Хабрахабр

[Перевод] Сила толпы. Как в Чикаго разработали мусороедного робота – очистителя рек

Среди уток, лебедей, рыбок, редких бобров и выдр время от времени будет проплывать небольшой робот. Если вы пройдетесь по берегу реки Чикаго этим летом, вы увидите что-то довольно необычное. Это Трэшбот – детище чикагского стартапа Urban Rivers, собравшего экологов, робототехников и других профессионалов с целью очистки городских рек от мусора и помощи их обитателям. Похожий на маленький плот, он будет лениво ходить вниз и вверх по реке, собирая всё, что окажется на её поверхности.

Он же двигается сам по себе, прям как румба! С виду Трэшбот может показаться «водной румбой», автономно (или случайно) выбирающей путь, пока впереди еще есть загрязнение. Робот не выбирает себе направление сам, в любой момент его может контролировать один из примерно 4 383 810 342 людей – глобальных интернет-пользователей. Но на самом деле всё наоборот.

Цель компании – чтобы человек в это время нашел мусор и успел его схватить, а в идеале – еще и отнести в специальный контейнер у берега реки, откуда его потом уберут. Каждый человек с доступом к интернету может залогиниться на сайт Urban Rivers и на две минуты стать пилотом бота. Так очищение рек становится не виртуальной активностью, которой «занимается кто-то где-то», а вполне реальным занятием, в котором ты физически можешь поучаствовать – при этом не загрязняя свои руки.

Ник Уэсли, один из руководителей проекта, рассказывает:

Технология, требуемая для постройки нашего робота, не сложнее, чем технология в недорогом дроне. Мы наконец на этапе, когда большинство людей живут в местах с достойным интернет-соединением. Польза для природы, интересно на пару минут, дает ощущение, что сегодня ты сделал что-то полезное, что еще надо.
Можно стримить видео с довольно маленькой задержкой, и на таких скоростях им можно управлять.

Постройка Трэшбота

В июне 2017-го Urban Rivers успешно создала "плавающие сады" на той же реке Чикаго, чтобы помочь животным вернуться в свою естественную среду обитания. Идея разработки управляемых мусоросборников для очищения городских рек появилась два года назад. Чтобы решить проблему, они стали приглашать волонтеров, которые по старинке отправлялись к реке по утрам и вручную собирали более-менее крупный сор. К сожалению, команда поняла, что эти сады быстро засоряются мусором. Эффективность оказалась очень низкой, в основном из-за беспорядочного течения реки.

Потом что-то в течении менялось, и скоро это место заполнялось мусором. Иногда люди отправлялись утром к берегу, а там не было мусора для сбора. Чтобы мусор убирался в режиме реального времени, по мере того, как он плывет по течению.
Мы поняли, что здесь нужно решение, которое будет включено постоянно.

Компьютерное зрение и технологии распознавания изображений хорошо продвинулись за последние годы, но научить бота определять, что подходит под понятие «мусор», всё равно оказалось непросто. Появились зачатки идеи, но команда не знала, как сделать так, чтобы робот находил и собирал загрязнения. Оказалось, что хорошо отделять его от естественных объектов в реке пока что могут только люди. «Мусор» – довольно абстрактный концепт. Так и сформировалась идея создания дистанционно управляемой «румбы», которую могли бы пилотировать пользователи со всего мира.

Тогда же можно будет попробовать лично его пилотировать. Запуск первого Трэшбота намечен на конец этого месяца, а стабильно работать он начнет в июне. Каждому дается по пять минут. А пока что самые нетерпеливые пользователи могут поупражняться в онлайн-демо в тестовом бассейне (или, как его тут помпезно называют, «подземной аква-лаборатории»), заполненном пластмассовыми уточками, которых нужно собрать. И это, кстати, действительно довольно весело.

Даже из России робот отзывается довольно быстро, управляется легко, правда, несобранных уточек не было обнаружено (из-за хабраэффекта ждать своей очереди к роботу, возможно, придется чуть дольше).

