Главная » Хабрахабр » [Перевод] Загадочная история шизофреника и шамана

[Перевод] Загадочная история шизофреника и шамана

Фрэнк Рассел справился с шизофренией, осознав себя заново в роли шамана

Сначала вы сидите в машине с вашим сыном, а потом он говорит вам: «Я не могу найти себя прошлого заново». Начинается всё без предупреждения – точнее, симптомы имеются, но вы можете увидеть их только задним числом. Потом он отказывается делать домашнюю работу, пишет что-то о самоубийстве на стене чёрным маркером, пытается порезать себя лезвием. Вы думаете – ну, подростки постоянно делают такие драматичные заявления. Через неделю он убегает с вечерних посиделок с друзьями, врывается домой и кричит о том, что его друзья пытаются его убить. Вы садитесь и долго разговариваете. Ему 17 лет, а вы – его отец, Дик Рассел, путешественник, бывший штатный репортёр Sports Illustrated, но в первую очередь, отец. Он проводит время, скорчившись, в старой комнате матери, прижимая к груди мягкую игрушку. Эксцентричный гений, плохо социализирующийся, зато полный идей – возможно, будущий художник, думали вы. Наступает XXI век.
До этого момента ваш сын Фрэнк был полностью нормальным ребёнком, пусть и немного странным. Вы сидите рядом с ним, когда Фрэнк получает диагноз – шизофрения, и вам в голову сразу же приходит куча разных ассоциаций. А теперь вам говорят, что особенности вашего сына проистекают из патологии, его загадочные фразы говорят не о скрытом гении, а о неправильной работе нервной системы. Теперь ваш сын находится на грани. В США диагноз «шизофрения» часто означает отсутствие жилья, работы, неспособность поддерживать тесные связи, приверженность к употреблению наркотиков. Eli Lilly Said to Play Down Risk of Top Pill. Вы отдаёте его докторам, выписывающим ему нейролептики, а когда он разжирается до 136 кг [Berenson, A. The Astonoishing Zyprexa Cover-Up. The New York Times (2006)], а доктора говорят, что это нормально, вы им верите [Russell, D. MadinAmerica.com (2015)].Обычный ребёнок: Фрэнклин Рассел в детском возрасте, до появления симптомов шизофрении www.

В некоторых странах рабочая занятость шизофреников в пять раз выше, чем в США. Если бы Фрэнк жил где-то в другом месте, всё могло бы пойти по-другому. В других симптомы шизофрении считаются признаком наличия необычных способностей.

Затем внезапно парочка пошла в совсем другом направлении, по пути, который Дик теперь любит называть «освещённый факелами проход в длинном тёмном туннеле». Дик с сыном за 15 лет перепробовали различные методы лечения, эффективные и не очень. К примеру, он считает, что Фрэнк может быть шаманом. Делясь своей историей, он надеется помочь другим найти свой путь – но он понимает, что иногда она звучит безумно.

Один из них находится на пересечении работы двух средних долей мозга; височной доли, превращающей всё, что человек видит и слышит, в язык, эмоции и память, и теменной доли, интегрирующей все пять чувств для определения местоположения в пространстве. Считается, что определённые структуры и участки мозга особенно важны для создания чувства личности. Он также играет роль в том, что называется модель психического состояния человека (или теория разума), в способности распознавать, что ваши мысли и желания являются вашими, и понимать, что у других людей также есть состояния разума, отдельные от вашего. Это участок под названием височно-теменной узел, ВТУ, который собирает информацию с этих и других долей мозга и составляет мысленное представление о физическом теле и его местоположении в пространстве и времени.

Считается, что дисморфофобия, характеризующаяся чрезвычайной обеспокоенностью вымышленными дефектами, возникает из-за неправильной работы ВТУ [Feusner, J. Когда работа ВТУ изменяется или нарушается, создавать представление о себе становится трудно, а иногда и болезненно. The pathophysiology of body dysmorphic disorder. D., Yaryura-Tobias, J., & Saxena, S. Исследователи наблюдают атипичную работу ВТУ у пациентов с болезнью Альцгеймера, Паркинсона и страдающих потерей памяти. Body Image 5, 3-12 (2008)].

Она меняет модель психического состояния; шизофреники часто считают, что другие люди относятся к ним враждебно, и когда они выполняют задачи, связанные с моделью психического состояния, активность их ВТУ резко возрастает или резко падает. Шизофрения тесно связана с нарушениями ВТУ. Психиатр Лот Постмес называет это «перцептивной бессвязностью», отмечая, что беспорядочный набор сенсорной информации разрушает эго: «нормальное ощущение себя, как единой сущности, „Я“, владеющее и управляющее мыслями, эмоциями, телом и действиями» [Postmes, L., et al. Исследователи вызывали видения и ощущения выхода из собственного тела, испытываемые отдельными шизофрениками, просто стимулируя ВТУ электродами. Schizophrenia Research 152, 41-50 (2014)]. Schizophrenia as a self-disorder due to perceptual incoherence.

«Шизофрения – заболевание, основным проявлением которого является уменьшение способностей к социальному взаимодействию», — говорит Матчери Кешаван, психиатр из Гарвардской медицинской школы, эксперт по шизофрении. Разрушенное самосознание шизофреника делает очень трудным задачу представления связного представления о себе самом окружающему миру, и взаимодействие с другими, более целостными личностями. «Проблема у людей с шизофренией состоит в том, что как бы они ни хотели социальных связей, они часто теряют навыки, необходимые для их обеспечения», — говорит Кешаван. И всё же, что иронично, людям с шизофренией нужны другие люди, точно так же, как социально способным людям, если не больше.

В 2008 году Бернард Креспи, биолог из Университета Саймона Фрезера в Канаде, и Кристофер Бэдкок, социолог из Лондонской экономической школы, построили теорию о том, что РАС и шизофрения – это две стороны одной медали. Эта потребность в социальных взаимодействиях сильно отличает шизофреников от людей с диагнозом "расстройство аутистического спектра" (РАС). Иначе говоря, если у человека с аутизмом ощущение самого себя бывает ущербно узким, самоощущение шизофреника бывает ущербно широким: они считают, что являются многими людьми сразу, и везде видят мотивы и смысл. «Социальные способности, — писали они, — недостаточно развиты при аутизме, и чрезмерно развиты, вплоть до отказа, при психозах (шизофрении)».

Шизофреники обычно считают себя обладателями более богатого воображения, чем у остальных, и пускаются в более художественные проекты [Kaufman, S. И хотя с ними, возможно, очень трудно жить, нарушения восприятия могут сделать шизофреников более творческими людьми. How Is Creativity Differentially Related to Schizophrenia and Autism? B. Blogs. www. Множество людей с шизофренией сказали, что их творческие мысли и галлюцинации появляются в одном и том же месте. ScientificAmerican.com (2015)]. Автор Стивен Митчелл, переводивший много работ Рильке, говорит так: «Он столкнулся с экзистенциальной проблемой, противоположной той, которую приходиться решать большинству из нас: там, где между нами и другими людьми встаёт твёрдый, пусть и полупрозрачный, барьер, у него иногда не было даже тончайшей разделительной мембраны». Поэт Райнер Мария Рильке отказывался лечить свои видения, говоря «не забирайте моих дьяволов, потому что ангелы тоже могут исчезнуть».

«Он говорил мне, что чувствует себя, как зеркало, отражая то, что находится внутри других людей», — пишет его отец, Дик. Фрэнк Рассел сообщал, что чувствует что-то похожее. А Фрэнк, по словам Дика, весьма творческая личность. «Ему было сложно разделить, что принадлежит ему, а что другим». Он изобретает язык из придуманных иероглифов и символов. Он рисует карандашом и красками, а также увлекается сваркой. Он сочиняет длинные поэмы о богах и расовых проблемах, и выиграл множество наград за поэзию в школе.

