофилам, наконец, удалось убедить знаменитую своей закрытостью компанию Apple открыть свой iPod


Wadia 170iTransport стала первым устройством, способным извлекать электронные данные из Apple iPod, чтобы проигрывать цифровую музыку через качественный цифро-аналоговый преобразователь

Но этот проект был важнее, чем вам может показаться, поскольку он смог продемонстрировать, что оцифровка музыки, начавшаяся примерно за 25 лет до этого, не была такой уж ужасной ошибкой. Появившийся в 2008 году Wadia Digital 170iTransport занял одну из самых узких ниш в истории электроники: он только извлекал биты из музыкальных проигрывателей от Apple, таких, как iPod, что позволяло преобразовывать эти данные в музыку при помощи электроники, превосходившей по качеству электронику плеера.

В цифровом мире можно много чего сделать с музыкой, и большая часть этих операций скажется на ней негативно. С профессиональной точки зрения цифровая музыка большую часть времени звучит отвратительно. Никакого обмана – достижение отличного качества звука всегда стоило денег, и в истории записанной музыки никогда не было моментов, в которые хорошего звука можно было бы достичь легко и недорого. И это часто происходит, как у слушателей, так и у компаний, производящих оборудование для воспроизводства музыки. Так было и с Apple iPod.

Частью преимущества было то, что можно было уместить «1000 песен в кармане», как провозглашали рекламные кампании. Когда Apple представила iPod в 2001 году, она сделала две модели: с 5 Гб и с 10 Гб памяти. До iPod не было ничего, что могло бы хранить подобное количество песен.

Чтобы запихать 1000 песен в 10 Гб памяти, нужно ужимать оцифрованную музыку. 5 или 10 Гб – это одновременно и много, и немного. Кодировщики MP3 сжимали файлы: они брали цифры, представляющие композицию, и удаляли немного лишнего. Это можно сделать разными способами, но в то время наиболее распространённым было кодирование MPEG-3. Некоторые, но не все, данные можно было воссоздать заново, и поэтому формат MP3 является сжатием с потерями. Частично это были данные, соответствующие частоте, которую ухо человека не слышит или плохо воспринимает. Большая часть потерь не очень слышна, но от сжатия страдает такая важная характеристика, как динамический диапазон – разность амплитуд между самым громким и самым тихим звуками, которую можно сохранить и воспроизвести. Проблема в том, что при использовании сжатия потерями качество звука ухудшается по многим параметрам, и особенно это слышно молодым людям с хорошим слухом.

Компания выбрала недорогой и низкокачественный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП). Apple также допускала компромиссы и в железе. Поэтому выбор дешёвого ЦАП был разумным. Ей нужно было уложиться в определённую цену, большая часть людей всё равно собиралась слушать MP3, и использовать для этого низкокачественные наушники.

Дополнительная память поощряла людей, заботящихся о чистоте звука, переходить на другие схемы кодирования, к примеру, Apple Lossless – она тоже сжимает файлы, но не так сильно, как распространённые варианты MP3. Стоимость памяти ежегодно падает, и с годами компания выпускала плееры всё большей ёмкости (у последних iPod, имеющихся в продаже, максимальная ёмкость достигает 128 Гб). Кодировщики без потерь не отбрасывают информацию о звуке, поэтому в теории не влияют на его качество.

Некоторые из них покупали модные ЦАП за сотни или тысячи долларов, и, естественно, возмущались тем, что Apple не даёт им проигрывать файлы, хранящиеся в iPod без потерь, через их дорогущую электронику. Обзаводясь iPod'ами, аудиофилы возжелали слушать их точно так же, как любые другие стерео-компоненты, типа CD-проигрывателя.

Apple отказалась обновляться до ЦАП лучшего качества, и не позволяла никому получать прямой доступ к цифровым файлам. Патовая ситуация длилась годами. Аудиофилы не прекращали досаждать компании по этому поводу, и в 2005 году Apple сдалась и объявила, что позволит обходить свой ЦАП – но только тем производителям, которые согласятся подчиняться строгим требованиям компании и будут работать под её надзором.

И это был странный выбор. Первой это сделала Wadia Digital. Она была известна компонентами аудиосистем высшего эшелона, стоимость которых исчислялась четырёхзначными ценами в долларовом эквиваленте.

После подключения iPod она лишь подключалась к цифровому потоку, обходила ЦАП iPod'а, и передавала поток другой системе, оборудованной серьёзными возможностями воспроизведения звука (поэтому она и называется transport). Wadia 170iTransport появилась в 2008 году, и выглядела, как стандартная док-станция, но не была таковой. Этого было достаточно, чтобы сделать систему стоимостью $379 нишевым хитом, однако кроме использования iPod для качественного звука, Wadia снабдила устройство возможностью проигрывать цифровое видео.

«Я думаю, что модель 170i продемонстрировала, что цифровая музыка имеет право на существование», — сказал Чак Хинтон, вице-президент технических услуг из Лаборатории Макинтош, и сотрудник Wadia (обе эти компании сейчас принадлежат McIntosh Group).

«Люди демонизировали MP3, точно так же, как до этого демонизировали CD, когда те только появились. Хинтон сказал, что впервые увидел 170i на торговой выставке и был поражён качеством звука. Wadia продемонстрировала, что цифровая музыка может звучать хорошо, что MP3 – это не абсолютный мусор, как неверно считалось ранее. Но проблема была только в дешёвых ЦАП. Часть проблем крылась в железе».

Кстати, и, возможно, не случайно, Wadia известна разработками высококачественных ЦАП, и сделала отдельный преобразователь, дополняющий 170i.

Эхолот для рыбалки Humminbird LCR

Происхождение устройства, породившее целое направление эхолотов для рыбалки, можно отследить до парочки кулибиных, начавших модифицировать эхолоты Heathkit


Где клюёт: эхолот Humminbird LCR 1000, представленный в 1984 году, предлагал простой интерфейс со всего лишь четырьмя кнопками

В 1984 году крохотная компания Humminbird, базирующаяся в Юфауле, шт. Рыбаки использовали эхолоты на основе сонаров десятилетиями. Эта комбинация, которую компания назвала LCR, то есть liquid crystal recorder [записывающее устройство на жидких кристаллах] вывело компанию на доминирующую позицию на рынке и запустило современную эпоху высокотехнологичной рыбалки. Алабама, представила модель, которая первой стала использовать микропроцессор и ЖК-экран.

Несколько лет назад Американская ассоциация спортивной рыбалки оценила, что хотя бы раз на рыбалку ходило порядка 60 млн американцев. Во многих странах спортивная рыбалка считается одним из наиболее распространённых видов отдыха. Норманн Маклин писал, что рыбалка и религия, по сути своей, представляют собой одно и то же. Эрнест Хемингуэй, Зейн Грей, Ричард Бротиган, Томас Макгуэйн, Негли Фарсон – это лишь несколько писателей, описывавших рыбалку языком, сходным с описаниями религиозных переживаний. И, поскольку рыбаки относятся к этому занятию крайне серьёзно, они относятся с большим почтением к технологии, облегчающей этот процесс.

История Humminbird начинается с небольшой группки, в которую входил Том Манн, предприниматель в области рыбалки. В 1960-х спортсмены-рыбаки всё чаще использовали эхолоты, некоторые собирали устройства самостоятельно из наборов, которые продавала компания Heathkit. Вскоре компания начала делать собственные эхолоты, и в 1975 году выпустила Super Sixty, первую водонепроницаемую модель на рынке. В 1971 он объединился с каким-то ныне неизвестным рентгенологом, работавшим в больнице, и начал модифицировать эхолоты Heathkit (к примеру, экранируя их от помех), и ставить на них марку Humminbird. Она была популярной – хотя не так сильно, как LCR Fish Finder, появившийся в 1984-м. Super Sixty привлекла к компании внимание.

Нарастало количество функций, но основной проблемой было разрастание количества кнопок на устройстве. В то время категория эхолотов для рыбалки начала усложнятся. Дисплеи тоже становились всё сложнее. Было слишком сложно разбираться, что надо нажать, чтобы достичь результата. Что хуже, тогдашние экраны плохо вели себя на солнце – а это была не маленькая проблема, учитывая, что рыбачат люди обычно на природе и днём. Изготовители продолжали добавлять алфавитно-цифровую информацию на каждый экран, из-за чего было сложно воспринять её, глянув на него мельком.

Поэтому когда Джим Балкком, в то время директор Humminbird, думал над тем, каким должен быть следующий продукт компании, он сконцентрировался на таком устройстве, с которым было бы легко работать на солнце.

В то время по характеристикам они превосходили обычные. Инженеры компании выбрали ЖК-экран, который в инструкции к устройству назвали «суперскрученным», имея в виду технологию суперскрученных жидких кристаллов (supertwisted nematic или STN) – этот тип монохромных ЖК-экранов был изобретён только в 1983 году.


На рыбалку: в последующих версиях LCR компания обновила устройство, добавив ЖК-экран, способный демонстрировать разные цвета, и придумала запоминающийся слоган: «Если рыба, то красная» [“If it’s fish, it’s red”].

Инженеры решили использовать микропроцессоры для анализа звуковых сигналов и графического изображения срезов речного дна под лодкой. Но если у Humminbird будет новый крутой экран, не будет ли здорово сделать какую-то новую возможность, чтобы выставить его в наилучшем свете?

Все предметы крупного размера, плававшие над дном, в большинстве случаев были рыбой, и отображались в виде рыбки – пикселизированной, но различимой. LCR показывал контур дна с видом сбоку. У устройства было достаточно хорошее разрешение, чтобы определять предметы, плавающие в 15 см над дном или в 15 см друг от друга.

«Одна включала аппарат, а другая переключала между разными возможностями. В ответ на жалобы на усложнение эхолотов для рыбалки, компания снабдила LCR всего двумя кнопками. И прибор взлетел, как ракета. Всё было просто. Насчёт двух кнопок он преуменьшил, поскольку у модели Humminbird LCR 1000 их было четыре. За три года прибыль выросла от $6 млн до $75 млн и от 0% до 48% доли рынка, произведя на нём революцию», — рассказал Бэлкком журналу Bassmaster несколько лет спустя. Но для переключения возможностей действительно служила только одна кнопка. Одна для включения, одна для выключения, а ещё одна подсвечивала экран.

Дно отображалось чёрным, а всё, что могло быть рыбой – красным. Следующая модель Humminbird, LCR4 ID, добавила цветной ЖК-экран (по заявлению Балккома, купленный у Hitachi). После того, как её в 2004 году купила Johnson Outdoors Inc., она продолжала выдавать инновации. Они разлетались так быстро, что полтора года у Humminbird просто не было ничего на складе – компания продавала изделия сразу после изготовления. Также компания хвастается, что первой начала включать в свои эхолоты GPS-приёмники, и первой в 2012 году выпустила модель с изображением, разворачивающимся на 360 градусов. По её заявлениям, она создала первый трёхмерный эхолот и первый эхолот с видом сбоку, помогавший рыбакам искать рыбу.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»