Хабрахабр

[Перевод] Тайная история интернета в политике конфиденциальности от Google, состоящей из 4000 слов

Нарождающаяся компания представляла собой всего лишь поисковую систему, а такие сервисы, как Gmail, Android и YouTube в лучшем случае были лишь блеском в глазах стартаперов. Конец 1990-х был простым периодом для Google. Она была краткой и честной, милым, старым, добрым артефактом иных времён Кремниевой долины, когда Google всего в 600 словах объясняла, как она собирает и использует вашу личную информацию. И первая политика конфиденциальности отражала эту простоту.

За последние 20 лет та самая политика конфиденциальности переписана в раздувшийся документ из 4000 слов, описывающих то, как компания обращается с вашими данными. Того варианта интернета (и Google) уже нет с нами.

Сегодня веб ужасно сложный, и политика конфиденциальности от Google соответствует этому.

Изменение политики конфиденциальности Google со временем Эта эволюция, шедшая два десятилетия и познавшая 30 вариантов, представляет собой историю трансформации интернета в глазах одной из наиболее важной его сущностей.

1999-2004: уже не пишет о пользователях «в совокупности»

В первые пять лет политика конфиденциальности Google отражала эру до смартфонов – время, когда мало какие данные о пользователях собирались, и пользователей всегда рассматривали «в совокупности, а не как отдельных личностей». Эта лаконичная декларация – вероятно, наиболее важная часть первой политики конфиденциальности Google:

Однако мы всегда сообщаем сведения о пользователях в совокупности, а не об отдельных личностях. 1999
Google может делиться информацией о пользователях с рекламодателями, бизнес-партнёрами и другими третьими лицами. К примеру, мы можем раскрыть информацию о том, насколько часто средний пользователь Google посещает Google, или какие иные слова чаще всего встречаются в запросах, содержащих слово Microsoft.

Этот прямолинейный параграф процитирован из второй версии политики конфиденциальности Google, выпущенной спустя три месяца.

«Кратко говоря, это заявление утверждает, что раньше Google использовала не ту бизнес-модель, что использует сейчас, — сказал он. Двадцать лет спустя это заявление демонстрирует, насколько далеко Google ушла от своих корней, говорит Джеймс Уорд, юрист, специализирующийся на законах о конфиденциальности и безопасности данных.

2005-2011: Google раскрывает больше данных для лучшего таргетинга рекламы

В конце 2000-х Google кардинально поменялась. Прошли приобретения таких компаний, как видеохостинг YouTube (2006) и рекламная сеть DoubleClick (2008). Это совпало с подъёмом десктопной и баннерной рекламы, а также мобильной революцией, открывшей новые способы рекламы и отслеживания. Политика конфиденциальности Google эволюционировала, чтобы отражать эти изменения в индустрии.

Поскольку Google всё время увелиивала количество персональных данных, на которых она строила рекламную модель и весь свой бизнес, то, по его словам, компания „перешла от модели “мы не передаём ваши данные» к модели «мы не продаём ваши данные»". Согласно Уорду, в это время политика Google сместилась от „прямолинейного раскрытия правил к более сложной системе“.

И вот, как с годами менялось то, что собирала компания.

Что собирает компания

В ранних политиках конфиденциальности упоминались рекламодатели, но не таргетинговая реклама. С самого начала бизнес Google был построен на рекламе. Это изменилось в 2005 году, когда в Google впервые использовали фразу «персонализированный контент и реклама».

«Выбор рекламы» впервые упомянули в 2009, вскоре после того, как Google купила DoubleClick за $3,1 млрд и встроила её в свою маркетинговую платформу.

В июне 2004 года появляется следующая фраза:

Если у вас есть учётная запись, мы можем поделиться информацией, загруженной посредством этой записи, между всеми нашими сервисами, с тем, чтобы обеспечить вам их беспрепятственное использование и улучшить их качество.

Но, по его словам, «сегодня это явно сигнал о создании всеобъемлющего профиля, и что каждый сервис, используемый вами, будет собирать информацию для персонализированной рекламы, даже если вы с этим не соглашались». Уорд говорит, что в 2004 году люди ещё верили в честность таких заявлений. Уорд утверждает, что согласно данной политике вас посчитают согласным даже без вашего знания об этом.

2012-2017: усложнение бизнеса требует усложнения политики

В августе 2012 года компания заплатила $22,5 млн штрафов по решению федеральной торговой комиссии США за «неверное представление заверений о конфеденциальности», касавшееся отслеживание файлов куки у людей, использовавших браузер Safari от Apple. Статус Google как интернет-гиганта привлёк к компании больше внимания.

В преддверии штрафа секция «информация, которую мы собираем» политики конфиденциальности Google была серьёзным образом отредактирована.

В редакции политики конфиденциальности от марта 2012 Google остановилась на отредактированной версии того, какой информацией она делится:

На раскрытие специальных категорий персональных данных мы запрашиваем у вас согласие. Мы можем предоставить сведения о вас компаниям, организациям или частным лицам, не связанным с Google, если вы предоставили согласие на это.

Одно изменение, касающееся загруженного контента, даёт в особенности широкие привилегии компании в использовании этого контента по её усмотрению:
В тот же день Google переписала условия использования впервые с 2007 года, отредактировав документ из 20 пунктов, сделав его короче, но сильно расширив определения.

Загружая или иным образом добавляя материалы в наши Службы, вы предоставляете компании Google и ее партнерам действующую во всем мире лицензию, которая позволяет нам использовать это содержание, размещать его, хранить, воспроизводить, изменять, создавать на его основе производные работы (например, переводы, адаптации и прочие способы оптимизации материалов), обмениваться им, публиковать его, открыто воспроизводить, отображать, а также распространять.

Проще говоря, все, что было вашим, таковым и останется». В условиях использования упоминается, что «все права на интеллектуальную собственность в отношении этих материалов остаются у их владельца. Но, по словам Уорда, этот пересмотр условий, особенно фраза «загружая или иным образом добавляя материалы», был очень осмысленным изменением того, что Google считает пользовательским контентом.

– Именно так все мы и „согласились“ с этим, не имея понятия о том, что сделали это». «Ваши поисковые запросы, нажатия клавиш, отпечаток голоса и лицо в видеочате Google Chat, письма, отправленные вами через Gmail – всё это части контента, загруженного вами в их сервисы, — сказал он.

2018 – наши дни: текущая политика меняется, чтобы соответствовать более строгим законам

Крупнейшее современное усовершенствование политики Google произошло в мае 2018 года, в ответ на европейский "Общий регламент по защите данных", или GDPR. Согласно Сэму Хефт-Люфти, менеджеру продукта по политике конфиденциальности Google, изменение политики, занявшее целый год у писателей, дизайнеров, исследователей и юристов, было не просто изменением юридического языка, но «полным обновлением продукта» с тем, чтобы он «лучше описывал собираемую нами информацию и пояснял права пользователей».

«Мы не расширяли права или разрешения Google», — сказал он. Хефт-Люфти сказал, что хотя политику переписывали для большей ясности, в ней не менялось то, что Google делает с данными пользователей.

И хотя она ещё напоминает лабиринт, во многих секциях теперь есть поясняющие видео и цветные иллюстрации в виде логотипов и изображений. Он также отметил, что самые большие изменения в политике концентрировались на облегчении навигации по ней.

Политика добавила девять упоминаний о том, что пользователи могут экспортировать свои данные, и несколько секций, поясняющих, как удалять свои данные – скорее всего, под давлением правил GDPR, дающим пользователям больше прав на владение и управление своими данными.

D.
До и после G. R. P.

Большую часть этой информации собирает Google, чтобы помочь формировать меняющие мир продукты, а также подпитывать свою рекламную машину, печатающую деньги. В 2019 году цифровая экономика обширна, и перекликается с технологиями, компаниями, рекламодателями и миллиардами людей, сбрасывающих данные ежесекундно.

Оказывается, к примеру, что New York Times оставляет за собой право продавать (они называют это «сдавать в аренду») имя и почтовый адрес читателей рекламодателям. PS: после появления этой статьи из газеты New York Times на сайте Hacker News, один из его читателей отметил, что политика конфиденциальности самой газеты состоит из более чем 5000 слов, и содержит практически всё то же самое, за что газета ругает Google, и немножечко сверх того.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть