Хабрахабр

[Перевод] Выжимаем максимум из графических калькуляторов: игры на TI-83

В 80-х и 90-х не каждому ребёнку родители покупали Game Boy. Я был одним из таких детей, и оставался единственным на игровой площадке, у кого не было GB.

Мой отец горел сильным желанием с детства готовить меня к SAT. Вместо консоли у меня был графический калькулятор. Предполагалось, что я буду использовать ПО для скачивания учебных программ и сохранения резервных копий хранимых в калькуляторе результатов. Поэтому я пользовался TI (Texas Instruments) 83 и ПО для Windows, необходимым для синхронизации калькулятора с компьютером.

Даже тогда уже существовали хранилища монохромных видеоигр с низким разрешением, написанных специально для графических калькуляторов Texas Instruments. Но вместо этого я играл на нём в игры. Большинство из них было отстойными (да, Drug Warz, я имею в виду тебя), но некоторые оказались на удивление хорошими, учитывая особенности платформы.
Вот например, Zelda для TI-83, в которой использовались спрайты, выдранные из серии Zelda для Gameboy:

Однако это была полностью оригинальная игра с уникальным внешним миром и совершенно новыми подземельями. Но не стоит особо радоваться, очень немногие игры выглядели столь же хорошо. Более характерным примером качества игр для TI-83 была Penguins Билла Нэйджела:

Она была довольно популярной, и я активно обменивался ею в средней школе, где наконец-то был не единственным человеком с TI-83. Мои одноклассники, не знавшие о том, что на графических калькуляторах можно запускать игры, начали считать меня гением-волшебником за умение переносить игры с калькулятора на калькулятор с помощью моего линк-кабеля. Одной из таких игр была Mario83:

Как и на любой другой платформе, на нём был клон Tetris. Эта игра хорошо подходила к столь ограниченному формату, ведь она состояла всего лишь из блоков:

Ещё одной игрой, которую портировали на все возможные платформы, был Doom. Что, Doom? На платформе более слабой, чем первый Gameboy? Но разработчикам как-то удалось это сделать. Хотя движок намного проще, в игре всё равно можно узнать Doom:

Gemini — это ещё одна псевдотрёхмерная игра, работавшая на TI-83, и отличавшаяся впечатляющими текстурированными стенами. Хоть она находилась примерно на одном техническом уровне с Wolfenstein 3D, для такой простой машины это было серьёзным достижением:

Иногда игры оказывались на удивление сложными. Не ожидаешь увидеть на каком-то паршивом калькуляторе глубокую RPG, но их было несколько, и одной из лучших считалась «Desolate»:

А как насчёт демо? Разумеется, были и они. Например, «Two by Two» разработчика Noice. Те же эффекты, которые можно было видеть на Gameboy, хоть и немного более неуклюжие, разумеется:

Тот же автор создал и это красивое демо «Monochromatic». Подходящее название для системы, в которой даже невозможны были истинные оттенки серого и их приходилось имитировать включением и отключением пикселей с нужной частотой:

Это демо 3D-движка работает на TI-84 plus, а не на TI-83, но я не мог его пропустить, ведь в нём есть полигональная графика с плоским затенением. Демо выглядит как подражание Elite:

Хоть моё сердце навсегда принадлежит старому доброму TI-83, должен признать, что более поздние графические калькуляторы намного превосходили его по графическим возможностям. Только посмотрите на Mario на TI-89 и сравните с нем, что видели выше:

Вполне предсказуемо, что TI-89 (по сути являющийся урезанной версией огромного, размером с Game Gear, TI-92) намного лучше проявлял себя в 3D. Взгляните на Counterstrike (по-прежнему работает на движке в стиле Wolf3D, но выглядит намного красивее):

А ещё на калькуляторах была Kirby’s Dreamland. Так как экран TI-89 больше по разрешению, чем у Gameboy (а в TI-83, напротив, пикселей меньше), он стал более популярным для копирования графических ресурсов из игр для Gameboy и создания на их основе новых однопользовательских кампаний:

Prince of Persia работал на этой платформе достаточно неплохо. Если вы ещё не поняли, то 89 стал огромным шагом вперёд по сравнению с 83 и был лучшим, пока на рынке не появились цветные графические калькуляторы с подсветкой. Как по мне, так они растеряли всё очарование:

И никак нельзя обойти вниманием Metroid. Как можно играть в него на размытом экране TI-89? Не лучше и не хуже, чем на экране первого Gameboy. Как и во всех других играх, в нём нет звука, потому что у калькулятора не было звукового чипа. Но это не останавливало некоторых разработчиков: они реализовали поддержку звука, выполнявшуюся в основном 8-битном процессоре, и выводили его через порт соединительного кабеля, совместимого с некоторыми наушниками:

Более примитивная 3D-графика. В следующий раз мы увидели на портативном устройстве полигональную графику с заливкой только на Handspring Visor. То, что разработчикам-любителям удалось добиться этого на графическом калькуляторе конца 80-х, должно вдохновлять вас:

King of Fighters? Серьёзно? Да, действительно. Игра, как я полагаю, портирована с Neo Geo Pocket (монохромной версии) или с Wonder Swan (тоже без цвета. У обеих консолей поначалу были монохромные версии). Здесь спрайтовая графика выглядит замечательно:

Некоторые из игр выглядели по-настоящему красиво, и они, вероятно, стали началом карьеры многих студентов, которые после распространения смартфонов вышли на рынок мобильных игр. Если добавить цвета, то Air Mission выглядела бы вполне уместной на старом телефоне с поддержкой java-приложений:

Но мы скачивали приложения для портативных устройств и обменивались ими задолго до этого. В каком-то смысле графические калькуляторы были прародителями современной культуры смартфонов и магазинов приложений. В те времена мы могли напрямую обмениваться приложениями, что со смартфонами делать не так просто, и весь этот контент был бесплатным!

Никакого звука, обычно плохая графика, размытый экран без подсветки… зато бесплатные игры! Это была настоящая находка. Половина удовольствия заключалась в отыскивании новых шедевров и в обмене ими по кабелю с друзьями на игровой площадке или в школьном коридоре. Сколько захочешь! Меня даже удивляет, почему Texas Instruments никогда не обращала внимания на андерграундную игровую культуру, возникшую вокруг этих калькуляторов, и у неё никогда не возникало мысли «о, а ведь мы можем создать настоящую игровую портативную консоль».

Но надо учитывать то, что в течение долгих лет я покупал почти все игровые устройства, в том числе и отстойные. Я бы её купил. Если хотите узнать, какие игры есть для вашего графического калькулятора, то рекомендую посетить сайты TiCalc.org и Omnimaga.

Характеристики TI-83

Процессор: Zilog Z80 с частотой 6 МГц.

Язык программирования: TI-BASIC, ассемблер.

Пользовательская память: 32 кБ ОЗУ.

Экран: монохромный, 96x64 пикселя, 16x8 символов.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»