Сила толпы

В 1715-м математик и астроном Эдмунд Галлей (в честь которого названа комета Галлея) опубликовал карту, предсказывающую время и путь будущих солнечных затмений. Идея просить помощи публики для решения больших задач – отнюдь не новая. Этот первый краудсорсинг был успешен, и, собрав у публики информацию, Галлей создал вторую, еще более точную карту, которая помогла предсказать затмение в 1724 году. Поскольку Галлей мог находиться только в одном физическом месте во время затмения, он издал «просьбу к любопытным» и попросил, чтобы они запечатлели свою локацию и то, как выглядело небо во время затмения, попросив особенно отметить «продолжительность полной темноты».


Карта затмения Галлея

Народ можно вовлекать не только в процессы сбора и передачи информации. Сегодня технологии позволяют добавить к методам Галлея настоящую интерактивность. В 1991-м, спустя почти 300 лет после инициативы Галлея, Лорен Карпентер, сооснователь студии Pixar, устроил запоминающуюся демо-трансляцию на одной из конференций по компьютерной графике. Люди могут выполнять более интересную и разнообразную работу, таким образом получая от процесса что-то себе взамен. Он впервые показал участникам силу толпы, и продемонстрировал, что каждый член аудитории может быть использован в виде отдельного узла для решения проблемы.

Каждому присутствующему выдавалась ракетка, с одной зеленой и одной красной стороной. «Проблемой» было заставить 5000 участников конференции играть в одну гигантскую игру в пинг-понг. Каждая ракетка, которую держит член аудитории, считалась за один голос (шаг вверх или шаг вниз), и виртуальное отбивание мячика на экране проходило по законом такой демократии. В центре комнаты был поставлен большой, как в кинотеатре, экран, который показывал классическую видеоигру, и компьютер, сканировавший аудиторию, и выяснявший, какую сторону ракетки они держат кверху – красную или зеленую. Движение шарика (или, в этом случае, акулы) довольно медленное, и наблюдать не сильно интересно, но находиться в аудитории, и пытаться работать как единое целое для достижения общей задачи – вполне. Проапгрейженую версию этого эксперимента в 2013-м также провела BBC.

Эксперимент Лорена Карпентера на SIGGRAPH-91

Теперь можно подключать к задаче не пару сотен людей, как Галлей, и не 5000 людей, как Карпентер, а любое количество, хоть миллионы. Интернет берет такую работу с толпой, и выводит её на новый уровень. Очищение рек с помощью силы толпы тоже должно стать чем-то вполне достижимым. Такое массовое сотрудничество привело к появлению «Википедии», «Линукса», даже гигантского гиперлинкинга PageRank, который привел к появлению Google. И это далеко не единственная задача, которую можно решить таким способом.

Спасение с Zooniverse

Двенадцать лет назад, он работал над проектом, для которого ему нужно было анализировать форму галактик. Крис Линтотт – профессор астрофизики в Университете Оксфорда. Оказалось, что, как и в случае с определением мусора на реке Чикаго, человеческий глаз с классификацией типа галактики пока справляется лучше машины. Но, даже если взять небольшой участок космоса, галактик там слишком много – многие миллионы. После классификации 50 000 галактик, Линтотт с командой решили, что им нужна помощь.

Вам не нужно было знать, что такое галактика, или иметь интерес к астрономии. Мы создали вебсайт, Galaxy Zoo, и попросили публику – простых пользователей – помочь нам с определением типа галактик. Люди проявили к сайту большой интерес, мы получили сотни миллионов классификаций.
Вы просто видели, что перед вами на изображении, и выбирали, на что это больше похоже.

Одна учительница из Дании, Ханни ван Аркел, даже открыла непонятный объект – ей на сайте выдало нечто, похожее на зеленую фигурку, она проконсультировалась на форуме, не является ли это ошибкой, энтузиасты проверили этот участок космоса, и там действительно показалось что-то странное. В результате каждый получил шанс стать частью передовых космических открытий. Теперь этот объект (скорее всего, скопление газа, подсвеченное квазаром) в честь учительницы называют "Объектом Ханни".

Ну а для Криса Линтотта главным было то, что проект оказался невероятно успешным:

От астрономии до биомедицины и социологии, всем нужно было их как-то обрабатывать.
С нами стали связываться другие исследователи, которые просто не могли справиться с объемами своих данных.

На ней работает около сотни проектов, просто слишком больших для ограниченного количества ученых. Так Линтотт создал что-то вроде «Кикстартера» для исследований – платформу Zooniverse, где ученые могут краудсорсить проекты, запрашивая помощь у публики.


Gravity Spy

Обычные пользователи на данный момент провели более 1,2 млн классификаций. Один из таких проектов, Gravity Spy, помогает астрофизикам определять гравитационные волны и отделять их от ошибок в данных, собранных лазерными интерферометрами. А Planet Hunters приглашает народ к открытию новых планет, используя данные со спутников NASA. Другой проект, Wild Gabon, оценивает популяцию млекопитающих в африканской саванне. Пока что их так открыто около сотни (из 300 тысяч проверенных снимков).

Крис Линтотт, основатель Zooniverse, говорит:

Сейчас это можно сделать просто со своим веб-браузером.
Мне даже сложно представить, что 20 лет назад никто не открыл ни одной планеты вокруг других звезд.

Почти шесть тысяч волонтеров прошлись через 300 тысяч изображений, чтобы определить, какие дороги затоплены, какие перекрыты, а по каким еще можно передвигаться. Когда ураган Ирма прошелся по карибским островам в 2017-м, организация Planetary Response Network использовала Zooniverse для создания самых точных карт местности. Получился большой и незаменимый инструмент для гуманитарных работников, прибывающих в регион. Там же отмечались группы беженцев, нуждающиеся в немедленной помощи.

Триумф общин?

Он не всегда будет ответом на глобальные проблемы. Краудсорс – не панацея, конечно. В книге Евгения Морозова «Чтобы спасти всё, кликните здесь», критикуется растущая у людей вера в то, что любая ситуация может быть решена каким-то одним фиксом. Решение не всегда может быть децентрализировано и превращено в игру для публики, как поднятие мусора с роботом или открытие новых планет.

Особенно если они следуют одной формуле: большая, централизованная задача, которая может быть разделена на маленькие-маленькие кусочки. Но, как подтверждает Трэшбот и десятки проектов на Zooniverse, даже самые масштабные проблемы могут так, по крайней мере, быть сильно упрощены. Вроде поднятия одного пластикового пакета из речки, добавления отдельной правки в «Википедию» или проверки изображения на наличие в нём планеты или галактики. А вообще идеально, если каждый из таких кусочков представляет собой какую-то маленькую завершенную работу, которую можно прочувствовать.

Линтотт объясняет:

Вы не можете просто дать людям заполнять формы. Их действия должны быть реальными и значимыми. Если вы сможете этого достичь, вы увидите, что многие люди готовы прилагать очень большие усилия.
Они должны чувствовать себя частью важного процесса.

Обычные пользователи могут помогать не только в заполнении карт, пилотировании роботов или нахождении нужных объектов на изображениях. Появление и развитие новых технологий, вроде VR и дронов, открывает новые перспективы, так что этот довольно необычный раздел краудсорсинга в ближайшем будущем может стать еще интереснее. Например, по интернету теоретически уже возможно ощущать (и, соответственно, классифицировать) звуки, вкусы, запахи и текстуры.

И это однозначно лучше тренда на «кликтивизм» (как активизм, но только в виде кликов) – когда люди считают, что сделали очень полезную вещь, просто потому, что они лайкнули нужную страничку или пост на «Фейсбуке». Такие общие краудсорс-проекты, как Zooniverse и Трэшбот, вовлекают обычных пользователей в важные процессы – даже если они происходят за тысячи километров от них. Но здесь есть реальная и мгновенная польза, плюс вы все-таки прикладываете хоть немного усилий. Как и кликтивизм, инициативы вроде Gravity Spy или Planet Hunters позволяют вам участвовать в процессе, оставаясь в халатике и не покидая комфорта собственного кресла.

Ник Уэсли, один из создателей Трэшбота в Urban Rivers, объясняет:

Когда вы находите что-то или исследуете что-то самостоятельно, вы начинаете интересоваться этим намного сильнее. Я думаю, эти новые технологии удаленного присутствия и вовлеченности – чрезвычайно полезный инструмент, позволяющий людям получить опыт в чем-то, чего, возможно, нет в месте их проживания. Есть много разных сфер, которые могут использовать этот подход для решения действительно больших глобальных проблем. Я думаю, что это действительно круто. Особенно если удастся геймифицировать этот процесс и сделать его действительно интерактивным.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть