Хабрахабр

[Перевод] Руководство по JavaScript, часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты

Недавно мы провели опрос, посвящённый целесообразности перевода этого руководства по JavaScript. Как оказалось, около 90% проголосовавших отнеслись к данной идее положительно. Поэтому сегодня публикуем первую часть перевода.

Мы решили немного расширить аудиторию этого материала, включить в неё тех, кто совершенно ничего не знает о JS, и начать его с написания нескольких вариантов «Hello, world!».
Это руководство, по замыслу автора, рассчитано на тех, кто уже немного знаком JavaScript и хочет привести свои знания в порядок а также узнать о языке что-то новое.

Hello, world!

Программа, которую по традиции называют «Hello, world!», очень проста. Она выводит куда-либо фразу «Hello, world!», или другую подобную, средствами некоего языка.

В нашем случае речь идёт о браузерах и о серверной платформе Node.js. JavaScript — это язык, программы на котором можно выполнять в разных средах. Если до сих пор вы не написали ни строчки кода на JS и читаете этот текст в браузере, на настольном компьютере, это значит, что вы буквально в считанных секундах от своей первой JavaScript-программы.

Окно браузера окажется разделённым на две части. Для того чтобы её написать, если вы пользуетесь Google Chrome, откройте меню браузера и выберите в нём команду Дополнительные инструменты > Инструменты разработчика. Нас интересует закладка Console (Консоль). В одной из них будет видна страница, в другой откроется панель с инструментами разработчика, содержащая несколько закладок. Не обращайте внимания на то, что уже может в консоли присутствовать (для её очистки можете воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl + L). Щёлкните по ней. Именно сюда можно вводить JavaScript-код, который выполняется по нажатию клавиши Enter. Нас сейчас интересует приглашение консоли. Введём в консоль следующее:

console.log("Hello, world!")

Этот текст можно ввести с клавиатуры, можно скопировать и вставить его в консоль. Результат будет одним и тем же, но, если вы учитесь программировать, рекомендуется вводить тексты программ самостоятельно, а не копировать их.

После того, как текст программы оказался в консоли, нажмём клавишу Enter.

На всё остальное пока не обращайте внимания. Если всё сделано правильно — под этой строчкой появится текст Hello, world!.

Первая программа в консоли браузера — вывод сообщения в консоль

Делается это так: Ещё один вариант браузерного «Hello, world!» заключается в выводе окна с сообщением.

alert("Hello, world!")

Вот результат выполнения этой программы.

Вывод сообщения в окне

Менять её расположение можно, воспользовавшись меню с тремя точками в её заголовке и выбирая соответствующую пиктограмму. Обратите внимание на то, что панель инструментов разработчика расположена теперь в нижней части экрана. Там же можно найти и кнопку для закрытия этой панели.

Консоль хороша тем, что она, когда вы пользуетесь браузером, всегда под рукой. Инструменты разработчика, и, в том числе, консоль, имеются и в других браузерах.

Так, если говорить об обычном использовании программ на JavaScript, они загружаются в браузер для обеспечения работы веб-страниц. Существуют и другие способы запуска JS-кода в браузере. Всё это делается с помощью тега <script>. Как правило, код оформляют в виде отдельных файлов с расширением .js, которые подключают к веб-страницам, но программный код можно включать и непосредственно в код страницы. Подробности о теге script можно посмотреть на сайте w3school.com. Когда браузер обнаруживает такой код, он выполняет его. Этот пример можно запустить и средствами данного ресурса (ищите кнопку Try it Yourself), но мы поступим немного иначе. В частности, рассмотрим пример, демонстрирующий работу с веб-страницей средствами JavaScript, приведённый на этом ресурсе. А именно, создадим в каком-нибудь текстовом редакторе (например — в VS Code или в Notepad++) новый файл, который назовём hello.html, и добавим в него следующий код:

<!DOCTYPE html>
<html> <body> <p id="hello"></p> <script> document.getElementById("hello").innerHTML = "Hello, world!"; </script> </body>
</html>

Здесь нас больше всего интересует строчка document.getElementById("hello").innerHTML = "Hello, world!";, представляющая собой JS-код. Этот код заключён в открывающий и закрывающий теги <script>. Он находит в документе HTML-элемент с идентификатором hello и меняет его свойство innerHTML (то есть — тот HTML код, который содержится внутри этого элемента) на Hello, world!. Если открыть файл hello.html в браузере, на ней будет выведен заданный текст.

Сообщение, выведенное средствами JavaScript в HTML-элемент

Существуют и специализированные онлайн-среды для веб-разработки, и, в частности, для выполнения JS-кода. Как уже говорилось, примеры, приводимые на сайте w3school.com, можно тут же и попробовать. Среди них, например codepen.io, jsfiddle.net, jsbin.com.

Вот, например, как выглядит наш пример, воссозданный средствами CodePen.

В поле HTML попадает код, описывающий HTML-элемент, в поле JS — JavaScript-код, а в нижней части страницы выводится результат.

Если вы собираетесь изучать JavaScript, ориентируясь именно на серверную разработку, вероятно, вам стоит запускать примеры именно средствами Node.js. Выше мы говорили о том, что JavaScript-программы можно выполнять на различных платформах, одной из которых является серверная среда Node.js. То есть, например, команда console.log("Hello, world!") будет работать и там и там. Учтите, что, говоря упрощённо, и не учитывая особенности поддержки конкретных возможностей языка используемыми версиями Node.js и браузера, в Node.js и в браузере будет работать один и тот же код, в котором используются базовые механизмы языка. Программы, использующие механизмы, специфичные для браузеров, в Node.js работать не будут (то же самое касается и попыток запуска программ, рассчитанных на Node.js, в браузере).

Теперь создадим файл hello.js и поместим в него следующий код: Для того чтобы запустить наш «Hello, world!» в среде Node.js, установим Node.js, скачав отсюда подходящий дистрибутив.

console.log('Hello, World!');

Средствами командной строки перейдём в папку, в которой хранится этот файл, и выполним такую команду:

node hello.js

Вот каким будет результат её выполнения:

Сообщение, выведенное средствами Node.js

В некоторых текст, который мы хотим вывести в консоль или в виде сообщения, обрамляется двойными кавычками, а в некоторых — одинарными. Кстати, вы могли заметить (и, скорее всего, заметили, если набирали код самостоятельно), что в некоторых из вышеприведённых примеров, в конце строк, используется точка с запятой, а в некоторых — нет. Если ответить на этот вопрос, не вдаваясь в подробности и не учитывая некоторые мелкие детали, то можно сказать, что и тот и другой вариант использования кавычек и точки с запятой допустимы, и то, что работают они одинаково. Возможно, сейчас вы задаётесь вопросом о том, почему это так, и о том, как, если разные варианты кода работают без ошибок, писать этот код правильно. Кроме того, на этих простых примерах вы могли ощутить одну из характерных для JavaScript черт, которая заключается в том, что язык даёт программисту определённую свободу. Выбор конкретного варианта зависит от стиля написания кода, которого придерживается программист, и от потребностей некоего фрагмента программы.

Теперь, после того, как состоялось ваше первое знакомство с JavaScript, предлагаем подробнее поговорить об этом языке.

Общие сведения о JavaScript

JavaScript — это один из самых популярных языков программирования в мире. Он, созданный более 20 лет назад, прошёл в своём развитии огромный путь. JavaScript задумывался как скриптовый язык для браузеров. В самом начале он обладал куда более скромными возможностями, чем сейчас. Его, в основном, использовали для создания несложных анимаций, вроде выпадающих меню, о нём знали как о части технологии Dynamic HTML (DHTML, динамический HTML).

Со временем потребности веб-среды росли, в частности, появлялись новые API, и JavaScript, для поддержки веб-разработки, нужно было не отставать от других технологий.

В частности, речь идёт о серверной платформе Node.js, о возможностях по использованию JavaScript в разработке встраиваемых и мобильных приложений, о решении широкого спектра задач, для решения которых раньше JavaScript не использовался. В наши дни JS используется не только в традиционных браузерах, но и за их пределами.

Основные характеристики JavaScript

JavaScript — это язык, который отличается следующими особенностями:

  • Высокоуровневый. Он даёт программисту абстракции, которые позволяют не обращать внимание на особенности аппаратного обеспечения, на котором выполняются JavaScript-программы. Язык автоматически управляет памятью, используя сборщик мусора. Разработчик, в результате, может сосредоточиться на решении стоящих перед ним задач, не отвлекаясь на низкоуровневые механизмы (хотя, надо отметить, это не отменяет необходимости в рациональном использовании памяти). Язык предлагает мощные и удобные средства для работы с данными различных типов.
  • Динамический. В отличие от статических языков программирования, динамические языки способны, во время выполнения программы, выполнять действия, которые статические языки выполняют во время компиляции программ. У такого подхода есть свои плюсы и минусы, но он даёт в распоряжение разработчика такие мощные возможности, как динамическая типизация, позднее связывание, рефлексия, функциональное программирование, изменение объектов во время выполнения программы, замыкания и многое другое.
  • Динамически типизированный. Типы переменных при JS-разработке задавать необязательно. В одну и ту же переменную можно, например, сначала записать строку, а потом — целое число.
  • Слабо типизированный. В отличие от языков с сильной типизацией, языки со слабой типизацией не принуждают программиста, например, использовать в неких ситуациях объекты определённых типов, выполняя, при необходимости, неявные преобразования типов. Это даёт больше гибкости, но JS-программы не являются типобезопасными, из-за этого усложняются задачи проверки типов (на решение этой проблемы направлены TypeScript и Flow).
  • Интерпретируемый. Широко распространено мнение, в соответствии с которым JavaScript является интерпретируемым языком программирования, что означает, что программы, написанные на нём, не нуждаются в компиляции перед выполнением. JS в этом плане противопоставляют таким языкам, как C, Java, Go. На практике же браузеры, для повышения производительности программ, выполняют компиляцию JS-кода перед его выполнением. Этот шаг, однако, прозрачен для программиста, он не требует от него дополнительных усилий.
  • Мультипарадигменный. JavaScript не навязывает разработчику использование какой-то конкретной парадигмы программирования, в отличие, например, от Java (объектно-ориентированное программирование) или C (императивное программирование). Писать JS-программы можно, используя объектно-ориентированную парадигму, в частности — применяя прототипы и появившиеся в стандарте ES6 классы. Программы на JS можно писать и в функциональном стиле, благодаря тому, что функции здесь являются объектами первого класса. JavaScript допускает и работу в императивном стиле, используемом в C.

Да, кстати, надо отметить, что у JavaScript и Java нет ничего общего. Это — совершенно разные языки.

JavaScript и стандарты

ECMAScript, или ES, это название стандарта, которым руководствуются разработчики JavaScript-движков, то есть — тех сред, где выполняются JS-программы. Различные стандарты вводят в язык новые возможности, говоря о которых нередко упоминают наименование стандартов в сокращённой форме, например — ES6. ES6 — это то же самое, что и ES2015, только в первом случае число означает номер версии стандарта (6), а во втором — год принятия стандарта (2015).

Четвёртой версии стандарта не существует (в неё попытались добавить слишком много новых возможностей и так и не приняли). Сложилось так, что в мире веб-программирования очень долго был актуален стандарт ES3, принятый в 1999 году. После него, в 2011 году, был принят стандарт ES5. В 2009 году был принят стандарт ES5, который представлял собой прямо-таки огромное обновление языка, первое за 10 лет. Весьма значительным, в плане новшеств, стал и стандарт ES6, принятый в 2015 году. 1, в нём тоже было немало нового. Начиная с 2015 года, новые версии стандарта принимают каждый год.

Самой свежей версией стандарта на момент публикации этого материала является ES9, принятая в июне 2018 года.

Итоги

Сегодня мы написали «Hello, World!» на JavaScript, рассмотрели основные особенности языка и поговорили о его стандартизации. В следующий раз поговорим о стиле JavaScript-текстов и о лексической структуре программ.

Уважаемые читатели! Если вы, до чтения этого материала, не были знакомы с JavaScript, просим рассказать о том, получилось ли у вас запустить «Hello, world!».

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть