Главная » Хабрахабр » [Перевод] Зал славы потребительской электроники: истории лучших гаджетов последних 50 лет, часть 2

[Перевод] Зал славы потребительской электроники: истории лучших гаджетов последних 50 лет, часть 2

Первая часть

Bowmar 901B

В 1973 году Bowmar/ALI была крупнейшей компанией-производителем калькуляторов в мире. В 1976 году она закрылась


Прощай, логарифмическая линейка: калькулятор Bowmar 901B (по прозвищу «Мозг») считается первым калькулятором с ЖК-экраном и первым карманным калькулятором.

В 1968 году Monsanto создала первый достаточно дешёвый ЖК-экран, который можно было использовать в потребительской электронике. Создание калькулятора Bowmar Brain было жестом отчаяния. Они были в новинку, но тогда они также были очень маленькими и тусклыми, и возможностей коммерческого применения для них было мало. За ней последовало несколько других компаний, в том числе и Bowmar/ALI, которая была тогда крохотным субподрядчиком оборонной индустрии из города Актон, Массачусетс.
Сначала в Bowmar/ALI хотели просто изготавливать и продавать ЖК-экраны. Одним из возможных вариантов были компактные калькуляторы, которые начали появляться совсем недавно – но у Bowmar были проблемы с выходом на этот новый растущий рынок.

Могли ли в Bowmar добиться успеха с наладонным калькулятором с ЖК-экраном? Самые ранние калькуляторы на батарейках, которые начали появляться в Японии в районе 1970-го благодаря компаниям Canon, Sharp и Sanyo, использовали громоздкие вакуумно-люминесцентные или газоразрядные индикаторы, или даже крохотные термопринтеры. Так и родилась модель 901B. В 1970-м компания решила это выяснить.


Руководство под рукой: у первых калькуляторов от Bowmar на задней стороне были приведены исчерпывающие инструкции, направленные на пользователей, до этого, скорее всего, никогда не использовавших калькулятор.

Калькулятор размером 76х127х25 мм появился в 1971 или 1972 году (в источниках на этот счёт есть разногласия). В Bowmar использовали чип TMS0103 производства Texas Instruments, а также их кнопки Klixon для клавиатуры. Он продавался по цене в $240, что сегодня эквивалентно $1400.

Среди розничных магазинов, пожелавших продавать следующие модели калькуляторов под своим брендом, были Sears и RadioShack. Вскоре у Bowmar появилось несколько клиентов, желающих перепродавать 901В под своими марками, в том числе Craig (назвавшая модель 4501) и Commodore (C110).

Но портативные калькуляторы быстро стали популярным предметом потребления, и к 1974 году цены на них рухнули. 901В и его последователи помогли Bowmar/ALI на несколько лет в начале 1970-х стать крупнейшим производителем калькуляторов в мире. К 1975 году Bowmar не могла обеспечить приток нужного количества чипов для калькуляторов, некоторые из которых, как вы догадываетесь, поступали от TI. Texas Instruments стала производить собственные калькуляторы, и уже превосходила Bowmar по объёмам. За пять лет компания вывела на рынок 28 разных моделей калькуляторов. Это не позволило компании снизить цены достаточно для того, чтобы соревноваться с конкурентами. Однако её родительская компания, Bowmar Instrument Corp., жива и поныне, и всё ещё работает с министерством обороны под именем Bowmar LLC. Спустя пять лет в калькуляторном бизнесе, Bowmar/ALI подала заявление на банкротство в 1976.

GoPro Hero

Оригинальная экшн-камера началась с пошитого в домашних условиях браслета, закреплявшего одноразовую камеру на запястье


Первый герой: первая GoPro, представленная в 2004, была камерой для 35 мм плёнки, изготовленной китайской компанией.

А есть предприниматели, которых влечёт настолько убедительная идея, что предпринимательство становится только средством для достижения цели. Есть предприниматели, которые хотят быть предпринимателями, особо не заботясь о том, на чём именно зарабатывать. Ник Вудман относится к последним.

Бездельничая и катаясь на волнах в Индонезии, он вдруг подумал, как было бы круто делать фотографии с точки зрения сёрфера. После того, как два его стартапа подряд провалились, он решил взять небольшой отпуск на путешествия и занятия сёрфингом. Чтобы исправить это упущение, Вудман взял оторванную лямку от доски для сёрфинга и резинку, и собрал из них крепление, которое могло надёжно удерживать одноразовую водонепроницаемую камеру Kodak на его запястье. Таких фотографий практически не было, поскольку, сюрприз: практически невозможно держать камеру в руках, стоя на доске.


Камера, мотор: оригинальный Hero обладал механизмом захвата, горизонтально удерживавшим камеру на запястье, когда устройство не использовали для фотографий.

Он купил пластиковые бруски, Dremel, занял у мамы швейную машинку и отправился работать. Вудман решил, что и другим сёрферам будет интересно документировать свою деятельность, и подумал, что можно немного заработать на производстве креплений. Когда вы отстёгивали защёлку, камера поворачивалась. Он скомбинировал уплотнительные кольца, пластиковое крепление, изготовленное при помощи дремеля, и простой, но остроумный механизм защёлки собственного изготовления, который мог удерживать камеру на руке горизонтально. Всё работало как по маслу. Сёрфер мог в этот момент сделать фотографию, и положить камеру обратно, защёлкнув застёжку.

«Я думал, этого будет достаточно для того, чтобы помочь людям пристёгивать одноразовую водонепроницаемую камеру на запястье, и это уже будет огромным скачком вперёд, и позволит сёрверам и другим атлетам носить камеру, запечатлевать свои действия с их точки зрения, и не полагаться на стороннего фотографа, который снимает их с пляжа на телеобъектив», — рассказал он журналу IEEE Spectrum.


Съёмка с запястья: основатель GoPro Ник Вудман демонстрирует ранний прототип своей экшн-камеры в районе 2001 года.


Рисунок для патента 6,955,484 B2 демонстрирует ключевые компоненты устройства.

Оказалось, что камеры, называвшиеся водонепроницаемыми, были просто водоотталкивающими. Он явно нащупал верный путь, но пройти по нему оказалось тяжелее, чем он думал. – До появления GoPro не было водонепроницаемой камеры, которой можно было бы шлёпнуть по воде со всей силы, не опасаясь, что струи воды просочатся внутрь и уничтожат её. «Водонепроницаемые камеры не были предназначены для сопротивления струям воды, — пояснил Вудман. Мне нужна была камера, но я не знал, как её сделать. Мне не удалось бы продать много держателей для камер, если бы то, что я придумал, оказалось убийцей фотоаппаратов. Мне едва удалось сделать застёжку».

Он ходил на выставки фотоаппаратуры, и снова искал в интернете. Вудман начал искать в онлайне кого-то, кому уже удалось создать по-настоящему водонепроницаемую камеру. Компания Hotax Manufacturing Co. В итоге он нашёл производителя в Китае с подходящей плёночной камерой. согласилась взяться за изготовление, но ей нужны были чертежи для крепления камеры и застёжки.

На фото – каякер, совершающий с камерой GoPro в 2014-м году мокрую и тряскую поездку.
Компактная, прочная, водонепроницаемая: камеры GoPro позволили фотографировать почти всё, что угодно.

– Я до сих пор не разбираюсь в CAD. «У меня не было образования в области CAD, — говорит Вудман. Я сделал всё, что мог из брусков пластика и дремеля, и вручную вырезал места для креплений и сами крепления, а потом при помощи термоклея посадил их на камеру, и отправил через FedEx в Китай».

IGS, простой файл для CAD, но я не знал, что такое . «Они выслали мне по e-mail файл . Я погуглил, скачал программу для просмотра, и помню, как было здорово видеть мою идеальную камеру, первую камеру GoPro, на экране, в 3D, как я её поворачивал, и думал: Ух ты, а у нас реально может получиться изготовить эту штуку». IGS.

В Hotax сообщили Вудману, что за форму для отливки ему надо будет заплатить $5000, и Вудман понял, что он не в курсе, серьёзная ли это компания, а не какие-нибудь мошенники.

Но они это сделали, и так родилась первая камера Hero», — сказал Вудман. «Я всё просчитал, и отправиться в Китай для проверки компании было дороже, чем просто заплатить им $5000 и скрестить пальцы на удачу, надеясь, что они сделают форму и сам продукт. Первая цифровая модель, Digital Hero, появилась в 2006-м. Первая модель, представленная в 2004, снимала на 35 мм плёнку.

Простая, надёжная камера позволила всем делиться своими ощущениями так, как ранее было невозможно. Вудман и GoPro сделали спортивную фотографию демократичным увлечением. Ну и, конечно, лучшее видео с собакой. Если в интернете доминируют фотографии котят и съёмки с GoPro, то последние, по крайней мере, увлекательны: эффектные волны медленно разворачиваются, орлы величественно парят, выполняются безумные трюки.

Также он гордится их неуязвимостью. Вудман гордится тем, что у камер GoPro, прошедших путь от плёночных фото до цифрового видео, есть уже четыре различных модели, карданов подвес и дрон, и их возможности постоянно расширяются, увеличивается разрешение видео и варианты беспроводного подключения. Я бросаю вам вызов». К концу разговора с журналистом он предлагает: «Попробуйте убить GoPro.

Epson R-D1

У этого странного гибридного фотоаппарата был механический затвор и фотоматрица на 6.1 Мп


Неожиданный пионер: самый первый цифровой дальномерный фотоаппарат сделала не Leica, компания, известная своими дальномерами. Его изготовили в сотрудничестве компании Epson и производитель камер Cosina Voigtländer.

Но в 1970-х появились однообъективные зеркальные фотоаппараты, затем последовали цифровые зеркалки, позволявшие даже неопытным новичкам от раза к разу делать приличные фотографии. С 1940-х годов, и в следующие 30 лет, дальномерные фотоаппараты были обязательным атрибутом людей, стремившихся делать профессиональные фотографии. А затем Epson представила R-D1, первый цифровой дальномерный фотоаппарат, в одиночку вернувший на сцену дальномерные фотоаппараты как с коммерческой, так и с артистической точек зрения. С ростом популярности зеркалок дальномерные камеры стали диковинкой – подходящей, судя по всему, для периодического использования профессионалами и людьми, серьёзно увлекавшимися этим процессом в качестве хобби.

Фотограф вращает фокусное кольцо, и когда два изображения накладываются, объект оказывается в фокусе. У дальномерных камер есть два оптических пути – один через линзы, один через отдельный дальномер – и они дают два немного отличающихся угла зрения на одну сцену, которые затем накладываются.

При нажатии на спуск основное зеркало физически поворачивается, уходя с пути между линзами и плёнкой (или фотоматрицей). Зеркалка же использует зеркала и призмы, чтобы проецировать изображение, видимое через линзы, на видоискатель, позволяя фотографу сфокусироваться на нём. Поэтому такая схема хорошо работает в системе, в которой можно менять линзы. Поскольку изображения, видимые фотографу в видоискателе, идут через линзы, они получают именно то, что видят. К концу 1970-х зеркалки уже сильно опережали по продажам дальномерные камеры.


Тихий снайпер: компактные и тихие, дальномерные фотоаппараты особенно почитались уличными фотографами.

У них не было зеркала и сопутствующего оборудования, поэтому они были компактнее и тише. И всё же дальномерные фотоаппараты не исчезали полностью. Есть причины, по которым Leica всё ещё производит дальномерные фотоаппараты, и почему люди готовы отваливать по $8000 за штуку (без линз в комплекте). Отсутствие зеркала позволяло располагать линзы ближе к плёнке или матрице, благодаря чему можно было получать более резкие фото.

R-D1 стал первым цифровым дальномерным фотоаппаратом, обогнав дебютную модель Leica M8 на два года. Тем не менее, мало кто предвидел появление в 2004 году цифрового дальномерного фотоаппарата, созданного совместно Epson и производителем фотоаппаратов Cosina Voigtländer, известным, как и Leica, своими дальномерными фотоаппаратами (компания перестала делать камеры в 2015). А его рекомендованная цена в $3000 была нацелена на профессиональных фотографов и обеспеченных любителей. У него был видоискатель типа 1:1, что позволяло фотографу видеть весь кадр сквозь камеру, будто невооружённым глазом.

После 1980 года частью притягательности дальномерных фотоаппаратов был их выспренный внешний вид. Epson придал своей технологической инновации явные черты ретро-дизайна. Тогда и сейчас многие любители дальномерных камер избегали автофокусировки и автовыдержки, предпочитая старомодное ручное управление.

Рычажок справа сверху выглядит точно как рычаг перемотки плёнки, однако он спускал механический затвор.
Старое и новое: у R-D1 была фотоматрица формата APS-C и 5 см экран.

Он выглядел и работал примерно как классический дальномерный фотоаппарат на 35 мм из 60-х и 70-х, хотя обладал многими передовыми цифровыми свойствами, к примеру, сенсором на 6. R-D1 был интригующим гибридом старого и нового. Некоторые фотографы могли использовать его с большинством имевшихся у них объективов – это была первая цифровая камера, использовавшая байонет Leica M, стандарт высококлассной оптики, разработанный Leica в 1954 году, и использовавшийся в камерах Leica, Voigtländer и ещё полудюжины производителей. 1 Мп формата APS-C CCD от Sony.

На самом деле он взводил механический спуск – да, спуск был механическим. Компания даже обеспечила рычажок, который выглядел, как устройство для перемотки плёнки на старых дальномерных фотоаппаратах, и на первый взгляд был не нужен, поскольку в цифровых камерах нет плёнки. Это обрадовало многих энтузиастов, испытывавших ностальгию по быстро исчезавшему миру плёночных фотоаппаратов.

Sony Walkman

Идея плеера родилась у сооснователя Sony, обожавшего оперу


Лидер индустрии: оригинальный Sony Walkman TPS-L2 работал на паре батареек АА, у него было два разъёма для наушников и лёгкие наушники в комплекте.

А благодаря «Стражам галактики» почти все знают, что это такое. Примерно половина живущих сегодня людей родились уже после появления плеера Walkman. Но если вы ещё не родились к 1979-80 году, вы не понимаете, насколько шокирующим откровением стал этот предмет, как радикально он изменил проигрывание и потребление музыки, и с какой потрясающей скоростью он стал повсеместным.

Люди хвастались тем, у кого мощнее будет звук. В 70-х существовало множество кассетных дек, но основная тенденция шла по пути их увеличения, а не уменьшения. Но у некоторых подсветка реально была шикарной). Самыми престижными были бумбоксы, и к 1979 самые крупные из них достигли размеров Fiat 128 и имели гораздо более изощрённую подсветку (ладно, допустим с размерами я преувеличил.

Его можно было брать куда угодно. А затем вдруг Sony начинает производить этот плеер, достаточно мелкий, чтобы уместить его в крупном кармане, и недорогой. Никто не знал, что вы слушаете Captain & Tennille или Air Supply, если вы сами не расскажете. Сегодня, когда смартфоны и наушники-затычки – вещь настолько же обыденная, как носки, молодёжи будет сложно понять, насколько безумной была эта революция: можно было слушать свою музыку в наушниках персонально.

Этот человек, Масару Ибука, был одним из основателей Sony, поэтому его желания привлекали гораздо больше внимания, чем желания большинства людей [в Вики написано, что оперу любил слушать другой основатель, Акио Морита / прим. Walkman вообще появился потому, что один человек захотел слушать оперное пение в самолётах, не раздражая других пассажиров. перев.].

Почти все. Sony уже выпускала портативные кассетные плееры, но почти все они делали упор на запись, в основном для записи голоса. Она отлично звучала, но была довольно громоздкой и стоила порядка $1000. В 1978 Sony представило номинально портативную систему TC-D5. Запрос прошёл через Норио Ога, который дал эту задачу Козо Осону, ведущему инженеру Sony Pressman, дорогого диктофона, предназначенного для профессиональных журналистов. Ибука использовал её в своих оперных мечтаниях во время странствий, но попросил сделать что-то, что было бы легче носить. Осон выдал обрезанную версию Pressman только для воспроизведения, чем и доставил удовольствие Ибуке.

Ибука и другой основатель компании, Акио Морита, решили, что если диктофоны не продаются, то, возможно, пойдут проигрыватели. В то время продажи портативных диктофонов Sony резко падали. С технологической точки зрения в Walkman не было ничего нового. Морита поручил Оге и Осону создать ещё более дешёвую версию устройства, которое они сделали для Ибуки. Но с точки зрения формы и использования он был радикально новым.

Ибука попросил сделать портативный плеер, чтобы он мог наслаждаться оперой во время бизнес-поездок.
Сооснователи Sony Масару Ибука и Акио Морита помогли родиться Walkman. Морита распорядился, чтобы инженеры сделали более дешёвый вариант плеера на продажу.

В США его вывели на рынок в 1980 как Soundabout, а на других рынках рекламировали, как Stowaway или FreeStyle. Первый Walkman TPS-L2 появился в Японии в 1979. У первой модели было два стерео разъёма для наушников, чтобы его могли слушать одновременно два человека. Но безотносительно названия это был металлический корпус синего и серебристого цветов, весивший порядка 400 грамм, размером 150х90х35 мм, работавший от пары батареек АА и продававшийся на некоторых рынках всего по $150. В комплект входили специально разработанные наушники, весившие всего 50 гр, возможно потому, что готовые наушники в то время весили не меньше самого плеера, и подобное сочетание показалось дизайнерам Sony абсурдом.

Случайно выход плеера совпал в США с началом одержимости бегом. Walkman продавался не так быстро, как это делал iPod спустя пару десятилетий, однако всё равно расходился довольно быстро. Sony это заметила и ответ выпустила ярко-жёлтую модель, которая положила начало крепким устройствам, которые компания назвала Walkman Sports. Бегуны с энтузиазмом приняли на вооружение плеер, который помогал им брать их любимую музыку с собой на пробежку.

В запоминающейся сцене во второй части фильма один из персонажей танцует под композицию Electric Light Orchestra «Mr.
Бессмертие в поп-культуре: тридцать пять лет спустя после выхода Walkman в Японии, он попал в первый фильм «Стражи галактики». Blue Sky».

Вместе с эволюцией форматов хранения развивался и Walkman, и Sony выпускала модели, проигрывавшие сначала CD, а потом и MP3. Sony смогла продать 186 миллионов кассетных проигрывателей Walkman к концу марта 1999 года. Недавний всплеск интереса к ретрозвуку (в основном к винилу и вертушкам, но и к кассетам тоже) привёл к тому, что некоторые продавцы на eBay просят по $450 за работающий TPS-L2. До сей поры Sony продаёт переносные цифровые плееры под маркой Walkman.

Nokia N85

Первый сотовый телефон с экраном AMOLED провалился на рынке, несмотря на то, что скомбинировал несколько весьма передовых технологий


Гости из будущего: Nokia N85 был первым смартфоном с экраном-активной матрицей на органических светодиодах (AMOLED). Такие дисплеи станут самым популярным типом экранов на много лет после этого.

Она даже не попала в список телефонов Nokia 2008 года, занимающих пять первых мест по продажам. Nokia N85 не входит ни в один список лучших телефонов своего времени. Его особенность состоит в том, что это был первый телефон, представивший самый качественный из экранов для смартфонов: активную матрицу на органических светодиодах.

N85 вышла в октябре 2008, а первый телефон Samsung на AMOLED, i7110, вышел в феврале 2009. Сегодня с экранами на AMOLED ассоциируется Samsung, но Nokia её опередила.

AMOLED давала более богатую палитру цветов и контраст по сравнению с TFT. В те дни в большинстве телефонов стояли экраны TFT (тонкоплёночные транзисторы), хотя у некоторых были экраны OLED. У них больше угол обзора, чем у TFT. Не было ещё ни одного смартфона без проблем с аккумулятором, и AMOLED потребляла меньше энергии, чем OLED, и гораздо меньше, чем TFT. Экраны AMOLED начинали не как сенсорные; эту возможность создали позже, добавив чувствительный к нажатиям слой поверх экрана. А ещё AMOLED гибкий – правда, за 10 лет это преимущество почти никто не использовал, но оно является ключевым свойством у искривлённых экранов, с которыми играются сегодня некоторые производители.

N85 принадлежал к первым. В 2008 на рынке телефонов всё ещё существовал зоопарк из различных размеров экранов, некоторые из которых занимали половину телефона, а некоторые – почти всю поверхность. Диагональ экрана составляла 2. У него не было сенсорного экрана, поэтому нужно было место для кнопок. 6", а разрешение – 240х320.

Позже Samsung стала использовать AMOLED на всех премиальных моделях.
Зов будущего: вторым смартфоном с AMOLED был Samsung i7110.

Телефон предлагали по цене в €450 на €100 дешевле тогдашнего флагмана от Nokia, N96, который многие считали низшим по качеству. В N85 также вошли и другие передовые для того времени особенности, включая связь по WiFi, 5-мегапиксельная камеру с автофокусом и цейсовскими линзами.

После выхода N85 и i7110 критики ныли по поводу плохой видимости экранов на солнце, однако это испытание тогда проваливали и многие другие экраны (а многие не справляются с ним и сегодня).

Первым продуктом с экраном AMOLED была камера Kodak EasyShare LS633 2003 года. И хотя технология OLED сегодня ассоциируется с компанией Samsung, изобрели её в Kodak в 1980-х. Купила её LG, один из конкурентов Nokia и Samsung в области смартфонов. Но к тому времени звезда Kodak уже заходила, и компания начала закрывать бизнесы и распродавать активы, включая продажу разработки AMOLED в 2009. В LG увидели N85 и i7110, и правильно решили, что AMOLED станет стандартом для смартфонов.

Два года спустя в процессе сложной сделки независимая компания HMD Global выдала лицензию на продажу телефонов под маркой Nokia. А что до Nokia, то она продала свой телефонный бизнес Microsoft в 2014. При этом HMD Global покупает некоторые из AMOLED-экранов у LG включая и экран текущего флагмана марки Nokia, Nokia 8 Sirocco.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

WebAssembly в продакшне и «минное поле» Smart TV: интервью с Андреем Нагих

Разработка приложений под Smart TV — тоже «нетипичный JavaScript», когда все слышали о чём-то, но немногие лично пробовали. Интерес к WebAssembly велик, но пока что нечасто встретишь людей, использующих эту технологию в рабочем проекте. TV, а в последние месяцы так ...

[Перевод] Ethereum планирует стать на 99% экономичней

Криптовалюта скоро сядет на энергетическую диету, чтобы конкурировать с более эффективными блокчейнами На фоне ажиотажа вокруг Биткоина его «младший брат» Ethereum отошел в тень. Но проект с рыночной капитализацией около 10 млрд долларов вряд ли можно считать незаметным. И объемы ...