10 лет после получения диагноза он провёл в основном в изоляции, по сути неспособным формировать длительные отношения или присоединяться к групповым занятиям. И всё же странная одержимость Фрэнка символами, его вера в то, что он может стать китайцем или превратиться в медведя, делала социальное взаимодействие странным и сложным. Это было до того, как он встретил Малидому Патриса Сомэ. Кроме докторов, постоянными людьми в жизни Фрэнка были его родители.

Он считает, что принадлежность к общине – важнейший аспект контроля симптомов, часто связываемых с шизофренией
Малидома Патрис Сомэ считает себя титьюло, или шаманом.

«Пока что ни одно сообщество или культура мира не является свободной от этого загадочного заболевания», утверждает отчёт 1997 года. Согласно Всемирной организации здравоохранения, шизофрения – явление универсальное. перев.], а также их влияние и продолжительность:
Диагноз «шизофрения» учитывает пять симптомов [по американской системе DSM / прим.

  1. Бред;
  2. Галлюцинации;
  3. Нарушения речи;
  4. Нарушения поведения, вплоть до кататонии;
  5. Отрицательные симптомы типа эмоциональной тупости (ограничения выражения эмоций), алогии (ограничение речевых возможностей) и аволиции (недостатка инициативности).

Однако ВОЗ предупреждает, что стоит относиться к этим критериям с долей скепсиса: «современные операционные диагностические системы, являясь, несомненно, надёжными, оставляют открытым вопрос обоснованности оценок в отсутствии внешних критериев». Диагноз «поэтому необходимо считать предварительным», необходимым для составления планов лечения, «оставляя возможность для будущих изменений».

«Всё меняется со временем, — говорит Кешаван. Подробности диагноза постоянно меняются. Роберт Розенхек, психиатр из Йельского университета, изучающий эффективность различных моделей лечения шизофрении, заходит в суждениях ещё дальше. – Мы проводим исследования в поисках лучших биомаркеров, но пока всё сложно». У шизофрении такого нет». «Обычно в медицине всё основано на заболевании, имеющем медицинское основание, или психологическое основание.

S., & Barrio, C. Добавляет сложностей то, что шизофрения в разных культурах бывает разная [Brekke, J. Schizophrenia Bulletin 23, 305-316 (1997); Banerjee, A. Cross-ethnic symptom differences in schizophrenia: The influence of culture and minority status. Georgetown University Journal of Health Sciences 6, 18-24 (2012.)]. Cross-Cultural Variance of Schizophrenia in Symptoms, Diagnosis and Treatment. Проследив за пациентами пять лет, исследователи обнаружили, что жители развивающихся стран чувствовали себя «ощутимо лучше» тех, кто жил в «развитых» странах [Foster, H. Несколько исследований ВОЗ сравнивали результаты развития шизофрении в США и Западной Европе с результатами в «развивающихся странах» вроде Ганы и Индии. В одном исследовании почти 37% пациентов из развивающихся стран, у которых диагностировали шизофрению, не демонстрировали никаких симптомов через два года – в отличие от 15,5% пациентов в США и Европе. What Really Causes Schizophrenia Trafford Publishing, Bloomington, IN (2003)]. Job Hunting with Schizophrenia. В Индии почти половина людей, получивших диагноз шизофрения, способны успешно работать, по сравнению с 15% таких людей в США [Hengeveld, M. The Atlantic (2015)].

& Brekke, J. Многие исследователи выдвигали теории, что подобные противоречащие интуиции открытия произрастают из ключевых культурных различий: в развивающихся странах процветает коллективизм или взаимозависимость, поэтому люди там ориентированы на жизнь в сообществе [Bae, S. Characteristics of Korean-Americans with schizophrenia: A cross-ethnic comparison with African-Americans, Latinos, and Euro-Americans. S. B. Schizophrenia Bulletin 28, 703-717 (2002); Parker, C. www.news.stanford.edu. Hallucinatory “Voices” Shaped by Local Culture, Stanford Anthropologist Says. В развитых странах преобладает индивидуализм – автономия и достижения за счёт самостоятельной мотивации. (2014)]. Однако в одном исследовании «социоцентрических» различий между этническими меньшинствами в США было обнаружено, что «определённые защитные аспекты этнической культуры меньшинства» – а именно, преобладание двух коллективистских ценностей, эмпатии и социальной компетентности – «ведут к более мягкому проявлению симптомов шизофрении». Другие отличие развивающихся стран иногда могут усложнить эту дихотомию – к примеру, относительно плохая доступность лекарств.

– В культурах коллективизма он всё ещё способен выживать в общей семье с менее успешным братом или кузеном… Он будет чувствовать поддержку. «Возьмём молодого человека с шизофренией, не способного вступать в социальные контакты, — говорит Кешаван. Поэтому шизофрения в индивидуалистских странах накладывает на человека серьёзные ограничения». В более индивидуалистичных сообществах он будет чувствовать себя отстранённым и не принадлежащим к обществу. Индивидуалистические сообщества также «уменьшают мотивацию к признанию наличия болезни и поискам помощи других людей, будь то терапевты, клиники, местные программы помощи», — отмечает Рассел Шатт, ведущий эксперт по социологии шизофрении.

В 2012-м Шихуй Хан, нейробиолог из Пекинского университета, просил добровольцев из страны с развитой взаимозависимостью (Китай) и из страны, жители которой считаются более независимыми (Дания), размышлять о разных людях, отслеживая активность в их ВТУ. На разницу в результатах наличия болезни в разных культурах может влиять и различие самих пациентов. Но у китайских участников ВТУ активировался, когда они думали про самих себя. В обеих группах ВТУ активировался, когда люди пытались понять мыслительные процессы других людей – задача на теорию разума. По сути, самосознание китайцев в среднем было более размытым, что напрямую влияло на область мозга, которую обвиняют в ответственности за симптомы шизофрении. У датчан средняя префронтальная кора, которую исследователи использовали для измерения степени обдумывания самого себя, активировалась больше, чем у китайцев.

В других исследованиях, включая работу Чийоко Кабайашя Фрэнка из Психологической школы при Университете Филдинга в Санта-Барбаре, высказывается предположение, что уменьшение активности в области ВТУ у японских взрослых и детей во время выполнения задач по теории разума «может быть связано с пониженным уровнем различий между понятиями „я“ и „другие“ в японской культуре» [Frank, C. В исследовании Хана средний уровень активности ВТУ у людей из стран, пропагандирующих независимое поведение, был ближе к уровню пациентов с шизофренией. & Temple, E. K. Progress in Brain Research 178, 213-223 (2009)]. Cultural effects on the neural basis of theory of mind. R., & Carlo, G. Это проявляется в том, как люди из разных стран по-разному воспринимают мир: люди из коллективистских стран в большей вероятностью будут верить в бога [Cukur, C., de Guzamn, M. Faculty Publications, Department of Psychology University of Nebraska, Lincoln (2004)] и обращать внимание на контекст в изображениях, в то время как люди из индивидуалистских культур с большей вероятностью будут игнорировать контекст и концентрироваться на основной части изображения [Liddell, B. Religiosity, values, and horizontal and vertical individualism-collectivism: A study of Turkey, the United States, and the Philippines. et al. J. PLoS One 10, e0135453 (2015)]. Self-orientation modulates the neural correlates of global and local processing. Из этого следует, что ШВ должны реже подвергаться сомнению или изоляции из-за их видений в коллективистских культурах, и поэтому, реже будут ощущать то, что Шатт называет «социально вызванным стрессом» — который, как он пишет, «имеет биологические последствия, обостряющие симптомы психического заболевания».

Он родился в племени дагара в Буркина-Фасо, как внук известного целителя; он путешествует по миру, но обосновался в США. Малидома происходит из коллективистского общества. «Карьера» Малидомы — он усмехается при употреблении этого слова – представляет собой смесь из культурного посла, гомеопата и мудреца. Малидона считает себя мостом между своей культурой и США, существующим для того, чтобы «привнести мудрость нашего народа в эту часть мира». У него три диплома магистра и две докторских степени от Брандейского университета. Он путешествует по стране, выполняя ритуалы и консультации, пишет книги и выступает с речами. Иногда он называет себя «шаманом», поскольку люди знают значение этого слова (в некотором роде), и это похоже на его звание в Буркина-Фасо – титьюло, тот, кто «постоянно общается с другими измерениями».

Большую часть промежутка времени с 20 до 30 лет Фрэнк провёл в интернатах. Дик впервые услышал о Малидоме от Джеймса Хилмана, психолога-юнгианца, чью биографию писал, когда лечение Фрэнка зашло в тупик. Там проходили классы, была возможность проявить лидерство, поощрялась атмосфера любви и заботы. Его любимым был «Дом Земли», частный интернат, гораздо более структурированный, чем предыдущие. Дик радовался: впервые с тех пор, как Фрэнк заболел, его жизнь была наполнена друзьями и смыслом. Фрэнк завёл близких друзей, выступал в пьесах.

В обзорной работе, охватившей 66 научных работ, исследователи из Сантьягского университета в Чили обнаружили, что «психологическая помощь на основе сообществ значительно уменьшает негативные и психотические симптомы, количество дней, необходимых для госпитализации и частоту злоупотребления наркотиками» [Armijo, J., et al. Благодаря таким реакциям (и поскольку сообщества помогают пациентам не забыть принять лекарства), такие сообщества стали неотъемлемой частью в лечении шизофрении в западной медицине. Frontiers in Psychiatry 4 (2013). Efficacy of community treatments for schizophrenia and other psychotic disorders: A literature review. 3389/fpsyt. Retrieved from doi:10. 00116]. 2013. Они также с меньшей вероятностью будут стыдиться себя. Пациенты с большей вероятностью регулярно принимают лекарства, сохраняют работу и заводят друзей. Те же результаты были получены и в США.

Лечение в «Доме Земли» обходилось в $20 000 в квартал – столько Дик, всю жизнь работавший журналистом, не мог себе позволить долго оплачивать. Но у Фрэнка и Дика была проблема. Дик отвёз Фрэнка обратно в Бостон и определил в менее структурированный интернат, где тот, со временем, начал сдавать. После 16 месяцев в «Доме Земли», проведённых при помощи семьи и друзей, он решил прекратить «отдалять неизбежное».

Затем, через год, он встретился с ним на Ямайке, взяв с собой Фрэнка. Примерно в 2012 году Дик решил поискать Малидому; в первый раз он пообщался с ним по телефону, а затем встретился с Оджаи, небольшом городе близ Лос-Анджелеса.

«Связь между нами стала ясной сразу же», — говорит он. Когда Малидома впервые встретился с Фрэнком за ужином на Ямайке, он сразу же заметил, насколько тот похож на него. Он сказал Дику, что Фрэнк был ему «словно коллегой». Как только шизофреник встретил шамана, последний покачал головой и схватил руки Фрэнка, будто бы они знали друг друга уже много лет. Он также считает, что человек не может решить стать титьюло – это происходит с человеком. Малидома считает, что Фрэнк – американская версия титьюло; вообще, по его словам, версии титьюло есть в каждой культуре. Путь шамана или титьюло начинается со слома духа, — говорит он. «Каждый шаман начинал с кризиса, похожего на кризис людей, которых называют шизофрениками, психотиками. А потом вдруг ведут себя странно и представляют опасность для себя и деревни», — видя и слыша несуществующие вещи, ведя себя параноидально, издавая разные крики. – Сначала они прекрасно себя чувствуют, как все остальные.

Слева – он играет на барабанах на Ямайке.
Позже Фрэнк нашёл утешение в самовыражении через искусство. Справа – один из его рисунков.

Одна из таких попыток состоит в том, что люди танцуют и веселятся, изображая праздник. Когда это происходит, дагара начинают все вместе пытаться излечить сломленного человека. «Моя сестра кричала ночью, — говорит он, — а вокруг неё играли люди». Малидома вспоминает, как наблюдал за этим процессом, когда через это проходила его сестра. «Необходимо пройти через радикальную инициацию, после которой можно стать очень важным человеком, необходимым общине для её же блага, понимаете?» Если у человека во время срыва не окажется контактов с общиной, говорит Малидома, он может и не поправиться. Обычно неконтролируемые срывы длятся порядка восьми месяцев, после чего, по сути, возникает совершенно новый человек. Он считает, что это случилось с Фрэнком.

После этого вмешательства члены племени начали бы работу по излечению Фрэнка и возвращению его в общину; а когда он был бы готов, он занял бы заметное положение. Если бы Фрэнк родился в племени дагара, и испытал те же проблемы в 17 лет, что заставили его убежать из квартиры его друга, говорит Малидома, община бы сразу же сплотилась вокруг него, и проводила бы те же ритуалы, которым подверглась его сестра. «Он стал бы известен, как духовный человек, способный заглянуть в глубинные проблемы окружающих его людей», — говорит он.

Психиатр Джозеф Полимени написал целую книгу на эту тему, «Шаманы среди нас» [Shamans Among Us]. Малидома не первый человек, предполагающий о наличии связи между шаманизмом и шизофренией. Шаманы стали шаманами в позднем подростковом возрасте или в возрасте немного за 20, примерно в том же промежутке, когда обычно диагностируют шизофрению (17-25) у мужчин. В ней Полимени отметил несколько параллелей: шаманы и шизофреники считают, что обладают волшебными способностями, слышат голоса, испытывают ощущения выхода из тела. Количество шаманов (один из 60-150 человек, примерного размера большей части ранних человеческих общин) сходно с общемировым количеством шизофреников (примерно 1 процент). Шизофреники и шаманы чаще являются мужчинами, чем женщинами.

Критики отмечают, что шаманы входят и выходят из своего шаманского состояния по желанию, а у шизофреников нет никакого контроля над их видениями. Эту теорию поддерживают не все. Люди с таким диагнозом часто оказываются родственниками шизофреников, и демонстрируют менее ярко выраженные симптомы, например, странные речевые обороты или "магическое мышление", связанное с творчеством и высоким IQ. Но Роберт Спольски, нейробиолог из Стэнфорда, предложил схожую гипотезу, принятую большим числом специалистов: многие духовые лидеры, шаманы и пророки, могут демонстрировать "шизотипические расстройства личности". Такое описание может подойти Малидоне, который никогда не испытывал серьёзного расстройства, но брат и сестра которого прошли через это.

Early Intervention Could Change Nature of Schizophrenia. Сделал бы или не сделал психоз Фрэнка его шаманом в другом месте или времени, в интервенции племени дагара есть три главных фактора (раннее вмешательство, сообщество и цель), соответствующие трём факторам, которые Кешаван, Шатт, Розенхек и другие указывают в качестве дополнения к лекарствам: раннее вмешательство [Szabo, L. USAToday.com (2014)], поддержка со стороны общества и занятость. www. Возможно, Дик упустил шанс провести церемонию инициации дагара, но Малидома посоветовал Дику внести оставшиеся аспекты этого подхода в жизнь его сына, включая ритуалы и другие осмысленные действия.

Он и Дик ездили по интернатам, клиникам различных докторов, практикующих альтернативную медицину, встречавших бред Фрэнка с теплотой и поощрявших его. Вернувшись с Ямайки в Бостон, Фрэнк поддерживал связь с Малидомой по телефону. Когда Фрэнк попросил Дика включить в мемуары, которые он писал, и его мысли, в том числе и идею о том, что «одной из составляющих пива служит расплавленный пот дельфинов», Дик удовлетворил эту просьбу. Дик также стал поощрять своего сына. Они показали Фрэнку, что у него есть друзья и семья, уважающие его таким, какой он есть, и всё то, на что он способен. Эти события, говорит Дик, вместо того, чтобы привести к увеличению расстройства поведения, имели «приземляющий эффект». «Я узнал, что для него это важно». «Если какие-то мечты Фрэнклина могут существовать только в его воображаемом мире, так тому и быть», — писал Дик в его мемуарах, «Мой загадочный сын: изменивший жизнь переход от шизофрении к шаманизму» [My Mysterious Son: A Life-Changing Passage Between Schizophrenia and Shamanism].

Приобрели глубину и его отношения с отцом, который говорит, что их путешествие в шаманизм изменило его образ мыслей по поводу здоровья и болезней.
Отец и сын: сегодня Фрэнку Расселу легче справляться со своими симптомами.

Пять лет назад, до встречи с Малидомой, Фрэнк был слабо мотивирован к поиску социального общения. Результаты были ощутимыми. Сегодня он чрезвычайно изобретательный джаз-пианист. В 37 лет он ездил в Нью-Мексико и Мэйн, изучал машиностроение. Его комната заполнена рисунками и работами по металлу, богатыми архетипичными образами и иероглифическими языками собственного сочинения.

Он иногда слышит голоса и впадает в бред. Он не вылечился. Но он снова смог урезать дозу лекарств в два раза. Он всё ещё живёт в интернате. Он более вежлив, внимателен и заинтересован происходящим, как говорят его отец и доктора. Он сбросил лишний вес, и симптомы его диабета пропали. У него всё ещё бывают плохие дни, но всё реже и реже.

Он уже не обычный сумасшедший, он художник и поэт, путешественник и друг, африканец и американец, сварщик и студент. Возможно, главным мотиватором улучшения состояния Фрэнка стало изменение его отношения к себе.

В феврале Фрэнк, Дик и мать Фрэнка навестили племя Малидомы в Буркина-Фасо, где Фрэнк принимал участие в ритуалах излечения. А недавно стал ещё и шаманом. Дик и Малидома не хотят делиться подробностями церемонии, и говорят только, что реакция Фрэнка на ритуалы дала им надежду. Он четыре недели прожил в деревне перед тем, как вернуться домой в Бостон в начале марта.

«Я никогда не думал, что буду проводить духовные ритуалы, связанные с водой, у океана», — сказал он. Этот опыт также изменил восприятие Дика. «Если психоз – это создание альтернативной реальности, то цель – войти в этот мир. Но именно это он и проделал, и, помогая своему сыну восстановиться, обнаружил, что его собственное отношение к болезни и здоровью изменилось. Также существует понимание того, что мир, который мы считаем реальным, наполнен аспектами Иного – того, что существует загадочное проникновение или даже их объединение».

Насколько известно Дику, учёные пока не исследовали такие случаи, как случай Фрэнка. А что же по поводу подхода традиционной медицины?


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Перевод] Представляем Amazon Corretto, бесплатный дистрибутив OpenJDK с долгосрочной поддержкой

Многие наши клиенты стали беспокоиться о том, что они будут вынуждены платить за LTS-версию Java при выполнении своей рабочей нагрузки. Java является одним из самых популярных языков, используемых клиентами AWS, и мы стремимся поддерживать Java, сохраняя эту поддержку бесплатной. Однако, ...

Автомобиль на водороде. Пора ли прощаться с бензином?

К нашей прошлой статье о водородной энергетике вы написали очень интересные и справедливые комментарии, ответы на которые вы сможете найти в этом материале, посвященном использованию водорода в автомобилях. Привет, Хабр! Но при этом водород считается наиболее перспективным видом альтернативного топлива ...