Главная » Хабрахабр » [Перевод] Зал славы потребительской электроники: истории лучших гаджетов последних 50 лет, часть 3

[Перевод] Зал славы потребительской электроники: истории лучших гаджетов последних 50 лет, часть 3

Вторая часть

GPS-навигатор Garmin StreetPilot

Garmin StreetPilot помог уничтожить рынок уличных атласов, но, возможно, сохранил несколько браков


Путь вперёд: Garmin StreetPilot, появившийся в 1998 году по цене в $400, был одним из первых практичных и доступных GPS-навигаторов

Если вы не узнали, как добраться до какого-то места, до того момента, как сядете за руль, вы не могли туда попасть. Если вы родились до 1980, то от вас наверняка ожидали, что в подростковом возрасте вы научитесь работать с картами.

Если вы не знали, как проехать, куда вам надо, вы могли остановиться и спросить дорогу. Бывали и исключения. После появления Garmin такого уже не было. Или, если у вас был пассажир, вы могли положиться на него (или неё), как на штурмана.
Тем не менее, из-за несоответствия этим условиям иногда рушились браки. А также Garmin и его конкуренты практически уничтожили рынок дорожных атласов.

В начале 1970-х министерство начало создавать систему глобального позиционирования, GPS, однако до 1983 года пользовалась ей исключительно сама. Путь к таким резким социальным изменениям начался в стенах Министерства обороны США. В 1996 правительство постановило, что GPS будет технологией двойного использования – с практической точки зрения это означало, что коммерческие компании, наконец, смогут получать такие же точные данные, как правительство и военные. В том году правительство разрешило использовать её в потребительских целях – хотя и с ухудшенным разрешением.

К примеру, Magellan Navigation представила первую портативную коммерческую систему для GPS-навигации, NAV 1000, в 1989. Различные производители бросились делать GPS-системы для коммерческой навигации в конце 1980-х, но из-за плохого разрешения и высокой стоимости их продукция не то, чтобы разлеталась с полок. Некоторые клиенты остались довольны этими устройствами, в основном те, кто много времени проводил на природе, но мало каким пешеходам показалось необходимым приобретать прибор размером с кирпич по цене почти в $3000, который мог бы сказать, на какой они улице, а также выдать им их точные координаты в градусах, минутах и секундах.

С начала 1990-х несколько автопроизводителей начали предлагать системы GPS-навигации, но тогда высокое разрешение было недоступным, и точность оставляла желать лучшего. Использование навигации в автомобилях сулило лучшие перспективы. А высокая стоимость GPS-технологии означала, что эти приборы были доступны только в люксовых моделях, которых продавалось немного.

Она была основана в 1989 году под названием ProNav, и имела опыт создания GPS-навигаторов для военных. К 1998 году стоимость GPS существенно упала, и у Garmin шанс заработать был не хуже, чем у других. Garmin смогла сделать портативную модель по привлекательной цене (около $400), на которую можно было загружать точные карты улиц.

У него был чёрно-белый LED-экран 240х160 пикселей (в следующем году Garmin выпустила модель уже с цветным экраном). Первый продукт компании для потребительского рынка, StreetPilot, имел размеры около 17х8х5,5 см, и весил около 500 гр, включая шесть батареек АА.

У модели был 12-канальный GPS-приёмник, и она обеспечивала точность позиционирования не хуже 15 метров, с максимальной точностью в 1-5 м с дифференцированным GPS, когда спутниковые сигналы дополняют сигналы с наземных станций.

Пользователи могли покупать компакт-диски с картами разных городов, где были представлены улицы и полезные заведения, вроде заправок и предприятий общепита, и закачивать эти данные в картриджи памяти (объёмом 8 и 16 Мб), подключавшиеся к прибору. В комплекте со StreetPilot шли карты, где были отражены шоссе между штатами и внутри штатов США, реки и озёра США, Канады и Мексики, и главные улицы основных населённых пунктов. В общем, StreetPilot предлагал самую простой вариант навигатора, без информации о пробках, и без всего того, что можно получить сегодня в бесплатном приложении для смартфона. Пользователи могли ввести адрес места назначения, и StreetPilot проводил их самым коротким путём. Но в то время это стало откровением.

Последующая модель, StreetPilot III 2002 года, могла похвастаться цветным дисплеем с диагональю в 3,85", разрешением 305х160 и голосовыми запросами.

И в процессе, возможно, спасли несколько браков. Garmin и её последователи не только изменили то, как люди передвигаются на машине, но и вплотную подошли к обесцениванию для большинства людей способности разбираться в картах.

Sony Trinitron

Sony Trinitron не только возвёл Sony в ранг первостепенных технологических инноваторов, но и сделал Японию первоклассным источником передовой электроники


Задорная труба: оригинальный Sony Trinitron KV-1310 был представлен в Японии на пресс-конференции 15 апреля 1968.

И, как многие инновации, он стал результатом эволюции нескольких провальных проектов. Trinitron, раскрытый компанией Sony в 1968, был первым значительным технологическим прорывом в области цветного телевидения с тех пор, как такие телевизоры впервые появились на рынке в начале 1950-х.

Среди основных элементов первых цветных ТВ были, если считать от задней части к передней: три электронных излучателя, или «пушки», поставленные треугольником; они указывали на барьер, теневую маску, в котором были просверлены отверстия; после этого шёл экран с фосфором. Телевизор показывал цветное изображение, когда на внутренней части экрана возбуждались фосфорные точки.

Когда электроны попадают на точки, те излучают свет. Экран был усеян миллионами крохотных фосфоресцирующих точек, собранных по три. В теории любой видимый глазом человека свет можно создать из разных комбинаций красного, зелёного и голубого цвета (red, green, blue — RGB). В каждой триаде было три точки, химически созданных так, что одна из них излучала красный, одна – зелёный, и одна – голубой цвет.

Цвет, выдаваемый, каждым триплетом, можно было выбрать, подсвечивая пушками нужную комбинацию точек, чтобы создать необходимый цвет. Каждая из трёх электронных пушек нацеливалась только на одну фосфорную точку в каждом RGB-триплете. Чтобы получать движущиеся изображения, экран нужно было зажигать, или «окрашивать», много раз в секунду. Электроны из пушек оббегали экран туда и сюда много раз в секунду, подсвечивая нужные точки и создавая цветные изображения на экране. Эта «частота обновления» составляла обычно не менее 60 кадров в секунду.

Нацеливать каждую пушку на одну лишь точку в каждом триплете можно было, если бы пушки испускали электроны узким лучом. Однако, была одна проблема. Но этого не происходило – «луч» электронов был больше похож на брызги.

Отверстия в ней пропускали только те электроны из каждой пушки, которые должны были дойти до нужной точки в каждой триаде. Производители боролись с этим при помощи теневой маски. Все остальные электроны блокировались.

Пушки должны были быть выровнены идеально, и они сбивались достаточно часто для того, чтобы их нужно было периодически подправлять профессионалу. Такая схема работала, по большей части. Цветные экраны телевизоров были не такими яркими, как могли бы быть, в частности из-за бесполезной траты всех этих заряженных частиц. Более того, теневые маски блокировали множество электронов, которые иначе могли бы заставить фосфоресцировать RGB-триады ярче.

К примеру, RCA, мировой лидер по изготовлению телевизоров в то время, начала использовать редкоземельные элементы, фосфоресцировавшие более ярко. К улучшению качества телевизоров можно было подходить с разных сторон. Крохотная группа в США, Chromatic Television Laboratories, шла по другому пути. General Electric поменяла расположение пушек, поставив их в ряд (вместо треугольника) и добилась неплохих результатов. Такая технология, получившая название «хроматрон» [Chromatron], тоже давала более яркую картинку из-за отсутствия теневой маски, хотя Chromatic так и не удалось заставить свою систему надёжно работать. Они основывали свой подход на идее известного физика Эрнеста Орландо Лоуренса из Калифорнийского университета в Беркли, пытаясь использовать одну электронную пушку, и заменив теневую маску сеткой из заряженных вертикальных проводов.

На торговой ярмарке 1961 года, финансируемой Institute of Radio Engineers, одним из сообществ, предшествовавших IEEE, директора Sony увидели работающий телевизор от Chromatic. Sony намеревалась не копировать чужие идеи (и не отчислять роялти). Sony создала телевизор на основе купленной технологии и вывела его на рынок в 1965 году. Они практически на месте договорились о лицензии.

Компании необходимо было придумать другой способ производить цветные телевизоры. Хроматроны от Sony давали прекрасную цветную картинку, но их невозможно было надёжно производить в массовых количествах, и их себестоимость была настолько больше прибыли с них, что этот бизнес угрожал потопить Sony, как говорит Сусуми Йошида, инженер, работавший над технологиями Chromatron и Trinitron.

Один из основателей Sony, Масару Ибука (справа) также был инженером, а затем стал президентом компании, и лично наблюдал за работой команды Trinitron.
Троица тринитрона: трое из четырёх ключевых фигур проекта Trinitron изображены на фото слева, это Сусуми Йошида, Акио Огоши и Сенри Мийаока, присутствующие на презентации технологии в апреле 1968 года.

Йошида заявляет, что революционная идея тринитрона пришла именно к нему. Четырьмя ведущими ижненерами проекта Trinitron Сусуми Йошида, Акио Огоши и Сенри Мийаока и Масару Ибука. Однако ему понравилась и идея с одной пушкой (как в зроматроне), поскольку она была дешевле. Ему понравился подход GE к электронным излучателям, где использовалась линейная система вместо треугольной, поскольку так сводить лучи в одну точку было легче. Йошида задумался, нельзя ли разместить три катода в одну линию внутри одной пушки?

Потребовались дополнительные подстройки, включая установку отражающих пластин над пушкой, помогавших фокусировать электронные лучи, и создать процесс химического травления для создания апертурной решётки, выполнявшей ту же задачу, что сетка из заряженных проводов хроматрона, и примерно тем же способом. Короче, оказалось, что это можно сделать. И, что важнее, она выдавала прекрасное цветное изображение. Но система работала, её можно было массово производить по приемлемой цене, она была стабильной, её практически не нужно было профессионально настраивать после продажи.


Истинные цвета: первая модель Trinitron KV-1210U попала в США в 1969 году, и её рекомендованная цена составляла $319,95, что составляет порядка $2200 в ценах 2019 года.

Улучшения качества картинки оправдывали высокую стоимость. Появившись в 1968 году, Trinitron сразу стал хитом. Sony в итоге продала 280 млн экземпляров Trinitron, сначала как ТВ, а потом и как компьютерные мониторы. В 1973 году он стал первым устройством потребительской электроники, получившим премию Эмми.

Но это были не единственные его заслуги. И если бы Trinitron был просто огромным шагом технологии телевидения и оглушительным коммерческим успехом, это уже заслужило бы ему место в Зале славы. Его продажи помогли оплатить успешный период работы Sony, с которым по такому количеству инноваций в таком широком спектре потребительских продуктов и такому длительному периоду в несколько десятилетий мало кто может сравниться. Он сделал компанию Sony первоклассным источником технологических новинок. До Trinitron большая часть электроники в стране была дешёвой и ненадёжной. Более того, успех Sony стал успехом Японии. Trinitron стал одним из продуктов, сделавших Японию источником передовой электроники мирового класса.

Apple Watch

Золотые Apple Watch за $10 000 стали чрезвычайно ярким отражением способности компании запрашивать премиальные цены; жаль, что компания, спустя три года, перестала выпускать для них обновления


Как раз вовремя: 9 мая 2015 года журналисты получили возможность испытать Apple Watch перед их официальным выпуском в следующем месяце. Во втором фискальном квартале года будет продано 4,2 млн часов, что сделает их наиболее популярным из носимых устройств.

Можно спорить о том, лучшие ли это умные часы. Apple Watch никак нельзя назвать первыми умными часами. А учитывая их долю рынка, они и дальше будут оставаться наиболее продаваемым гаджетом этого типа. Но это, без сомнения, лучшие умные часы по продажам – к ноябрю 2018 года их было продано ужу 33 млн. Это был прекрасный пример своевременного (гм) выхода. Apple Watch стали одним из прекрасных примеров того, как компания вышла с нужным продуктом на нужный рынок в нужный момент.

Герой комиксов Дик Трейси надел такие часы в 1946-м. Люди придумали умные часы уже много лет назад. В 90-х Timex, IBM и Samsung попытались выпустить электронные часы, но их подвело несовершенство технологии. Seiko Epson в 1984 году представила часы, синхронизирующиеся с ПК. В 2004 Microsoft представила умные часы Spot; они полагались на проприетарный сетевой беспроводной протокол, работавший на FM-частоте. В 2000-х связь с часами оставалась ненадёжной, приложении были неудобными. За ней последовали Motorola, Sony Ericsson, Vyzin Electronics и другие.

Следующим логическим шагом казалась комбинация фитнес-трекера и умных часов, однако фанаты фитнес-трекеров отвергали комбинированные устройства ещё несколько лет после этого. В том же десятилетии Fitbit и другие компании стали пионерами на рынке фитнес-трекеров, отслеживающих движения носителя, его сердцебиение, сон и другие параметры, связанные со сном.


Запустились с кикстарта: краудфандинговый феномен Pebble Smart Watch стал важным пионером во всей этой истории, но не выжил после появления такого монстра, как Apple Watch

представила первые успешные умные часы, Pebble. В 2012 году Pebble Technology Corp. Некоторые из устройств были комбинированными, и по какой-то причине люди начали к ним привыкать. За ними последовали Omate TrueSmart в 2013, а затем LG, Razer, Samsung, Sony и некоторые другие.

Трудность, встающая перед каждым производителем умных часов, заключалась в том, что они пытались продавать наручные часы поколению, которое утратило привычку их носить, поскольку привыкло сверяться с часами на телефоне.

Можно было взглянуть на часы, чтобы проверить последние сообщения, почту или будильники, не вытаскивая телефон из кармана или сумочки. Большинство производителей пошли по очевидному пути – сделали часы, служившие дополнением к телефонам.

Неправильная форма в его центре – это радиатор процессора.
В ядре Apple: всё важное в Apple Watch содержалось на модуле S1.


На рентгеновском снимке видно множество крохотных точек соединения проводов, объединяющих чипы в рамках S1.

Это не Apple Smartwatch и даже не Apple iWatch, это просто Apple Watch. Apple пошла по тому же пути, когда, наконец, вышла на рынок в 2015 году, но немного изменила схему – и ключ к этому можно найти в самом названии продукта. Apple с удовольствием вышла бы на рынок умных часов, но их основной целью был рынок люксовых часов, состоящий из людей, которые нуждались в устройстве, не просто показывающем время, но и передающем статус – а такие потенциальные покупатели с радостью раскошелились бы на такую игрушку.

У большинства компаний были клиенты, но у Apple были обожатели, считавшие покупку их продукции статусным шагом. Такая стратегия была недоступной для большинства конкурентов. Когда эти часы были впервые представлены, Apple даже предложила их версию с корпусом из чистого золота за $10 000 (и через три года, опаньки, перестала выпускать для неё обновления). Apple успешно стала премиальной маркой на рынке люксовых часов.

Даже для членов культа Apple. Но преданность бренду имеет пределы. Apple направила все свои обширные инженерные возможности на создание специальной электронной схемы. Продолжение успеха должно было зависеть от преимуществ Watch. SiP – это несколько интегральных схем и соединяющие их контуры на единой плате. В результате получился крохотный модуль, который компания называет «системой в упаковке» [system in package] (SiP), содержащий практически всю необходимую для часов электронику. Austria Microsystems), 8 Гб флэш-памяти от SanDisk и Toshiba, беспроводную зарядку от Integrated Device Technology, сенсорную технологию от Analog Devices, и прочее. Первый Apple Watch SiP, S1, включал 32-битный процессор ARMv7 на 520 МГц, DRAM (от Elpida Memory, сейчас являющейся частью of Micron Technology), технологию NFC от NXP Semiconductor и AMS (бывш.

За исключением этих первых недочётов, Apple Watch были надёжно разработаны, стильно сделаны и полезны в использовании точно так же, как любые другие умные часы. У первых Apple Watches время работы от одной зарядки было не из лучших, некоторые владельцы жаловались на их плохую работу, но компания быстро всё исправила. Возможно, даже выше среднего.

Как сооснователь Apple Стив Возняк недавно сказал: «У меня на часах установлена Apple Pay, там есть посадочные талоны, билеты в кино – всё так просто!» Воз, энтузиаст любых новых технологий, вне зависимости от их происхождения, недавно воскликнул, что Apple Watch были его любимым гаджетом. Эта полезность зависит от размещения часов в популярной, тщательно контролируемой и хорошо взаимосвязанной вселенной продуктов и услуг Apple – и это ещё одно из преимуществ, которое сложно повторить конкурентом.

У Apple Watch интересный потенциал для того, чтобы сыграть ключевую роль в экосистеме носимых гаджетов, гуда могут войти такие устройства, как очки дополненной реальности и умная ткань. Возможно, Apple только начинает свой путь в мире носимой электроники. Директор Apple Тим Кук недавно сказал, что «Носимая электроника была вторым по величине сегментом в прибыли после iPhone, и это достаточно впечатляющий результат для бизнеса, открывшегося всего три года назад».

The Matsushita/Technics SL-1200

Technics SL-1200, одна из первых вертушек с прямым приводом, отличилась тем, что стала устройством для прослушивания музыки, которое также использовали для музыкального перфоманса


Оригинальная вертушка Matsushita/Technics SL-1200, представленная в 1972 году, стала одним из первых проигрывателей виниловых пластинок с прямым приводом. У неё был красный стробоскоп, в заметном цилиндрическом корпусе впереди и слева от диска. Свет использовался совместно с отметками на диске для точной подстройки скорости вращения.

перев.] стал единственным устройством для воспроизведения музыки, превратившимся в музыкальный инструмент. Проигрыватель виниловых пластинок с прямым приводом [или по советской терминологии, электропроигрыватель / прим. И была одна особенная модель, которую на заре хип-хопа использовали больше всего: Technics SL-1200. В данном качестве вертушки были важнейшим элементом зарождения хип-хопа, самого популярного и долгоживущего из новых музыкальных жанров за последние 50 лет.

Из всех его изобретений Томасу Эдисону больше всего нравился фонограф. Это был неожиданный поворот в долгой истории записанного звука. В 1892 году Эмиль Берлингер начал продавать записи на дисках. Его первая машина, созданная в 1877 году, вела запись на цилиндрические носители. Многие из первых моделей крутили диски с постоянной скоростью при помощи маховых колёс и заводных ручек. Невероятный успех дискового формата привёл к тому, что он полностью занял рынок проигрывателей. Следующим шагом стали приводные ремни (причём по поводу того, был это шаг вперёд или назад, мнения разделились). Чтобы раскрутить диск, некоторые из ранних машин использовали привод с холостым шкивом: мотор раскручивал холостой шкив, а тот уже раскручивал диск.

Некоторые пытались делать вертушки с прямым приводом, однако для этого требовалась очень точная система управления скоростью разгона и вращения мотора, и десятилетия такие возможности выходили за рамки практически доступных для массового рынка. Производители вертушек понимали, что лучше будет избавиться от приводного ремня, которые не очень хорошо подходили для поддержания постоянной скорости вращения, а также часто отказывали.

Первую электронную вертушку прямого привода, SP10, разработал Шуичи Обата, инженер из Technics, подразделения компании Matsushita. Но электроника, наконец, предоставила эти средства. SL-1200, также разработанная Обатой, появилась спустя три года и несколько промежуточных моделей. Она вышла на рынок в 1969 (одна из них есть в нью-йоркском музее современного искусства).

Также они лучше других справлялись с поддержанием постоянной скорости вращения, что практически полностью устраняло плавание тона и дрожание звука – слышимые искажения, появляющиеся из-за изменения скорости вращения. У вертушек с прямым приводом был высокий крутящий момент, благодаря чему они могли раскручиваться почти мгновенно. К началу 1970-х диджеи на радио и в клубах, а также инженеры звукозаписи начали повсеместно использовать вертушки прямого привода.

Прямым приводом можно было манипулировать вручную, не боясь его сломать – а это было чрезвычайно важно для диджеев. И дело было не только в звуке. Если расположить иголку на дорожке слишком близко к началу музыки, вы получите искажённое воспроизведение начала записи. На вертушке с приводным ремнём довольно сложно начать проигрывать запись с определённого момента, поскольку у такого привода время раскрутки до нужной скорости бывает непредсказуемым. Так что в эру приводных ремней диджеи выработали технику под названием «скольжение по сигналу» [slip cue]. Если начать слишком далеко, получите несколько секунд тишины. Когда им надо было начать песню, они отпускали пластинку. Они находили начало песни на пластинке, поворачивали её чуток в обратном направлении, и оставляли иголку в этом месте, придерживая пластинку рукой, пока диск проигрывателя раскручивался. Чёткое включение песни таким методом было предметом профессиональной гордости диджеев, когда те ещё проигрывали записи с пластинок, поскольку результат а) звучал хорошо, и б) если применять её неправильно, технология приводила к износу приводного механизма.

А ещё их без проблем можно крутить назад – что недопустимо делать с ременным приводом. Поскольку у прямого привода крутящий момент гораздо выше, на них такая техника работает лучше. Для диджеев это значило, что они могут легко и быстро открутить запись назад, чтобы найти нужный момент.

На фото шведский диджей Jay K на соревновании 2001 года DMC World DJ Mixing Championship в Лондоне.
Hey Mister DJ: SL-1200 быстро стала любимой вертушкой профессиональных диджеев.

Обычно они играют одновременно только во время перехода между песнями. Вне зависимости от того, работает ли диджей на радио или в клубе, у него есть по меньшей мере две вертушки. Эта техника скретча стала отличительным признаком ранних хип-хоп композиций. Но в начале 1970-х некоторые диджеи в клубах начали экспериментировать – они оставляли звук от обеих вертушек, и пока одна проигрывала песню, они включали другую через колонки, иногда так быстро, что искажённые звуки с одной вертушки совпадали с басами музыки другой. Скретч нельзя было выполнять на приводных ремнях, это бы их убило.

Было просто необходимо иметь вертушку с прямым приводом, и у Technics было преимущество первого выхода на рынок. Годами SL-1200 оставалась лучшей вертушкой. Также играло роль и то, что SL-1200 была вполне надёжной для того, чтобы кинуть её в фургон и отвезти на вечеринку, находящуюся в нескольких часах езды.

Technics выпускала их ещё долгое время после того, как CD потеснили винил, и даже после того, как потоковое аудио потеснило CD. Линейку SL-1200 производили 38 лет подряд с 1972 года. А затем случилось нечто неожиданное – возрождение формата LP. В итоге спад продаж заставил компанию отказаться от производства в 2010 году. В результате компания возобновила производство SL-1200 в 2016-м.

Cobra 138XLR CB-радио с одной боковой полосой

Cobra 138XLR была наиболее легендарной Си-Би-радиостанцией во время краткого, но прекрасного золотого века гражданских радиостанций

Но целую плеяду приверженцев 138XLR удалось завоевать благодаря отличному качеству звука и доступности послепродажных модификаций. Cobra 138XLR в том виде, в котором она продавалась, была одной из наиболее удачных СВ-радиостанций, доступных в конце 1970-х, в дни расцвета подобных систем.

1970-е были периодом, полным странных причуд, и одной из наиболее ярких были СВ-радио (см. Невозможно понять ценность СВ-радиостанций в отрыве от их культурного контекста в период их популярности в США. СВ-радио упоминается в хите 1975 года «Конвой» (попадание которого на первое место в нескольких мировых и местных чартах было маловероятным даже по странным стандартам того времени), а также в таких фильмах, как "Смоки и Бандит", Citizens Band (1977) и "Конвой" (1978) – последний был создан под влиянием одноимённой песни. также: камни в качестве домашних питомцев, макраме и стрикинг – пробежки голышом по общественным местам, предпочтительно в прямом эфире). Отсылки к СВ-радиостанциям подчёркивали тот факт, который мог ускользнуть даже от миллионов фанатов, покупавших тогда СВ-радио: с начала 1970-х эти радиостанции были рабочими инструментами для дальнобойщиков.

Работа дальнобойщика предполагает одиночество, и двусторонние СВ-станции обеспечивали возможность создания сообщества. Также в то время зарплата дальнобойщиков зависела от скорости доставки товаров. Это побуждало водителей ехать с превышением ограничения скорости, которое в 1974 году федеральное правительство уменьшило до 89 км/ч (55 миль/ч). Дальнобойщики начали использовать рации, чтобы предупреждать друг друга о том, где базируются «смоки» – патрульные на шоссе. Об этом узнали другие водители, и начали покупать рации с той же целью.

Начиналось всё с грузовиков, а потом перекинулось и на рации. У дальнобойщиков также было принято модифицировать имеющееся оборудование. Некоторые люди просто считают, что больше – значит, лучше, но для дальнобойщиков это значило, что они могут добавить каналы, недоступные для всяких бездельников, которые считали, что кричать в рацию «нарушитель, нарушитель» голосом Бёрта Рейнольдса – это офигеть как смешно. Среди распространённых модификаций были штыревые антенны и такие хаки, как увеличение мощности и модуляции, но те, кто был способен разобраться во внутренностях раций, придумали, как добавлять дополнительные каналы. Также использование этих каналов усложняло работу смоки, покупавших себе собственные рации для отслеживания разговоров дальнобойщиков, пытающихся превышать ограничения скорости.

Кристаллы были традиционным недорогим способом создания и поддержки частоты в небольшом радиопередатчике. До 1977 года добавлять каналы на СВ-рации было делом дорогим, и требовало очень кропотливой установки и калибровки кристаллов. Технология ФАПЧ использовала генератор с управлением по напряжению для создания базовой частоты, а остальную электронику – для сравнения этой частоты с той, которую генерировали один или несколько кристаллов. Но примерно в то время производители начали менять кристаллы в базовых моделях СВ на кремниевые генераторы с фазовой автоподстройкой частоты (ФАПЧ). Дальнобойщики вскоре обнаружили, что ФАПЧ можно программировать, и что запрограммировать дополнительные частоты было дёшево и просто. С переменным делителем частоты между генератором, управляемым напряжением, и фазовым детектором, частота передачи по радио определялась делителем.

Его видно слева, над зелёным корпусом переключателя.
Секретным оружием Cobra был чип с ФАПЧ от Uniden.

Внутри устройства располагался чип ФАПЧ, разработанный Uniden, за номером uPD858. Cobra купила схему рации у японской компании Uniden, которая называла её 858SSB. Дальнобойщики выяснили, что его можно перепрограммировать на поддержку 399 каналов – куда как больше, чем у других ФАПЧ, и гораздо больше, чем те 40 каналов, что федеральная комиссия по связи США выделила для коммерческих СВ.

Однако несколько других производителей, также использовавших железо от Uniden, предлагали сходные продукты. Поэтому, когда в 1977 году вышла Cobra 138XLR, стоимостью около $150, её ждали многие. Она принадлежала к небольшому количеству СВ-раций со встроенным клиппингом. Однако у 138XLR было ещё одно преимущество с точки зрения дальнобойщиков, любивших покопаться в железе. И если человек хотел потратить немного времени на подстройку своей радиостанции, то мог получить наилучший по качеству звук из всех, что были возможны для СВ.

К несчастью для дальнобойщиков, добавляемые ими дополнительные каналы выходили за пределы диапазона частот, выделенного комиссией по связи (официально диапазон был от 26,965 МГц до 27,405 МГц). Рация 138XLR стала не только одной из самых продаваемых СВ-радиостанций, её выход сделал 1977 год пиком по продаже СВ-раций в США – тогда их было продано 13 млн штук. Комиссия начала жестоко штрафовать пойманных за нелегальным использованием раций дальнобойщиков, некоторые даже потеряли из-за этого работу. Пользователи, имевшие легальные права на использование этих частот, жаловались в комиссию на постоянные помехи от пользователей СВ. В ответ на такие действия комиссии Cobra перестала выпускать эту модель в 1978 году.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Из песочницы] Haiku β1 — сделаем /b/ OS великой снова

Совсем недавно (почти 4 месяца назад) вышла новая Haiku (далее — просто BeOS, ибо проект гораздо удачнее ReactOS — настолько, что разница между Haiku и BeOS уже пренебрежимо мала). Да и недавно прочитанный киберпанк-роман Александра Чубарьяна давал понять, что BeOS ...

Минкомсвязи одобрило законопроект об изоляции рунета

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ поддержало законопроект №608767-7 об автономной работе рунета, внесённый в Госдуму 14 декабря 2018 года. Об этом сегодня сообщил замглавы Минкомсвязи Олег Иванов в ходе расширенного заседания комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям ...