Хабрахабр

[Перевод] Создание Amazon Prime, самой успешной и разрушительной программы членства в истории интернета

Осенью 2004-го компания Джеффа Безоса всё ещё в основном продавала книги и DVD. Amazon не всегда была королём онлайн-шопинга. Крупные торговые сети вроде Best Buy росли по 17% в год, eBay была главной по продажам в интернете, а большой магазин Toys R Us подал на Amazon в суд, чтобы тот не продавал других игрушек у себя на сайте. Её со многих сторон осаждали более успешные конкуренты.

Цена компании достигла $18 млрд, но если бы вы захотели в неё инвестировать, любой грамотный аналитик сказал бы вам, что будущее точно стоит за eBay – более молодой компанией, которая к тому времени уже стоила $33 млрд. В тот сезон праздников, с ноября по январь, на сайте Amazon шли постоянные cбои, из-за чего поднялся нехилый шум как среди покупателей, так и у прессы.

Amazon стоит больше $900 млрд, а Джефф Безос – самый богатый человек планеты с огромным отрывом. Прошло 15 лет, и мир изменился. Главная причина всему – не слишком известная в наших краях и редко упоминаемая в СМИ программа членства Amazon Prime. Больше половины всего онлайн-шопинга американцы совершают на одном веб-сайте, и компания потихоньку начинает контролировать десятки, казалось бы, не связанных между собой индустрий, от производства контента до дистрибуции музыки.

От смешной идеи, противоречащей всякой финансовой логике, – к миллиардным прибылям и сотням миллионов участников. Это история о том, как придумали и развивали величайшую инновацию эпохи интернета в сфере розничной торговли. Рассказанная бывшими топ-менеджерами и ключевыми сотрудниками, которые были там с самого первого дня.

Андреа Ли (бывший руководитель Amazon Prime в Канаде)

В то время мы не знали, какой вид электронной коммерции может взлететь. Трудно вернуть себя в тот год. Будет ли это подписка? Будут ли это аукционы? Будут ли это сайты с бесплатной доставкой от определенного лимита?

Виджей Равиндран (бывший директор Amazon по работе с заказами)

И мы все сопротивлялись. Тогда у команды не было слепой веры в то, что любая идея Джеффа будет успешной. Очень известные люди, которые сейчас в Amazon на высоких позициях, говорили мне, «Не позволяй Джеффу сделать этого», «Это очень плохо для компании».


Джефф Безос в Сиэтле в 1998-м

Быстрая, очень быстрая программа доставки с минимальными требованиями от покупателей. «Этим» был проект Amazon с кодовым названием «Футурама». Клиентам приходилось заказывать минимум на $25, чтобы не платить за доставку, а потом ждать от 8 до 10 рабочих дней. Она началась, отчасти, из-за разочарования одного программиста в том, что бесплатная доставка Amazon (которая тогда называлась Super Saver) была чересчур сложной – как для покупателей, так и для бэкенда.

Чарли Уорд (бывший главный инженер Amazon, текущий вице-президент Amazon по технологиям)

Ненавижу переходить с экрана на экран, выбирать всё еще раз и еще раз. Я люблю покупать в один клик. С нашей системой Super Saver покупать в один клик было невозможно.

И я просто понял, что не могу улучшить эту систему. Я перфекционист, и меня это очень сильно бесило. Я выдал эту проблему группе: «Было бы круто, если бы покупатели просто давали нам определенную сумму в начале года, и потом все заказы к ним доставлялись бесплатно?» Её надо переписывать с нуля.

После этого у нас как бы возникла небольшая пауза, и все вокруг посмотрели друг на друга с таким видом – «Чарли сошел с ума?»

Так что я пошел и на той неделе расписал проблему, где-то пол-листа бумаги, чтобы все могли понять ход моих мыслей.

Дороти Николс (вице-президент Amazon Web Services)

Заказывай что угодно и сколько угодно, а мы доставим. Идея Чарли была как бы создать такой ресторан, где можно есть, сколько влезет. Тогда Джефф пошёл на шаг дальше. Но о скорости доставки не говорилось ничего. Я помню, он сказал, что никто не просыпается каждый день в надежде, что его посылка будет идти чуть-чуть медленнее.

Грег Грили (бывший вице-президент Amazon по онлайн-медиа)

Джефф пришел и сказал, «Эй, наша Super Saver – это хорошо, но у кого есть идеи, как мы можем сделать доставку быстрее?» Это было где-то в октябре 2004-го.

У нас был какой-то конкурент в сфере доставки книг, у которого была программа членства за $30. Я отправился на совещание с пятью-шестью, мне казалось, неплохими идеями. И там было несколько уровней такого ускорения. И я подумал, что можно сделать такой апгрейд: если ты платишь дополнительно, ты получаешь ускорение доставки.

Мы с командой посмотрели на все эти идеи, и сказали что-то вроде «Ну, они все вроде неплохие, но ни одна из них не влюбляет в себя».

Быстрая доставка, специальная доставка за два дня, минимальная оплата членства, специальные условия и всё такое. И тогда мы просто объединили все эти идеи в одну – в программу, от которой хочется говорить «Вау!».

До Дня благодарения было полторы недели, у нас не было свободных рук. И тут я сказал – «Круто, если бы мы могли внедрить это под праздники!» И тут же пожалел о своих словах, это показалось смешным.

Джефф тут же взял мою идею и сказал – «Да, это идеальное время».

Виджей Равиндран

Я подумал, отлично, блин, еще больше работы команде, когда мы и так фактически сидим как пожарники, пытаясь удержать сайт от падения. Была неделя до пика… И мой руководитель получил от Джеффа Безоса сообщение, что мы сейчас будем внедрять новый проект, который он считает очень важным.

А в пятницу утром Amazon.com падает на несколько часов. Мы договорились встретиться в пятницу днём.

Но это очень важно. Мы отменили встречу с Джеффом, а он ответил – «Да, я понимаю. В субботу утром приглашаю вас ко мне домой».

Он был больше, чем моя квартира. Мы приезжаем к нему, и нас посылают к его гаражу для лодок. Мы будем делать систему, чтобы те люди, которые чаще всего покупает онлайн, были с нами. Из того, что помню – Джефф говорил, что нам нужно делать больше для самых активных покупателей. И что она изменит психологию людей, которые сейчас не видят разницы между покупкой на Amazon и покупкой в другом месте.

То есть, до третьей недели января. И он говорит – вы должны запустить это до объявления наших показателей за четвертый квартал.

Дороти Николс

Нам дали четыре недели…

Даже если мы все будем работать круглые сутки, для нормального продукта нужно минимум шесть недель». Мы сказали, «Невозможно построить эту систему за четыре недели.

Но возможность запустить Prime во многом зависела от того, что происходит на складах. Всё это происходило на стороне сайта, среди разработчиков. Второй по важности персоной в компании, правой рукой Безоса, заведующим всем «на земле». И тут Amazon очень повезло еще с одним Джеффом: Джеффом Уилке. Он более трёх лет готовил складские комплексы Amazon к такому драматическому уменьшению сроков доставки.

Закажи в следующие 3 часа 42 минуты». В 2003 году Amazon начал отсылать некоторым клиентам сообщения в стиле «Хочешь получить это товар сегодня? Покупатели начали обращать больше внимания на время, за которое прибывает их посылка. Это делалось в соответствии с графиком отгрузки товаров на складах. Многие впервые задумались о том, что разные интернет-магазины предлагают разную скорость доставки.

Каждый раз. Джефф Уилке рассказывает: «В конце каждого дня менеджеры складов присылали мне и-мейлы с описанием причин любой пропущенной доставки. Мы делали это почти год, чтобы убедиться, что процессы работают идеально».

Большая часть тяжелой работы на складах и загрузочных центрах уже была проведена.
К тому времени как Безос дал зеленый свет проекту Prime на совещании в конце 2004-го, Уилке даже не нужно было находиться в той комнате.

Роб Лендвай (бывший менеджер Amazon по технической программе заказов)

Спереди у них было написано «Futurama», сзади – «Доставка за 6 недель или меньше. Перед запуском новой программы мы напечатали миллион футболок. Гарантированно».

Когда мы шли к их отделу и забирали у них ключевого разработчика или менеджера, мы давали им эту футболку. Поскольку проект был назван Безосом приоритетным, команда получила карт-бланш на привлечение к себе сотрудников из любых отделов. Однажды они приходили на работу – и тебя там больше не было. Для твоей бывшей команды это было необычное явление: они буквально думали, что ты исчез.


Футболки, которые раздавала команда Prime другим дивизиям, забирая у них важных членов команды

Дэвид Геллман (бывший старший дизайнер пользовательского интерфейса Amazon)

Пять часов на сон казались благом. Мы работали ночами напролет. Я руководил проектом, и я работал по 110-120 часов в неделю.

Грег Грили

Мне кажется, он похоронит компанию. В декабре я получил и-мейл от одного из разработчиков, «Грег, мы так усердно работаем над этим проектом, и я смотрю на него как акционер, и мне страшно. Вы точно посчитали все цифры по этой новой программе?»

Виджей Равиндран

Над расчетами не сидели выпускники бизнес-школ, мы не вели сумасшедших таблиц или детального анализа. Этот продукт был сделан по наитию. Что мы разберемся и сделаем так, чтобы эта новая система как-то смогла приносить прибыль компании. У нас была просто уверенность в то, что мы достаточно умны, чтобы справиться.

Грег Грили

Мне такое имя не понравилось. Джефф однажды пришел и сказал, «Мы назовём это Prime» (отличный, превосходный). Давай хотя бы проведем бренд-исследование». Я схватил Криса Бруззо, руководителя отдела PR и маркетинга, и сказал, «Эта идея с Prime, мне кажется, она не взлетит.

Пришли к Безосу. И мы выбрали где-то 20 имен. Он прочитал, и отвечает – «Да, это отличная работа. Показываем – говорим, вот весь список, а вот те три, которые показывают себя лучше Prime. Но мне нравится Prime». Я с вами согласен. И рассмеялся.

Он был настолько уверен, что Prime – лучшее имя. Впервые за 19 лет, которые я работал с Джеффом, он проигнорировал рекомендацию.

Чарли Уорд

Ну и, потому что мы все компьютерные гики, мы были в восторге от того, что prime – это еще и название всех простых чисел.


Письма Джеффа Безоса клиентам Amazon, объявляющие о запусках Prime и Prime Video

Грег Грили

Могли бы мы масштабировать эту программу членства, если произошел бы наплыв клиентов? Люди иногда не понимают, насколько большая это была ставка. И если понравилась, могли ли мы сделать её прибыльной, или мы просто начали бы терять деньги на доставке огромными темпами? Понравилась бы им вообще такая система?

Виджей Равиндран

Но тогда нам реально было страшно. Люди, наверное, не помнят той интернет-среды, теперь, когда Amazon и модели, построенные по нашему подобию, так доминируют. У Google был проект Froogle, а eBay продавала в разы больше, чем мы.

В то время двухдневная доставка от Amazon стоила покупателю $9. В феврале 2005-го Безос представил программу Amazon Prime: за $79 в год вы получали бесплатную двухдневную доставку любого количества товаров, без ограничений. Так что если вы заказывали всего 9 посылок в год, Prime уже окупала себя. 48. «Даже для людей, которые могут позволить себе заказывать ускоренную доставку, это новый уровень роскоши», сказал Безос в интервью аналитику Wall Street.

И это навсегда изменило тип тех продуктов, которые покупатели готовы брать онлайн. С новой платформой доставки Amazon единолично – и перманентно – поднял планку в плане удобства онлайн-покупок. Нужен подарок в последнюю минуту? Теперь появился смысл в заказе буквально пары салфеток или бутылки воды. Зачем идти в магазин, если есть вариант с доставкой на дом, по такой же цене или ниже? Заканчиваются подгузники?

Менеджерам не нравилось, что их проекты понизили в приоритете, и у них забирали сотрудников на разработку какой-то скрытой системы, о которой они ничего не знают. Внутри самой Amazon было много недовольных программой. Но в итоге риск себя оправдал. Финансисты боялись, что регулярные покупатели или даже конкуренты начнут испытывать платформу на прочность, заказывая массу товаров, что в итоге обанкротит компанию из-за взмывающих в небо расходов на доставку. Другие компании, не имеющие такого крутого предложения, постепенно начали отходить на второй план.
Количество клиентов площадки оказалось решающим фактором её успеха.

Майкл Даринг (бывший топ-менеджер eBay)

Рост продаж замедлялся, начинались трения внутри команды. У нас были проблемы в конце 2004-го и первой половине 2005-го. «Идеальное» время для запуска нового большого проекта от конкурентов.

Amazon играет вдолгую. Prime был очень дерзкой идеей, и мы тогда поняли, что это значит. Они думают десятилетиями. Они не собираются получать прибыль в ближайшие годы, но хотят заставить покупателей быть только с ними.

Первый был – «Ну, их бизнес с аукционами не выгорел, значит, они не представляют большой угрозы». Я думаю, в истории была пара моментов, когда eBay сделала неправильные выводы по поводу Amazon. Кто станет покупать там одежду и электронику?» Мы не были глупы, мы были реалистами. Второй – «Бренд Amazon накрепко связан с книгами, фильмами и музыкой. Мы думали, если они хороши в определенной сфере, они там и останутся.

Просто работа, работа, работа. Но разница была в том, что если вы посмотрите на те старые письма Безоса акционерам, вы увидите, насколько мало они заботились о своей низкой марже, о низкой цене своих акций. Вера в то, что если ты будешь стоять на стороне покупателя, всё остальное сложится само собой. Инвестиции, инвестиции в инфраструктуру.

Нам не повезло, что у нас тогда не было Сэма Уолтона или Джеффа Безоса в роли СЕО. Это стратегия Сэма Уолтона, основателя Walmart.

Джулия Тодаро (бывший финансовый директор Amazon)

Они сразу поняли, что это для них чистая экономия. Как вы можете представить, в первую очередь на Prime подписались те, кто уже и так платил за двухдневную доставку. Это была первая волна.

Андреа Ли

Подписка этих супер-пользователей и близко не покрывала затраты с нашей стороны, особенно на доставку по воздуху. Я знаю, с моей стороны было очень сложно придумать, как получать на этом деньги. Поставив себя в такую ситуацию, мы вынуждены были прыгать ещё на голову выше. Мы вынуждены были срочно менять цепочки поставок, более грамотно распределять инвентарь, учитывать, откуда обычно идет спрос на какую продукцию.

Джулия Тодаро

Джефф не был удивлен. В Amazon не было паники, мы не сокрушались убыткам. Так что мы просто держались, работали, и продолжали следить за поведением покупателей. Он наверное самый умный человек на планете.

Джефф просто увидел стратегические плюсы Prime в том, насколько это хорошо для клиентов. Amazon – невероятно аналитическая компания, но она не полагается только на то, что говорят цифры. Давайте закроем этот проект». В других компаниях на этом этапе они бы сказали «Да, покупатели делают то, что мы хотим, но это чересчур дорого.


Сайт Amazon в начале 2000-х

Теперь торговать на площадке мог кто угодно: продавцы присылали свой товар на склады Amazon и хранили его там за определенную плату. В 2006-м Безос представил систему Fulfillment by Amazon. Такие товары тоже могли приходить за два дня – для клиентов с Prime. Amazon занимался вопросами доставки. Теперь они могли сказать покупателям, что предлагают очень быструю доставку, для них это было огромное преимущество. Эти условия стали решающими для многих торговцев. В итоге сейчас через услугу фулфилмент третьими продавцами на сайте продается намного больше товаров, чем самой компанией.
А Amazon в разы расширило каталог продукции, доступной членам программы Prime.

Робби Швитцер (бывший вице-президент Amazon Prime)

Они не смогут с этим бороться. Я помню, как подумал, что это конец eBay. И они не понимают, что это нужно сделать. У них нет опыта, чтобы построить такие центры и проводить свои операции с такой скоростью, как у нас.

Стивен Шуре (первый вице-президент Amazon Prime, текущий вице-президент систем поиска поставщиков для Amazon.com)

Сделать доставку еще быстрее, в большее число городов, для большего списка товаров. Я и вся моя команда фокусировались на улучшении условий для подписчиков. Например, было намного лучше, если вы заказали в понедельник, а не в четверг. Убрать любые баги и аномалии. Мы думали, как сделать, чтобы клиент не чувствовал, что, покупая сейчас, он делает ошибку. Заказ понедельника приезжал в среду, а заказ четверга – в понедельник, иногда во вторник.

Обычно у нас никогда не было вечеринок в Amazon… Джефф вышел и сказал, что следующая будет на 10 млн подписчиков, и все засмеялись. Когда мы пересекли отметку в миллион подписчиков, у нас была вечеринка. Нам не казалось, что это возможно.

Робби Швитцер

Было вообще неясно, сможем ли мы поддерживать этот аукцион щедрости. Я помню, в каком состоянии всё было, когда я присоединился. В основном из-за двух крайностей: тяжелых больших вещей и очень дешевых товаров. В финансовом плане в этом не было смысла. Бесплатная доставка таких – это большой убыток.

Так что мы создали дополнительную программу, где часть товаров с такой низкой ценой, если вы хотите привязать их к своему основному заказу, они просто придут с ним в комплекте. Когда кто-то покупает зубную щетку за $3 и мы доставляем её за два дня, здесь нет возможности сделать это прибыльным, это нереально. Пользователям это удобно: не надо получать несколько разных посылок в разные дни.

Доставка для подписчиков всё равно бесплатная, но она не всегда двухдневная. А для больших и тяжелых товаров мы создали критерий, что некоторые продукты будут „Prime Standard“. Это дало нам некоторую гибкость.

Так что, мне кажется, Prime бы не существовал, и не был бы тем, чем он есть сейчас, если бы мы не улучшали все процессы компании, не проводили инновации в каждой отдельной сфере. Ключами к превращению Prime в прибыльную программу было снижение стоимости доставки (а это почти всё, от складов до работы сотрудников) и повышение маржи, то есть, оптимизация всего ритейла.

Марк Онетто (бывший вице-президент Amazon по всемирным операциям)

Стоимость доставки от склада к клиенту была порядка $1. В 2006-м большая часть нашего инвентаря была на Среднем Западе. Цена доставки по воздуху была примерно $15. 50 за посылку. То есть, отправлять по воздуху было в 10 раз дороже.

Чтобы успеть за два дня нам теперь приходится доставлять большую часть заказов на самолетах». Я навсегда запомнил, как я представил эти цифры Джеффу Безосу и сказал, «Вот на сколько Prime повышает стоимость нашей доставки. И Безос ответил, «Ты думаешь неправильно».

Если бы пользователям понравился Prime, спрос бы вырос. И да, я не учел глобальности и масштабов. И если бы спрос вырос достаточно, мы могли построить новые склады и центры ближе к покупателям.

Вот почему он гений, а я просто заведую операциями.

Джулия Тодаро

Потом мы сделали это 6 месяцев. Если вы студент, вы получали Prime бесплатно на год. У нас также есть специальные предложения для маленьких детей.

Два раза в вашей жизни, когда у вас самая большая вероятность изменить свое отношение к покупкам – это когда вы становитесь студентом (и впервые уезжаете из дома), и когда у вас появляются дети. Это критично. Вы становитесь привязанными к Amazon, и ваши дети тоже. Мы контролируем оба этих этапа. Они видят и знают, что это лучшее для них место, чтобы купить то, что нужно.

Дороти Николс

Но кто живет в этом доме? Мы спорили о том, стоит ли давать Prime бесплатно членам домохозяйства. Как ты это подтвердишь?

А если кто-то нас обманывает, давайте взглянем на шаблоны их поведения, вычислим их, но не будем мешать честным покупателям. Я была на стороне того, что люди изначально хороши, а тех, кто попытается обмануть систему, будет не так много.


Сервис Prime Now в Берлине

Андреа Ли

До тех пор пока они не объединили его с пакетом цифрового видео и всеми остальными бонусами, на самом деле оно не взлетело. Прайму потребовалось очень много времени, чтобы взлететь. Система определенно росла, но это заняло гораздо больше времени, чем люди думают.

Стивен Шуре

Получить возможность стримить видео и сериалы, по сути, бесплатно, в комплекте с Prime, это очень многое изменило. Да, потом, конечно, пришли Prime Video и Prime Music. А бесплатно и легально – никто. Это был не Netflix, но в 2011-м такое всё равно мало кто предлагал.

Билл Карр (бывший вице-президент Amazon по цифровой музыке и видео)

Не смейтесь только, пожалуйста. У Netflix был большой бюджет, который нас пугал. Стабильная цифра, никогда не больше, никогда не меньше. Они тратили по $35 млн в год на видеоконтент. Для них не имело значения, у них один зритель или сто миллионов зрителей, это то, сколько они платили. Они шли и покупали права на фильмы и сериалы. Но мы в Amazon не могли работать по такой бизнес-схеме.

В 2008-м, 9-м, 10-м году это были огромные деньги для нас. Это было непросто – брать на себя обязательства по фиксированной оплате контента, не зная, сможем ли мы на самом деле получить хоть каких-нибудь подписчиков.

И, в своей привычной манере, он выбрал то, чего вообще не было в обсуждении. И я помню, Джефф наконец произнес, «У меня есть идея». И мы посмотрели на него так, как будто у него из головы начали расти ноги. «Давайте сделаем это частью Amazon Prime». Прайм? Вроде, «О чём ты говоришь? При чём здесь она?» Программа бесплатной доставки?

Тогда на них тоже все смотрели с насмешкой – «Вы предлагаете цифровое видео плюс DVD, и вы не берете дополнительной платы? Но принцип, который понял Джефф, состоял в том, что мы должны были сделать то же, что делал Netflix на начале своего пути. Как вы собираетесь выжить?»

Цифровой контент в начале не был особо хорошим, но он был бесплатен, и, конечно, никто из пользователей не будет против такого. Netflix смогла расти именно за счет того, что их сервис шёл бонусом. И мы пошли по тому же пути. Вроде «О, кстати, вот, тут еще и какие-то фильмы в дополнение к этому».

«Да, Prime стоит $79 в год. Я помню, Джефф использовал буквально эти слова – это  «О, кстати». Даже если наши фильмы и другой контент были не самого высокого качества, кто бы жаловался, учитывая, что это бесплатно? О, кстати, там еще и бесплатные фильмы и сериалы в дополнение к нему».

Джефф Уилке (правая рука Джеффа Безоса)

В то время, мы сказали, это лучшее предложение в истории шоппинга, и теперь мы делаем его еще лучше.

Они проводят больше времени на сайте, у них больше вероятность продлить Prime, они чаще конвертируют бесплатный триал в полноценную подписку. И мы увидели, что клиенты, которые посмотрели фильм, который они обожают, потом покупают больше продукции Tide. Зрители видео начали своими действиями сообщать нам, что цифровой контент – это важная часть нашего пакета Prime.


Джефф Уилке

Amazon создает собственные фильмы и телесериалы, называемые Prime Originals, доступные только пользователям Prime. Теперь сервис Prime Video стал намного больше и разделился на несколько частей. А Amazon Channels позволяет подписываться на контент от сетей вроде HBO и Showtime за небольшую ежемесячную плату.
Все остальные могут арендовать или покупать контент в стиле iTunes.

Билл Карр

У нас они были, а у Netflix их не было. Когда мы добавили HBO, мы были счастливы. Я не могу вспомнить точных цифр, но что-то вроде после запуска HBO, из топ-50 сериалов на Amazon Prime, 40 из них были от HBO.

Оба сервиса стали бесплатными для подписчиков Prime. В 2014-м появилась Prime Music, стриминг музыки, и доставка Prime Now – двухчасовая доставка товара в пределах мегаполисов.

В 2015-м появился Prime Day – большой праздник скидок и распродаж, специальный день в середине июля с большими скидками на тысячи товаров, доступными, опять же, только для людей с Prime.

Но суть сервиса осталась той же: подцепить людей фильмами, и заставить их чаще покупать на сайте, забыв о конкурентах. В апреле 2016-го Amazon начала разрешать пользователям получать Prime Video чуть дешевле, без полноценной подписки на Prime.

Грег Грили

В конце концов мы поставили для себя цель: что нужно сделать, чтобы получить больше 100 миллионов подписчиков по всему миру? Это была огромная ставка, многие люди не думали, что это когда-либо окупится.

Я пошел к руководителям всех отделов Amazon и сказал, «Эй, Prime – это возможность дать нашим премиум-клиентам лучшее, что есть у Amazon. Мы начали видеть, как люди очень позитивно реагируют на видеоконтент. И давал тягу тем частям бизнеса, которые к нему подключались. У тебя есть что-то, что можно добавить в Prime?» Это стало машиной, поездом, который набирал всё больше вагонов.

Так мы внедрили музыкальный сервис, фотосервис, облака для пользователей, кредитные карточки, эксклюзивные для Prime продукты, сервис Prime Reading. Где-то в 2014-м это стало целью всей нашей команды. Не говоря уже о книгах для Kindle, бесплатной подписке на стримеров в Twitch и других приятных бонусах.

Это стало крупнейшей сделкой в истории компании. 16 июня 2017 года Amazon потрясла бизнес-мир, анонсировав покупку Whole Foods за $13,7 млрд. Теперь подписчики дополнительно бесплатно получают там большие скидки на свежие овощи, кешбэк 5% обратно на карту и 2-часовую доставку в пределах городов. Стало понятно, что даже эта, казалось бы, сторонняя фирма, занимающаяся продуктами питания, в итоге подключится к Prime. А на практике – все регулярные покупатели Whole Foods автоматически стали членами программы Prime, и компания получила еще несколько миллионов лояльных клиентов. Опять же, в теории для Amazon это сплошной убыток.

Стандартное обещание доставки за два дня, которое когда-то перевернуло мир американского ритейла, урезается еще в два раза. А в апреле 2019-го Amazon объявила, что она еще раз улучшает Prime, и довольно серьезно. Акции таких конкурентов как Target и Walmart сразу после анонса упали на несколько пунктов, и продолжали падение еще около месяца. Новая доставка для подписчиков Prime будет проходить за один день.

За прошедшие годы он давно превратился в мероприятие почти на неделю, акции стартуют всё раньше, а длятся дольше. Одной из главных «заманух» для подписки на Prime остается ежегодный Prime Day – который начинается сегодня, 15 июля. Как на продукты самого Amazon, вроде читалок, так и на сотни тысяч товаров других продавцов. В Prime Day компания предлагает специальные скидки для всех, кто зарегистрировался (в том числе и бесплатно, в виде триала) в программе Amazon Prime.

В основном – из-за качества и разнообразия скидок на сайте. В прошлом году по объему продаж Prime Day у Amazon побил Черную пятницу. За один день Amazon продала 200 тысяч наушников, 1 миллион пар обуви и 2 миллиона детских игрушек.
По подсчетам, 77% скидок в прошлом году на Prime Day были выше, чем в день Черной пятницы.

Андреа Ли

Никакая скорость и никакое число подписчиков не будут достаточными для Amazon. Мне кажется, они на этом не остановятся. Они будут расти, становиться быстрее и быстрее. До тех пор, пока мою покупку не привозят за, скажем, десять минут прямо к моей двери. Такой всегда была цель.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»