Хабрахабр

[Перевод] Выпускники американских университетов превосходят выпускников России, Китая и Индии

Каждый месяц мы читаем новости о недостатках и провалах образования в США. Если верить прессе, то начальная школа в Америке не способна научить учеников даже базовым знаниям, знаний даваемых средней школой явно недостаточно для поступления в колледж, ну а школьники сумевшие все же продержаться до окончания колледжа оказываются абсолютно беспомощны за его стенами. Но недавно была опубликована весьма интересная статистика, показывающая что по крайней мере в одном конкретном аспекте подобное мнение весьма далеко от истины. Несмотря на известные проблемы американской системы среднего образования, выпускники американских колледжей специализирующихся на computer science оказались прекрасно развитыми и очень конкурентоспособными специалистами по сравнению со своими зарубежными конкурентами.

Эти три страны славятся своими первоклассными программистами и победителями международных олимпиад, их репутация безупречна, а успешные действия российских и китайский хакеров постоянно отражаются в новостях. Исследование проведенное международной командой исследователей сравнивало между собой выпускников колледжей США с выпускниками школ трех крупнейших стран в которые США аутсорсят разработку программного обеспечения: Китая, Индии и России. Все эти факторы делают программистов из этих трех стран весьма релевантной точкой отсчета с которой можно сравнивать американских выпускников. К тому же в Китае и Индии существуют крупные внутренние рынки программного обеспечения, обслуживаемые большим количеством местных специалистов. При этом немало студентов из этих стран приезжает учиться в Соединенные Штаты.

Так что нельзя сказать что полученные в нем результаты можно обобщить в пользу однозначной удачности и тотального доминирования американской системы образования во всем мире. Проведенное исследование не претендует на всеобъемлющность и, в частности, не сравнивает результаты американцев с результатами выпускников других развитых либерально-демократических стран подобных США. В этих трех странах исследователи отобрали в общей сложности 85 различных образовательных учреждений методом случайной выборки среди «элитных» и «простых» ВУЗов занимающихся computer science. Зато рассмотренные в исследовании страны анализировались очень глубоко и тщательно. Экзамен был подготовлен специалистами компании ETS, известной
своим международным тестом GRE, состоял из 66 вопросов с несколькими вариантами ответа в каждом, и проводился на местном языке. С каждым из этих ВУЗов исследователи договорились о проведении добровольного двухчасового экзамена среди учащихся последнего года обучения, специализирующихся на программировании. Задачи не привязывались к какому-либо конкретному языку программирования и записывались в абстрактном псевдокоде (подобно тому как это делает Дональд Кнут в своем труде «Искусство программирования»). В число вопросов были включены дискретные структуры данных, алгоритмы и оценки их сложности, проблемы хранения и передачи информации, общие задачи на программирование и проектирование программ. В общей сложности в исследовании приняли участие 6847 американцев, 678 китайцев, 364 индийца и 551 россиянин.

Несмотря на то что при сравнении с заокеанскими сверстниками американские студенты поступают в колледж с заметно худшими знаниями по математике и физике, к моменту окончания колледжа они стабильно набирают значительно лучший балл в тестах. По результатам экзамена результаты американцев оказались гораздо лучше результатов выпускников из других стран. Однако в среднем результат американцев в тесте оказался на 0. Речь, конечно, идет о сугубо статистических различиях — результаты учеников зависят не только от колледжа, но и от индивидуальных способностей, так что результаты разных выпускников даже одного колледжа могут принципиально отличаться и выдающийся выпускник «плохого» колледжа может быть гораздо лучше плохого выпускника «элитного» ВУЗа. Этот разрыв оказывается еще больше если разделить выпускников «элитных» и «обычных» ВУЗов и сравнивать их не в одной куче, а по отдельности — элитные ВУЗы России с элитными колледжами США, обычные ВУЗы России — с обычными американскими колледжами. 76 стандартных отклонений лучше, чем результат россиян, индийцев или китайцев. Фактически результаты лучших ВУЗов России, Китая и Индии получились примерно такими же как результаты обычных американских колледжей. Выпускники «элитных» образовательных учреждений, как и ожидалось, показали в среднем намного лучший результат чем выпускники «обычных» школ и на фоне меньшего разброса оценок у разных учащихся различия между учащимися разных стран стали выражены еще заметнее. Интересно так же что исследование не выявило статистически значимых различий между результатами выпускников ВУЗов России, Индии и Китая Элитные американские школы оказались в среднем настолько же лучше элитных российских школ насколько российские элитные ВУЗы в среднем лучше условных «заборостроительных» колледжей.

Средние результаты теста, нормированные к стандартному отклонению, для учащихся разных стран и разных групп ВУЗов
Рис 1.

К примеру одной из проверенных гипотез стало то что лучшие результаты американских ВУЗов связаны просто с тем что лучшие иностранные студенты приезжают учиться в США тогда как в родной стране остаются лишь ребята похуже. Исследователи постарались учесть и исключить возможные систематические причины подобных различий. Однако исключение из числа «американских» студентов тех для кого английский не является родным никак не изменило результаты.

Во всех странах мальчики показали в среднем заметно лучший результат чем девочки, но найденный разрыв был значительно меньше, чем разрыв между выпускниками иностранных ВУЗов и американцами. Еще одним интересным моментом стал анализ гендерных различий. По всей видимости это свидетельствует о том что наблюдаемые различия в результатах парней и девушек возникают в основном из культурных и образовательных различий в подходах к обучению мальчиков и девочек а не из природных способностей поскольку девушка с хорошим образованием легко выигрывает у парня которого учили не так хорошо. В результате американские девушки благодаря лучшему образованию оказались в среднем заметно способнее иностранцев-парней. В силу этого тот факт что девушкам-программистам в США в дальнейшем в среднем платят значительно меньше денег чем парням, по всей видимости, не имеет отношения к их реальным способностям.

Хотя исследователи и приложили все усилия к тому чтобы идеально перевести все тесты, создавшая их компания все же изначально ориентировалась на тестирование американских студентов. Несмотря на все усилия по анализу данных, полученные в исследовании результаты, конечно, нельзя считать непреложной истиной. Однако тот факт что учащиеся Китая, Индии и России с совершенно разными образовательными системами и тестами показали примерно одинаковые результаты косвенно свидетельствует о том что это вероятно не очень правдоподобная гипотеза. Нельзя исключать что отличные результаты американцев могут быть связаны с тем что для них подобные вопросы были просто лучше знакомы и привычнее, чем для их иностранных сверстников.

Это число значительно выросло в последние годы, но остается крайне далеким от показателей Китая (185 тысяч выпускников-программистов ежегодно) и Индии (215 тысяч выпускников). Подводя итог всему сказанному хочется отметить что в США сегодня образование в сфере computer science ежегодно заканчивает 65 тысяч студентов. Но хотя отказаться от «импорта» иностранных программистов в обозримой перспективе США не удастся, данное исследование показывает что американские выпускники подготовлены намного лучше своих иностранных конкурентов.

Разные выпускники конечно имеют разный уровень подготовки и в России ежегодно выпускается по меньшей мере десяток талантов действительно мирового уровня; однако средние результаты выпускников, массовый уровень подготовки программистов в нашей стране, увы, изрядно хромает. От переводчика: Меня задело это исследование и я решил его перевести на Хабр поскольку мой личный 15-летний опыт в IT, к сожалению, косвенно его подверждает. Скажем я учился в МГУ и я читал исследования учеников MIT-а — и это, увы, совершенно другой уровень. И если уходим от сравнения победителей международных олимпиад с выпускником колледжа штата Огайо к сравнению более-менее сравнимых людей, то разница, к сожалению, впечатляет. Можно ли еще как-то переломить данную тенденцию или детей уже однозначно настала пора отправлять на обучение в Штаты? Образование в России — даже не требующее капитальных затрат обучение программированию — следует за общим уровнем развития страны и при общем низком уровне зарплат в отрасли с годами по-моему становится только хуже. Предлагаю обсудить это в комментариях.

Оригинальное исследование можно почитать здесь: www.pnas.org/content/pnas/116/14/6732.full.pdf

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»